Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 65




Foto 2

Галина АЛЯЕВА

Foto 1

 

Родилась и живёт в Московской области. По образованию инженер-технолог. Член Союза журналистов России. Около 300 публикаций в газетах. Сотрудничала  с журналом «Встреча». Автор двух  книг:  сборник рассказов «Черта» (2010 г.); историко-краеведческое издание «От родовой вотчины до первой ракеты» (2012 г.).

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Рассказ

 

С двумя заданиями контрольной Лена с трудом, но справилась. Остались столбик тригонометрических уравнений и две задачи.

Когда объясняла учительница или одноклассники решали примеры на доске, ей, казалось, всё понятно, но стоило самой приступить к Sin и Cos, дело стопорилось. Надежда Ивановна – училка по математике – убеждала: «Учи, Кузьмина, правила и у тебя всё получится», - но Лена упорно этого не делала. Теперь поздно что-либо исправлять - уравнения стали непреодолимым препятствием.

Лена прочитала условие первой задачи, второй, и поняла: «четвёрки» за контрольную не видать. Значит, в четверти «три», годовая оценка по математике: «удовлетворительно». Опять придется выслушивать сетования матери: «Дочь, ты обещала подтянуться. Обещала, троек не будет». Отец промолчит, и колечко с маленьким брильянтом, которое она присмотрела в ювелирном отделе, останется только в мечтах.

Она тяжело вздохнула.

- Кузьмина, – около Лены остановилась Надежда Ивановна, – сосредоточься! На последнем занятии мы решали точно такую же задачу. Сосредоточься.

«Если бы я вас, Надежда Ивановна, слушала на том занятии, - подумала Лена. – Одна надежда на Таньку!».

- Таня, Тань, - зашептала Лена и для верности легонько толкнула стул впереди сидящей одноклассницы, - реши мне одно уравнение.

Никто в классе лучше Тани Ларионовой в математике не соображал. Благодаря ей Лена в общем-то и получала свои нечастые четвёрки и даже несколько раз за проверочные работы - пятёрки.

- Тань, - оглядываясь на учителей, а их в классе было две, Надежда Ивановна и проверяющая из управления образования, вновь зашептала Лена, - возьми листок под партой.

Таня не поворачиваясь, протянула руку под парту.

- Кузьмина! Ларионова! Прекратите разговоры, – Надежда Ивановна, строго посмотрела на Лену. – Кузьмина, думай сама!

Лена нагнулась над полупустым контрольным листом. И вместо того, чтобы самой попытаться решить пример, стала ждать.

Вскоре Лена увидела, как Ларионова осторожно протягивает ей спасительный листок. И только она успела спрятать его под юбку, как проверяющая из управления образования, громко сказала.

- Встань и покажи шпаргалку.

Лена вздрогнула, но продолжала сидеть. Встать смелости не хватало.

- Я видела: у тебя шпаргалка!

«Нужно вставать, - решила Лена, - хуже будет. Но почему встаёт Танька?

Проверяющая стояла около соседней парты.

- Фамилия.

- Ларионова.

- Давай шпаргалку.

- У меня нет шпаргалки.

- Я видела, как ты ей пользовалась.

Ученики перестали писать контрольную, устремили взгляды на Ларионову и проверяющую.

- Если ты сей же час не отдашь мне шпаргалку, я выставлю тебя вон из класса, и ты будешь не аттестована.

- У меня нет шпаргалки, я ими не пользуюсь.

- Надежда Ивановна, - проверяющая из управления образования всё больше раздражалась, - если она не отдаст шпаргалку, я прекращу годовую контрольную. У школы будут неприятности. Гарантирую.

Надежда Ивановна мгновенно покраснела.

- Таня, прошу тебя, отдай шпаргалку.

- У меня её нет! – Ларионова жалобно засопела.

«Сейчас выдаст, - обречённо подумала Лена, - Я скажу, что она врёт. Скажу: это её шпора!»

Но Ларионова молчала.

- Вот, возьмите, - сидящий за одной партой с Ларионовой Борька Соломин протягивал проверяющей из управления образования шпаргалку в виде гармошки. – Это была моя шпаргалка, она тут ни при чём.

- Фамилия?

- Соломин.

- Тебе будет снижена оценка за контрольную на один бал. Садись. И ты садись, Ларионова, – тётка из управления образования оглядела класс. - Увижу ещё одну шпаргалку, мало не покажется.

Лена выдохнула: «Обошлось!».

Теперь необходимо незаметно переписать решенные уравнения. Пока проверяющая и Надежда Ивановна о чём-то переговаривались, она это сделала. Но на четвёрку всё равно не хватало, из четырех примеров решены только два.

«Еще бы задачку решить, и тогда натяну! Мой вариант у Семёна. Пустой номер, сам, небось, думает, у кого списать. Святошенко? Далеко. Гайдукова не даст. Остаётся одна Танька. Свои уже точно уже решила».

Проверяющая из управления образования вышла из класса. Надежда Ивановна подошла к окну и стала что-то с интересом рассматривать. В классе зашуршало и зашушукалось.

- Ребята, я никуда не ушла, - предупредила Надежда Ивановна, - потише, пожалуйста.

- Тань, Тань, - Лена настойчиво звала однокласснику, но Ларионова на зов не реагировала. Тогда она стукнула её по плечу.

- Ну, - Ларионова недовольно обернулась.

- Тань, реши задачу, - Лена подталкивала ей черновик, - Горю, реши.

- Отстань, - Ларионова, отвернулась и сколько ни звала Лена, ни толкала стул, ни пихала в спину, не реагировала.

Тогда Лена толкнула в бок Борьку Соломина, он обернулся:

- Что надо?

- Передай, пусть решит.

- Она мои решает.

Вскоре в класс вернулась проверяющая из управления образования, и в кабинете установилась тишина.

Надежда Ивановна проходя между партами, опять остановилась около Кузьминой и указала на уравнения:

- Правильно. Третье решай, как второе, – подсказала она.

Лена мучилась и так, и этак, в итоге получился ответ.

«Время ещё есть. Теперь задачу…»

Она прочитала условие, еще раз прочитала…

«Ничего не понимаю. Может, так…»

Она что-то писала, что-то складывала и вскоре поняла – все усилия напрасны. Задачи несложные, но нужно знать правила и слушать на уроке, а не списывать у Ларионовой.

За пять минут до окончания урока Надежда Ивановна сообщила:

- Осталось пять минут, кто решил - сдавайте.

Лена видела, как Ларионова стала собираться, и чуть не плача зашептала:

- Танька, помоги.

Ларионова посмотрела на Лену и пошла к столу учителя, следом за ней встал Борька Соломин, положил перед проверяющей из управления образования контрольную и, победно осмотрев одноклассников, вышел из класса.

 

* * *

 

Прошло два дня.

Класс ждал Надежду Ивановна с результатами контрольной по математике.

Лена ни на что не надеялась, но уже и не расстраивалась: «Ну и что? Не купит отец колечко сейчас, купит на день рождения! Ждать недолго».

Надежда Ивановна поздоровавшись с учениками, выждала несколько секунд, улыбнулась и сказала:

- Молодцы. Я вами довольна, - класс облегченно выдохнул. Надежду Ивановну ребята любили. – Написали хорошо. Двоек нет. Конечно, есть работы, меня удивившие, – Надежда Ивановна всегда начинала с плохих результатов. – Удивил и расстроил меня Саша Куков. Такие глупые ошибки. Три. Очень жалко. Глупые ошибки. Но больше всех меня удивила Кузьмина. Лена, третий вариант самый простой. Задачи такие решали. Удивительно, как ты могла проверочную решить на четыре, а контрольную написала почти на два. Хорошо в управлении образования решили не портить общую картину, поставили три. Придётся поговорить с родителями, пусть летом с тобой позанимаются.

Лена с ненавистью посмотрела на спину Ларионовой и сквозь зубы процедила:

- Сука! Не видать мне колечка и на день рождения!

- Теперь о хороших оценках, - продолжала подводить итоги Надежда Ивановна. – Соломин – хорошо. Можно было ставить и пять, но есть небольшие помарки. Удивил, так удивил. Хотя смело могу предположить, откуда ноги растут. - Надежда Ивановна посмотрела на Соломина, затем перевела взгляд на Ларионову, затем опять на Соломина. – Я права?

- Да, - кивнул головой Соломин.

- Ты уж, Боря, в следующий раз делай ошибки. Так честнее будет.

- Так она обещала оценку снизить, вот я и, - он хотел сказать «списал один к одному», но Ларионова тихонько толкнула его в бок, и он выдал, - постарался из-за всех сил.

- Не она, а Элеонора Николаевна. Оценку она тебе не снизила, а Ларионову мы не отстояли. Три, Таня.

Все одновременно посмотрели на Ларионову. Она потупилась и низко опустила голову.

- Ты как всегда написала без единой помарочки. Но Элеонора Николаевна уверена, шпаргалка была, и настояла на своём. Ты, Таня, нё расстраивайся, за четверть пришлось поставить четыре, но за год отлично.

- Сука, - опять прошипела Лена, - нужно было и за год оценку снизить.

Рядом сидящий Коля Царьков, влюбленный в неё и подчиняющийся ей беспрекословно, вдруг сказал:

- Ты бы, Лен, лучше помолчала.

Она развернулась к нему корпусом:

- Что ты сказал?

Коля поник и отвернулся.

Надежда Ивановна спросила:

- И все же, Таня, скажи, чья была шпаргалка? Знаю - не твоя. И не твоя, Боря. Так чья же? Может быть, кто-то сам сознается?

«Вот еще!? Буду я сознаваться!? Мне отец всегда говорит: не пойман, не вор», –  подумала Лена и постаралась придать лицу беззаботно-непонимающее выражение - и у неё это неплохо получилось.

Надежда Ивановна подождала какое-то время, потом сказала:

- Сознаться всегда трудно. Но я обещаю, никаких карательных мер не последует. Просто тот, чья была шпаргалка, пусть встанет.

В классе воцарилась тишина, было слышно, как кто-то прошёл по коридору.

- Хорошо, - голос у Надежды Ивановны дрогнул, - пусть будет так. – Она обвела взглядом учеников и повторила. – Пусть будет так. Но, вы ребята, должны знать какие учатся рядом с вами товарищи. Подумайте и постарайтесь, - она мимолетно посмотрела в глаза Коли Царькова, и он догадался, что эти слова в первую очередь относятся к нему, - сделать правильные выводы.

Лена продолжала сидеть с беззаботно-непонимающим видом. Когда же ловила на себе чей-то взгляд, еще пуще округляла глаза и с осуждением крутила головой, мол, вот какие, не хотят сознаваться, и при этом думала: «Ну и пусть смотрят. Не пойман, не вор».

 

март 2005 г.