Журнал «Кольцо А» № 88
Александр ГУТОВ
Родился в 1963 году в Москве. Окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. Член союза литераторов Москвы. Стихи и рассказы опубликованы в журналах «Дружба народов», «Юность», «Московский вестник», «Арион» и других изданиях. Автор трех поэтических сборников.
ПОСТОЯНСТВО РАКУРСА
БРОДСКИЙ
Бродский – поэт броский,
хоть интроверт и заключен в конверт.
Все живое особой метой…
Бродский – поэт броский,
он обручен сигаретой,
пусть не двухметровый гигант с папироской.
Он говорит с планетой.
Возможно, это наследие Гавриила,
не архангела, а другого.
Природа мать уговорила
Бога в мир запустить такого.
Бродский был похож на обывателя,
суетлив, слов прилив
и неверное построение предложений
но у него стратегия завоевателя
и грация кошачьих движений.
Он, не знавший состав батальона,
в профиль похож на Наполеона
Он носил пиджак, галстук набок,
и очки впридачу.
Он спешил сделать шаг.
Поэзия – шаг наудачу.
Рифма действует на опережение.
Для нас, кому трудно дышать, она подобна вздоху.
Бродский выиграл сражение.
Потом войну.
Наконец, эпоху.
ХРАМ
Он лепится к леску к усадьбе к бугоркам
к пригорку к роднику к протянутым рукам
он просит корректур и выправленья стен
кирпич под штукатур с бороздкой тонких вен
он эллин иудей на пьедестале
или вернее на престоле
он целен он рассыпан на детали
как музыка на такты и на доли
как архаично он обозреваем
от пят и до макушки с тонким слоем
он так привычно притворился раем
и так смешно он тщится быть героем
группа женщин в платках слабый треск огоньки
что-то прячут в руках что-то прячут в кульки
непременный наклон аналоя
я встречал вас не раз – все былое
мира странного тонкие стражи
строгий контур и яркость пятна
словно дверцы – на них персонажи
и закрыта от глаз глубина
если б дверцы открыться смогли бы
я б увидел в коробчатой мгле
спады лестниц проходы изгибы
дальний факел в пахучей смоле
или там лишь стена нет ни ниш ни ходов
архаичность пятна да клубок проводов
краски слой негустой архаический рай
но в архаике той есть попытка за край
режут гроздья из лип древесина мягка
я смотрю в чей-то лик в глубину сквозь века
ПО МОТИВАМ АРТУРО ПЕРЕСА-РЕВЕРТЕ
Неровные ряды, порой высокий том –
забытые следы в какой-то старый дом.
готический привет, величие Рамзеса.
Завшивевший отряд их выстроил админ;
на корешках горят то охра, то кармин
от Сапфо до «Процесса».
Есть в слове прошлое потеря буквы «р»,
Гомер, Вольтер, камин, величие химер.
Ушел герой и запер дверь бесповоротно.
Они чуть – чуть смешны, они равняют ряд,
то охра, то кармин на корешках горят
повзводно и поротно.
Не вынесет двоих уставший Россинант,
да даже одного, – ему на шею бант
и в старческий приют, пусть щиплет себе травки.
Достать такой кирпич, что совершить обряд.
То охра, то кармин на корешках горят -
мундиры для отставки.
Нездешний драматург припишет эпилог.
Ряд досок и альков почти под потолок
из темного и прочного ореха.
Слегка поблескивают плоскости стекла,
В них дремлет вертикаль харонова весла
И слабое готическое эхо.
ОСВЕНЦИМ ИЛИ АУШВИЦ
Поэтическое размышление о страшных вещах
Я никогда не стану называть этот лагерь по-немецки
потому что у каждого слова есть не только свой смысл
но и свое звучание магия слогов и даже букв
в слове Освенцим слышится рой железных ос
с тонкими иглами жал сцепление проволоки
колючее переплетение согласных
не смягченных ни одним мягким знаком
а в слове Аушвиц что-то иностранное и подпрыгивающее
блиц зиц чеховский Дидериц
в слове социальный то же сцепление «с» и «ц»
но только сходящееся к мягкому ль
ль которое анестезирует жесткость предыдущих слогов
в слове Сицилия те же «с» и «ц»
завершаются патриархальным лия почти Лилия
тонкие корни которой
омывает Средиземное море
в названии Краков я слышу громкое подпрыгивание
пана одетого в длинный кунтуш с откидными рукавами
пан крутит усы прыгает крякает кракает и ухает
подхватывая свою Марысю в звонком и бешеном танце
Освенцим и Краков так страшно сливаются
в своей звуковой пляске.
ВЕНЕЦ
Музыки затягивающей река.
Венец бродит в черном пальто, пока;
венец ходит в смешном котелке,
пьет свой бир, речь заводит издалека,
перхотью осыпан воротник,
что-то вычитывает из книг,
деньги тратит на оперу, спит едва ли не в парке, на скамье.
Венец – бродяжка, он даже не мечтает о своем жилье.
В музыке – черный полет арийских сов.
Венец носит смешную щеточку усов.
Измяты его манжеты, семь на отцовских часах:
на сцене сюжеты из скандинавских саг.
В трех километрах отсюда голубеет река,
Сигурд встречает на пути старика,
тот в синем плаще, одноглаз.
Венец любит этот рассказ.
Композитор в берете, чеканный профиль, гордый вид,
все современное его язвит.
Сигурд влюбляется в золотое кольцо.
У венца рыхлое, словно тесто, лицо.
Музыки стремительный поток
увлекает любого, словно листок,
брошенный осенью в Пратере, с золотистых лип.
Фафнира предсмертный всхлип, другие детали различных расправ.
Нотунг сварен из легированной стали,
с примесью молибдена – это великолепный сплав.
ПОСТОЯНСТВО РАКУРСА
Золотистая капелька – куполок,
тонкая белая церковка на холме,
лес приподнял хохолок;
стиль акме;
чуть подсиненные снизу облака,
подчиняясь бризу, идут клубками кипящего молока.
На распахнутой груди,
под клетчатой рубашкой – образок,
рядом с серебряными петельками литого креста с распятым стебельком;
в телефоне – «На заре ты ее не буди»,
у него небольшое брюшко, мятые брюки
он кладет последний мазок,
работая над куполком и чуть затеняя лесок.
«Стоп! Снято!» Режиссер – трубка черного дерева с Мефистофелем на конце,
большой брильянт на безымянном пальце, в кольце,
узкое лицо, Луи Армстронг играет ему подъем,
он спорит с оператором, настаивает на своем.
Бородач продолжает трудиться над бликом куполка, чуть увеличив объем.
У него огромные кисти рук.
Широкий раструб кинокамеры втягивает пространство вокруг.