Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 116




Виктор КУЛЛЭ

Foto1

 

Поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Окончил аспирантуру Литинститута. Кандидат филологических наук. В 1996 г. защитил первую в России диссертацию, посвященную поэзии Бродского. Автор комментариев к «Сочинениям Иосифа Бродского» (1996–2007). Автор книг стихотворений «Палимпсест» (Москва, 2001); «Всё всерьёз» (Владивосток, 2011). Переводчик Микеланджело, Шекспира, Чеслава Милоша, Томаса Венцловы, англоязычных стихов Иосифа Бродского. Автор сценариев фильмов о Марине Цветаевой, Михаиле Ломоносове, Александре Грибоедове, Владимире Варшавском, Гайто Газданове, цикла документальных фильмов «Прекрасный полк» – о судьбах женщин на фронтах войны. Лауреат премий журналов «Новый мир» (2006) и «Иностранная литература» (2013), итальянской премии «Lerici Pea Mosca» (2009), «Новой Пушкинской премии» (2016). Член СП Москвы и Русского ПЕН-центра.

 

 

ЖИВАЯ КЛАССИКА

 

Считается, что мы живём в эпоху «информационного общества». Забавно, но ни один из учебников по информатике не в состоянии внятно сформулировать, что такое «информация». Древние римляне – авторы термина – понимали под informatio «разъяснение, изложение, осведомлённость». Но разъяснение может быть ошибочным, изложение – ложным, осведомлённость – мнимой. Очевидно, что информация – нечто более ёмкое, чем просто совокупность сведений, вычитанных из книг или выуженных в Сети. Столь же очевидно, что без навыков правильного обращения с ней добиться успеха в современном обществе невозможно.

Во-первых, поток информации обрушивается на нас лавинообразно – значит, нужно уметь отделять существенное от менее значимого. Во-вторых, большая часть сведений, почерпнутых из СМИ или интернета, не являются абсолютно достоверными. Они могут быть результатом сознательной манипуляции, информационного заражения, а то и просто недобросовестного копипаста. Следовательно, с информацией нужно уметь обращаться. На бытовом уровне люди руководствуются так называемым «здравым смыслом». Либо чужим примером. Но ведь и то, и другое может основываться на заблуждениях. Для человека, живущего в информационном обществе, необходимо овладение инструментами оценки информации. Важнейший из них, известный со времён античности, именуется «логикой» – т.е. «искусством рассуждения», или «наукой о правильном мышлении». Главное его достоинство заключается в том, что человек, овладевший основами логического мышления, способен научиться думать самостоятельно: не впитывая в себя, как губка, чужие мысли и знания, а вырабатывая к ним собственное отношение.

В информационном обществе наивысшей ценностью является способность к уточнению старых и выработке новых оригинальных «смыслов». Проще говоря – к наращиванию массива информации. Без умения самостоятельно мыслить это невозможно. К сожалению, по большей части современная педагогика основывается на заучивании готовых, проверенных временем формул и клише. Для сдачи ЕГЭ этого, как правило, достаточно – но для того, чтобы добиться успеха в реальной жизни, катастрофически мало. Человек, приученный обходиться лишь спущенными сверху (от педагогов, от родителей, из прочих информационных источников) чужими знаниями, обречён в современном мире на роль винтика. Недаром первым нововведением в системе образования пришедших к власти большевиков стала в 1918 году отмена преподавания в школах логики.

Винтик – деталь, неотличимая от прочих, легко заменяемая. Ценится (а, следовательно, и оплачивается) она недорого. Настоящего успеха в любом обществе может добиться лишь личность уникальная – способная самостоятельно и оригинально мыслить. Ведь чужие знания – даже выработанные лучшими умами человечества – являются пассивным объёмом информации. Зачастую – совершенно излишней. Мне могут возразить, что роль «нужного» винтика, стоящего на своём месте, также достаточно почётна. Она – как правило – обещает предсказуемое и стабильное существование. Могут напомнить, что установка на уникальность обрекает на жесточайшую конкуренцию. Всё это правда. И всё-таки, в мире, где все призы давно уже разобраны, нужно стремиться взять первый.

Цель проекта «Живая классика» – помочь ученику самостоятельно оценить литературные произведения, входящие в школьную программу. Но прежде, чем загружать его новой информацией – в практической жизни не столь уж обязательной – попытаемся понять, зачем вообще изучать классику в школе. Общепринятые варианты ответа: «Чтобы считаться культурным человеком», или «Потому что так принято» – современному школьнику попросту непонятны. Чаще всего, необходимость изучать классику расценивается как насилие. Результат же, получаемый в итоге насильственного навязывания знаний (т.е. тупого заучивания), негативен. Отвращение к знаниям куда страшнее незнания.

Конечно, всё упирается в фигуру учителя. Увы, педагогов, способных увлечь учеников и помочь им полюбить классику – не так много. Обратных примеров куда больше. Но не следует опускать руки – ведь произведения литературы становятся «классикой» не потому, что им присваивает этот ярлык чиновник из Министерства образования. Они проходят проверку временем – а значит, задолго до сегодняшних школьников были интересны и востребованы предшествующими поколениями. Основная претензия учащихся к классике – в том, что она не современна, не актуальна. Это не так. Из бессчётного числа написанных книг классикой становятся единицы – именно потому, что проблемы, затрагиваемые в них, универсальны. Любовь и ревность, честь и предательство, одиночество и непонимание, социальная несправедливость – темы, которые волнуют не только литературных героев, но и сидящих в классе учеников. Нужно лишь помочь им увидеть, что накопившиеся проблемы стояли некогда перед другими людьми – и, «учась на чужих ошибках», предложить возможность выхода.

Главная сложность заключается в антураже. Предположить, что переживания господина во фраке или барышни с кринолином, понятия не имевших ни о мобилках, ни об интернете, мало отличаются от твоих собственных – затруднительно. Но возможно. Для этого надо попытаться увидеть за портретами классиков реальных живых людей – которые тоже влюблялись и разочаровывались, геройствовали или совершали ошибки. А, главное, прожили неимоверно увлекательную жизнь – настолько яркую, что память о них сохранилась в последующих поколениях.

Перейдём на язык практики. Изучение произведений классической литературы (и сопутствующее знакомство с биографиями классиков) должно стать отправной точкой для обретения навыков самостоятельного мышления. Попросту – тренажёром развития интеллектуальных способностей. Причём – тренажёром наивысшего качества. Теоретически, те же навыки можно выработать и на ином материале – но вещи, прошедшие проверку временем, как-то надёжнее.

Проект «Живая классика» предлагает ученику сжатый комплекс информации о литературном произведении, биографии его создателя, исторической эпохе написания, основных конфликтах и сюжетные линиях, характеристиках и прототипах героев. Мы не навешиваем ярлыков и не даём окончательных оценок. Мы будем считать свою задачу выполненной, если, ознакомившись с предварительными материалами, подросток сам захочет прочитать произведение – не потому что так надо, а потому что ему стало интересно. Если же (будем реалистами) этого не случится – материалы альманаха послужат достаточным подспорьем при подготовке к ЕГЭ.

Произведение, с которого я предлагаю начать знакомство с «Живой классикой» – знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Это и впрямь классика – в самом высоком и подлинном смысле слова. Хотя бы потому, что количество цитат из неё, которыми мы пользуемся в обыденной речи, зашкаливает. Невесёлым афоризмом можно считать и само название комедии: если ум приносит человеку горе – то, быть может, не стоит развивать те «навыки самостоятельного мышления», о которых мы только что шла речь. Ещё Екклесиаст сказал, как припечатал: «Умножая познания, умножаешь скорби». Так ли это? Пословица гласит: «Дуракам – счастье». Примеров в окружающей жизни видимо-невидимо. Но может ли умный человек быть счастливым? И в чём вообще заключается ум: в багаже знаний, в остроумии и способности жонглировать парадоксами, в умении мыслить оригинально или в проверенной веками житейской мудрости – обо всём этом – на страницах бессмертной комедии «Горе от ума» (в дальнейшем – ГОУ).

Итак, в путь читатель! Go! Go! Go…

 

(Продолжение следует)