Журнал «Кольцо А» № 146
Александр КАБАНОВ
Украинский русскоязычный поэт. Родился в г. Херсоне в 1968 г. Главный редактор журнала о современной культуре «ШО». Автор 13 книг стихотворений и многочисленных публикаций в периодике: «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь», «Континент», «Арион», «Новая газета» и др. Стихи переведены на английский, немецкий, голландский, финский, польский, сербский, грузинский и др. языки. Лауреат «Русской премии», премии «Antologia», Международной Волошинской премии, премии «Московский счет» и др. Живет в Киеве (Украина).
ВОРОН-САНИТАР
* * *
Московский сад, как филиал моссада –
не опыляй войну, не обрезай судьбу:
и я брожу один под сенью листопада
с таинственной коробочкой на лбу.
Когда я был рожден в смирительной рубашке,
и брошен, словно хлеб и зрелище в толпу,
мне ворон-санитар, дежурный по шарашке –
навечно прикрепил коробочку ко лбу.
Чтоб никого не съесть и никогда не спать я
не возжелал и более не смог,
но я благодарю за крест из закарпатья,
голгофу и романтику дорог,
за этот белый свет в синеющем окопе,
за этот красный сад, текущий из-под век,
а раньше – я бродил с коробочкой на жопе,
как безъязыкий русский человек.
* * *
На дверном глазке серебрится накипь,
только дверь ушла на свиданье в лес,
никогда не плачь, как же мне не плакать,
я бы с этих слёз никогда не слез.
От чего смешно, до того обидно,
ты глядишь на саблю и пьешь шабли,
снег такой, что больше земли не видно,
потому, что – кончилась, нет земли.
Проводник слепой, позовешь соседку –
почитать какого-нибудь дюма,
а на ней – шерстяная рубашка в клетку,
понимаешь, и это – тюрьма, тюрьма.
Это дважды входящий в себя дозорный,
где проклятье с видом на оберег –
белый снег, а за белым приходит черный,
остается красный – последний снег.
* * *
Бог еще не прикрыл этот грязный, гнилой бардак,
и устроить всемирный потоп еще не готов,
потому, что люди исправно выгуливают собак,
потому, что люди послушно прикармливают котов.
И пускай они убивают других людей и богов,
пишут жуткие книги, марают свои холсты,
не хватает крепкой руки и просоленных батогов:
человечество – это прислуга для красоты.
Мы живем для того, чтоб коровам крутить хвосты,
добывая роуминг, пестуя закрома,
подражаем птицам, рожаем в горах цветы,
красота такая, что можно сойти с ума.
Обхватив колени, сидишь на исходе дней,
и глаза твои, запотевшие от вина –
видят бледных всадников, всех четырех коней,
а за ними – волны и новые племена.
* * *
Великий лор посмотрит в свой лорнет –
на дикое, невспаханное поле,
и ты поймешь – бессмертья больше нет,
что можно быть бессмертным поневоле.
Июльский полдень, высохший ирпень,
свинцовый привкус и тревожный признак,
перекрестившись, ты уходишь в тень,
которую отбрасывает призрак.
Уходишь в тень, а там уже стоят:
накрытый стол, испытанное кресло,
чужие книги и в бутылках – яд,,
жаль, в этот кадр чудовище не влезло.
Вдали от всех погромов и резни –
пьешь белый свет и черный хлеб готовишь,
прекрасное мгновенье, тормозни –
я так люблю классических чудовищ.
* * *
Когда мы забыли о солнце, о боге и снеге,
когда совершенство – редчайший в природе изъян,
мы спали в ковчеге, мы женщин любили в ковчеге,
а после – кормили жирафов, слонов, обезьян.
И ливень протопал вдвоем со всемирным потопом,
вай-фай барахлил, и в планшетах – то фейк, то баян,
но чья-то душа добиралась до нас автостопом,
пока мы кормили медведей, волков, обезьян.
Дремучие волны, их бедра – в хозяйственном мыле,
библейские мифы, молчания новый словарь,
и надо признаться, когда мы животных любили –
рождались кентавры, сирены и прочая тварь.
Нам снились квартиры, в которых вы жрете и спите,
как спят в морозилках пельмени и царь пеленгас,
фонарь на корме и такой же фонарь на бушприте,
а третий фонарь в капитанской каюте погас.
* * *
Деревья переходят рубикон –
сад вырублен, в живых остались кони,
как хорошо, что у меня – балкон,
теперь они гуляют на балконе.
То замолчат на несколько минут,
то ржут, а после – фыркают часами,
вы слышали, как лошади поют
высоцкого незлыми голосами?
Бывают дни, когда у овощей
характер портится по правилам гниенья,
когда в порядке хаоса вещей –
нас всех спасают фрукты и коренья.
А лошади не пьют и не едят,
предчувствуя войну и мясорубку –
они с тоской на всадников глядят,
вдыхают воздух, словно курят трубку.
* * *
Тяжело сдвигается плита древнего рождественского склепа,
там живет святая простота, как она – прекрасна и нелепа,
меркнут золотые фонари, кладбище и небо в звездных крошках,
бродят по аллеям упыри, до утра играют на гармошках.
Слава богу, кровь они не пьют, вы им только семечек отсыпьте –
и тогда они вас – отпоют, словно аниматоры в египте,
и покажут хлебные места, и откроют винные отсеки,
говорят, святая простота раньше ночевала в человеке.
Он теперь – усталый прохиндей, более похожий на бочонок,
а когда-то уважал людей и водил на кладбище девчонок,
и когда-то в детстве проглотил натощак серебряную ложку,
и бессмертный гена крокодил одолжил покойнику гармошку.
Чтобы он полезное играл, подражая зверю и народу:
чем богат владимирский централ и куда уносит галя воду,
и черна от клюва до хвоста журавлей гамзатовская стая –
для того, чтоб эта простота понимала, что она – святая.
AB OVO USQUE AD MALA
В галерее уффици: картины, колонны, повторы,
а мне нравятся больше всего – эти лавочки и коридоры,
вот присядешь и смотришь, как вьется резьба к потолку,
как расписаны стены под яблоню в полном соку,
и трещат еле слышно все трещины дивной эмали,
и спокойно от краски, в которой людей отпевали.
А повсюду снуют, опьяненные светом туристы,
как в бокале с шампанским, похожи на рой пузырьков,
здесь рассветы – сухие, а впрочем – закаты игристы,
но об этом – отдельно, при случае, без матюков.
Затекает плечо, чтоб бесшумную скрипку настроить,
и арабский смычок успевает губу раскатать,
возмутишься в душе: вот умели же сволочи строить,
да искусством своим православную кровь угнетать.
ЛЕСЯ
Я поймал для тебя одинокую бабочку персии,
только знай,что она у поэтов ворует слова,
видишь, как я бесстрашно сжимаю ее в троеперстии,
днем – сплошной махаон, ночью – мертвая голова.
Знаю, ты не откажешься жить без простого кузнечика,
назови его, скажем, ашот или лучше – звиад,
будешь утром поить кузнеца из кустарного глечика,
по которому вьется бесшумной лозой виноград.
Вот еще – стрекоза, у нее затруднения с именем,
дело вовсе не в крыльях – казенные крылья ее,
а когда-то бродила козой с переполненным выменем
и в языческих штольнях жевала одно мумие.
Что сказать тебе, ласточка, девочка вольного киева,
не влюбляйся в поэтов, здесь каждый поэт – маргинал,
ничего не останется, даже последней строки его,
только боль от потери, пока я тебя не поймал.
* * *
Мы ползаем, как дети по земле,
окапываясь в мыслях о сезаме,
и пьем портвейн, и плачем в феврале.
горючими и черными слезами.
Пусть будет нефть поэзии густа,
как чешуя днепровского налима,
и елочка – шестая часть куста,
на новый год горит неопалимо.
Плодитесь, размножайтесь на ветру
но в тихий час, впадающий в сахару –
мы отнесем зародышей к ведру –
на ужин ихтиандру и икару.
О чем поет на кладбище хасид,
кому откроет женщина скворешню,
но этот сад вниз головой висит:
кровь приливает – я люблю черешню.
* * *
Был ангел, посланный добром на дальний хутор по феншую,
и выковыривал пером из-под ногтей он кровь чужую,
неординарный, не простой, пахан небесного застенка,
то бородатый, как толстой, то дивно лысый, как шевченко.
А дальний хутор нес пургу, соседствуя с погодой летней,
коровьи нимбы на лугу сияли в изумрудах слепней,
гусей шиповник у пруда, оракул в черных аквалангах,
и проступали здесь года, как перстни зэков на фалангах.
Росли и лопались клопы в гнилых матрацах одичанья,
языкобесие толпы и богоборчество молчанья,
был ангел – белая культя, похожий на армянский чечил,
одних – он убивал, шутя, других – любовью искалечил,
и только верилось двоим-троим, воскресшим после свадьбы:
мы за ценой не постоим, а постоять бы, постоять бы.