Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 91




Екатерина ШИЛЛЕР

 

«ОН СТОЯЛ НА ГРАНИ ШИРОКОЙ ИЗВЕСТНОСТИ…»

Очерк

 

Александр Скороходов – из тех «неизвестных» писателей, чьё имя ничего не скажет почти никому, кроме библиофилов, да и то живущих в одном крае с автором, чья судьба не вошла в хрестоматию, чьё творчество кажется прошедшим великую русскую литературу «по касательной». Но… из таких неизвестных поэтов и прозаиков и складывается литературный фон каждой эпохи, и потому их жизнь и творчество достойны упоминания на более высоком уровне, чем прижизненное место пребывания.

Александру Скороходову повезло в начале творческого пути. Он публиковался вне своей родной Рязани, а его произведения заслуживали комплиментарной оценки в тогдашних российских литературных кругах. Если бы не Великая Отечественная война, не ранение и не послевоенные обстоятельства, сводившиеся более к выживанию, чем к вольному творчеству, возможно, звезда этого автора взошла бы высоко. Однако так не сложилось, а материалы Скороходова и о нём стали достоянием только рязанской печати и со временем – чем дальше уходила дата его кончины – почти сошли на нет.

Единственный полноценный очерк памяти Александра Скороходова принадлежит перу его внучки, Екатерины Шиллер. Екатерина не пошла по стопам деда в журналистику и творчество, по образованию она библиотекарь, а этот очерк изначально замышлялся как студенческая работа по истории своей семьи. Но, видимо, творческие гены Александра Семёновича проявились через поколение, и «контрольная» оказалась самостоятельным публицистическим произведением. Ознакомившись с ней, я сочла возможным подготовить её к печати – из уважения к памяти одного из бесчисленных русских малоизвестных писателей…

Елена Сафронова

 

foto1

 

Скороходов Александр Семенович (1906 год, Спасск – 1949 год, Рязань). Поэт, журналист. Родился в семье банковского служащего, окончил среднюю школу в Спасске, Московский художественно-технический институт. В предвоенные годы был литсотрудником рязанской областной газеты «Сталинское знамя». Участник обороны Ленинграда. В послевоенные годы работал в рязанской областной и касимовской районной газетах. Автор сатирических стихов и басен, фельетонов, рассказов, очерков, незавершенного сатирического романа в стихах «Гамбургский цирюльник». (Рязанская энциклопедия. Справочный материал. Том IV. Рязань, 1992 г.)

 

 

«Мальчик приветствует жизнь улыбкой…»

 

…На старенькой фотографии из семейного альбома двое - длиннокосая девушка с удивительно серьезным взглядом в гимназическом платье с белоснежным воротничком и мальчишка-подросток. Рука его лихо заложена за ремень форменной курточки; лукавый с прищуром взгляд из-под козырька фуражки, крепко стиснутые губы и напряженно надутые щеки выдают готовность вот-вот разразиться звонким смехом. Его мир так молод, полон радостных открытий и веселого озорства; все тернистые тропы и житейские разочарования еще далеки.

Мальчик приветствует жизнь улыбкой. Она пригодится в дальнейшем и в какой-то мере станет вектором в его творческой судьбе. Позже, размышляя на страницах дневника о характере главного героя своего романа «Гамбургский цирюльник», он напишет: «Хорошо, что Капуста всегда улыбается - это вышло у меня интуитивно, и это знаменательно, это - я».

На снимке брат и сестра Скороходовы: Мария - выпускница Спасской женской гимназии и ученик Спасского мужского приходского училища Александр - мой будущий дедушка. На обратной стороне фотокарточки надпись - июнь 1918 года. Деду моему здесь 12 лет.

 

«Я начал жить своим трудом 13 лет…», или Начало творческого пути

 

Родился я 21 августа 1906 года в уездном городе Спасске Рязанской губернии. Мой отец, происхождением от крепостного крестьянина, к моменту моего рождения работал писарем у уездного земского начальника. Мать моя, также крестьянка, занималась все время (в особенности, после смерти отца) сельским хозяйством. С1918 года до своей смерти в 1921 году отец работал председателем профсоюза уезда и заведующим финансовым отделом. В коммунистической партии отец не состоял, но я хорошо помню, что он был большим общественным работником и выполнял ответственные задания уисполкома, членом которого он являлся

Я начал жить своим трудом за год до смерти отца, то есть 13 лет, работая подручным пахаря в сельхозкоммуне так называемых безлошадных, которая существовала ровно один год и распалась».

(Из автобиографии А.С.Скороходова).

 

С тех давних времен в нашей домашней библиотеке долго хранилось несколько книг и журналов. Рассматривание картинок из старинной жизни - всех этих господ в котелках и с тросточками, барынь в смешных платьях с турнюрами и невообразимых шляпах с перьями, бравых военных в касках с лихо закрученными усами - было одним из любимых занятий моего детства. Запомнился том стихотворений Лермонтова в бордовом сафьяновом переплете с золотым обрезом и дореволюционными ятями, с каллиграфической надписью на титульном листе - за примерную службу наградили подарочным изданием прадеда моего, Семена Скороходова. Нет сомнений, что мой юный дед с таким же пристальным интересом вглядывался в эти же, тогда еще не пожелтевшие страницы. И любовь к чтению, книгам, зародившись у любознательного мальчишки еще в родительском доме, прошла через всю его жизнь. Об этом рассказывала моей маме та самая гимназистка Мария, преданная сестра и верный друг, оказывавшая постоянную поддержку в жизни и творчестве горячо любимому брату Александру.

В семье Скороходовых вообще царила атмосфера любви. Свидетельством тому - бережно хранимые взрослым, уже прошедшим войну сыном, письма матери к «дорогому Шуре». Эти строки, тщательно выведенные непривычной к перу рукой малограмотной женщины, нельзя читать без трепетного щемящего чувства.

Счастливое, исполненное всех мальчишеских радостей, на вольных окских просторах детство внезапно оборвалось с ранней потерей отца.

 

«После смерти отца в 1921 году материальное положение стало очень тяжелым. Мать потеряла трудоспособность, и я поступил на службу в военный духовой оркестр Спасского уездного военкомата учеником музыканта. В оркестре я пробыл около трех лет, в течение которых посещал школу второй ступени. Играя в оркестре на митингах, собраниях и в кампанию помощи голодающим Поволжья, я получил первичное политическое воспитание и под влиянием старших товарищей из оркестра в 1922 году поступил в комсомол. После распада оркестра в 1923 году я решил продолжить учебу и был принят в Рязанский земельный техникум, но не закончил его, так как по разверстке губкома комсомола получил возможность поехать в Кронштадт, в Балтийский флот, добровольцем. Явившись на место, я был зачислен на эсминец «Выносливый». Через четыре месяца вышел приказ о том, что добровольцы-юнги должны быть не моложе 1905 года рождения, и я, несмотря на все просьбы, вынужден был демобилизоваться. Благодаря командованию Балтфлота я поступил на работу в Ленинградский торговый порт, где работал на железнодорожной ветке. Одновременно посещал вечерний полиграфический техникум».

(Из автобиографии А.С.Скороходова).

 

К сожалению, я не знакома с ранними поэтическими опытами деда, и мне неизвестно, когда он впервые предпринял попытки стихосложения. Несомненно, однако, что ленинградский период жизни стал временем серьезных систематических занятий литературным творчеством, поскольку именно здесь для этого открылись большие возможности. В предисловии к сборнику «Дозор», одним из авторов которого стал Александр Скороходов, говорилось следующее:

 

«Сеть литкружков в красноармейских частях и на кораблях Красного Балтийского флота объединяет десятки красноармейских авторов, упорно работающих над словом... лучшие представители массовой красноармейской литературы Ленинграда объединены гарнизонной литературной группой при ДКА, а также в поэтической группе при журнале «Залп». Отдельная литературная группа существует в Кронштадте... В своем составе они имеют ряд безусловно способных авторов».

(Из предисловия к сборнику «Дозор»)

 

По окончании техникума 19-летний Александр решил продолжить учебу, теперь уже в высшем учебном заведении.

 

«…я был взят в армию и зачислен в ряды РККА…», или Первые публикации

 

«В 1925 году меня зачислили студентом полиграфического факультета Академии художеств... в годы учебы я все время вел общественную и комсомольскую работу в качестве ответственного секретаря факультетской ячейки, экономработника профкома и корреспондента «Комсомольской правды».

(Из автобиографии А.С.Скороходова).

 

Активная общественная работа Скороходова успешно сочетается с учебой. Овладевая специальными знаниями вузовской программы, Александр участвовал в различных институтских выставках, смотрах. Его студенческие гравюры помещали некоторые столичные издания. Так, например, в 1929 году он стал призером конкурса журнала «Стройиндустрия». В дальнейшем, во время стажировки в Башкирском полиграфическом тресте, Скороходова наградили премией за изготовления проекта нового здания типографии.

Получив диплом ВХУТЕИНа, Скороходов начал работать хромолитографом на Московской фабрике книги «Красный пролетарий».

 

«В апреле 1932 года я был взят в армию и зачислен в ряды РККА, в авиачасть 1227, в школу младших авиаспециалистов. По окончании ШМАС, подав докладную на сверхсрочную службу, я был откомандирован в 2465 часть на должность младшего авиатехника. В декабре 1932 года был назначен секретарем БРИЗа...»

(Из автобиографии А. Скороходова).

 

В послужном списке этого периода в графе «Поощрения в Красной армии» несколько записей. За изобретательскую работу Скороходов неоднократно награждался денежными премиями, нагрудными знаками разных степеней, имел ряд благодарностей, в частности, благодарность комбрига Красногвардейской бригады за изобретение и изготовление кольцевого прицела ночного видения. Совет общества изобретателей радиоаппаратного номерного завода им. Казицкого наградил «активного участника социалистической стройки Скороходова А.С.» грамотой за рационализаторские предложения и жетоном изобретателя- рационализатора. В декабре 1933 года за ударную рационализаторскую деятельность Командование научно-испытательного института ВВС пригласило его принять участие в работе слета изобретателей ВВС РККА, который прошел в Большой аудитории Политехнического музея в Москве.

В 1935 году Скороходов был уволен из рядов РККА в звании командира-техника запаса.

Находясь на армейской службе, Александр выкраивал время и для ставших для него уже насущными литературных занятий. На страницах московской и ленинградской прессы этого периода встречалось имя молодого автора. В 1934 году в Ленинградском отделении государственного издательства художественной литературы вышел сборник ленинградских красноармейских и молодых оборонных писателей «Дозор», в предисловии к которому критик А. Амстердам отметил, что «из стихов сборника особо должны быть выделены стихи Скороходова; автор несомненно обладает своим своеобразным поэтическим голосом».

 

«Советские Сорочинцы», или Возвращение на родину

 

Вернувшись в Рязань, Александр Семёнович Скороходов недолго (январь-февраль 1939 года) сотрудничал с редакцией газеты Рязанского района «Ленинский путь», а затем перешел на работу в редакцию газеты «Сталинское знамя» - орган Рязанского обкома ВКП(б) и облисполкома - сначала на должность литсотрудника отдела культуры, а затем заведующего художественным отделом редакции. В архиве деда за этот период сохранились лишь три газетных материала и одна брошюра. Среди сохранившихся публикаций - статьи «Советские Сорочинцы» (Киев-Сорочинцы, август 1938 г.), написанная в преддверии юбилея Н.В.Гоголя, и «”Отелло” в Рязанском драматическом театре» (к 35-летию сценической и общественной деятельности Н. В. Кучинского), опубликованные на страницах «Сталинского знамени».

28 июня 1938 года газета «Сталинец» (орган Рязанского обкома и горкома ВЛКСМ) опубликовала двухполосный материал, посвященный городу Касимову. А. Скороходов здесь выступил в роли не только журналиста, но и художника. В октябре 1939 года, по заданию обкома ВКП (б), его командировали в Добровский район для работы по изданию брошюры о знатных людях Рязанской области. В этом же году брошюра «Александр Константинович Нафанайлов. Кандидат в депутаты областного Совета» вышла из печати.

Повседневная журналистская деятельность не прерывала работы творческой. Сохранилась в архиве небольшая заметка от 24 октября 1939 г. о встрече в редакции «Сталинского знамени» писателей и поэтов Рязанской области с московскими литераторами. Ознакомившись с работами местных авторов, москвичи одобрили поэтическое творчество Скороходова. На этой встрече, кстати, впервые прозвучало предложение писателя Сергея Малашкина об издании в области своего литературного альманаха.

Но это дело будущего. А пока Скороходов упорно и плодотворно работал над созданием сатирического романа в стихах «Гамбургский цирюльник», многопланового и актуального для того времени антимилитаристического произведения, углубляясь в вопросы стиля, развития фабулы, оттачивая характеры персонажей и совершенствуя поэтический язык произведения. Дело близилось к завершению, и для заключения договора на издание романа в начале июня 1941 года мой дед выехал в Ленинград.

 

 

«...этот город заставил болеть мое сердце, пораженное его красотой», или Великая Отечественная война

 

Следует особо сказать о роли Ленинграда в судьбе Александра, о влюбленности его в этот город, знакомство с которым так счастливо совпало с годами юности, романтикой Балтики и незабываемых студенческих лет, годами первых поэтических опытов и успехов. Здесь завязались и окрепли дружеские связи, оказавшие значительное влияние на его дальнейшую судьбу. Здесь же жил и работал любимый двоюродный брат Сергей, преподаватель, а в будущем профессор ЛГУ. Теплая сердечная обстановка в этой семье и окружавшей ее среде молодых ученых благотворно влияла на формирование мировоззрения и расширение кругозора поэта.

Итак, в начале июня 41-го Скороходов оказывается под Ленинградом, в Келломяках, где друзья сняли для него дачу, создав прекрасные условия для творчества. Он поступил на временную работу в редакцию «Ленинградской правды», где уже напечатали несколько стихотворений и фельетонов, в журнал приняли главы из поэмы...

...На фронт Скороходов ушел добровольцем по призыву Петроградского райвоенкомата. С 1 июля 1941 года он сражался в рядах защитников любимого города в должности командира стрелково-маскировочного взвода.

 

«В сентябре я был уже на обороне самого убийственного участка Ленинградского фронта, возле знаменитого Невско-Дубровского «пятачка». Немцы были всего в 500-х метров от наших траншей. Отстреливались мы здесь всю осень, ползая по болоту, неделями не снимая сапог, белых от воды... иногда казалось, что живым уже не быть... Нашей Ханковской дивизии поручили возглавить исторический прорыв блокады Ленинграда. Нам дали новое пополнение и небольшой срок для формирования. В декабре 42 г. отдельную роту нашей дивизии направили на передний край обороны под Шлиссельбург, в районе которого, упираясь в Ладожского озеро, замыкался круг проклятого немецко-финского кольца блокадных СС-овских полчищ. Третьим взводом этой роты командовал я. Мне поручили под носом у немцев вести наблюдение за их передним краем и строить незаметно для противника спуск на Невский лед для штурма нашими частями левого берега Невы, где закопались фрицы. Перед новым годом и перед новым боем мы надели чистое белье и выпили по чарке за нашу победу...»

(Из фронтового письма 8 апреля 1944 г.)

 

В яростных боевых сражениях мой дед несколько раз был ранен, получил контузию и обморожение конечностей. За участие в героической обороне Ленинграда Александра Семеновича Скороходова наградили орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г».

И снова строки из письма:

 

«Этот город сократил мою жизнь, заставил болеть сердце, пораженное красотой его величия и мужеством отчаянной борьбы с врагом. Я рад, что дрался за него, отдавая ему жизнь. Мои стихи и особенно «Борискин папа» читались актерами Ленинграда на концертах и вечерах в самые черные дни блокады. А я непрерывно отстреливался в траншеях и водил в атаки на немцев своих бойцов... то, что пережил Ленинград и его героический фронт, перенес и я. Надо видеть вас, чтобы рассказать про все, - в письме невозможно выразить того, что пережили воины и люди Ленинграда... я давно уже самый земляной строевой пехотинец. Нашему полку за боевые действия было присвоено звание гвардейского. Я командовал стрелковым взводом. С тех пор служу в пехотных гвардейских частях, командую маршевой ротой, звание мое - гвардии лейтенант».

(Из фронтового письма 18 марта 1944 г).

 

«Книгу я скоро издам...», или Скорейшее возвращение к мирным заботам

 

Это первое дошедшее до родных письмо после того, как замкнулось кольцо блокады. Переживший ее страшные дни, подлечивший в госпиталях после ранений, боец желал скорейшего возвращения к мирным заботам. Предчувствуя приближающееся окончание войны, Александр настроен оптимистически: «У меня было в жизни несколько больших желаний: закончить Академию, написать хорошую книгу; полюбить всей душой девушку и на ней жениться и кое-что еще. Все вышло. Книгу я тоже скоро издам. Она должна стать литературным и общественным событием».

Так же считали и друзья Александра - Жданов и Бакинский, с которыми еще до военной поры у писателя сложились близкие доверительные отношения. Оба были литераторами, членами Ленинградского отделения Союза писателей СССР. Рассказы, повести и романы их печатались в центральных издательствах. Николай Гаврилович Жданов в годы ВОВ был военкором ТАСС на Балтике, Волховском и Ленинградском фронтах, затем более десяти лет проработал спецкорром газеты «Известия». Виктор Семенович Бакинский, помимо преподавательской деятельности в вузе и работой над собственными рукописями, много сил отдавал начинающим авторам, являясь руководителем литературных кружков и объединений в Ленинграде. (Интересно отметить, что впоследствии в числе его питомцев был знаменитый Сергей Довлатов). Говоря об этом подробно, я хочу подчеркнуть, что они, как никто другой хорошо знакомые с творчеством моего деда, могли по праву профессионалов судить и критиковать его. Оценка собратьев по перу была высока. «...в военных делах мы от тебя отстали, может быть в тайной надежде, что ты воюешь за троих! Впрочем, я думаю, что и на литературном финише ты будешь первым!» - такое место Александру определил в своем письме к другу Николай Жданов.

А вот что писал Скороходову Виктор Бакинский осенью 1944 года: «Перечитываю твои прелестные стихи - как жаль, что со мной не весь твой роман, или хотя бы две-три главы. Я бы поставил их на обсуждение в своем литкружке, а в нем у меня более ста человек. Когда уже будет напечатан твой роман и можно будет заговорить о нем на весь Советский Союз!».

В январские дни 1945 года в Ленинградском Союзе писателей прошел вечер, посвященный творчеству Скороходова, доклад о котором делал член Союза писателей Виктор Бакинский. Правление Союза заинтересовалось романом в стихах «Гамбургский цирюльник», который актуальностью тематики мог бы иметь спрос и успех у читателей. Ленинградские писатели, зная фронтовую деятельность и литературную бескорыстность Скороходова, обещали ему полную горячую поддержку. Роман рекомендовали к публикации на страницах журнала «Звезда».

 

«По семейным обстоятельствам», или Снова в Рязани

 

По окончании войны Скороходов планирует переезд в Ленинград или Москву, где гораздо больше возможностей для издания накопленного поэтического багажа. Однако по семейным обстоятельствам задуманному не суждено было сбыться. После демобилизации из армии в ноябре 1945 года он возвращается в Рязань и вновь приступает к работе в редакции.

Газета «Сталинское знамя» в то время была единственным печатным органом областного центра. Помимо неё выпускались «районки», и лишь в начале 50-х годов возобновилась прерванная войной работа редакции «Сталинца». В соответствии с требованиями времени отражать все стороны послевоенной жизни работали и газетчики. Отсюда и разнообразие жанров в материалах А. Скороходова - статьи и корреспонденции, хроники и обзоры, зарисовки и очерки, рассказы и, конечно же, принесшие автору наибольшую популярность сатирические стихи, басни и фельетоны. Это материалы о жизни и развитии городов и сел области, о достижениях и недостатках непростого восстановительного послевоенного быта, о простых и знатных людях Рязанщины, сельских и городских тружениках. Так, например, в одном из январских номеров газеты 1948 г. опубликован рассказ «Так сказал Ленин» о крестьянском ходоке из села Поляны Александре Федоровиче Агапкине. Очерки 1947 года «Большой и яркий путь» и «Мастер высоких удоев» знакомили читателя с кандидатами блока коммунистов и беспартийных - Председателем Президиума Верховного Совета Российской Федерации Иваном Алексеевичем Власовым и знатной дояркой Шиловского района Прасковьей Николаевной Ковровой. Ко Дню артиллериста (21 ноября) в том же году опубликовали материал «Наводчик Сидорин» о бывшем бойце-орденоносце, а в мирной жизни секретаре треста «Рязаньстрой» Михаиле Васильевиче Сидорине. О славных хлеборобах Трубетчинского совхоза, заслуживших высокие правительственные награды, повествовал очерк «Они сдержали свое слово» (29 мая 1948 г.). Редакционные поздравления с достижением трудовых успехов сопровождались рисунками и стихотворными текстами Скороходова. Стихи, рисунки и фотомонтажи появлялись на полосах «Сталинского знамени» также и к праздничным датам.

В качестве собственного и специального корреспондента «Сталинского знамени», а позже участника рейдовых бригад газеты «Большевистский путь», журналист Скороходов исколесил вдоль и поперек большаки, проселки и тропы Рязанской области, дороги Касимовского района. Объектами критики становились недостатки в состоянии сельского хозяйства. Например, «О гниющем хлебе и беспомощных руководителях заготзерно» (о негодном стиле руководства областной конторой «Заготзерно»), «Кое-как работать нельзя» (о недостаточной подготовке к весенне-полевым работам в Шелуховском районе), «О чем гудят провода...» (о срыве хлебоуборочной кампании в Сараевском районе), «Весна застала врасплох» (о плохой работе МТС Ерахтурского района), «Варварское отношение к общественному скоту» (в селе Бетино Касимовского района) и т.д.

Однако особую известность журналисту принесли фельетоны, регулярно появлявшиеся в печати. Умело прибегая к иронии и насмешке, используя элементы сатиры и юмора автор обличал и высмеивал отрицательные явления жизни: пережитки в сознании людей, пошлость и бюрократизм, рвачество и воровство, волокиту и разгильдяйство. Так, под прицелом сатирического пера оказались административные лица завода «Рязсельмаш», занявшиеся индивидуальным строительством за счет средств родного предприятия («Нахалстрой»); руководство Скопинского механического завода, принявшего к эксплуатации недостроенный объект («Широкая натура»); растратчик государственных средств руководитель одного из звеньев системы промкооперации («Самолет опаздывает»). Самоуправство управляющего лесопромышленным трестом высмеивалось в фельетоне «Эх, прокачу!» и т.д.

Подчас в газетном номере одновременно печаталось несколько материалов Скороходова, и тогда приходилось прибегать к псевдонимам: А.Мещерский, А.Семенов, С.Александров. Подпись же Семен Асов всегда появлялась под маленькими стихотворными фельетонами и сатирическими зарисовками. Остроумные, яркие, образные, зачастую на ритмы любимых народом песен, они хорошо воспринимались еще и потому, что являлись ответами на письма и жалобы в редакцию самих читателей и, как правило, сопровождались рисунками автора текста. На страницах касимовской газеты «Большевистский путь» появился так называемый «Воскресный раешник», где разговор с читателями в форме народного фольклора вел Дед Ипат Семибратов (еще один псевдоним Скороходова).

Писать в сороковые годы «невзирая на лица» было не так просто, как в пору гласности. Зачастую газетный материал являлся поводом для принятия крутых мер, грозил «герою» увольнением с теплого начальственного кресла или, того хуже, изгнанием из партийных рядов. Недаром после внезапной смерти моего деда прошел слух о физическом устранении неугодного кое-кому принципиального журналиста. Слух оказался ложным, однако, как говорится, «дыма без огня не бывает» - это определенным образом характеризовало атмосферу того времени и место газетчика в нем.

Добиваясь яркой образной выразительности критического материала, Скороходов обратился к достаточно забытому со времен блестящего И.А. Крылова жанру басен. Написанные в традиционной форме - с использованием иронии, аллегории, народных пословиц, смешных речевых оборотов, выразительным поэтическим языком, они несли нравоучительный урок лодырям, хапугам, халтурщикам, краснобаям, безответственным руководителям. И хотя сочинялись они на злобу дня, и публиковались лишь на страницах газет, их можно было расценивать как факт не только журналистского, но и вполне зрелого литературного творчества. Общеизвестно, что талантливым произведениям уготована долгая жизнь, и многие сатирические стихи и басни А.Скороходова не потеряли своего значения и в наши дни. Скажем, призыв «говорить, писать могучим русским, пушкинским, певучим, настоящим языком!» звучит весьма актуально и сегодня. Учитывая основное содержание деятельности журналиста, редакция газеты «Сталинское знамя» в феврале года направила Скороходова на Всесоюзное совещание писателей- сатириков и юмористов, которое прошло на базе журнала «Крокодил».

Заслуживает особого внимания и тот факт, что Скороходов одним из первых приступил к работе по реабилитации имени опального в тот период Сергея Есенина. Опубликованная в декабре 1945 года на страницах «Сталинского знамени» статья «На родине Есенина» являлась актом определенного гражданского мужества журналиста. Неоднократно посещая Константиново, Александр Семенович познакомился и вступил в переписку с сестрой поэта Екатериной. В 1948 году она выслала ему рукопись своих воспоминаний о брате (судьба их, к сожалению, неизвестна).

 

«Гамбургский цирюльник», или Главное творческое дело

 

Главное же творческое дело Скороходова - сатирический роман в стихах «Гамбургский цирюльник» - осталось, к сожалению, незаконченным.

Задуманный еще в 30-е годы роман слагался в течение всей жизни, постоянно, как только выпадала свободная минута, не прекращаясь даже в окопах и госпиталях военного времени, поскольку не случилось в жизни Александра Семеновича возможности целиком посвятить себя работе над любимым детищем. К тому же на длинных дорогах войны дважды терялись готовые уже к публикации отрывки рукописи.

«Судьба моя, смешная дева, моя неведомая, что ж ты не поешь свои напевы и руку мне не подаешь?» - с грустной иронией сетовал автор. А судьба, как бы проверяя на прочность, заставляла его вновь и вновь восстанавливать утраченные страницы, словно предоставляя возможность отшлифовывать их до филигранности.

Действие романа происходит в Германии, Польше, России, Франции. События развиваются на фоне первой мировой империалистической войны, а затем реваншистского угара, приведшего Германию в бездну фашизма, к развязыванию новой кровавой бойни. О несомненной актуальности и своевременности произведения говорит следующая запись в дневнике автора: «В разговоре о докладе Н.Тихонова о путях послевоенной литературы Е. Рысс сказал, что мой роман будет иметь огромный интерес читателей в связи с тезисом В.М. Молотова о том, что «мало добить фашизм физически, - надо уничтожить его моральную суть». Последнее - гораздо сложнее, чем война минометами. Оружие слова должно завершить полный разгром всего фашиствующего на земле».

В основе сюжетной линии романа, среди множества действующих лиц - превратности судеб главных героев: парикмахера Янека Капусты, владелицы крупной колбасной в Гамбурге красавицы-вдовы Розалии фон Штарке, брандмейстера, будущего оголтелого фашиста Отто.

В рукописях Скороходова так называемый «архив Капусты» вполне мог служить пособием начинающим авторам, являясь интереснейшей иллюстрацией кропотливого упорного труда над художественной канвой произведения. Рисуя исторический, географический, социальный и жанрово-бытовой фон романа, автор проштудировал множество энциклопедических и справочных статей, перекопал горы научных, краеведческих и литературных источников. Путем многократного варьирования продумывалась и выверялась композиционная основа; тщательно и скрупулезно велся поиск красок к образам и характерам героев, дабы представить их яркими и оригинальными. Работая под девизом: «Беспощадно истреблять в стихе штампы, вычурность, «красивость», шаблон и надуманность», Скороходов создал множество вариантов и редакций поэтического текста. Сообразно поворотам сюжета им использовались различные ритмы и размеры стихотворных строк, искусно подбирались к частям и главам эпиграфы из Пушкина и Державина, Грибоедова и Гоголя, Байрона и Доде... Весь роман пронизан рядом превосходных лирических отступлений, которые вполне могли бы составить отдельный сборник стихов.

Завершить свою работу Скороходову не пришлось. Остались также неосуществленными планы по созданию романа в стихах «В нашем доме» (другой вариант названия «Мы - ленинградцы») - рифмованной хроники мужества, стойкости и героизма ленинградцев во время блокады, заготовки и наброски к двум поэмам, лирические стихи и баллады.

 

«Ушел от нас Саша неожиданно…»

 

Будучи открытым, обаятельным и бескорыстным человеком, умным, эрудированным собеседником, готовым в любой момент подставить плечо и прийти на помощь товарищу, Александр Семенович пользовался взаимной любовью окружающих. Особо привлекательной чертой было никогда не покидавшее его остроумие. «Я восхищен твоей улыбкой, скрытой и луковой улыбкой Тиля Уленшпигеля», - признавался в письме другу журналист Артемий Лукашис. Именно благодаря стараниям и поддержке друзей уже после смерти автора вышли в свет книжечка «Папины уроки» и стихи, помещенные в сборнике «Родная Рязань». Среди тех, кто почтил таким образом память друга, хочется назвать имена писателя А. Чувакина, журналистов Ю. Григорова, В. Новикова, художника И. Зубкова. Заботу о сохранении имени А.С. Скороходова неоднократно осуществлял литературовед, профессор Игорь Николаевич Гаврилов, отец которого, кстати, работал одновременно с Александром Семеновичем в качестве фотокорреспондента газеты «Сталинское Знамя». Впоследствии интерес и уважение к творчеству моего деда проявляли поэты Евгений Осипов, Евгений Маркин, Александр Архипов, Владимир Филатов, Владимир Хомяков. (Все писатели и журналисты рязанские. – Е.С.)

Вопрошая в лирическом отступлении из романа свою «смешную деву судьбу», поэт обращался к ней:

«Открой, когда минуты скомкав, пробьет кончины звучный час, успею ль я своим потомкам сложить стихи в последний раз?»

Не успел.

Умер Александр Семенович Скороходов внезапно 18 декабря 1949 года.

 

«Ушел от нас Саша неожиданно, нелепо, даже не простившись. Покинул нас близкий и родной человек, человек большой, отзывчивой и талантливой души. При жизни он был замечательным поэтом и острым сатириком, любил все прекрасное, нетерпимо относился ко всему негодному и уродливому. Он стоял на грани широкой известности, если бы ему удалось осуществить прекрасные творческие замыслы, если бы он смог более полно раскрыть свой глубокий талант».

(Из письма журналиста А.Зенкина вдове поэта).