Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 69




Елена ПЕСТЕРЕВА

Foto2

 

Родилась в 1980 году в г. Львове, живет в Москве. В 2003 году закончила юридический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра уголовного права и криминологии. В 2011 году - ВЛК Литературного института им. А.М.Горького, семинар поэзии. Автор сборника стихов («Осока», М.: «Memories», 2007).

Критические статьи опубликованы в журналах "Вопросы литературы", "Знамя", "Октябрь", "Дети Ра" в 2012-2013 годах. Участник семинара критики Совещания молодых писателей при СПМ 2013 г. 

 

 

СВОБОДНЫЕ СТИХИ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Рецензия

 

«Любить дракона» – шестой сборник Андрея Коровина, в который включены не входившие в предыдущие книги свободные стихи разных лет. Большей частью они свободны совсем, но некоторые все же сохраняют ритм.

В книге семь тематических частей и предваряющее их посвящение памяти Алексея Парщикова: «ты выйдешь к солнцу сам не зная где ты / какие там живые экспонаты / где луг поющий где осипший берег / где девушка плывущая нагая / где высушены строки на песке». Предварение удачное, оно дает буквально краткое содержание частей. В первой будет детство, с растерянностью и удивлением, с золотыми рыбками в пруду, с поиском родословной – аж от Льва Толстого, с ежевесенне оживающими бабочками и волшебным хеппи-эндом: отправившись в плавание на льдине – причалишь к теплому берегу, заблудившись в грибном лесу – выйдешь к солнцу. «Живых экспонатов» от Джека Лондона и Андрея Вознесенского до случайных попутчиц и мертвых бомжей тоже вдоволь, и, разумеется, коктебельского берега и моря – в изобилии. Но это темы. Основное же сообщение автора читателю, главное его слово – о свободе.

Это внутренняя свобода любить и говорить об этом. Свобода любить солнце, Мандельштама, тепло, Макса Волошина, море, вино, виски, Гумилева, сладкое к чаю и женщин, в описании которых часто используешь прилагательное «округлый» – и говорить об этих понятных пристрастиях простыми и понятными словами. Верлибрами, и чтобы каждая строчка – утверждение, и каждая – выдох, а резкий краткий вдох – между ними. Эта свобода любить позволяет любить и не очень удобных ближних вроде запойного соседа. С досадой вспоминать, как «Русское радио» в 90-е годы уверяло, что все будет хорошо, – а вышло не очень. Но все же верить, что у всех дорогих и родных, кто погиб под этот глупый рефрен, «там где они сейчас / действительно / все хорошо».

Любовь к себе предполагает принятие себя целиком, в том числе себя маленьким, в том числе и дракона в себе. Если дракон уже найден и виден тебе, то люби его, каков бы он ни был, и останешься свободен от него. И умирая, ты завещаешь возлюбленной хвост от дракона, которого «победил в честном неравном бою». Приятие себя в своей полноте позволяет принимать мир целиком и с благодарностью во всех его проявлениях, и людей во всех их подробностях, даже если они произносят «ракушки». Исповедуя любовь, можешь позволить себе роскошь смирения «с волей синего неба /точнее моря». Тогда мир, в котором все запрещено, отступит и

 

мы дружно уедем

туда

 

где

РАЗРЕШЕНО

пить пиво

курить на работе

любить друг друга

 

- и оставлять в верлибрах рифму «порядок – беспорядок».

Коровин пишет воззвание к революции – Революции Любви – и называет его «тихой песней». Воззвание выходит бурным и страстным, местами даже яростным: «люди не верят в любовь / тем более вечную / и высмеивают любого кто говорит о ней», поэтому

 

сегодня любовь – это революция

все прежние революционеры

боролись хрен знает за что

за свободу заводы земли соль спички

за идеи секс равноправие

за отмену талонов на водку и введение талонов на женщин

за право не иметь детей и право их убивать

за мир во всем мире и звездные войны

 

 – тогда как, по мнению автора, «любовь – вот единственная подлинная ценность в этом мире, господа!».

Кажется, эта революция peace-love-freedom должна была победить еще в 60-х, но победа вышла не полной и не окончательной. Что же, не грех попробовать еще раз. И если не получится – то мы уедем, куда-нибудь, например, в Коктебель.