Журнал «Кольцо А» № 155
Денис КАЛЬНОВ
Родился в 1991 г. Публиковался в журналах «Чайка» (Мэриленд, Большой Вашингтон), Слово/Word (Нью-Йорк), «Prosodia» (Ростов-на-Дону), «День и ночь» (Красноярск), «Литературная Америка» (Сакраменто, Калифорния), «Что есть Истина?» (Лондон), «Топос» (Москва), «Менестрель» (Омск), «Эдита» (Германия), «Дактиль» (Казахстан), «Сура» (Пенза, Россия), «ЛИКБЕЗ» (Россия); в русско-французском лит. проекте «CлоВолга». Лауреат международного конкурса им. О.Мандельштама «Germania goldener Grand» (2021).
ГОРОД ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ
* * *
Дождь моросит. Намокли сапоги
На стенах барельефных. Взгляд у маски
Рождён из смеси мощи и тоски,
И духов тьмы отпугивает в связке
С подобными себе, что над дверьми.
Темнеет Адриатика. В канале
Фигура убегает от чумы,
Теряясь в вихре гула карнавала;
Глядится слепок в зеркало воды,
Крещение Вивальди наблюдая,
Где в перспективе мнимой высоты
Влечёт фрагмент обещанного рая.
Все существа подобны одному,
Лишь слабый свет в деталях разделяет
Крылатых львов. И пение псалму
Тождественно. И литера взывает
К пространству, недоступному глазам,
Где зрение дарует только вера,
А время не привязано к часам
И нет понятий срока, даты, эры.
Темнеет Адриатика. Туман
Как призрак легендарного палаццо;
В конце дороги блёклый Флориан;
Фигуры за стеклом за стол садятся.
Соседствует с действительностью миф:
Два мира, на воде пересекаясь,
Рождают тайну. Снова ощутив
Которую, уходишь, не прощаясь
(С предчувствием, что будешь здесь опять).
Туннелю удивишься, как и прежде.
И сможешь на сетчатке удержать
Два мира вкупе с Дантовской надеждой.
* * *
Дрожание метрических огней;
Фонарь статичен шахматной фигурой.
И здания похожи на людей,
Сверяющих себя с архитектурой,
Где длительную гласную берёт
Изгиб высокий в арке удивлённой,
Вбирающей стремительный полёт
Нетварной птицы, мыслью порождённой.
Мышление пытается скрестить
Всё видимое с кажущимся миром,
Единую выстаивая нить,
Чтоб Сириус и Боинги сапфиром
Светили одинаково в уме,
И каждый замечал пробор дороги,
Из детства вспоминая ряд примет —
Причину неосознанной тревоги.
Забытый фильм фрагментами сквозит.
На этом месте постер был когда-то,
Который фотография хранит.
И сцена из давнишнего проката
Ступенчато идёт, почти как сон:
Мерцает город светом непривычным;
Тангейзера врата и Орион
Горят в калейдоскопе мозаичном;
Бездомный белый голубь в темноте
И беглый Ру́тгер вместе огляделись,
А сбой в распределительном щитке
Звучит, как электрический Ванге́лис.
Пульсация, движение и звук
Окрашены, как чувства, сложным цветом;
Дублирует металл структуру рук
Во тьме, уподобляясь силуэтам
Творений Джакоме́тти и Миро́.
Что, если жизнь лишь поиск архетипов
Сеза́нна в Арлекине и Пьеро
На плоскости вселенского изгиба?
Но может, что-то большее есть там,
В предчувствии пространства тихой ткани,
Что делит восприятье пополам,
Скрываясь в нефизическом тумане.
* * *
Вот тот же мост, его не перейти
под знаком геральдической полоски;
встречают на изломанном пути
бытийных искажений отголоски
и ассоциативные ряды
на небе вместе с привкусом молочным.
Внезапное падение звезды
намёком на избыточность (побочность)
является, а значит, и в окно
душа стучится ночью, а не ветка;
наверное, всё вымысел здесь, но
фарфоровая птица-статуэтка
реальна на руках, как никогда.
И чувства настоящие Адама
и капли полуночного дождя,
и мысленные рифмы, анаграммы.
А лужа на асфальте всё блестит.
Пейзаж достроен. Будто акварельный
сновидец Круг и маленький Давид
оттуда смотрят в город параллельный.
OPPIUS MONS
В сумеречный час смешались тени;
парковые статуи в дожде,
кипарисы вдоль пути смиренны,
листья застывают на воде.
В поздний час лишь ты и этот парк;
аскетичной истины преданье
в шелесте листвы, и непрестанен
перелив цикад в ночной нектар.
Стёртые сандалии скульптуры;
та же пыль с песком на той тропе;
мифы с явью здесь в одной судьбе,
только миф как сон в миниатюре.
* * *
Скиталец-месяц наугад
причалил к краю дымохода;
пустынный сеятель свободы
сегодня выбрал променад.
Из-под Овидиевой тени
глядит на уличный эскиз.
Консоли выступ да карниз
всё также ночью неизменны.
Откуда взялся персонаж,
что нарисован бледным мелом?
Бумага-облако — коллаж
создал асфальт заледенелый.
Ведь только в замысле картин
кумир лирический честнее,
он дорисован, он один,
и будет вымыслу вернее.
Добавим синие тона
идей своих, но фрагментарно,
и коммуналку на Дегтярной,
где свет мерцает допоздна.
Хронометраж продлим олифой
и гуттаперчевую ночь,
чтоб горожанину помочь
минуть дороги суетливой.
Добавим фразу по пути:
«Неужто были трубочисты?»
И труб высокие ряды
из линий вытянутой кисти
усеют зимний горизонт,
где мост Обводного канала,
и где запомнился балкон
(там дежавю всё нарастало).
Зачем искусственный герой?
Отвечу: «Только для прогулки,
чтоб переулки и проулки
окутать ямбовой стопой,
и быть, как воздух, бестелесным,
одновременно здесь и там;
идти к глагольным существам
внимать изящную словесность».
Он гибче, легче и светлей
оттенком начатой пастели,
как проводник среди людей,
идущих вечером без цели.
Когда там будет глубина
палитры в истинных масштабах,
скиталец-месяц у окна
произнесёт: «И мне туда бы…»
MYSTERIUM
1
Ноябрь, застыли лужи-зеркала,
и лёд по форме ангелоподобный,
но снега нет, а только лишь крупа
несётся в этих строчках пятистопных.
Вот первый шаг по улице, где свет
на миг случайно привлекает зренье,
показывая (мысленно) предмет,
который проступает постепенно.
А дальше аппликация дворцов,
но духа больше в тех домах, что проще.
В стране лепнин, высоких потолков,
найдёшь и сквозь года засов на ощупь.
Ну а сейчас здесь видишь в первый раз
прохожих, что сливаются с пейзажем,
скульптурами фасада становясь.
И дом во тьме мистически украшен.
Маяк заблудшим — вестник на столпе.
В жилье комод почти что изваянье,
а иногда привидится в толпе
балетный силуэт в тончайшей ткани.
2
«Реальность или сон?» — Стоит вопрос.
Ночной сквозняк несёт на площадь эхо,
и здания то вместе, то вразброс,
и шпиль Адмиралтейский, словно веха,
а в комнатах ночные зеркала
пространство продлевают. Сторонится
приезжий отражения угла,
там, где лицо помножено на лица,
и смотрят те глазами двойников,
которых новый житель не выносит,
и, одолев преграду из замков,
выходит за бутылкой кальвадоса;
сбивается с пути. И наугад
идёт, ведь ночью улицы иные,
и встречные прохожие молчат
между собой, как ангелы ночные
на крышах зданий. Всё вокруг молчит.
И в окнах света нет. Напоминает
невольно эта мощь гранитных плит
дорогу, по которой вновь ступает
(когда перечитаешь) Цинциннат.
А вдалеке зовёт своим напевом
какой-то образ; он наперехват
себя сам отражает справа. Слева
всё ближе виден абрис. Точно. Сфинкс.
Казавшийся в начале бессловесным;
на фоне во́лны; будто из глубин
прохожего встречает вечной песней.
3
«Я здесь давно, и ночью песнь моя,
которую почти никто не слышит,
о том, что до скульптурного литья
очей моих, я видел птицей свыше.
Я был и свиристелем, и дождём.
Мой дух преображался в новых формах,
бесплотным оставаясь только днём,
а ночью созерцал со шпиля город.
Я разделял с людьми особый дар:
объять в одну ушедшие эпохи;
я был в проулках, был я в свете фар,
восторгом застывающем на вдохе.
Сутулился на стуле, как пальто.
И ждал лишь тех, кто захотел вернуться.
И гулом наполняю до сих пор
все арки, хоть и мне не шелохнуться
в изящном теле, созданным навек.
Вторая часть лица моя безмолвна;
глазницу заполняет лёд и снег —
и так я вижу контур ореола
души твоей, которая вместить
пытается себя и этот город.
Позволь тебе на радость предложить
загадку в продолженье разговора».