Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 55




Сергей ЗУБАРЕВ

 Foto_1

 

Родился в городе  Асбесте Свердловской области. В 1977  г. окончил философский факультет Уральского государственного университета. Учился в Школе-Студии МХАТ, окончил Свердловский государственный театральный институт и Московский институт клинического и прикладного психоанализа. Работал преподавателем в вузах России и ближнего зарубежья, в частности, профессором Уральской Академии искусств и художественных ремёсел, заведующим кафедрой, деканом театрального факультета. В настоящее время -  психолог-психоаналитик,  специалист Европейской конфедерации психоанализа, эксперт Русского Психоаналитического общества. Публиковался в специализированных изданиях по психоанализу и на литературно-публицистических Интернет-порталах. Автор книг: «Край тени» (Екатеринбург, 1998), «Ужасы родительства» (УрГУ, 2003, 2005), «Перемать» (УрГУ 2004, 2005), «Отчёт Вергилия» (М., Аграф, 2008), «Хрустальный Купол Фантазий» (М., Академия, 2011).

 

 

О  ПРАВЕДНОМ  ГНЕВЕ

Рассказ

В спорах о последней публичной акции «Pussy Riot» главный аргумент, объединяющий и яростных противников, и псевдозащитников группы — это ссылки на их душевное состояние, которое описывается в терминах «оскорбление», «отвращение», «осквернение». Те и другие утверждают, что им «наплевали в душу, и даже «нагадили».  «Кощунство» и «глумление над святынями» - это, скорее, определения, чем описания своих состояний, но из того же эмоционального ряда.  Тема «оскорбления» и «осквернённой души» настолько распространилась, что настоящих защитников девушек практически не осталось. Их единицы.

Аргумент особой ранимости, или особой «загаженности» душ верующих, и до скандально известного «панк-молебна» часто эксплуатировался воцерковленным и «прицерковленным» людом и практически всегда магически действовал на суды и иные светские власти. Душевные состояния людей неверующих (атеистов, агностиков, и прочих якобы нехристей) в расчёт давно уже не берутся. Но если верующие и неверующие довольно чётко определялись в отношении прежних «кощунственных» событий, то последняя акция «смазала» чёткую и предсказуемую картину. То есть «травма» пересекла сложившиеся в обществе границы «дозволенного». И эта распространённость аффекта мягко указывает на печальные обстоятельства. О них подробнее чуть позже.

Есть такой психоаналитический анекдот: «Клиент пришёл к аналитику и жалуется: «Доктор, почему-то все на мне ездят...». Аналитик взглянул на него и ответил: «А вы седло с себя  снимите».

Для верующих, которые могут прочитать эти строки, нужно пояснить: клиент психоаналитика, несомненно, страдающий человек, своими собственными усилиями приглашает окружающих эксплуатировать себя. Фигурально выражаясь, седлать, взнуздывать, пришпоривать, и так далее. А ответ аналитика изящно указывает на то, что источник проблем находится в душе самого клиента.

Моё указание будет не столь изящным. Но уж если множество людей кричит о том, что им в душу нагадили и превращают это в расхожий аргумент, то тут начинать надо не со снятия седла, а с демонтажа унитаза в «отхожей» душе.

Всем бесконечно эксплуатирующим сортирную тему своих обид, оскорблений, кощунства и попранной святости можно рекомендовать поискать источник скверны сначала не в других.

Праведный гнев - аффект хорошо изученный и описанный. Он притягателен, и испытывать его сладко. В то время, как обычный гнев — горек и постыден. Чтобы не травмировать, не душить себя своей же гневливостью, нужно просто найти подходящий объект, вызывающий «всеобщее» осуждение, и тем самым легитимизировать свой гнев. Хоп! И вместо давящего, отягощающего, опасного и неприличного чувства вы получаете «священный гнев», «ярость благородную», то есть почти национальную идею. Правда, это чувство может лишить остатков разума, да на что этот разум сдался в России? А «священный» гнев — здесь ходовая валюта. Заметим вскользь, что к подобному смещению своего гнева на выгодный объект бывают часто склонны именно интеллектуалы. И в данном случае это причина того, что они слились с массой страдающих «православием головного мозга».

Для тех, кто хочет подробнее ознакомиться с анальным происхождением «священного» гнева, даю ссылку на книгу Нэнси Мак Вильямс «Психоаналитическая диагностика» - М. Класс 2003, стр.358-388.

Кто конкретно оскорблён и обижен упомянутой акцией? В чью душу нагажено? Господина Гундяева?

Рассмотрим, какие свойства обнаружила эта конкретная душа в свете последних событий? Страсть к стяжательству? Несомненно. Внутреннее согласие с упрёками в стяжательстве Гундяев обнаружил уже тем, что трусливо пытался «растворить» злосчастный «Брегет», будто его и не было. То есть, следующим поступком обнаружил сразу и трусость и лживость. А попытки свалить всё на какую-то светскую женщину-ретушёра выдают  малодушие. А сама история с «Pussy Riot» свидетельствует ещё о мстительности данного субъекта.

Итак, явно и несомненно патриархом явлены страсть к стяжательству, трусость, лживость, малодушие, мстительность. Разве нужны внешние «уязвления», если внутри и так чернота?

Так же и остальным «праведно гневающимся» полезно будет рассмотреть подлинные истоки своего гнева и убедиться, что ничего священного за ним не стоит, если, конечно, не считать священной собственную персону. Печально, что россияне, похоже, в массе своей начинают терять иммунитет к дурному пафосу и кликушеству (который проявляет в этом конфликте и та, и другая сторона), а вместе с ним утрачивают самоиронию и остатки милосердия.

 

Мнение редакции не во всём совпадает с мнением автора Сергея Зубарева и его оценками участников конфликта. Наряду с анализом мотивации поступков стороны Патриарха (назовём условно её так, потому что Русская православная церковь продемонстрировала также мнение диакона Андрея Кураева: «Но будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще  бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления»), нуждается в психоанализе мотивация поступка группы. Поведение обеих сторон ориентировано прежде всего на общественную реакцию, что показывает вовсе не «церковный», не «религиозный» её характер. Мотивация противников акции «гневаться» и «карать» чем-то похожа на мотивацию членов скандальной арт-группы устроить панк-молебен в главном храме страны. То и другое носит признаки активной, если не агрессивной, саморекламы. Вряд ли в этой ситуации есть стопроцентно «правые» и «неправые».

Редакция выражает автору благодарность за публицистическое исследование одного из аспектов данного актуального процесса.