Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 79




Алла НЕЧАЕВА

Foto3

 

Алла Михайловна Нечаева. Прозаик. Автор десяти книг. Родилась и живет в Рязани. Окончила Литературный институт им. Горького. Печаталась в региональных и столичных издательствах.

 

 

АНТРОПОСФЕРА

Некоторые рассуждения по прочтении книги Елены Сафроновой «Жители ноосферы».    

 

Елена Сафронова издала свою новую книгу прозы. Называется: «Жители ноосферы». Книгу можно купить в книжных магазинах Москвы и Рязани, а также взять в библиотеках. Кстати, читающим Интернет – книга есть и там (где я впервые прочла изначальную версию романа).

О нём и разговор.

Кто не знает. Елена Сафронова пишет давно (и я знаю её так давно, что для меня она просто Лена), она многогранна, и в литературных жанрах умеет, кажется, всё. В прозе у неё выходили рассказы и повести, и вот довольно объёмный роман. А ещё она критик, в её библиографии уже есть книги по литературной критике. Много раньше (когда я с ней познакомилась) она сочиняла стихи. А ещё Елена – журналист. С таким багажом умений и знаний и создавался роман. Нет, всё перечисленное – не аргумент в пользу толстого романа, но его преимущества. Кому вредили знания?  Главное же в сочинительстве – талант, дар Божий. Об этом написал прекрасный сочинитель Владимир Набоков, так и назвав роман «Дар». Там, кроме всяких житейских историй, проводится основная мысль о божественном Даре, который чувствует он, автор, и который и «поворачивает глаза его» внутрь себя, выискивая сомнения и ощущая потребность в собственных высказываниях-откровениях, а ещё заставляет всматриваться в тонкости всего живого, не явно выраженные или вообще «проходные» для остальных.

Кто такой – автор?! Не надо ошибочно полагать, что писатель пишет себя или о себе. Нет, он пишет от себя, через себя. И он во всех своих персонажах. А умение его – как можно полнее перевоплотиться и ощутить собственным существом каждого, из кого состоит жизнь его книги, им придуманная. Конечно, если он – автор – не самостоятелен, как он может передавать или трактовать характеры и поступки людей, с ним не схожих?  Именно для таких поступков – создавать, копируя Бога, иную, чем твоя, жизнь, - и важна индивидуальность. И тогда с любой строки можно сказать, кто автор, даже если он пишет о противоположных вещах. И именно здесь - в стиле, - и таинственно, и осмотрительно, как агент всех доступных судеб, или соглядатай, и вырастает в полный рост, жонглируя или оперируя мыслями и словами – автор. Писатель. Сочинитель.

Никто не может сказать наверняка – чем должен обладать писатель, легче назвать – что может ему мешать. Наверно, равнодушие. Но и это не факт. Может, это и к лучшему, что пока никто не определил смысл и значение самых основных понятий в жизни. Это – сама жизнь и её прикладные и самые замечательные свойства – чудеса, первое из которых – любовь, а уж потом – талант, и над всем – удача!

Всё это применимо к писательству, и всё есть у писателя Елены Сафроновой.

Итак, написан роман «Жители ноосферы». О чём он? 

Вообще-то его можно определить как крик одиночества. Крик этот, то нарастая, то пропадая, а то и вовсе съёживаясь, носится как испуганная мечта, почему-то не исполненная. А разве кто обещал?! Вот-вот, тут и идут сплошные загадки, как в жизни. И ко всякого рода рассуждениям о человеке можно приписать изречение, уже ставшее мемом: так устроен человек. Да, вот почему-то так витиевато, изощренно изобретен человек, и пока не договорились – кем, зачем и почему? Вот и приходиться копаться в характерах, обстоятельствах, причинах и следствиях, добираясь до истоков мысли или бессмыслия в его поступках.

Да, вот именно: так устроен человек, ему требуется партнер, и слушатель, и компания, и в тоже время покой и одиночество, и для каждого своя мера и собственное ощущение равновесия разных желаний. Опять же – кто знает, как и почему возникают желания?! У некоторых меняются со скоростью взгляда. Увидел – захотел, перевел взгляд – другое притяжение, или притяжение другого. Человек от своих глубин весьма далёк, ему приходится довольствоваться видимым.

Что увидела главная героиня романа Елены Сафроновой? Она журналист и потому видит явленную изнанку жизни.

Как человек творческий, героиня Сафроновой и вращается в кругу себе подобных, и притягивает таких же. И, конечно же, мужчины возле неё (а их «смена» – основное «внешнее» содержание романа) одаренные.

И мне хочется сказать именно об этой категории мужчин  – талантливых. Мы наслышаны, что талант требует работы на себя. То есть человек редко когда альтруист, все мы эгоисты в разной степени, тогда как человек выделенный или наделенный талантом – особая категория. Он или они: сверх-эгоисты. И есть множество женщин, ищущих именно таких «половин». Может, для равновесия. Вон сколько фанаток с поднятыми вверх руками, с бессмысленно-мечтательным взором, волной восторга снесённых с привычного ритма жизни и упоенно раскачивающих волну успеха какому-нибудь Стасу Михайлову или Трофиму. Целый лес потерявших опору женщин, готовых на всё – ради чего?!

Действительно, что ищут женщины в талантливых мужчинах? Видимо, те, кто лишен каких-либо достоинств, желают приобщиться к чужим, чтобы слиться, спеться и стать на равных. Их собственное воображение искажено – они принимают, вернее, они хотят внешним лоском «отполировать» картинку своей жизни, чтобы стала она как на сцене – блестящей и изящной. Есть и иной тип – от слишком сильного уважения к себе желающих если и быть в услужении мужчине – то не какому-нибудь затрапезному, а именно – с талантом. К таланту теперь приравнивается и богатство.

Героиня Сафроновой, конечно же, из второй плеяды, скорее по сложившимся обстоятельствам. К ней, как человеку даровитому, тянутся такие же. В романе это поэты. Что такое мужчина-поэт? Уже, кажется, ясно. Мы не касаемся исключений. Они не показатели жизни, они – очередная её загадка! В романе обычно-привычные для круга журналистки поэты. Рядовые. Но даже у любого рядового сообщества – своё назначение. У всех поэтов – пророчества, кроме красоты слов, многомыслия и почти шахматных раздумий над системой образов. В общем, голова их всегда напряжена и может позволить себе не замечать иных сторон жизни. Которая не в голове – на земле. И некоторые так увлекаются сосредоточием на своих «досках с ходами» и пленением чужих неподвластных образов, что без зазрения совести доверяют себя содержать кому бы то ни было. И кормить, и обихаживать. То есть, вырастая физически, оставаться в детстве. Кто-то – если кроткая мама – сидит на маминой шее, а если попадается жалостливая женщина – пусть напрягается она. Кто будет против, что за него решают все бытовые проблемы?.. А ещё, чтобы утихомирить буйный нрав стихосложения, требуется релаксация – расслабление – безотказный помощник для этого алкоголь. Кажется, картина всем знакомая. Она же в ярких деталях, с блестящей виртуозностью изображена Еленой Сафроновой в романе «Жители ноосферы». У неё «жителей ноосферы» – целый союз. Особенно, на мой взгляд, удался первый муж героини, некий поэт Костя Багрянцев. Это Хлестаков на территории жены!

А героиня – на все сто! Она – как положено крепкой журналистке – начитана, активна, а по характеру – импульсивна, эмоциональна, а ещё – ответственна. И ведь она женщина! Значит, в хлопотах о семье. Инна Степнова молодая, привлекательная – конечно, на неё реагируют мужчины. Но ведь она умная, зачем она связывается с идиотами? Не достойными никого, не то, что нашей журналистки?.. Здесь тоже можно долго рассуждать о роли женщины, её предназначении и т.д. Но мы сразу начнём с эпилога любого романа, который завершается в ЗАГСе или в комнате совместного проживания. Женщина какого бы то ни было сословия и образования в романах такого рода оказывается в одинаковой диспозиции: в доме – у плиты с кастрюлями, вне дома – обвешанная неподъёмными сумками. И здесь, как сказал классик, кончается искусство и дышат почва и судьба.

Зачем женщины торопятся замуж?! Потому что воспитаны в традициях семьи, потому что природа так распорядилась: женщина «вьёт гнездо», да просто потому, что существовать в этом мире в одиночку – неуютно. Это уж какая-нибудь распутная или не верящая в свою нужность кому-либо особа отвергает семью – но кто знает, о чём молчит она, глядя на объединенные кухней и чем-то ещё столь же «скучным» пары?..

И потому героиня наша (героиня Елены Сафроновой, столь близкая мне, будто родная) – положительная. Она как человек чистый и честный хочет жить в паре, и перешедшие к ней генетически женские особенности поведения в обществе и его ячейке исполняет не анализируя, как всякий порядочный человек, который не хочет никого обременять собой. Она, главная героиня Инна, щедрая, в хорошем смысле услужливая, вся воплощённая помощь и защита. И в её раскинутые для объятий руки падают эти самые поэты, которые не исключение, а правило!..

Измаянная несправедливостью судьбы героиня отчаянно вопрошает кого-то: за что? И снова можно ответить лишь сакраментальное: так устроен человек, и так устроена жизнь у нас в России. И никто не знает, что кому выпадет; и никто не объяснит, почему эгоистам попадаются совестливые, а щедрым – побирушки, подонки. Нет у жизни правил. И любые её уроки полезны только при повторении, и то не для всех.

О чём ещё книга Елены Сафроновой? О ноосфере, придуманной Владимиром Вернадским. Именно в ней, в сфере разума, бродят, перемежаясь, скопом и в одиночку все мысли, переходящие на землю с ее обитателями. А может, то, что примечталось или выдумалось, принесенное талантом, реализуя, отправляет именно в эти сферы – осваивая научно планету-антропосферу, очеловечивая её, сам человек дара. Идея уже не самой журналистки Инны, а её приёмной дочери Ленки, выросшей и увиденной склонной к провидчеству матерью виртуально, в момент транса – насытить сферу разума не случившимися земными открытиями. Откровениями. Чтобы спустя время, при потребности, их воссоздать, оживить, по крайней мере, увидеть и услышать. Такая вот фантастика завершает в основном реалистический, сатирическо-любовный роман. А для «банка данных» талантов, побывавших на земле, требуется их материальное наличие. Чтобы, к примеру, поэты всё написанное собрали под обложку или выложили в интернет. Именно для этого и отправляется журналистка Инна на расследование причин смерти мало кому (кроме богемы) известного, но очень талантливого поэта Всеволода Савинского, погибшего и почти забытого. Детективная составляющая – как могут здесь подумать читатели - не реализуется в романе, быстро сменяясь метафизическими выводами о природе таланта, его уязвимости и ранней мистической гибели. Линия Всеволода Савинского важна для романа Сафроновой тем, что с этого персонажа начинается очередное благое деяние Инны Степновой – она, которой столько доставалось от поэтов и морально, и физически, и житейски, хочет создать портал со стихами безвестных, не «прозвучавших» при жизни поэтов. Но полностью эту идею претворит в материальное воплощение только девочка Ленка – которой в романе уделено до обидного мало страниц, но, оказывается, уготована участь «ружья, безмолвно висящего на стене всё действие, чтобы выпалить в конце».

Много о чём написано в романе Жители ноосферы». И мысли и характеры, и жизнь до и послеперестроечная – всё как у лучших живописцев. Картины нарисованы сочно, щедро населены людьми неординарными, запоминающимися. Слог лёгкий, поэтому спешишь по строчкам, схватывая и удивляясь острому глазу романиста. Достоверен быт и наш человек в нём. Люди в романе живые, как будто прыгнули на страницы прямо из автобуса. Есть и чересчур жесткие эпизоды. Жестокая действительность, изображенная настолько реалистично, что хочется строчки эти закрыть рукой, и которой в жизни и так хватает, на мой взгляд, никаких преимуществ роману не прибавляет. В нём вполне хватает нашей повседневной правды, «выхваченной» талантом Елены Сафроновой.

Зачем человеку художественные книги? Тем более сейчас, когда любого рода информацией можно захлебнуться. В романах ведь тоже информация. Только она о другом. То, что несется на нас с мониторов или экранов –  самый верхний слой жизни. Он не обнажает дна, не подвигает к истокам, он ничего не рассказывает о нас. Каждый о себе мало что понимает, да и не приучены мы к этому, всё наше воображение измерено картинками видимого. Для этого все куда-то едут, что-то смотрят, а потом всё это снимают и снова смотрят. Зачем? Чтобы заполнить пустоту, вакуум, который только расширяется, поглощая и требуя следующие порции впечатлений. Они не насыщают,  потому что не исследуются. Не приучены мы к обдумыванию, к наслаждению этим процессом. Вердикт потрясения демонстрируют художники. И среди художников слова, звуков и кисти есть художники мысли. Правильно. Прозаики. Их мало. Сейчас почему-то принято считать писателями, всех кто пишет. Но сейчас пишут все!!! Видимо поэтому ввели понятие – автор. Авторская песня, авторское кино, авторские строки… чтобы не путать с копированием, компиляцией.

Автор прозы – тот, кто создал жизнь в собственном пространстве воображения. Населил героями и насытил мыслями. Это – если кто не в курсе! – чертовски сложно. И это не поддаётся никаким усердиям. Это – дар. И в его арсенале непременно раздумья, «копания» в человеческих поступках. Если автору  безразлично, почему его герои поступают именно так, – к чему тогда пересказ сто раз слышанного, ибо нет ничего нового в нашем свете. Есть желание разобраться в открывающемся тебе мире. Пусть ты не откроешь Америки, но прикоснешься к движению вглубь человеческого существа, потрогаешь то один нерв, то другой. В который раз озадачишься вопросом – зачем живём и для чего.

Обо всём этом и книга прозы писателя Елены Сафроновой. Прочитайте!