Журнал «Кольцо А» № 140
Юрий РЯШЕНЦЕВ
Родился в 1931 г. в Ленинграде (ныне – С.-Петербург). В 1934 г. семья переехала в Москву. Окончил Московский государственный педагогический институт, работал в школе, затем в отделе поэзии журнала «Юность». Автор многих поэтических книг, также работает для кино и театра. Началом работы в театре считает спектакль БДТ «Бедная Лиза» (1973). Затем последовали «История лошади», «Три мушкетера», «Гардемарины», опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», опера Давида Тухманова «Царица» и многое другое. За сборник стихов «Прощание с империей» получил государственную премию им. Б. Окуджавы. Лауреат Международной Лермонтовской премии, премии «Музыкальное сердце театра».
ДЕНЬ БЕЗ ГРОЗЫ
* * *
А среди моих друзей кто был вожаком?
Не было таких. Сочиняли. Пели.
Если бы кто-нибудь напрашивался явно или тайком,
мы бы не потерпели.
Словно зубцы шестеренки:
чем выше, тем дальше от всех.
А по дороге от центра, где мы были почти едины –
подвижники и подонки,
победа и неуспех,
приметная снизу башенка
или сплошные руины.
Взгляни-ка вокруг – кто около.
А около – никого.
Где тот, аутсайдер заведомый?
Где тот, кто, казалось, главный?
Один заплатил одиночеством за скудное ремесло.
Другой мастерство – и немалое –
поразменял на лавры.
Ценители систра и тирса,
умолкшие к средним векам,
вы же взяли своё с Возрождением...
И что это я спохватился,
мол, надо было спорить, ходить по кружкам,
доверять то Марксу, то привидениям...
Слава Богу, горлана среди нас не нашлось.
Мы и так глухие от призывов и победного грохота.
Вышедшие вместе и пришедшие врозь,
что случилось с нами на общей дороге-то?
ГРОЗА В НАЧАЛЕ МАЯ
Майский бой черемухи с сиренью.
В топях туч вдруг взрывы синевы.
Кто поможет Божьему творенью
не терять от жизни головы?
Так теряй! Под крупным скользким градом
ни о чем былом не вспоминай.
То, что далеко, на то, что рядом,
хочешь ли, не хочешь – не меняй.
Никакой не нужно обороны
ни от груза лет, ни от судьбы.
В этот час перемешались кроны,
плоть рябин свободно пьют дубы.
И седой вороны доля вдовья –
частный случай, только и всего –
гнезда превращаются в гнездовья.
в деловое птичье торжество...
Там, за той сосною цвета меди,
странный куст явился. Так вот он
ни одним гербарием на свете –
ни одним! – я знаю, не учтён.
Я не замечал его до снегу,
и нездешний вид его таков,
что, умри – не угадать с разбегу
цвет его грядущих лепестков.
Ни бельмеса в нем не понимая,
все равно его отвагу чту.
О, гроза, гроза в начале мая,
куст зацвёл. Имей его в виду!
* * *
Две недели пролетели, как будто
были нынешнему маю некстати.
Вечер к полночи не помнил про утро,
а восход вообще не знал о закате.
Не эпохи, не столетья, не эры,
а секунды – вот кто главные плуты.
И хотелось исключительной меры
для предавшей и пропавшей минуты.
Ты привык к необходимому кляпу,
запрещающему критику снизу.
Вот и жги весь день настольную лампу,
подвергай свой труд любому капризу.
И пускай проснулась строчка немая,
обрела живое, крепкое тело,
а полсрока – и какого: полмая! –
не вникая в жизнь твою, пролетело.
Только завтрак был, а вот уж и ужин.
Время мчит, не умеряя намёта.
Ты вообще ему ни на што не нужен.
Разве только угадаешь в нем что-то.
Майский жук, напрягши мышцы до стона,
в блюдце чайную осилил лагуну.
Он-то что-то угадал и достойно,
с тихой важностью исчезнет к июню.
В МОЁМ ШКАФУ
В моём шкафу, поэзией набитом,
владельцы слов во всю воюют с бытом,
хоть лучшие из них уже давно
себе сказали: быт попутчик слова.
Но – врут! Он, быт, всему первооснова.
Не ими и не мной заведено.
Военный дух ржаной полубуханки
родит сюжет, неведомый кухарке,
колдующей над блюдом холодца.
А запаха хватило бы с лихвою,
чтоб стать балладой или хоть строфою
в безумной жизни плоти и свинца.
Сейчас все то же, что во время Оно.
Любовный корень всех баллад Вийона
неблаговиден, дерзок, крив, космат.
Но нам-то что? От быта и до чуда
не ближе, чем от нежности до блуда.
В чем прав художник, в том и виноват.
А жизнь идёт, далекая от книжек,
порой чужая, как Марина Мнишек,
порой, как Таня Ларина, своя.
И вечен запах нищенского супа.
Да, жизнь идёт размашисто и скупо,
не отличая быт от бытия.
* * *
Бывало... Да всяко бывало. Что, не жили, будто в потёмках?
Не знал ни потомок о предках, ни предок не знал о потомках.
Неведенье людям давало искомую прочность с покоем,
а знанье – крушение судеб и порчу анкет. А на кой им?
Но время не медлит. Округой владеет инстинкт безусловный.
Над птичьим гнездовьем ворона вопит о своей родословной.
Да клён престарелый молчит, молчит одиноко и трезво.
Молчит. Он почти без ветвей, как мое родословное древо.
* * *
Разгильдяйка ворона, быть может, и зря
упрекала кота в воровстве.
Золотые замыслы сентября
просвечивали в листве.
И ветер летел молодым и тугим
от озерного серебра.
Мир к вечеру был совершенно таким,
каким он и был с утра.
Казалось, что нынче в сговор вошли
земля и листва, и вода,
и все, что пред нами, и все, что вдали –
все это будет всегда.
А ну как – и правда! Догадка моя
безнадежно жалка, признаю.
Но злая изменчивость бытия
вдруг обрыдла уже бытию.
Пусть оно хоть раз совершит прокол,
хоть разок попадёт в офсайд.
И тот, кто сегодня утром ушёл,
к ночи придёт назад.
* * *
Шум листвы слышнее шума моря.
Что ж поделать – море далеко.
Наши планы – Господу умора.
До загробной встречи, Шалико!
Никакого нету тут макабра.
Рознь народов наших – просто бред...
Что до смерти, то она лукава:
то ли есть она, а то ли нет.
Вон тюльпан на дорогой могиле
чуть дрожит под тяжестью шмеля...
Сколько б мы с тобой ни хоронили,
разве же разлучница – земля?
Я смотрю, как весело летает
наш пустой гамак на свежаке.
Любопытно, кто там обитает
в этом сумасшедшем гамаке?
Говорят, у вас не стало лета.
Что ж ты смотришь, нищий, как кинто.
Вон чинара: в холод и – раздета.
Кто-то же раздел ее. Но – кто?
ПЫТКА
Согласитесь, что «во поле» вовсе не то, что « в поле»...
На отшельнике-тополе ворон завёлся, что ли?
Нет, не ворон, не дятел, хоть клювом куда-то и тычет.
Ну– ка, как он кричит? Так и есть: не кричит он, а кычет.
Я слежу с интересом: так кто же откликнется птице?..
Окаймленные лесом спят заросли ржи иль пшеницы –
я забыл с детских лет злак земли этой черствой, где рос я –
это стыд, это бред: не могу различить их колосья...
Здесь когда-то на пришлых татар шли отважно и робко.
Вон примята за витязем крайним неясная тропка.
Что ж я стоя молчу, что ж я молча стою, горе-витязь?
Тяжело вам понять эту пытку мою, согласитесь.
НА КРАЮ РОССИИ
На исходе пурги,
похлебавши шурпу,
мы в четыре ноги
проложили тропу –
за ветлу, за сарай,
за овраг и – замри! –
потому что тут край
Оренбургской земли.
Там, слыхать, новый быт:
ни звезды, ни креста.
Там Европа глядит
сквозь верблюжьи места.
Там в овечью кошму
сон упрятан. И там
непонятно, кому
будет рад Нурсултан.
ДЕНЬ БЕЗ ГРОЗЫ
Выпьем, что ли, пока
на каштане цветущем
два серьезных жука
говорят о грядущем.
Но для них май прошёл
и наступит едва ли...
Рододендрон расцвёл –
розы в страхе увяли:
слишком крупен и нагл,
слишком ярок и пышен
этот пришлый варнак
в царстве яблонь и вишен.
Золотые часы.
Небо чисто, свободно.
Может быть, без грозы
обойдёмся сегодня.
* * *
Ни единой птицы в моем саду.
А в саду всего-то сентябрь.
Я и без вороны не пропаду,
но сейчас – синицу хотя б.
Время птицевластия – май, июнь, июль –
быстролётно: вроде стрижа.
Прорва неба, синяя, как Иссык-Куль,
глубока, прозрачна, свежа.
Это ежегодное волшебство.
По лучу я – как по ножу.
Никого из прошлого. Никого.
Это я не жалуюсь – доношу.
Вот я и остался один из нас.
Уходили молча, по одному...
Я же должен это сказать сейчас
Господу, любимой... ещё кому?