Журнал «Кольцо А» № 108
Виктор КУЛЛЭ
Поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Окончил аспирантуру Литинститута. Кандидат филологических наук. В 1996 г. защитил первую в России диссертацию, посвященную поэзии Бродского. Автор комментариев к «Сочинениям Иосифа Бродского» (1996–2007). Автор книг стихотворений «Палимпсест» (Москва, 2001); «Всё всерьёз» (Владивосток, 2011). Переводчик Микеланджело, Шекспира, Чеслава Милоша, Томаса Венцловы, англоязычных стихов Иосифа Бродского. Автор сценариев фильмов о Марине Цветаевой, Михаиле Ломоносове, Александре Грибоедове, Владимире Варшавском, Гайто Газданове, цикла документальных фильмов «Прекрасный полк» – о судьбах женщин на фронтах войны. Лауреат премий журналов «Новый мир» (2006) и «Иностранная литература» (2013), итальянской премии «Lerici Pea Mosca» (2009), «Новой Пушкинской премии» (2016). Член СП Москвы и Российского ПЕН-центра.
«БЫЛО БОЛЬЮ – СТАЛО ПУСТОТОЙ...»
* * *
Как Герой проклятая нимфа,
бесхозный звук овеществлю…
Я, в сущности, всего лишь рифма
к Творцу – и тем, кого люблю.
Танатос скушный, ушлый Эрос
по жизни сколько ни врали б –
лишь бы в конце не впасть, как в ересь,
в самонадеянный верлибр.
* * *
Скажи поэт, кто совесть нации...
Андрей Родионов
Поэт в России больше...
Евгений Евтушенко
На слэмах жгут, рожают дисеры,
но, коль поэт в России больше
поэзии – играться бисером
я больше не желаю, Боже.
Теперь у нас эпоха ряженых –
вновь в моду входят партбилеты.
Поэты прежде были граждане,
а нынче граждане – поэты.
Открыл газету – в рифму столбиком
мастеровито, своенравно,
в ряд с информационным топиком –
глаголы жгут сердца исправно.
Поэт, конечно, совесть нации,
а не гламурный шут для знати –
но слишком любит ассигнации
и не лишён субординации…
Как и обычный смертный, кстати.
* * *
«Напомни, милая, с Хмелёвым я жила?»
(из телефонного разговора,
подслушанного Д.В.Драгунским)
«Напомни, милая, с Хмелёвым я жила?..
А не подскажешь: по любви? за деньги?..» –
допытывается у конфидентки
восьмидесятилетняя герлА.
Склероз. Сосуды – словно из стекла.
Всех, право, не упомнишь… Если б детки…
На сцену прут нахальные старлетки.
Искусство беспощадней ремесла.
Мы, в роль войдя, ни мОлоды, ни стАры –
равны себе. Сколь бы в быту ни врАли,
никто ещё на сцене не приврал.
Актриса сочиняет мемуары –
пусть все умрут от зависти!!! Но в роли
счастливой женщины – увы – провал.
* * *
Жду, когда ты номер наберёшь –
чтобы голос с головой накрыл,
заставляя вслушиваться в ложь
и подыгрывать по мере сил.
К страху перед пошлостью святой
выработался иммунитет.
Было болью – стало пустотой.
Неподдельнее опоры нет.
* * *
Старость крадущуюся подсластя,
двое встречаются жизнь спустя.
Страсть, что крушили наперегонки,
перекочевала в стишки.
Вновь их друг к другу влечёт, как магнит.
К чорту суверенитет.
Но женщина лжёт. А мужчина молчит,
чтоб не солгать в ответ.
* * *
Этой женщине милость
и честность чужда –
столько в ней накопилось
безупречного льда,
столько светского лоска.
Но лишь дрогнет броня –
плоть податливей воска,
своенравней огня.
Коль не сделает ноги
мужской идиот,
то оставят ожоги
и пламень, и лёд.
* * *
Забыл, а всё одно болит –
как Родина в изгое.
Свирепый труд, кромешный стыд
и укрощённый голос
лишь для того, чтобы она –
в объятиях мужчины
заснув, удовлетворена –
проснулась без причины.
* * *
Пламенной листвы
жертвенный полёт.
Доверял любви –
оказалось: лжёт.
К вящему стыду
я сроднился с тьмой.
Свидимся в Аду,
Ангел мой!
* * *
Клинок пленяют ножны,
как Господа – собор.
Одёжки зла роскошны,
и ум его остёр.
Добро простосердечно
шныряет телешом.
Ничто
не длится вечно.
И это хорошо.
* * *
Я на склоне лет ханжою
стал бы. Да беда такая:
возомнишь, что чист душою –
тотчас в бóшку проникают
мысли, скользкие как слизни
и нахальные как черти.
Понял всё о смысле жизни.
Думаю о смысле смерти.
* * *
Молодость завсегда права
и свободна от чувства вины.
Для неё чужие слова
преисполнены новизны.
А для скушного старика
всё сливается в День Сурка:
те же мысли, те же слова.
Вечность, в сущности, такова.
* * *
В чередовании света и тени
вижу извечный мотив
связи меж миром ушедших – и теми,
кто ещё временно жив.
В нерасчленимости тени и света
вижу печальный залог,
что от беспечного автопортрета
Вышний меня уберёг.
Вот ты прильнул, облачившись в пижаму,
к тёплому боку жены.
А для бессчётных умерших, пожалуй,
мы ещё не рождены.
Тем, кто, преодолев все ступени,
честно ушёл в перегной,
мы – лишь предчувствия, смутные тени
за амальгамой земной.
* * *
Когда безумный Мандельштам
взахлёб читал на всех углах
стихи, чтоб пересилить страх,
преследующий по пятам –
нам не понять: античный рок
или кремлёвский крокодил,
обрёк его, чтоб доходил,
в бараке клянча сахарок.
А мы, живущие вполсилы,
не верящие ни хрена –
не мученики, но терпилы
под властью пахана.
* * *
Молчать уже западло:
бабло порождает зло,
потом – побеждает зло,
приумножая бабло.
Короче, злу повезло.
* * *
– Чтой-то духовность в цене –
видимо, дело к войне.
С очередной Мировой
хрен кто вернётся живой.
– Так ведь давно уж идёт.
А ты и не знал, идиот?
Власть – против частных людей.
Грешники против чертей.
* * *
Учебник истории лжёт без затей,
плодя виртуальный детсад.
Они двадцать лет растили детей,
чтоб в руки дать автомат,
а после – подсчитывать барыши,
закон даровать крепостным.
Жёлтое поле созревшей лжи.
Синее небо над ним.
* * *
Из всех окопов раздаются окрики
(как в годы пылкой классовой борьбы):
«Ты с кем, братишка: с эльфами – иль с орками?»
Да человек я… Им остаться бы.
И орки просто шлют меня по матери,
а эльфы – причисляют к силам Тьмы…
Учитесь мыслить в двуедином Мордоре
и, может, всё же станете людьми.
ЛОШАДКИ
Я так давно по кругу бегаю,
что невозможна жизнь иная.
Сначала ставили на пегую,
теперь в почёте вороная.
Потом какой-то серый в яблоках
обставит всех на повороте.
В итоге приз на ваших ярмарках
получит щёголь в рединготе.
А мы жуём овёс доверчиво.
Стреножили и обслужили,
по стойлам развели – залечивать
растянутое сухожилье.
* * *
Отрастает брюшко,
дУши перегорели.
Верить в Бога легко.
Верить Богу – тяжеле.
Для тщеславных сердец
нет пути к диалогу.
В Бога верит слепец.
Человек – верит Богу.
* * *
Налетай, братва! –
Музыка мертва…
Языком чеши!
Жвачка слов чужих
до того черствА,
речь окоротив...
Вместо творчества
нынче – креатив.
Лишь измыслишь мем,
дальше всё – будь спок.
...Чорт не шутит тем,
чем не шутит Бог.
* * *
На рассвете – когда души
в теле нет, и густеет жуть –
снятся собственные стиши.
Помогают назад нырнуть.
С каждым днём иллюзорней нить
и слова звучат вразнобой –
ведь органике дОлжно гнить,
удобрять планету собой.
Коли срок уже подошёл
мне очиститься от страстей,
сделай милость – последний стол
дай собрать, и позвать друзей.
Чтобы крепость крыльев – друзьям,
а возлюбленным – помело.
Чтобы, коли вернёмся, нам
снова встретиться повезло.
Здесь, конечно, не древний Рим
и земля от стужи тверда –
всё же выпьем, поговорим
напоследок как никогда.
Чтоб среди виноватых тел
отшутиться примерно так:
«Сделал на земле, что сумел,
и счастливым сошёл во мрак».