Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 143




Ольга БУГОСЛАВСКАЯ

Foto 1

 

 

Родилась в Москве, окончила филфак МГУ. Литературный критик, кандидат филологических наук. Публиковалась в «Учительской газете», журналах «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь, «Нева», «Волга», «Кольцо А», «Лиterraтура», «Textura».

 

 

ВНЕЗАПНАЯ ГИБЕЛЬ

Галия Мавлютова «Смерть – остров» – М.: Вече, 2019.

 

«Смерть-остров» Галии Мавлютовой – одна из самых страшных книг последних лет. Роман основан на реальных событиях, а все самые страшные книги основаны именно на реальных событиях: «Массовая гибель вновь прибывших спец(труд) переселенцев на речном острове близ деревни Назино (нижнее течение Оби, Александровский район Нарымского округа) в конце мая – июне 1933. В начале 1933 в процессе осуществления массовой «зачистки» отдел территорий и городов страны от «антисоветских», «кулацких», уголовных, «деклассированных» категорий населения, а также «разгрузки» мест заключения руководством ОГПУ был разработан и принципиально одобрен И.В. Сталиным план тотальной депортации «чуждых элементов» в восточные регионы страны (север Западной Сибири и Северный Казахстан) и размещения последних в реорганизуемую для этой цели в систему трудовых поселений сеть спецпоселений. «Контрольные цифры» подвергались неоднократному пересмотру в сторону уменьшения (от 2 миллионов до 500 тысяч человек). Постановлениями СНК СССР об организации трудовых поселений от 20 апреля, 9 июля и 21 августа 1933 предусматривалось сосредоточение в регионах размещения «новых контингентов» всей полноты власти (административных и хозяйственных) в руках органов ОГПУ.Для приема «контингентов» в Западной Сибири были созданы пересылочные комендатуры в Омске, Томске и Ачинске. Прибывших в конце апреля в Томск из Москвы и Ленинграда «деклассированных элементов» (наряду с городскими маргиналами и рецидивистами там оказались горожане, случайно попавшие в «облавы») далее направили 2 речными караванами в штрафную Александро-Ваховскую комендатуру СибЛАГ. 18 и 26 мая около 6,1  тысяч человек вновь прибывших переселенцев высадили на острове близ впадения реки Назина в Обь для последующего распределения по поселкам комендатуры. Скопление на небольшом острове громадной, вышедшей из-под контроля охраны, разношерстной массы в условиях резкого похолодания, при отсутствии временных жилищ и построек, дефиците продовольствия и предметов первой необходимости привело к гуманитарной катастрофе».

Главная героиня романа – жительница Ленинграда по имени Галина, одна из тех, кто попал в облаву случайно и из своей относительно спокойной жизни переместился прямо на дно преисподней. Эта максимально резкая перемена состояния создаёт и максимально напряжённый, шоковый эмоциональный фон всего повествования. В этом отношении роман Галии Мавлютовой сближается с повестью Юлии Яковлевой «Дети ворона», где маленькие герои в одночасье, после ареста родителей, из счастливых и любимых детей превращаются в презираемых всеми отщепенцев и всё никак не могут осознать произошедшую перемену и приспособиться к новому и нестерпимо ужасному положению вещей. В романе «Смерть – остров» такой удар испытывают два главных героя – сама Галина и её муж, который, потеряв жену, отчаянно ищет её буквально по всей стране, не понимая, что с ней могло случиться. Насильственное изгнание Галины на северный остров и безуспешные поиски жены мужем – две основные линии романа, и обе ведут во мрак.

История переселения так называемых лишенцев из Ленинграда на проклятый остров описана в романе с беспощадной, причиняющей боль детальностью: бесконечно длинный переезд в битком набитом вагоне для скота, сопровождаемый эпидемиями и настоящим мором, голодом и самое страшное – террором со стороны самых отмороженных уголовников. Потом – пересыльная тюрьма, переправа на барже и, наконец, сам остров смерти, куда добралась лишь незначительная часть арестованных в Ленинграде «антиобщественных элементов» (чтобы сохранить их численность для статистики и отчётов, арестантов добирали по дороге). И здесь начинается самое страшное: место, куда привезли полумёртвых людей, совершенно непригодно для жизни, там совсем негде раздобыть еду. Тогда террористы-уголовники превращаются в каннибалов и открывают охоту на людей. Из документов известно, что впоследствии одиннадцать человек были привлечены к суду за людоедство. Повествование в романе чрезвычайно плотное и насыщенное, одна кошмарная сцена следует за другой, автор не даёт читателю возможности перевести дух, всплыть хотя бы на секунду, чтобы глотнуть воздуха. Это тяжёлое чтение.

В некоторых отзывах роман Галии Мавлютовой сравнивают со знаменитым романом Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Но сходство здесь довольно поверхностное, чисто сюжетное. В романе «Смерть-остров» полностью отсутствует мысль о том, что к жизни в аду можно как-то приспособиться, что оттуда можно выбраться или хотя бы передать какую-то весточку. У главной героини этого романа, в отличие от Зулейхи, которой покровительствует всё знающий и всё умеющий доктор, нет волшебных помощников, которые могли бы её поддержать. Она не видит никакого просвета, наоборот, тьма вокруг неё только сгущается. Путь из Ленинграда на остров – это безысходность, глухое отчаяние и движение навстречу мучительной и неминуемой смерти.

Но самое главное заключается в том, что Зулейха и Галина изначально поставлены в принципиально разные условия. Зулейха живёт в глубоко патриархальном мире традиционной татарской семьи, где занимает самое бесправное положение. В ходе романа она переходит из одного неблагополучного состояния в другое, ещё более неблагополучное, не оценивая при этом причины и следствия происходящего. И даже если бы она захотела, ей было бы очень сложно это сделать. С Галиной происходит другое. Она долгое время не придаёт значения очень существенным вещам, не позволяя себе осмысливать их. В результате чего свалившееся на неё несчастье кажется ей абсолютно неожиданным, хотя на самом деле оно было вполне прогнозируемым: «Мужу дали квартиру в центре Ленинграда с мебелью, вещами, одеждой. Раньше здесь жили враги народа. Так муж сказал, а она промолчала. Не очень-то приятно жить в квартире, где нужно спать в постели врагов народа, есть из их посуды. Но время всё сровняло, вскоре они обжились среди чужих вещей. Хорошее бельё, красивые занавеси, крепкая и модная мебель, дорогая посуда; пользоваться всем этим было не только удобно, но и приятно. Про настоящих хозяев старались не думать. Они там, на выселках, где и должны находиться вредители социалистического государства». Здесь происходит ещё одно сближение с повестью Юлии Яковлевой. В обоих произведениях очень важна тема добровольной слепоты и вынужденного прозрения, когда героям приходится отдавать себе отчёт в том, что стоит за ярлыками «враг народа» и «вредитель», уже будучи ими заклеймёнными.

Галия Мавлютова не использует каких-то изысканных и сложных художественных приёмов. На первом плане – сюжет, сама история. Автор рисует беззаконие и произвол в их крайних и самых чудовищных проявлениях. Нашему времени нужны плакаты. Написанные чёрным по белому огромными буквами и с восклицательными знаками. На плакате Галии Мавлютовой написано: любая диктатура сравнима с поездом, движущимся в сторону Смерть-острова. Может казаться, что до конечной ещё далеко, что состав идёт медленно, что успеем сойти… Но поезд может в любой момент ускориться, и тогда конечная неожиданно окажется совсем близко.