Журнал «Кольцо А» № 155
Виктор КУЛЛЭ
Поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Окончил Литинститут и аспирантуру, кандидат филологических наук. Доцент Литинститута, руководитель семинара поэзии. Автор книг «Палимпсест» (2001); «Всё всерьёз» (2011), «Стойкость и Свет. Избранные стихотворения и переводы 1977–2017», «Благодарность» (2020). Лауреат премий «Нового мира» (2006), «Иностранной литературы» (2013), «Lerici Pea Mosca» (2009), «Пушкинской премии» (2016), «Венец» (2017). Член СП Москвы и Русского ПЕН-центра.
СОЮЗ ХРИСТА И АПОЛЛОНА
Музеи Ватикана – это словосочетание столь привычно для нашего уха, что современный человек не в состоянии расслышать содержащегося в нём оксюморона. В самом деле: если Ватикан – сердце католического мира, то музей (от греческого mouseĩon, «храм музы») – воплощение мира языческого, дохристианского. Недаром златокудрый Аполлон – бог света, покровитель наук и искусств – превратился в ранних христианских писаниях в Аполлиона – демона истребления, разрушения и смерти. Тем не менее, знаменитый Аполлон Бельведерский мирно сосуществует в Ватикане с величайшими из творений христианского искусства. Более того – наравне с библейским «Давидом» Микеланджело – считается классическим эталоном мужской красоты.
Надо сказать, что так было не всегда. На протяжении столетий отношение Папской курии к наследию античности было категорически негативным. Творения древних философов, историков и даже поэтов ещё как-то сохранялись в монастырских библиотеках, а произведения античного искусства считались воплощением дьявольского соблазна. Перелом в сознании наступил в эпоху Ренессанса. Не то, чтобы Церковь смирилась с дохристианским искусством – просто с какого-то момента она позволила себе смотреть на него сквозь пальцы. Античные персонажи – наравне с библейскими – стали героями живописных полотен и литературных произведений. Рискну предположить, что произойти это могло исключительно в пиковый момент расцвета человеческого художественного гения, когда на земле Италии практически одновременно творили титаны Возрождения: Микеланджело, Леонардо, Рафаэль, Тициан. Новое европейское искусство уже могло на равных конкурировать с античными образцами.
Согласно официальной версии, историю музеев Ватикана принято отсчитывать с 1506 года. Хроника событий такова: 14 января в виноградниках Эсквилина, под землей на месте Золотого дома Нерона была обнаружена римская мраморная копия скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья». Оригинал скульптуры был выполнен в бронзе в 200 году до Р.Х. Агесандром Родосским и его сыновьями, и до наших дней не дошёл. О мраморной копии второй половины I века до Р.Х. упоминал в своей «Естественной истории» ещё Старший Плиний. Папа Юлий II – один из величайших меценатов в истории человечества – прислушивается к совету Микеланджело и отправляет за находкой самого великого скульптора и своего придворного архитектора Джулиано да Сангалло. Они подтверждают достоверность находки словами: «Это Лаокоон, которого упоминает Плиний». Уже в марте того же года «Лаокоон» выставляется в Ватиканском Бельведере (ныне музей Пио-Клементина). Пройдёт ещё четыре столетия, и в 1905 году Людвиг Поллак обнаружит считавшуюся утраченной правую руку фигуры Лаокоона – позже она будет «добавлена» к статуе.
В том же 1506 году в построенном Браманте антикварии Ватикана выставят найденную парой десятилетий ранее на вилле Нерона в Анцио фигуру Аполлона Бельведерского – ранее это было попросту невозможно. Ныне нам трудно представить, какая грандиозная революция в искусстве последовала за этим, казалось бы невинным, решением Юлия II – представить на всеобщее обозрение статую античного божества. Многими современниками это воспринималось как кощунство. Тем не менее, именно с этих двух величайших скульптур античности начинается история музеев Ватикана.
Говоря о бесчисленных сокровищах, содержащихся в Папских коллекциях Ватикана, всегда следует помнить, что изначально они никоим образом не задумывались, как музей – т.е. как место, в которое могут приходить посторонние посетители. Само современное понимание общедоступного музея возникло несколькими столетиями позже. Все раритеты и редкости, собранные в Ватикане, являлись попросту частью Папских сокровищ. Некоторые из них были приобретены, как форма капиталовложения, некоторые – из любви к прекрасному. В любом случае, картины, фрески, манускрипты, статуи и античные артефакты были отнюдь не реликвиями – они являлись частью бытового окружения Великого Понтифика. Созерцать их могли лишь обитатели Ватикана – и немногие избранные, удостоенные личного Папского приёма. Так, знаменитые Станцы (комнаты), расписанные Рафаэлем, являлись личными апартаментами Юлия II – он избрал их в качестве своих новых покоев, не желая жить там, где ещё витала тень ненавистных Борджиа. Соответственно, грандиозный труд Рафаэля и его учеников был для тех лет – как это ни дико звучит – не более чем обыденной работой художника по интерьеру.
Ныне люди, стоящие в бесконечной очереди перед входом в Ватикан, стремятся – помимо собора Святого Петра – к двум его главнейшим сокровищам: Рафаэлевым Станцам и Сикстинской Капелле, расписанной божественным Микеланджело. Они, безусловно, заслуживают отдельного разговора – мы же в настоящем очерке сосредоточимся на прочих музеях Ватикана. Сокровища, сосредоточенные здесь, воистину неисчислимы. Они собирались столетиями – и просто для того, чтобы глянуть на них хотя бы мельком, недостаточно никаких экскурсий. Сюда можно ходить месяцами, изо дня в день – и всё равно упустить что-то важное. Поэтому тем, кто собрался посетить музеи Ватикана, следует точно определиться: что он хочет увидеть в первую очередь.
Помимо Сикстинской Капеллы и Станц, в число музеев Ватикана входят апартаменты Борджиа, капелла Никколина, знаменитая Ватиканская библиотека, Пинакотека, Григорианский Этрусский и Египетский музеи, музеи Пио-Клементина, Пио-Кристиано, Кьярамонти, Исторический музей, галереи географических карт, канделябров и Арацци (гобеленов), коллекция современного церковного искусства и этнологический миссионерский музей. Ну и, конечно же, весь Ватикан сам по себе является музеем – самым масштабным в истории человечества.
История постепенного превращения Ватикана в музей такова. Постоянным местом обитания Пап он стал лишь с 1377 года, при Григорий XI. Ранее их официальной резиденцией был Латеранский дворец (а какое-то время – Авиньон). С этого момента началось активное строительство Папского дворца. Уже в XV веке при Николае V здание старого дворца было кардинально перестроено – в него вошли будущие Станцы Рафаэля и апартаменты Борджиа, а третий и четвёртый этажи военной башни, возведённой ещё в XIII веке, переделаны под капеллу, позже получившее название капелла Николина. Стены её с 1447 по 1450 год расписывал знаменитый флорентийский живописец фра Беато Анжелико – единственный художник, удостоенный приобщения к сонму блаженных.
При Сиксте IV в 1473–1480 годах была создана Сикстинская капелла, а при Александре VI – башня Борджиа. Позже по поручению Юлия II Браманте соединил дворцы Николая V и Иннокентия VII, в результате чего возник Двор Бельведера. Он же построил Лоджии двора Сан-Дамазо, впоследствии украшенные фресками Рафаэля. В эти же годы Микеланджело расписывал своды Сикстинской капеллы. Дальнейшее строительство связано с именами Павла III, при котором Антонио да Сангалло Младший создал Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал Реджиа, и Урбана VIII – при нём великий Бернини возвел Лестницу Реджа и Залы Паолины в Библиотеке и Архивах.
Латеранские соглашения признали за Папским престолом право собственности на собранные здесь произведения искусства – с обязательством экспонировать их для публики. Для входа зрителей в 1932 году Джузеппе Момо построил монументальный вестибюль – двойная винтовая лестница позволяет начать осмотр по самым разнообразным маршрутам, общей протяженностью около семи километров.
Помимо общеизвестных шедевров, посетитель Ватикана имеет возможность ознакомиться со многими редкостями. В Грегорианском египетском музее, открытом с 1839 года, собрана великолепная коллекция египетских древностей. Помимо монументальных саркофагов чёрного базальта, здесь присутствует статуя богини Сехмет и голова фараона Ментухотепа, статуи царицы Туа и Птолемея II, мумии, погребальные урны, папирусы и огромное собрание священных скарабеев.
Грегорианский этрусский музей, открытый в 1837 при Григории XVI, является наиболее, пожалуй, авторитетным в мире собранием артефактов этрусской цивилизации. Здесь представлены надгробные стелы и саркофаги, бронзовые и золотые изделия, терракота, собрание италийской керамики из древних захоронений. Украшением музея является обширная коллекция этрусских, греческих и италийских ваз, надгробный рельеф «Стела Атлета» и скульптура «Умирающий Адонис».
Пио-Клементино – музей античного искусства, созданный Клементом XIV и его преемником Пием VI. Здесь выставлено огромное количество древнеримских мраморных копий с греческих оригиналов – включая статуи Афродиты Книдской, Аполлона Сауроктона и Гермеса работы Праксителя и статую Апоксиомена работы Лисиппа. Кроме того, здесь же находятся уже упомянутые Лаокоон и Аполлон Бельведерский, не говоря уже о знаменитых «Трёх грациях» и огромном количестве античных бюстов и мозаик.
Античному искусству посвящён и Музей Кьярамонти, основанный Пием VII. Самыми знаменитыми экспонатами здесь являются «Геракл с палицей» и «Ганимед, похищаемый орлом». Кроме того, здесь же выставлена римская копия с оригинала Лисиппа «Силен и Дионис».
Апартаменты Борджиа расписаны Бернардино Пинтуриккьо и его учениками. Их залы получили названия по сюжетам росписей: зал Сивилл, зал таинств веры, зал святых, зал наук и свободных искусств, зал чудес веры и зал папских церемоний.
Ватиканская пинакотека открыта 19 марта 1908 в одном из крыльев Бельведерского дворца. В 1932 году для неё было построено новое здание. Здесь представлена византийская и европейская живопись XI–XIX веков: от Джотто и фра Беато Анджелико до Петера Венцеля. Замечательная коллекция Рафаэля, работы Леонардо и Перуджино, Беллини и Тициана, Веронезе и Пуссена, Карраччи и Караваджо.
В галерее гобеленов выставлены десять гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре. Галерея географических карт содержит собрание старинных карт с изображением земель, принадлежащих Ватикану. Каждая из них является произведением искусства. Галерея канделябров замечательна не только выставленными в ней мраморными светильниками, но и античными артефактами: саркофагом с изображением сцены убийства детей Ниобеи, скульптурами Артемиды Эфесской и Персидского воина.
Помимо знаменитых Станц, в Ватикане имеются ещё и Лоджии Рафаэля. Это тринадцать сводчатых пролетов, украшенных фресками из Ветхого и Нового Завета. Кроме того, нельзя не упомянуть о собранной в Ватикане весьма значительной коллекции современного церковного искусства. Она была открыта в 1973 году по указанию Павла VI. В коллекции представлены произведения, подаренные Ватикану крупнейшими художниками и коллекционерами: творения Матисса, Родена, Дали, Шагала, Утрилло, Пикассо, Сикейроса, Кандинского, Брака, Модильяни.
Только в 1970 году для публики был открыт Грегорианский музей светского искусства, основанный в 1844-м. Здесь выставлены произведения античности, найденные непосредственно на территории Ватикана. В их числе мраморный Марсий и голова Афины (римские копии со скульптурной группы работы Мирона), статуи Нептуна и Софокла.
И, наконец, нельзя не упомянуть об одном из главнейших сокровищ Ватикана – его библиотеке. Она была основана в 1457 году Папой Сикстом IV. Здесь хранятся более шестидесяти тысяч манускриптов и свыше ста тысяч авторских рукописей. Семь тысяч первых печатных книг (инкунабул), около миллиона печатных изданий, сотни тысяч гравюр, географических карт и книжных миниатюр.
Не так давно в Ватикане открылся новый музей. Это часть древнеримского кладбища – своеобразная «маленькая Помпея», как назвали ее сами археологи, расположенная около древней дороги победителей (Via Triumphalis). Захоронения были разрыты в 2003 году, при расширении подземной автостоянки Ватикана, и по настоянию ученых превращены в музей. Они датируются I–IV веками. Здесь есть и богатые семейные склепы-мавзолеи, и скромные могилы, содержащие лишь урны с прахом умерших. Многие из захоронений украшены фресками или мозаиками. Археологи обнаружили алтари, урны, вазы и статуэтки. Комплекс сохранился в практически неизменном виде благодаря оползню, сошедшему с Ватиканского холма в начале IV века. Глина защищала могилы от разграблений и разрушений на протяжении семнадцати столетий. Здесь до сих пор ведутся археологические работы, поэтому допуск в некрополь весьма ограничен.
Итак, вопреки утверждениям первых Отцов Церкви, союз между Христом и Аполлоном оказался возможен. Замечательно, что заключён он был в самом сердце католического мира – в противном случае, вероятно, мы не имели бы великого искусства Ренессанса, и вся новейшая история развивалась совсем по-иному. Впрочем, рассказывать об этом бесполезно. Надо просто придти и увидеть.