Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 70




ПАМЯТИ ЭДУАРДА ГРАЧЁВА

 

Foto1

 

 

Ольга РЕЙМОВА:

Когда-то, давно слышала про поэта Эдуарда Грачёва, благодаря журналу «Юность», который выписывала много лет. Сейчас я держу в руках очень милую книжечку из серии Библиотечка поэзии Союза писателей Москвы «Монолог», автор Эдуард Грачёв. Вообще, я думаю, что лирические стихи – это монолог. Поэт как бы говорит сам с собой, и открывает свою душу, читатель слышит дыхание этой души, её мысли.

 

О тех ночах, в которых тьма звенит,

И образ мира облаком заточен.

И так неточен, тот, который спит,

И что-то тихо про себя бормочет.

 

Читателю представлены 38 стихотворений, открывающие внутренний мир поэта. Сейчас пишут стихи по-другому, порывисто, стремглав, с криками и жестами. Мир изменился не в лучшую сторону, и поэты стали какими-то другими. Однако, в отличие от современных молодых поэтов, стихи Эдуарда Грачёва  написаны в классической форме. Его стихи напомнили мне стихи Фета и раннего Пастернака. Поэт трепетно ощущает каждый миг жизни, каждое время года. Почему-то именно месяц октябрь так часто встречается в этих стихах. Октябрь – это середина печальной и красивой осени.

 

Октябрь свои жёлтые крылья расправил,

Над медною ниткой прибрежных ракит.

И что там терзаться, и что там лукавить

Мгновенье минует, и он улетит.

 

Или вот:

 

Нелепая, прекрасная пора,

Когда слова – почти неразбериха,

Когда октябрь, всего лишь слов игра.

Игра в слова, и можно сесть за книгу.

 

Поэтично почти про каждый месяц пишет Эдуард Грачёв. Вот как образно про октябрь, что он «свои жёлтые крылья расправил». И так в каждом стихотворении живёт его проникновенное отношение к природе. Хочется отметить: читая его стихи, понимаешь, что он романтик:

 

Давай коснёмся облака рукой,

И полетим над спящею рекою.

Над той строкою, где царит покой,

Но знаешь ты, что в небе нет покоя.

 

Каждый месяц описан поэтом с особой любовью «Но вот проснёшься, за окном – октябрь».  Эта строчка музыкальна и хочется читать дальше. Сразу же вспоминается этот тихий месяц года. А вот про начало весны тоже как-то по-особенному, с сожалением об уходящем снеге: «Весенний снег был хрупок и болел».

Некоторые стихи наводят на мысль, что по своей сути поэт был одинок, и поэтому многое слышал и говорил своим внутренним голосом, передавал свои ощущения, он слышал «звуки пустоты», «и старый дом качается в волне». Несмотря на то, что его стихи с грустинкой, он не пишет о тяжком и плохом,  чувствуешь, что всё-таки он был влюблён в жизнь, в её особенности, видел и слышал своим поэтическим взором и слухом многое, чего не может заметить обычный человек. Он прочувствовал каждую частичку нашей незамысловатой жизни и сумел передать это стихами тихими, задумчивыми и часто очень печальными:

 

 Я знал, что осень выбилась из сил,

Что только день, как вся листва опала.

И та страна, в которой я гостил,

В сырой туман и в пустоту сползала.

 

Даже грустные строки вызывают чувства благодати. Когда читаешь его стихи, кажется, что ты шёпотом беседуешь с автором, который через свою поэзию передаёт все краски мира.  И всё-таки он по-особенному относится к осенним дням. Эти осенние дни в его стихах выпуклы и заманчивы, потому что, наверное, осенью перебираешь в памяти ушедшие яркие летние дни, когда просто радуешься теплу и солнцу:

 

Зелёное с белым июли раздали

Берёзовым ветками и струнам осоки.

 

А осень – пора подведения итогов. Образ осени присутствует во многих его стихах  и каждый месяц этого времени года представлен чутко и как-то особенно поэтично.

 

На дачах пустынных забытые тени

Наставший сентябрь собирает в дорогу.

 

А вот и ноябрь

 

Над землёю ноябрь занесён

Пустота за калиткою стынет.

И в полях и в деревьях – во всём –

Сочетается белое с синим.

 

Даже, несмотря на то, что осень вначале красочно расписывает весь окружающий мир, а потом -  безжалостно раздевает деревья и оставляет лишь серую краску,  поэт отдаёт ей предпочтенье.

 

Когда возможно просто убежать,

И затаиться в подлинном и мнимом,

В моём краю, где ничего не жаль,

И хочется любить, и быть любимым…

 

Каждое стихотворение находит отклик в душе, потому что сложен стих гармонично, написан упоенно: что про осень, что про зиму, когда «февраль несносен»  и

 

И вот зима пришла, как смесь,

Порош с оконным переплётом.

 

Эта образность, метафоры и сопоставления привлекают и придают задумчивость стихам, и они отзываются и поются в глубине сердца. Очень тонко поэт рассказывает о тайнах природы, о её смутах и ненастье.

 

Ненастье развешено в небе

И пролито вниз на цветы,

 

Стихи тихие и успокаивающие, как будто звук свирели или пастушьего рожка. В этих стихах гармония и музыка, проникновенный разговор стихами о природе и жизни вообще. Иногда стихи Эдуарда Грачёва звучат исповедально, и тогда кажется, что разговаривая стихами, он успокаивается и продолжает верить в лучшее. В его стихах часто звучит музыка и открывается тонкая грань не просто поэта, а поэта-лирика.

 

Всё, повторяя за сверчком,

Как будто здесь не знали сами,

Как хорошо писать тайком,

И разговаривать стихами…   

 

 

Кирилл КОВАЛЬДЖИ:

Стихотворения Эдуарда Грачёва производит своеобразное, я бы скачал – уникальное впечатление. Десятки стихотворений как цельное произведение, настолько цельное, что не нуждается в композиции, его можно читать с начала, с конца, с середины. Да и открывая книгу наугад, неизменно попадаешь в единое русло поэтического настроения, подключаешься к особому чувству природы, симфоническому, овеянному меланхолией слово кажется устаревшим, несовременным, по тут оно воскресает, оно уместно, потому что томление согрето любовью к тому, что мы. горожане, почти забыли. Это мир,

 

Где всё переполнено лаской и светом,

Где я забываю, что тень пробежала

По чёрному лесу, по свежему следу,

Скользнувшего в Лету июльского жара.

 

Это преимущественно осень, сад, рассвет или сумерки, то отзвуки позднего Фета и раннего Пастернака, то кружение вокруг щемящей сладкой боли увядания. Это гулкая густая пустота - образ, часто повторяющийся в ряде стихотворений. и это не случайно: автор был причастен к миру физиков, он прекрасно знал, что вакуум притворяется пустотой, на самом деле он источник энергетических флуктуаций проще говоря, - тайн!

Кажется совершенно невероятным каким образом смог сохранить в себе такое свободное, независимое, чуть ли не первозданное чувство природы, сохранить, его в громыхающем современном мире, раздираемом противоречиями, перегруженном информацией, чреватом гибелью.

Откройте книжку наугад, и это всегда будет началом утешительной мелодии.

 

Небесною музыкой дышат сирени

И музыка осенью – это от Бога.

 

Круговое начало, мелодия n0n-stop…

 

P.S.

Жаль, что его творчество прошло незамеченным, да и сам он был плохо приспособлен к  окружающей жизни, пребывал в мире фантазий и выдумок. И погиб, в сущности, трагически – бездомным, обманутым рейдерами, – умер в больнице. Эти несколько страниц – дань его памяти, его стихам.