Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 65




Александр ГОВОРКОВ

Foto 2

 

Родился в 1956 году в Москве. Окончил 1-ый Московский медицинский институт. Автор книг стихотворений «Новый свет» (1996) и «Троянова тропа» (2001), один из авторов книги поэзии «Три берега» (1998) и книги прозы «Совсем другое» (2004). Переводил англоязычную и болгарскую поэзию. Стихи и проза печатались в различных периодических изданиях России, США, Израиля, Дании, Словакии, Румынии и Болгарии. Член Союза писателей Москвы и Союза писателей ХХI века.Живет в Москве и Мемфисе (США).

 

 

ЗНАК ТОТА

 

Правдивые подробности из жизни Николая Клюева, Шерлока Холмса и поэта К.

 

Помните незадачливого Джабеза Уилсона из рассказа Конан Дойля «Союз рыжих», нанятого мошенником Джоном Клеем в качестве переписчика «Британской энциклопедии»? Он был идентифицирован Шерлоком Холмсом как франкмасон, человек,  бывавший в Китае (изображение золотой рыбки на запястье) и много пишущий последнее время (характерная истёртость правого рукава). Заключение о франкмасонстве было сделано на том основании, что мистер Уилсон носил галстучную булавку с масонской символикой – дуга и окружность. Кстати, я не знаю такой масонской символики. Я вообще был бы осторожен с подобными умозаключениями.

Я знаком с поэтом К. много лет и давно обратил внимание на мизинец его правой руки. Этот мизинец украшен длинным остро заточенным ногтем, выращенным явно не случайно. Длинный ноготь на мизинце – это один из тайных знаков, по которым масоны опознают друг друга. Как и башмачные шнурки розенкрейцеров - непременно чёрного цвета. Пушкин, вступивший в Кишинёве в масонскую ложу, щеголял длинными ногтями. С каким притворным испугом, крича «чёрт! чёрт!» разлетались в стороны барышни, когда, раскинув загребущие руки, вбегал в гостиные Александр Сергеевич! Точно так же верещали и крестьянские девки, завидев своего малахольного барина. А его знаменитый перстень, украшенный загадочными надписями на иврите? А перстень «мистагога» Вячеслава Иванова «с огромной ясной пентаграммой»?

Словом, я записал К. в тайное общество и начал придумывать ему несуществующую биографию. Легенда рухнула зимним вечером, когда К. показывал мне свою коллекцию монет. Я увидел, как ловко он цепляет монеты длинным ногтем, извлекая их из лунок плоских деревянных ящичков. К. не был масоном, он был нумизматом. Так был ли франкмасоном рыжий Джабез Уилсон?

Между тем, К. был не только поэтом и нумизматом, но главным редактором одного из московских издательств. В позднеперестроечные годы через него проходило немало любопытных документов. В тот вечер мы говорили о рукописи Михаила Армалинского «Тайный дневник Пушкина», оценивая её как очевидную мистификацию. «Ну пусть бы и публиковал рукопись под своим именем, ничего страшного. А при чём здесь Пушкин?» - справедливо негодовал К. Потом, немного призадумавшись, он пошарил на нижних полках древесностружечного стеллажа и извлёк какую-то бумагу. «Вот ещё интересная вещь» - сказал К., протягивая мне её через письменный стол. Это был ксерокопированный текст, написанный от руки странным неустойчивым почерком. Так пишут люди накануне самоубийства или же тяжело больные. Вот что я прочитал:

 

«Милый Толя!

 

Наконец я добыл себе валенки и теперь могу выходить за милостыней каждый базарный день. Обычно они бывают по воскресеньям. Морозы стоят свирепые, так что выдерживаю на воздухе часа четыре, не больше. Сильно замерзаю, да и сердце начинает болеть нестерпимо. Это плохо, потому что народ на базаре толчётся с 7 утра до 4 часов дня и, выдерживай я все 8-9 часов, сборы мои были бы существенней. Подают, в основном, картошку и брюкву. Хлеб – редко. Иногда дают и деньги, удаётся в день насобирать до двух рублей мелочью. А ещё я дёргаю клеверное сено из крестьянских возов, приезжающих на базар. Завариваю его в кипятке с брусникой и пью. Это мой чай. Люди в большинстве сердобольные, хотя некоторые ругаются и гонят. Один такой сеновоз ударил меня в прошлый раз кнутом, правда, несильно. Счёл меня за воришку. Сколько людей я вижу, Толя, за один день, сколько разных лиц! И вот, подумал – а что, если все эти лица, составленные вместе, наложенные друг на друга, и есть таинственный Божий Лик? И мы с тобой, Толя, тоже частички Божьего Лика. Черты наших лиц на какие-то неуловимые штришки тоже меняют и дополняют этот Лик. Да что - мы с тобой? Каждый, каждый живший на Земле человек, начиная с праотца Адама, как монетку, внёс своё лицо в общую копилку рисунка Божьего Лика. Любой из нас – прозрачная страничка в Божьей Книге. На этой страничке – только неповторимые черты лица, как карандашный рисунок. Когда Книга будет закрыта, то в этот великий миг все вписанные в неё лица совпадут в своих очертаниях, образуя Лик. И в этом равны все – нищий арабский дервиш и Аристотель, Конфуций и Савонарола, Гипатия Александрийская и Клеопатра, волжский крючник и царевич Гаутама. Вот в чём заключается истинное равенство людей перед Богом, нет для Него «маленьких» людей. И вот что означает ветхозаветное «по образу и подобию Божьему». Лицо каждого появившего на свет человека накладывется на постоянно меняющийся рисунок Божьего Лика. И Лик существует только в непрекращающемся движении своих черт. Не потому ли магометане запрещают изображение человека, что боятся искажения божественных черт? Не потому ли языческие обряды сопровождаются надеванием личин? И не потому ли староверы считают зеркало порождением Сатаны? Божий Лик – не мужской и не женский, вернее – и женский, и мужской. Это Лик андрогина. Это Лик не младенца и не старца. Это Лик не азиатский, не европейский, не африканский. Это Лик Единого. Это Лик Любви, потому что без Любви нет Единого. Кому, как не нам, Толя, знать это? А, может быть, смысл всей истории человечества и заключается в составлении общими усилиями Божьего Лика? Может быть, Бог скучает в одиночестве и пытается заглянуть в человечество, словно в зеркало? Ведь без человека нет и Бога. Удастся ли когда-нибудь общими усилиями сложить Лик? Не кончится ли тогда наша история и не наступит ли новая космическая эпоха? Дух захватывает, когда обдумываю всё это. Многое я, Толя, не договариваю, но ты поймёшь. Эти мысли, да ещё воспоминания помогают мне жить. Помнишь, милый, как мы зорили лето на Вятке? Какая радость была. А сейчас – снится жёлтая могила, и чей-то голос произносит: «в розовом апреле прервётся твой предсмертный плач». Но об этом, Бог даст, ещё напишу. Не забывай меня, Толя.

 

Любящий тебя Дедушка,

В день Николы зимнего 1935 года».

 

«Николай Алексеевич, судя по всему?» - спросил я, дочитав письмо, - «Очень интересная мысль о Божьем Лике, в духе его поздних произведений. Будете публиковать?». «Не знаю» - как-то неопределённо ответил К., забирая у меня ксерокопию. Мне было пора уходить, и мы попрощались.

Через несколько недель, при очередной встрече, я поинтересовался у К. судьбой показанного мне письма. «Нет, о публикации не может быть и речи», - ответил К. – «это фальсифицированное письмо, подделка». «Вы уверены?». «Абсолютно». «Послушайте, ведь кто-то сочинял письмо, тратил время. Какой же смысл в этом?». «А это разновидность жанра. Иногда фальсификат ценен сам по себе. Например, я храню в своей коллекции и поддельные монеты, они бывают очень интересны». «А вы сталкивались с монетами никогда не существовавших государств?». «Пожалуй, нет», - немного помолчав, сказал К. «А представляете, такой поворот сюжета – так называемые фальсификаты на самом деле вовсе ими не являются. Просто, они случайно, в результате неких аберраций пространства-времени, попадают к нам из параллельного мира. Оттуда, где история идёт немного по-другому, где появляются несуществующие здесь государства, с людьми происходят неслучившиеся у нас события, и так далее. А в нашем мире мы оказываемся случайными обладателями поддельных монет и фальсифицированных писем». «И все эти миры в совокупности – Лик Божий?». «Получается, что так. И, кстати, один из параллельных миров для меня несомненен. Это литература». «Да, согласен...».  Мы замолчали, и потом заговорили о чём-то другом. К этой теме мы больше не возвращались.

А теперь я хочу реабилитировать в ваших глазах мистера Джабеза Уилсона. Да, он был рыжим, но не был ни франкмасоном, ни простофилей. Простофилей, скорее, был Шерлок Холмс, самоуверенно заглотивший предложенную Джабезом наживку. Дуга и окружность – это знак египетского бога Тота, но об этом в тогдашней Англии могли знать всего несколько человек. Потому Джабез Уилсон и не прятал этот знак. А то, что Шерлок Холмс принял за изображение золотой рыбки, на самом деле было стилизованным изображением дракона. Джабез Уилсон был членом общества «Драконьего двора», созданного в Древнем Египте жрецом Анхфно-хонсу и официально учреждённого при дворе царицы XII династии Собекнефру. Внешне представляя собой некое подобие академии наук, «Драконий двор» служил основой для тайных жреческих изысканий, связанных с учением Тота. В средневековой Европе «Драконий двор» поддерживал династии Меровингов и Стюартов в их противостоянии папскому престолу. Правитель Валахии Влад Цепеш, более известный под именем «Дракула», был потомственным членом этого общества. Прозвище «Дракула» происходит от имени его отца, Влада Дракула, принятого в Орден Дракона венгерским королём Сигизмундом фон Люксембургом.

Выдав себя за жертву мошенничества, Джабез Уилсон на самом деле разработал гениальный и сложный план. Ему было необходимо сначала обмануть доверие Джона Клея, а затем предать его суду руками Шерлока Холмса. Прославленный сыщик так и не узнал, что настоящими владельцами Городского и Пригородного банка были члены «Драконьего двора». Что Уилсон поселился на Сакс-Кобур-сквер рядом с банком незадолго до задуманной аферы. Что он последовательно заманивал Клея в расставленные силки, вывесив объявление о найме помощника.

Кстати, портретные характеристики самого Клея чрезвычайно загадочны. Они могут быть суммированы следующим образом: «маленького роста, гибкий, с белыми женственными руками; лицо без следов растительности; в ушах дырочки от серёг». По поводу этих дырочек Клей даёт Уилсону невнятное объяснение – уши ему, якобы, проколола в детстве некая цыганка. Цыганка? Отпрыску герцогского рода? Полная чушь. К тому же, дырочки в ушах зарастают, если серьги длительное время не носить. Видимо, серьги всё же были ношены... Короче говоря, напрашивается очевидный вывод: Джон Клей – женщина.    

Какую же цель преследовал Джабез Уилсон? Ответ может быть только один – получить доступ к хранящемуся у Джона Клея экземпляру Британской энциклопедии. Какие уникальные сведения содержал именно этот экземпляр? Почему он хранился у Джона Клея, человека, в жилах которого (которой) текла кровь королей (Меровингов? Стюартов?)? Зачем эти сведения потребовались Джабезу Уилсону, члену общества «Драконьего двора»?

Может быть, существовали «мужской» и «женский» варианты энциклопедии, подобно «мужской» и «женской» версиям «Хазарского словаря» Милорада Павича? И эти варианты отличались друг от друга лишь одной, но чрезвычайно существенной фразой? Может быть, только при сопоставлении версий этой фразы происходит взаимодействие «ключ-замок» и открывается дверь в некую тайну? Не знаю.

С уверенностью могу предположить лишь то, что секретная информация находилась во втором томе, там, где статьи начинались на латинскую букву «В».

И самый главный вопрос – зачем Конан Дойль так старательно отвёл все подозрения от Джабеза Уилсона?