Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 75




Елена КРЮКОВА

Foto3

 

Поэт, прозаик. Член Союза писателей России с 1991 г. Окончила Московскую консерваторию в 1980 г., профессиональный музыкант (фортепиано, орган). Публиковалась в журналах "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", "Нева", "День и Ночь", "Сибирские огни", "Бельские просторы" и др. Лауреат конкурса "Согласование времен" (Германия, "Русский Autobahn", 2009). Лауреат премии им. Цветаевой (книга "Зимний собор", 2010). Лауреат Кубка мира по русской поэзии (Рига, Латвия, 2012). Лауреат премии журнала "Нева" за лучший роман 2012 года ("Врата смерти, № 9 2012). Лауреат премии Za-Za Verlag (Дюссельдорф, Германия, 2012). Финалист литературных премий "Ясная Поляна" (2004, "Юродивая"), "Карамзинский крест" (2009, "Тень стрелы"). Лонг-листер премий "Русский Букер"-2010 и "Ясная Поляна"-2011 (роман "Серафим"), премии им. Бунина 2010, 2011, 2012 (книга стихов "Зимний собор", роман "Юродивая", книга стихов "XENIA"), поэтической премии им. Григорьева (2012), премии "Национальный бестселлер"-2014 (роман "Путь пантеры").

 

 

 ЖИЗНЬ ПОЭТА: ПОДРОБНОСТИ И ЦЕЛОЕ

О книге Сергея Белорусца "Песни для чтения. Прозаическая ретропись" (Москва, Союз писателей Москвы, "Academia", 2013)

 

"Всесильный бог любви, всесильный бог деталей", - сказал когда-то Борис Пастернак, и был прав: чем сильнее любишь, тем больше видишь подробностей в предмете любви, дорогих сердцу, и в каждой тайной или явной подробности, штрихе, оттенке сконцентрировано все чудо целого.

Таков феномен жизни: она неоспоримо мозаична, сложена из десятков тысяч дней и миллионов мгновений. Каждое - неповторимо. Вечная жажда художника, автора - зафиксировать его, и это вполне фаустовское желание часто играет с автором плохую шутку: начиная писать о пережитом, он тонет в тех же самых подробностях, что его вдохновили.

Не так с Сергеем Белорусцем. Он обладает должной мерой лаконизма, чтобы не впасть в лирическое многословие, и прицелом четкого вИдения, когда из бездны событий и положений выбирается нечто главное, определяющее нравственность, идею, работу духа.

Он обладает великолепным чувством юмора, и юмор у него разных тонов: то печальный, то жесткий, то лиричный, то нежный, и сквозь этот грациозный юмор там и сям просвечивает детство.

Детство - такая всегдашняя загадка: вырастая из него, мы оставляем его близ себя кто как может: и как грустное ретро, и как недостижимую (потерянную!) мечту, и как ориентир чистоты. Авторская интонация Сергея Белорусца чиста и непредвзята, и это подкупает - читая книгу, мы соотносим себя с детством автора, а потом и со своим детством: опыт детского писателя дает Белорусцу право использовать эти прозрачные и яркие детские колориты во вполне взрослых эскизах и зарисовках.

Есть у художников такой фокус: проиллюстрировать детскую книжку будто бы детскими рисунками (а рисует их взрослый искушенный мастер, подлаживаясь под ребячью стилистику). Сергей Белорусец не стилизует и не копирует: он раскрывает нам свои собственные детские тайны, демонстрируя незыблемость и мужество души, пожелавшей остаться, при всех "взрослых" наработках, внутри драгоценной детской шкатулки.

Метафора всей жизни автора здесь слеплена из множества миниатюрных реалити-сказок. Да и с виду реалистическая книга складывается в почти сказку - из целого веера зарисовок, этюдов, рассказов, похожих на стихи, и воспоминаний, похожих на притчи.

Характерное название сборника - "Песни для чтения" - подчеркивает взаимосвязь двух мелосов - литературного и музыкального. Хотя мы оказываемся лицом к лицу с, казалось бы, прозаическими и даже бытовыми воспоминаниями автора, он может подать их, как настоящую сказку (со знакомой интонацией: "Жили-были..."):

"Иду я себе.

А она лежит.

Прямо на дороге.

На моей.

В луже.

Брошенная (жизнью мне?) перчатка.

Некий символический вызов.

Тот, который, видимо, следует незамедлительно принять.

Для начала подняв эту самую перчатку.

Из лужи.

Или, может она, перчатка, просто-напросто кем-либо

утеряна?

Тогда точно поднимать не надо.

Тем более, что при ближайшем рассмотрении очевидно: перчатка – и не перчатка-то вовсе.

Рукавичка.

Лежит на дороге.

Сама же знак мне подаёт:

– Закрой, парень, свою варежку!

Да поскорей.

Ту безразмерную, которая здесь внутренним диалогом именуется.

Если можешь, конечно…".

Стихи сменяются прозой, потом опять стихами - поэт в любые свои времена остается поэтом.

Автор - человек культуры, и читателю, свободно плывущему в море культуры, книжная дистанция "Песен для чтения" покажется нетрудной, естественной. И на пользу писателю будет играть момент узнавания: ровесники автора заглянут в зеркало эпохи и, возможно, увидят там себя.

У Сергея Белорусца легкое дыхание: он противник красивостей, но он владеет главным для художника: умением показать сложное через простое. Через одну четкую деталь. Через одну красочную подробность.

А это всегда дорогого стоит: и в детстве, и в зрелости.