Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 79




Юрий ТАТАРЕНКО

Foto4

 

Родился в 1973 году в Новосибирске. Журналист, литературный и театральный критик. Ведущий авторской колонки "ЛитБорзор" на интернет-портале "Sovok.инфо". Член трех творческих союзов - Союза писателей России, Союза журналистов России и Союза театральных деятелей России. Постоянный член жюри областного поэтического фестиваля "Тареевские чтения" и городского межвузовского поэтического конкурса "Сверхновое чудо". Участник Форума молодых писателей в Липках, региональных литературных семинаров в Томске и Красноярске, семинаров театральной критики СТД РФ в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Самаре, Новосибирске. Двукратный победитель городского конкурса профессионального мастерства журналистов "Новосибирск глазами СМИ", шорт-листер Международного Волошинского конкурса и Всероссийской премии им. Астафьева. Приглашён к участию в семинаре критики Совещания молодых писателей СПМ в 2014 году.

 

 

О МАМОНТЕ БЕДНОМ ЗАМОЛВИТЕ… ОДУ

 

«Среда обитания» - под таким бесхитростным названием вышел в свет коллективный сборник авторов литературного портала «Белый мамонт». На пятистах страницах – произведения двух десятков литераторов, преимущественно новосибирцев. Половину книги занимает поэзия, остальное пространство под твердым переплетом распределено под рассказы, повести, пьесу и философское эссе.

 

Что скрывать, каждый поэт мечтает увидеть свои стихи опубликованными. «Книга, написанная «в стол», - написана напрасно» - утверждает известный писатель и драматург Юрий Поляков. У всех желающих обнародовать свои произведения есть несколько вариантов: публикация в литературном журнале, издание книги за свой счет или же куда менее хлопотное освоение Интернет-пространства.

И вот два года назад одно из новосибирских литературных сообществ, а именно участники семинара Геннадия Прашкевича, проходящего ежемесячно в Областной научной библиотеке, недолго думая «застолбили» за собой скромную часть виртуальной территории, учредив Интернет-портал «Белый мамонт». В названии нового литобъединения, кроме откровенной отсылки к одному из романов Прашкевича, кроется легко прочитывающийся крик души: «Мамонты вымерли – не дайте погибнуть поэтам!».

О том, насколько редки ныне «белые и пушистые» в джунглях отечественной словесности, впрямую сказано в предисловии к «Среде обитания»: «Вернуться к литературе, выявить и показать талантливые произведения» среди множества «невероятно серых, невероятно посредственных текстов, при этом часто декларируемых как некое новое слово в российской культуре… Культура – это то, что мы сами привносим в массы…»

Мечта быть круче остальных, претендуя на роль «властителя дум», возможно, и осуществима. Сложность в том, что подобные вопросы не решаются самолично. Литературным процессом заправляет его величество Контекст.

В нынешнем году, если только ничего не путаю, силами новосибирских литераторов было выпущено три коллективных сборника. Помимо «Среды обитания», это книга «Поэты «Сибирских огней. Век ХХI» и хрестоматия «Шедевры русской поэзии. Вторая половина двадцатого века», подготовленные редакцией журнала «Сибирские огни», отметившего, кстати, весной 90-летие.

Главный интерес у читателей всех трех книг вызывает попытка составителей предъявить некий срез современных поэтов столицы Сибири. Редколлегия «Огней» опирается на литературные персоны А. Ахавьева, Ю. Пивоваровой, В. Светлосанова, А. Соколова, В. Ярцева, В. Берязева, С. Михайлова, В. Титова – органично существующие в компании с такими поэтами, как А. Кабанов, С. Кекова, Б. Кенжеев, Л. Миллер, С. Минаков, О. Николаева. Совершенно другие имена местных авторов – в сборнике «Прашкевич и компания», где главная ставка сделана на творческую молодежь. Поэтический подрост Новосибирска достаточно обширен и неоднороден, однако, по мнению «беломамонтовцев», литературную среду обитания родного города составляют Д. Жданова, А. Зайцева, П. Матюков…

В целом разговор о книжной новинке, коллективном сборнике «Среда обитания», затрагивает сразу несколько важных тем. В первую очередь это вопрос актуальности противопоставления столичной и провинциальной литературы. Разумеется, каждый город – и чем дальше от Москвы, тем настойчивее – стремится проявить себя на литературной карте России. Речь идет о мечте создания культурного феномена, мгновенной устойчивой ассоциации, если хотите – условного рефлекса по типу «Поэт – Пушкин, фрукт – яблоко». В это смысле многого добился Екатеринбург, поэтически неразрывно связанный с именем Б.Рыжего. Убедителен и пример Киева, пожинающего плоды творчества сразу двух поэтов – сначала В. Ветровой, а затем и А. Кабанова. У нас в Зауралье ситуация несколько иная: сибиряки проявили себя в первую очередь мастерами прозы. На поле нестоличной отечественной литературы безошибочны двухходовки «Красноярск – Астафьев», «Иркутск – Распутин» и «Барнаул – Шукшин». Что же касается успехов на ниве современного стихосложения, в том же Красноярске известны имена Ивана Клинового и Антона Нечаева, жители Томска легко назовут вам имя местного поэта-песенника Михаила Андреева – но, согласитесь, эти фигуры уступают – хотя бы в степени известности – жителю Вологодчины Николаю Рубцову. Не говоря уже о ныне здравствующих москвичах Ю. Кублановском, С. Гандлевском, а также поэтах с берегов Невы А. Кушнере и Г. Горбовском.

Нет-нет, в Новосибирске немало самобытных стихотворцев – достаточно назвать и Нелли Закусину, и Виктора Иванiва – но что-то мешает им стать безоговорочными лидерами на городском поэтическом Олимпе.

И тут уместно сказать о второй серьезной проблеме, характеризующей родимый мегаполис с не лучшей творческой стороны. Я имею в виду разобщенность «новосибовских» поэтических кругов – во всей своей силе и привлекательности. И пусть мечту о неком литературном конгломерате сегодня сочтут утопией, только дальнейшая нарочитая обособленность междусобойчиков местного пишущего люда мне представляется очень уж малопригодной средой обитания. В соседних Кемерово, Томске, Барнауле поэты и знают, и уважают друг друга. В нашем же городе желание иных поэтов «в упор не видеть» своих коллег, можно сказать, возводится в культ.

Как следствие периодических проявлений этих антагонистических настроений – обилие и в то же время хаотичность проводящихся в Новосибирске литературных фестивалей. Не случайно хедлайнерами на них выступают иногородние литераторы. Так, «Книжный фест-2006» украсили москвичи Д. Быков и В. Ерофеев, Э. Успенский и Т. Кибиров; на «Белом пятне» в 2008 году среди главных участников были «топ-провинциалы» З. Прилепин и М. Тарковский; «Интерра» пару лет назад привозила еще одну группу столичных литераторов во главе с Д. Кузминым; последний фестиваль актуальной поэзии «Poetry» пригласил выступить барнаульца В. Токмакова с кемеровчаниным Д. Мурзиным. Даже на фестивале «Русский беркут», организованном по случаю 90- летия «Сибирских огней», в центре внимания были отнюдь не юбиляры. Творческие встречи в Новосибирске проводят то В. Полозкова, то С. Шаргунов. А что же наши?

Могу припомнить лишь ежегодную молодежную поэт-тусовку «С.Ш.А.», состоящую, впрочем, исключительно из пары десятков выступающих. О способах привлечь интерес к своему творчеству хотя бы не виртуальные «широкие массы» местного студенчества, будем надеяться, поговорим как-нибудь отдельно.  

Свой вариант «выйти из сумрака» всемирной паутины предложила группа новосибириских поэтов, издавших книгу «Среда обитания». Вскользь упомяну о третьей ненадуманной сложной ситуации: обострилась борьба за читателя между традиционными, бумажными носителями информации и стремительно развивающимся рынком интернет-медиа. Поэт и главный редактор «Сибирских огней» Владимир Берязев непреклонен: «Силы сторон неравны. Время книги стремительно уходит. В ближайшие 10-15 лет так называемая «сетература» явит свое тотальное превосходство. В дальнейшем тексты на бумаге сохранятся разве что лишь в качестве дорогого подарка – в минимальном количестве экземпляров».

Участники портала «Белый мамонт», став авторами новоявленной «бумажной» «Среды обитания», пытаются, на мой взгляд, усидеть на двух стульях. Один из которых, заметим, не вполне устойчив – тираж сборника всего-то 200 экземпляров. К чему было, только-только освоившись в Сети, покидать площадку портала – не вполне понятно. Числа читателей этим явно не увеличить. Видимо, во главу угла встал вопрос престижа. Который зачастую игнорирует даже вопрос цены. Книга вмещает полтысячи страниц под полноцветной твердой обложкой…

Таким образом, мы, наконец, добрались до сюжета под номером четыре: принципы составления коллективных сборников. Остановимся на основополагающих вещах: подборе авторов, полноте их презентации, жанровых особенностях.

Вообще-то количество авторов портала «Белый мамонт» несколько превышает число счастливчиков, блаженствующих в «Среде обитания». Хочется верить, восторжествовал принцип «естественного отбора», и в книге представлены лучшие из лучших. Может быть, именно поэтому поэтические подборки большинства авторов сборника сопоставимы с размерами отдельных собственных книжек – стихам Татьяны Злыгостевой, открывающим книгу, отводится ни много ни мало 33 страницы, вклад остальных – ей под стать. О том, действительно ли каждая подборка, как говорится, ни убавить, ни прибавить, речь впереди. Лично мне показалось, что некоторые авторы явно злоупотребляют читательским вниманием. И тем более странно лицезреть столь внушительную диспропорцию между членами одного литературного сообщества – когда, к примеру, поэзии Ивана Полторацкого составители отвели меньше десяти страниц.

С другой стороны, трудно не согласиться с тем, что люди пишущие, выносящие на публику свои тексты, зачастую пребывают в сладостных мечтах: вот она, реальная возможность быть услышанными и оцененными – а каждое написанное и напечатанное стихотворение только усилит восторг внимающего. Правда, некогда Александр Суворов говаривал, что воюют не числом, а уменьем. Ну, да где война, а где искусство – когда музы разговаривают, пушкам молчать положено…

О чем еще мечтают поэты из «Среды обитания»? Разумеется, о любви. Подборки превращаются в разборки – у Анны Гречко и Александры Зайцевой. Искренность всеобъемлющая:

 

он никто мне, знаете ли. Всего лишь

эпизод, не вылившийся в роман.

только как, скажите, его прогонишь?

Он не лезет в душу, как вор в карман.

(А. Гречко)

 

Господи,

Сотвори чудо:

Сделай так,

Чтобы он позвонил!

(А. Зайцева)

 

Название книги не даст упустить из виду, что же, собственно, является средой обитания коллективного лирического героя. Но «Белый мамонт» бежит мало-мальской экзотики: набор мест его пребывания предсказуем и зауряден: алкогольный туман, социальные сети, маршрутки, трамваи, пляж. Удивительное дело, но ни в одном стихотворении город на Оби никак не идентифицируется!

 

Идет трамвай до станции конечной,

Несет трамвай нетрезвого меня…

И надо бы о чем-нибудь о вечном…

Но думается всякая фигня.

(П. Матюков)

 

Вспоминается еще одна крылатая фраза Ю. Полякова: «Занимательность – вежливость писателя». Рецепты вовлечения публики в пространство текста общеизвестны: авторское видение, афористичность мысли, неожиданный образ, меткость сравнения – и все же каждый раз остается актуальным вопрос: суждено ли сбыться читательским чаяниям? Увы, многие авторы сборника лишены даже самоиронии по отношению к собственным сочинениям. «Я тебя слепила из того, что было – а потом, что было, то и полюбила» - эти строчки 20-летней давности из репертуара группы «Комбинация» до сих пор в арсенале едва ли не каждого второго «человека рифмующего». А ведь были еще нетленки и «Ласкового мая», и Марины Журавлевой… Впрочем, вернемся к нашим баранкам.

 

…Видела, как за окном

взгромоздили рекламный щит,

отдали бы лучше потраченное

детям Африки,

он круглые сутки горит,

а они ждут воды и еды,

как новогодних подарков…

(О. Васякина)

 

Возможно, кто-то упрекнет меня в излишней критичности, сославшись для верности на ставший хрестоматийным карт-бланш от Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора…» Невольно подхватываешь фразу и вдруг ловишь себя на мысли, что слишком уж для многих нынешних пиитов выражение «не ведая стыда» – главное.

Однако в сфере внимания авторов книги не только бытовые вопросы:

 

Мой Бог, почему ты бросаешь меня,

За что я так страшно наказан?

Ты видел, мой Бог, что до этого дня

Я не был жестоким ни разу!

(Д. Жданова)

 

…Как раскрасить картинку, чтоб тайное проявилось? –

Не поможет ни маркер, ни грифель карандаша –

Потому, что она невидимая, душа.

(Т. Злыгостева)

 

В свое время главред «Нового мира» А. Василевский на вопрос, какова вероятность журнальной публикации мало кому известного автора, отвечал с ледяной улыбкой: «Мы не печатаем молодых за то, что они молодые. Главный критерий – качество текста». Думается, для некоторых новосибирских поэтов, не могущих похвастаться благосклонностью редколлегий столичных «толстых» журналов, распахнутые двери во дворец печатного слова сродни медвежьей услуге. Вполне вероятно, уже сам факт появления стихов в очередном авторском сборнике сделает все разговоры об уровне требовательности к себе попросту неуместными: что не вырубишь топором – практически отлито золотыми буквами. Последствия очевидны – та же «Среда обитания» очень быстро обернется средой рифмования.

Еще один автор сборника, Татьяна Сапрыкина, что вместе с Татьяной Злыгостевой и Геннадием Прашкевичем входит в трио составителей книги, представлена сразу в двух ипостасях: стихотворца и прозаика. Последнее стихотворение в 20-страничной подборке начинается так:

 

Сегодня я потеряла застежку от сережки

Она может найтись где угодно

А может и совсем не найтись

 

Процитировать сапрыкинскую прозу не позволяет размер этой заметки. Скажу лишь одно. Если начать перечислять тех, кто в современной отечественной словесности может служить удачным примером соединения нескольких творческих начал, мгновенно приходят на ум уже упоминавшиеся Д. Быков, Ю. Поляков, те же Тарковский с Прилепиным, также можно вспомнить имена С. Гандлевского и Е. Евтушенко – и не забудем земляка Прашкевича! Татьяне Сапрыкиной, по моему скромному мнению, стоило бы определиться, идти по двум дорогам сразу – значит заведомо уступить пальму первенства многочисленным попутчикам…

Продолжая разговор о прозе, представленной в сборнике, отмечу свежесть письма и лапидарность стиля у Евгения Любина, Олега Полякова, Елены Бартолло, Кристины Колесниковой.

Еще одна новосибирская писательница, Ольга Римша, решила на этот раз предстать перед читающей публикой в новом для себя качестве драматурга. Пьеса «В черной комнате маленькое окно» написана ровно и не производит впечатления совершенного творческого прорыва – в отличие от ряда текстов, созданных местными авторами в рамках проекта «DramaSib». Хочется пожелать молодой писательнице дальнейших успехов прежде всего в прозе, не случайно именно в этой номинации национальной премии «Дебют» несколько лет назад Римша стала лауреатом.

Возвращаясь к поэтической составляющей сборника «Среда обитания», нельзя обойти вниманием два бивня «Белого мамонта» - это, пожалуй, лучшие поэты портала Федор Сваровский и Владимир Захаров. Отметим, что оба имеют весьма отдаленное не только к Новосибирску, но даже к России: место жительства вышеупомянутых – Дания и США соответственно. Оно, конечно, налицо международный масштаб новосибирского издания, но у медали, как водится, в наличии и обратная сторона: в данном сборнике тексты Захарова и Сваровского вызывающе «торчат». Что не отменяет радости от встречи с мастерами, изрядно поднаторевшими в вопросах версификации.

Своя поэтическая интонация остро чувствуется и в стихах Кристины Кармалиты:

 

Упадешь прямо на пол. Уснешь… И тихонько во мраке

Бог укроет тебя одеялом. Никому не расскажет. 

 

Скромная, но все же – глубина. Увы, в целом данную «Среду обитания» характеризует серьезный дефицит в авторских текстах смысловых слоев.

Кстати, о многозначности. Среда – это всего лишь середина недели. Будет день, будут рифмы. А там, бог даст, и до поэзии доживем.