Журнал «Кольцо А» № 83
Виктор КУЛЛЭ
Виктор Альфредович Куллэ (р.1962) — поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Учился в Ленинградском институте точной механики и оптики (не окончил). Работал слесарем, редактором многотиражки, отслужил в армии. В 1986 поступил в Литературный институт им. А.М.Горького, потом окончил аспирантуру Литинститута. Кандидат филологических наук. В 1996 году защитил первую в России диссертацию, посвященную поэзии Иосифа Бродского.
Автор книг стихотворений «Палимпсест» (Москва, 2001); «Всё всерьёз» (Владивосток, 2011).
Составитель альманаха «Латинский квартал» (1991), антологии «Филологическая школа» (2006).
Редактор и составитель прижизненного сборника Иосифа Бродского «Бог сохраняет всё» (1992) и многих других его изданий. Автор комментариев к «Сочинениям Иосифа Бродского» (1996–2007).
Автор сценариев фильмов о Марине Цветаевой, Михаиле Ломоносове, Александре Грибоедове, Владимире Варшавском и др.
Лауреат премий журналов «Новый мир» (2006) и «Иностранная литература» (2013), итальянской премии “Lerici Pea Mosca” (2009). Член Российского ПЕН-клуба и Союза писателей Москвы.
ОГЛЯДКА
* * *
На излёте Страстной сам себе
став смешон как бездарная пьеса,
озадачься: а вдруг это бес?
Скушновато без беса.
Не надменна твоя нищета —
но, пожалуй, потешна.
Впрямь собравшись платить по счетам,
утешай себя тем, что
каждый звук, что стремился извлечь,
подчинён золотому сеченью.
Оттого и возвышенна речь,
что она не рифмуется с чернью.
Сядь под старость поближе к огню,
вспомни тех, для кого ещё дорог.
По чуть-чуть. Я уже не ценю
искушающий морок.
ГОЛГОФА
Наступленье нижнего астрала
происходит, как в дурном кино.
Ангельская армия устала,
а покорным смертным всё одно —
им бы для начала жизни просто…
Но восстал, и превратился в миф
кроткий смертник небольшого роста,
ход Истории переломив.
ИКОНОКЛАСТ
Выключателем щёлкнешь — и будет Тьма.
Но обратно — да будет Свет! —
не рискуй. Ибо Господу задарма
уподобиться — гаже нет.
Тот, подобьем Чьим себя возомнил,
обращается в псевдоним,
обрастая чертами творений земных —
бо иначе невнятен им.
Не уверен, что это смертельный грех,
знаю только, что смертный стыд —
отягчать Его ношу чертами всех,
кто когда-то сказал «прости».
Ибо вера есть мужество, а не торг.
Оттого-то так и хитрим,
что не верим найти понимание в Том,
Кто с тобой несоизмерим.
Внятный облик Неведомому придать —
то есть в раны вложить персты —
то же самое, что Его предать
и уверенным быть: простит.
Грозный Старец, Страдалец и Голубок —
страшно в То, что за Вами, смотреть…
Не тянись к выключателю — видит Бог,
может лампочка перегореть.
* * *
Судьба выбрасывает дубли —
молчи, покорствуй и седей.
Ты подсказал бы рифму: Дубельт —
но я страшусь таких судеб.
Когда, зеницы отверзая,
придут свобода и покой,
чтоб под колёса порскнул заяц,
Господней посланный рукой, —
повороти коляску с Богом.
Пусть речь тверда, но плоть слаба.
Покойся с миром — ты свободен
от всех. И даже от себя.
ПАМЯТЬ
Я отомру — и вновь почую
привычное: иных уж нет.
У памяти свои причуды,
свой беспощадный этикет.
Припоминать — что в небо падать,
под власть бесчеловечных звёзд.
Вот Бродский полагал, что память,
как ящерка, теряет хвост.
Не помнить — для души дешевле,
но я, наверное, дурной,
поскольку души всех ушедших
всегда со мной.
Средь недовоплощённых звуков
они над головой парят.
Опять приснился Генка Жуков —
уже который раз подряд.
Послушай, мне уже недолго
до предсказуемой черты,
где отступлюсь от чувства долга —
как ускользнул от блага ты.
Мы оба воплотились в слово,
в его начальный перегной.
Какого чёрта снится снова:
отгородившийся спиной,
я мучаю клавиатуру,
пытаясь сладить со статьёй,
а ты сосёшь свою тинктуру —
боярышниковый настой?
О чём-то недолопотали,
и вот — зовёшь издалека,
хотя всё явственней детали.
Не мучай, отпусти пока.
ИГРА
Какая старая пластинка!
Чуть заедающий винил.
Полусмешно и полустыдно
того, кем я когда-то был.
Любовь, обрушившись, сминает
всё лишнее. А лишним всё
становится, когда — сквозь сон —
тобой любимая играет.
Концерт, тусовка, светский раут —
на деле просто мишура.
Любимая тобой играет,
но как божественна Игра!
Как будто нежная игла
кружит по краешку винила…
Увы, прислушаться пора
чем это было. Вправду — было?
Возможно, что-то и витало,
водило кончиком пера,
но вскорости пришла Игра
и чувств — не стало.
Винил, уютно мне шипевший,
сменился музыкой иной.
В конце концов, я был лишь пешкой,
так и не ставшей проходной.
В конце концов, я был лишь слеп…
Не дать ей доиграть финала —
как отобрать у нищих хлеб.
Играла! Как она играла!
Меня колбасило, метало
и кончилось не по-людски.
Чуть больше в голосе металла,
чуть меньше в памяти тоски.
Я не сержусь — но сожалею,
что нынче новый корифей
бестрепетно играет ею…
Навряд ли он меня добрей.
ПИАРКТИКА
Когда погребают эпоху
Ахматова
Тому назад — такие разные,
но равно сытые утробой —
мы жили в праздничной Евразии,
с изнанки ставшей Азиопой.
А оказалось, что на практике —
трезвящей как прыжок с моста —
мы все живём в стране Пиарктике,
где вечный кайф и мерзлота.
*
Что до конкретной данной личности —
произошёл системный сбой.
Смирился с нищетой и лишнестью,
чтобы в итоге стать собой.
Жизнь прожитую реставрирую —
как на экранной простыне,
где одиночество стерильное
снабжает зрением извне.
*
Успешливые преуспели,
а лишние давно отсеялись.
Слова прощальных песнопений
кружатся листьями осенними.
Они ни хороши, ни плохи,
но кажутся почти случайными
для нас — могильщиков эпохи,
учеников и соучастников.
ПОЛТИННИК
Шажок-другой, шажок-другой
с последней прямотой.
За пониманьем, за деньгой,
за мелочной мечтой.
Ещё от жизни не устал,
хотя и домосед.
Души таинственный кристалл
не источает свет.
Пусть годы за спиной как горб —
и он всё тяжелей —
познанья умножают скорбь,
но с ними веселей.
Ведь у верблюда два горба —
уж так устроил Бог —
не оттого, что жизнь груба,
а чтобы тот не сдох.
Хошь обойди весь белый свет,
хошь не слезай с печи —
покоя нет, и воли нет.
Наврали рифмачи.
Блок, почитавший вечный бой
за чистый идеал,
к концу работы над собой
себя же доконал.
Наивно обретать в бою
источник правоты.
С годами я перестаю
страшиться пустоты.
И я спешу куда пошлют,
чтоб растрясти брюшко.
Протиснуться, как тот верблюд,
в игольное ушко.
Я сам себя с ума сведу
и сделаюсь ханжой,
предавшись Страшному Суду
над собственной душой.
Подробен перечень утрат.
Смешон итог побед.
С немилой и в хоромах Ад,
а милой больше нет.
Проходит всё, и жизнь пройдёт,
иллюзии круша.
Но твой единственный оплот —
свободная душа.