Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 138




Светлана НЕЧАЙ

Foto 1

 

(Псевдоним Светланы Марковской). Окончила филологический факультет Рязанского педагогического университета. Педагог, руководит детской творческой студией «Лепная сказка». Лауреат конкурсов по развитию творчества детей. Публиковалась в журналах «Кольцо А», «Воздух», «Гуманитарный архив», «Контрабанда», «День и ночь», альманахе «Нестоличная литература», в педагогическом журнале «Творчество в детском саду» и др. Автор книг прозы «Свет фейерверка», «Дети арабов», сборника стихов «Звездные кораблики». Член СРП. Живёт г. Мытищи.

 

 

ИВАН-ЦАРЕВИЧ И ВАРГИ

 

Все мы в детстве читали русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк». А замечали ли вы в ней некоторые странности? Начнем с того, что Иван-царевич – сын некого Выслава Андроновича. Андрон – имя не славянское, греческое. Как и в библейской истории про Адама и Еву, все неприятности начались с яблок. В царский сад за яблоками повадилась летать Жар-Птица. Вообще-то птицы не питаются яблоками. Но, может быть, для бессмертия, которым, как известно, обладают эти птицы, нужны золотые яблоки, причем их необходимо принимать постоянно? Или, может, жар-птиц много, и они прилетают в сад по очереди? А зачем царю, у которого в саду золотые яблоки бессмертия, нужна жар-птица? В славянской мифологии считается, что жар-птицы могут исцелять и даровать бессмертие, являются символом солнца и ведут свое происхождение от дево-птиц, которые были когда-то богинями.

Итак, царевич отправляется в путь. Довольно скоро доезжает до перекрестка с дорожным указателем. Как элемент сюжета идея камня с подсказками звучит довольно странно и напоминает о современных квестах. С другой стороны, эта подробность намекает на то, что письменность до Кирилла и Мефодия на Руси все-таки была. Иван выбирает путь, на котором заведомо теряет коня, и коня действительно тут же разрывает пополам волк, перед тем выговорив Ивану за то, что тот невнимательно читал надписи. Иван идет пешком, горюя о потере, а к исходу дня является волк и начинает Ивану верно служить. Почему? В сказке не объясняется, но это стало возможным потому, что Иван принес в жертву коня. Он пожертвовал им намеренно, чтобы заручиться помощью бога Велеса. В индийских Ведах есть замечательные истории о подвижниках, которые своей суровой аскезой вынуждали богов делать им величайшие дары. То есть связь между жертвой и ответным жестом бога мыслилась как нерушимая. Но жертву всегда приносит жрец. А значит, Иван-царевич – не простой парень, а посвященный, иначе говоря, волхв.

Итак, Велес в образе волка помогает Ивану-царевичу добыть Жар-Птицу у царя Далмата. Обратим внимание на нерусское имя царя. Далматинцы жили на Балканах, в Иллирии, и именно там, а не в Киеве или Новгороде, происходит действие сюжета. Но царевича ловят на краже и шантажируют, угрожая позорной оглаской. В результате Иван соглашается на сделку: он должен украсть золотого коня у царя Афрона. Это имя сразу же наводит на мысль об Элладе: Афина, Афродита…

У Афрона искатель приключений снова попадается, и его посылают за Еленой Прекрасной. Поскольку ставки все время повышаются, логично, что Елена – самый ценный приз. Что же в ней такого? По греческому мифу, Елена – внебрачная дочь Зевса и Леды и славилась своей красотой. Но греческие мифы слишком приземлены, а их герои – очеловечены. В русских сказках божественная природа прекрасных героинь более очевидна. Рискну высказать предположение. В древности на Балканах поклонялись богу Илиосу. Может быть, Елена – жена бога Илиоса, то есть богиня? С меной р//л это имя известно в славянской мифологии как Ира, жена Солнца, хозяйка рая-Ирия. В Древней Греции ей соответствовала Гера, матерь богов. Олицетворением Иры/Геры считалась радуга, или ира-дуга. Возможно, с Илиосом связан и древний топоним Иллирия. Предшественником Илиоса был месопотамский бог Эль.

Но вернемся к сюжету. Волк/Велес сам похищает Елену, как некогда Зевс – Европу и Аид – Персефону. Затем волк сам в Елену оборачивается. Оборотничество – еще одна интересная тема сказки. Что же это за божество, Велес? Willis на литовском – покойник, vilks на латышском – волк, как и wolf на английском. В древности боги не были абстрактным понятием, они были духами умерших предков, которые после смерти могли принять облик зверя или птицы и помочь своему потомку. Бога русичи видели через зверей, в которых он оборачивался, но в зверях они видели дедов и прадедов, своих мудрых родичей.

На севере Европы есть легенды о варгах, волках-оборотнях и колдунах-варгах, которым волки служат. Волка на севере Руси называют бирюк. Но бер, бир – это также прозвище медведя (бурый). Отсюда берлога, бирюк, берсерк (неукротимый, как яростный медведь). В Европе славянскими племенами, поклоняющимися богу-медведю, основаны города Берлин, Берн. Скандинавы называли Русь Биармией, страной медведей. Настоящее имя зверя произносить было запрещено. Но бог мог являться в облике любого из зверей.

Слово варг лишь с введением христианства стало обозначать оборотня. Первоначально это был жрец, который служил Велесу. Волхв в полногласной форме звучало как волохов с суффиксом –ов, который значит «относящийся к чему-то, чей-то», как, например, Иван – Иванов. Первым русским «перевертышем» был новгородский богатырь Волх Всеславьевич, который мог оборачиваться волком, соболем и любым другим зверем. В его честь названа река Волхов, и народная этимология связывает с ним сам термин «волхв». На самом деле волхв – тот, кто служит Волосу/Велесу. От корня вол/вел происходят такие слова, как воля, власть, величие. Волос произносили на севере, Велес – на юге и западе, где отмечался сдвиг гласных к переднему ряду. Этот сдвиг и сейчас очень заметен: в Болгарии говорят не полынь, а пелин, на Украине не рок, а рик.

Сравним теперь слова варг и волх. Мена р//л очень частая, например, рус. «соль» – молд. «саре», рус. «солнце» – молд. «соаре». Гласные а//о также могут чередоваться, сравним голова – и глава. Следственно, варг и волхв могут быть двумя версиями одного и того же слова.

В европейском фольклоре говорится также, что с дерева можно сорвать особую ветку – варгу, в которой будет заключена душа дерева – дриада. Именно ее волшебная помощь помогает лозоискателю находить руду и клады. То есть слово варг когда-то означало не только оборотня и того, кто может зверем управлять, но вообще ведуна (вящун – так и ныне зовется волхв на белорусском). В летописях сказано, что князь Олег – вещий. То же говорили о полоцком князе Мстиславе, о князе Игоре и сказителе Бояне. Значит, они были волхвы. С введением христианства слово варг, как и его производные: ворог, ворожея, ворожить, стали обозначать нечто демоническое, злое. От этого корня появились слова враг, вражда, а от слова волхвволшба, волшебство.

Но вернемся к сказке. История с похищением Елены Прекрасной как бы заканчивается счастливо: волк еще раз помогает своему жрецу, воскрешая его, и Иван женится на Елене. Но давайте заглянем вперед: пройдет немного времени, и оскорбленные цари Далмат и Афрон с войсками подступят к границам царства. Начнется большая война. Теперь вспомним другую войну, в которой пала Троя. Она ведь тоже началась с золотых яблок и похищения Елены Прекрасной. В роли Ивана-царевича тогда был младший сын троянского царя Приама. На стороне троянцев выступали одни боги – на стороне ахейцев другие. Напомню, Парис пренебрег Афиной и Герой, отдав яблоко Афродите. А в нашей сказке Елену похищают у царя Афрона. Может быть, русская сказка – эхо той давней истории о троянской войне?

Другое название Трои – Илион. В греческих мифах говорится, что так звали основателя города, но возможно, это лишь народная этимология. Что, если город назван в честь малоазийского бога Илиоса? Позже в Греции так называли солнце, а еще позже слово стало произноситься как Гелиос. Зевс воплощался в быка, когда похитил Европу, почему же Илиос не мог воплотиться в волка? Так, может быть, Илиос и Велес – две версии одного и того же слова? С точки зрения лингвистики это возможно, сравним Иона – и Иван, русское выдра – и литовскоеudra.

У южных славян есть женские мифологические существа вилы. Считается, что их название происходит от глагола вить. Но возможно, корень здесь тот же, что и в имени самого Велеса. В молдавской мифологии есть божество зэу и феи зыны. Так может, и вилы являются женской и более древней ипостасью бога Илиоса/Велеса? Я уже писала, что у литовцев villis – покойник, то есть дух, потустороннее существо, у скандинавов val – павшие воины, на английском war – война. Понятие бога неразрывно связано с мертвыми. Ведь мы и сами вспоминаем о боге тогда, когда теряем близких, или когда сами оказываемся на краю гибели. Древние боги связывали живых и мертвых, поэтому в отношении к ним всегда смешивались благоговение и страх.

Думаю, Велес гораздо более древний бог, чем принято считать. Возможно, его знали еще хетты и пеласги. Английское слово wheel (колесо), возможно, тоже связано с Велесом. Каким образом? У солнца было древнерусское название коло. Коло, кроме того, круг, поэтому корень коло в словах колодец, колокол, колесо. Богом коло-солнца был Коляда. Wheel, как и коло, и круг, и колесо. Почему бы ему не быть в древности образом солнца, а Велесу – солнечным богом? К моменту принятия христианства с русского олимпа Велеса уже вытеснял Перун. Как и волоты, русские титаны, Волос должен был уйти со сцены. Он еще сохранял роль «скотьего» бога, но уже не управлял жизнью и смертью русичей, как это было раньше.

В «Слове о Полку Игореве» говорится о «веках Трояновых», о «земле Трояней». Эти выражения можно понять, лишь допустив, что в русском фольклоре отразилась память о Троянской войне. Возможно, это наши предки оборонялись от ахейцев, даже если в те времена не было еще славян. Пусть у нас было другое имя, пусть отличался язык – но мы были! Возможно, Троя названа так по триглаву богов, которым тогда поклонялись фригийцы, и одним из них был Илиос. Возможно также, Троя названа в честь еще более древнего божества Трояна. На молдавском/балканском языке есть древнее слово трай – жизнь. У славян была богиня Жива. God, бог на английском, происходит от славянского глагола гоить, жить. Корни индоевропейских слов тесно переплетены между собой. Готы (предки англичан и немцев) были когда-то одним племенем со славянами и вместе покоряли Европу.

Сюжеты наших сказок намного архаичнее, чем это кажется. Например, сказка «О богатыре Еруслане Лазаревиче» отсылает к эпохе матриархата, когда в черноморских степях процветали царства амазонок. В некоторых версиях Еруслана Лазаревича зовут Уруслан Залазарович. Имена Залазар/Салазар, Картаус – иранского происхождения. А вот имя Уруслан прямо говорит, что он урус, то есть русский. Лан переводится как территория, поле, этот же корень в английском land. Возможно, Уруслан родился от русской матери и скифа-отца. Ведь по сюжету его мать из другой страны, и ее собираются принести в жертву морскому ящеру. Возможно, речь о Русколани, стране русов, о которой пишет Велесова книга.

Со всеми жителями «тридевятых царств», скифами и сарматами герой без проблем общается, а это значит, что языки к началу нашей эры не так сильно отличались, чтобы индоевропейцы не понимали друг друга. В этой, как и во многих других наших сказках, герои проводят время в шатрах среди поля. Значит, по крайней мере, часть русичей были кочевниками. В поисках самого сильного богатыря и самой красивой девушки Еруслан посещает много царств. Встречает он и волота – великана Росланея. Как и в греческих мифах, в русских сказках великаны погибают, их время прошло.

При всей своей фантастичности в истории о Еруслане Лазаревиче много важных, географически точных подробностей. В сказке описано путешествие в Щитин град. Город Щецин действительно есть. Он находится в Польше, на границе с Германией, на древней славянской земле. Археологами там было раскопано святилище бога Триглава. В сказке описан царь Щецина по прозвищу «Огненный щит, Пламенное копье», который тоже был сильным волхвом. И это подтверждает факт, что в языческих верованиях славян преобладал культ огня.

Есть много версий происхождения слова «Русь». Выскажу свою. Тюрки издавна называли русских, а также своих детей, если они родились светловолосыми, словом урус. Это слово они восприняли на слух от самих русских. Шведы, датчане называли Русь Биармией, Bjarmeland от слова бер, то есть медведь. Биармия – языковая калька со слова Урусия/Русия. Русские всегда называли себя по тотему медведя. Бер – заместительное имя тотема, от цвета бурый. Своим истинным именем урс медведь и сейчас называется в Молдавии, а в полногласном варианте слово звучало как урус. Еще раньше, до сатемизации, название медведя звучало как арктос, так на греческом называется медведь и сейчас. Этому древнему корню обязаны такие слова, как Арктика, Аркона, Арктур и Артур. В античных источниках говорится, что на севере Руси была страна Арта, куда не пускали иноземцев. Ее название означает то же самое – страна людей с тотемом медведя. Таким образом, Биармия, Русь и Арта – три версии одного и того же слова. Так что недаром русских с давних пор ассоциируют с медведями.

Русский фольклор с лингвистической точки зрения – мало исследованная область. В нас так сильно преклонение перед античностью с ее мифами, прекрасно обработанными гениями прошлого, что сама идея сопоставить русские сказки с греческими мифами кажется кощунственной. Еще большим кощунством покажется кому-то выдвинутая мной гипотеза, что, возможно, сюжеты греческих мифов, имена греческих богов имеют свой источник не на Балканах, а в нашей русской культуре.