Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 141




Марк ВЕРХОВСКИЙ

Foto 1

 

Родился в 1940 г. в Симферополе. Окончил АзИИ (инженер-электрик). В 1991 г. переехал в США. Публиковался в журнале «Литературный Азербайджан», газетах и журналах США; альманахах «Евреи в культуре и искусстве Азербайджана», «Разноцветие мысли»; Антологии Ассоциации «Луч». Автор книг «Былое», «Мелодии Апшерона», «Бегом из прошлого в будущее», «Публицистика от Марка Верховского», «Мираж Большого Каньона», «Президент открывает Америку». Член СП Северной Америки и Союза журналистов Азербайджана. Лауреат премии «Гранат».

 

 

НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА ОНЕГИНА

Очерк

 

Онегин Юсуф (Юсиф) Гаджикасимов («... бедный мой приятель») родился в городе Баку, в 1937 году, четвертого июня.

Понятно, что это был год памяти столетия гибели А.С. Пушкина, который к тому же родился 6 июня, а потому и неудивительно, что новорожденному родители дали имя главного героя произведений поэта – Онегин. Этому способствовало и то, что, семья Гаджикасимовых принадлежала потомственному аристократическому роду.

Вскоре семья переехала в Москву, где Онегин окончил Литературный институт имени Горького.

В семье Онегина предпочитали звать просто Геной. Казалось бы, он мог стать одним из многих ничем не примечательным стихотворцем, но, очевидно, судьбе было угодно его имени «Онегин» предначертать иную судьбу.

После окончания института ничто не предвещало для него каких-либо отклонений от жизни обычного советского гражданина.

Отслужив четыре года во флоте и отправив за это время своей невесте около восьмисот писем, Онегин мог надеяться, что брак с долгожданной девушкой Валерией Бегутовой продлится долгие годы. Увы!

Второй брак Онегина тоже был недолгим. В воспоминаниях племянницы упоминалось лишь то, что вторая жена являлась дочерью какого-то генерала, другие подробности неизвестны.

О третьей супруге Гаджикасимова известно, что она была дочерью дирижёра Бориса Карамышева, который был одним из соавторов Онегина.

О последнем браке знаменитого поэта с Татьяной и его личной жизни в этот период известно чуть больше.

Их брак продлился 14 лет, после чего поэт внезапно порвал все семейные связи. Родных детей у поэта было двое. Один родился в первом браке, второй в третьем. Обоих назвали в честь деда – Юсиф. В семье, однако, первого звали Михаилом, второй, после разрыва третьего брака, известен как Андрей Миронов (мать сменила фамилию). С Михаилом Онегин поддерживал постоянные отношения, по поводу Андрея информации нет.

Вот, пожалуй, и все о личной жизни Онегина Гаджикасимова. Немногим больше известно о его феноменальной карьере известного поэта– песенника, вошедшего в зенит славы в 60-70-х годах прошлого столетия.

А дальше все покрыто тайной. Были слухи, что в 80-х годах автор попал в опалу у Министерства культуры, и информация о нем стала постепенно исчезать: начиная с субтитров кинофильмов и заканчивая платежными ведомостями. Очевидно, в этот период идеологи коммунизма обнаружили, что песенной эстраде слишком вольготно живётся, что нарушается законодательство гастрольных представлений, деньги от которых, минуя налоги в государственную казну, идут на ресторанные попойки, что, в конце концов, поведение артистов выходит за рамки социалистических устоев.

Что скрывать, многие певцы, пользуясь своей славой у зрителей, допускали различные нарушения уголовного характера. Тексты песен, которые писал Онегин, были столь популярны, что «авторские» деньги лились потоками в его карманы. По советским меркам Гаджикасимов был одним из самых богатых и состоятельных поэтов страны.

Как рассказывал композитор и певец Юрий Антонов, Онегин для расплаты всегда вытаскивал из карманов объемные, свернутые в трубочку пачки денег.

А он любил красиво жить… Обожал красное вино, которое обильно потреблял в любое время суток, любил пофорсить, расплачиваясь в ресторане за весь стол, часто менял женщин, громогласно вступал в споры, был излишне говорлив и задирист.

Одним словом, он был не святой, обладал своими слабостями и страстями.

Разумеется, все это не нравилось многим деятелям от культуры. Поэтому они считали, что слава, которая доставалась этому «популисту», его не достойна. По этой причине Гаджикасимова старались ущемлять и запрещать, используя всевозможные средства и методы. Именно тогда-то он и занялся литературными переводами иностранных песен и в этом превзошел многих.

Но талант Онегина было невозможно скрыть, и мы все до сих пор помним его литературное наследие.

Но вот наступил 1985 год, и Онегин Гаджикасимов куда-то исчез из поля видимости своих друзей, коллег и знакомых.

Случилось такое, что в его руках оказалась Библия (Ветхий и Новый завет), которую он «запоем» прочитал за три дня. Если вы держали в руках эту книгу, не удивитесь тому, что Онегин после этого потерял зрение. Подлинная Библия написана трудночитаемым старославянским языком. Адаптаций к современному стилю тогда не существовало. К тому же в 1980-е были доступны, как правило, старинные экземпляры – с пожелтевшими от времени листами. Немудрено, что, после того, как Онегин стремительно прочитал книгу, его утомленные непривычным чтением глаза на некоторое время просто устали. Но, как якобы сказал Онегин, он, потеряв физическое зрение, приобрел зрение духовное.

С этого момента рассказываются легенды о его монашеской жизни и духовном просветлении. Начинать новую жизнь, разорвав связи с женой, детьми и семьей брата, не оставив родным людям ни жилья, ни средств к сосуществованию, согласитесь, не совсем христианский метод ухода в монашество…

Из воспоминаний племянницы Онегина – Нигяр Гаджикасимовой: «Дядя Гена, ничего не объяснив, вдруг порвал со всеми всякие отношения и исчез. Мы пытались его найти через его жену Татьяну, но она, рыдая в трубку, сказала: «Он ушел, все бросил. Я ему сказала: «Как мне жаль тебя!» – а он взглянул на меня и сказал: «Это мне вас жаль, вы ничего не поняли и не понимаете».

Но что же послужило толчком для такого, скажем прямо, неадекватного поступка? Серьезная ли причина для такого вольнодумца, как Гаджикасимов, перевернуть жизненные устои из-за прочтения Библии?.. Можно предположить, что на него воздействовало что-то более весомое, связанное с дальнейшими обострениями и даже опасными для него и его семьи обстоятельствами.

Что это могло быть – можно только гадать. Пока не объявился никто, кому Онегин мог бы поведать о своих проблемах. Разве только – священники. Но они вряд ли раскроют подробности: тайна исповеди непоколебима.

Итак, в 1985 году Онегин Гаджикасимов принял православие, был крещён и с 30 июня начал именоваться Олег. Весной 1989 года Олег пришёл паломником в возрождающийся монастырь Оптина Пустынь. Он нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной Пустыни уже под именем Афанасия. Начинается уже духовная карьера Афанасия. Вскоре его назначили комендантом монастыря.

В 1991 году на Петров пост наместником монастыря архимандритом Венедиктом бывший поэт был пострижен в монашество с именем Силуан. Позднее был пострижен в великую схиму с именем Симон.

Верующие умиляются поступком мусульманина: им представляется, что житель Кавказа Гаджикасимов перешел в вероисповедание христианства. Здесь необходимо пояснить, что в советских условиях в Баку фактически ислам не пропагандировался. Как житель Баку знаю, что основная масса населения была атеистами, а потому перед Онегиным не стоял трудный выбор перехода из ислама в христианство. Он как бы «с чистого мировоззрения» в условиях проживания в Москве сразу окунулся в православие, поскольку цель его была – уход в монахи. Опять же, в исламе нет службы монашества, а потому и выбор религии не стоял.

Другое дело, и, думаю, это главный вопрос о перемене образа жизни Онегина Гаджикасимова: Почему он решил уйти в монашество? Сами монахи объясняют уход от мира какими-то жизненными потрясениями, в основном связанными с нарушениями законодательства, а то и резкими посягательствами на чью-то жизнь. Провинившийся человек, осознав свои негативные действия, стремится замолить их наложением на себя монашеского образа жизни, отторжением от себя всех земных радостей и сосредоточившись на молитвах к Всевышнему о всепрощении.

Однако по прошествии нескольких лет монашества Онегин, он же Олег-Афанасий-Силуан-Симон, снова меняет свой образ жизни. Не объясняя причин, иеромонах уходит из монастыря Оптина Пустыня и поселяется на частной квартире в селе Константиново в Подмосковье. Это действительно перечёркивает все устои монашеского бытия. Иеромонах Симон, так будем теперь звать бывшего Гену, очевидно, находит средства на оплату квартиры и самостоятельного питания.

Вот, что рассказывает об этом периоде жизни бывшего поэта музыковед, один из создателей энциклопедии «Легенды ВИА» Сергей Фролов:

«Я встречал Онегина Гаджикасимова в 1997 году, когда он уже принял монашество. Однажды наш директор – азербайджанец Вагиф Анверович Караев попросил меня съездить за священником. Забирал я его в селе Константиново, где находился так называемый дом путешественника Пржевальского. Сопровождала его женщина в монашеской одежде. Спустя несколько месяцев священник снова появился у нас. Его пригласили на день рождения мамы директора, где собралась вся их азербайджанская родня. На этот раз возил его племянник Вагифа Анверовича, который еще удивленно спросил: «Зачем тут русский батюшка?» Сказал виновнице торжества какие-то правильные слова и вскоре откланялся. А после дня рождения директор неожиданно попросил меня записать на кассету песни на стихи нашего гостя. Тут-то я и узнал, что это был Онегин Гаджикасимов».

Справедливости ради стоит привести воспоминания писательницы Ольги Щелоковой, знавшей Онегина в бытность пострижения в монахи:

«Духовную собранность Олега многие принимали за угрюмость. Но когда он бывал в хорошем и даже игривом настроении, он умел, не меняясь в лице, представлять целые сцены из своей прежней жизни. Вспоминал то Кобзона, то Магомаева, который, исполняя в ресторане песню со словами: «…проплывает в тумане белая лебедь, подруга весны», вместо «лебедь» спел «лошадь». «Послушай, – сказал ему тогда наш герой, – все-таки «лебедь», а?» – «Да какая разница! – отвечал ему певец. – Ресторан ведь. Все равно никто не слушает – что лебедь, что лошадь».

О своей последней жене Татьяне Олег вспомнил всего раз. «Какое счастье, что теперь мне больше не надо ничего покупать – ни лисьей шапки жене, ни шубы! – признался он и иронически улыбнулся.

О своем обращении к Богу Олег никогда подробно не говорил, – продолжает Щелокова. – Рассказывал только, что это ощущение приходило к нему постепенно».

Есть свидетельства постоянной спутницы Симона – монахини, что, однажды, гуляя по улицам Москвы, они встретили человека, которому иеромонах долго смотрел в след. Это был его родной брат, который, разумеется, не признал в седом старце своего старшего брата. Но почему Онегин не остановил его сам и не спросил о своей супруге и детях, как они живут без его помощи? В то же время монах спокойно и панибратски проводил время с монахиней, тогда как их место проживания – это отдельные монастыри.

Все предыдущее сказанное, создает впечатление, что Онегин не был таким христианином, которым намеревался стать. Тем не менее, я не скрываю уважения к таланту поэта Онегина Гаджикасимова.

Перед смертью он неистово молил Деву Марию о том, чтобы она помогла ему уйти в мир иной, так как у него уже не было сил терпеть боли, которые он испытывал от раковой опухоли. Через 2 дня, 30 июня 2002 года, он скончался. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.