Журнал «Кольцо А» № 137
Александр БАЛТИН
Родился в Москве в 1967 г. Автор 84 книг, публикаций в изданиях России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Словакии, Израиля, Эстонии, Канады, США и др. Лауреат международных поэтических конкурсов. Стихи переведены на итальянский и польский языки. Член СП Москвы.
СЫЩИКИ
Сказки
МАЛЬЧИШКА И ШКОЛА ПРИВИДЕНИЙ
Где ещё помещаться школе привидений, как не в развалинах старого замка?
Тут красиво, конечно, – мхи цепляются, нарастая колониями, всегда царит полумрак, и собравшиеся, молодые привидения, спрашивают видавшего виды ветерана:
– А правда, что существуют живые?
Откашливается ветеран, помахивая сероватым, каким-то пыльным балахонам, отвечает:
– Конечно. Для чего же иначе я учу вас стонать и завывать?
И – начинается обучение.
Молодому по имени Кругляш наставник говорит:
– Нет, ты ревёшь недостаточно страшно. Нужно вот так, – и показывает, взмывая вверх, держась за бока и раскачиваясь: страшно! Жутко.
Паутинка – молоденькое привиденьице – повторяет, вибрируя всей своею одёжкой, и действительно, похожей на паутинки.
– Вот, – улыбается учитель. – Учитесь.
И все пробуют ей подражать…
В заброшенном, заросшем донельзя саду Кругляш и Паутинка обсуждают возможности существования живых.
– Сомневаюсь я, – говорит Кругляш.
Но Паутинка думает иначе:
– Если учитель говорит… Он ведь много видел…
Раздаются шорохи, свист, – звуки движения: мальчишка карабкается на старое, ветвистое дерево.
– Ой, кто это, – шарахается Паутинка.
И мальчишка глядит на неё не менее удивлённо.
– Ты кто? – спрашивает он. – Привидение, что ли?
Паутинка спускается пониже.
– А то, – отвечает, и за нею маячит Кругляш. – А ты?
– Мальчишка я, кто ещё. Значит, вы существуете?
– То же самое хотели б узнать у вас…
Мальчишка хохочет.
– Давайте играть, а? Здорово – поиграть с привидением!
И молоденькие ученики школы привидений соглашаются.
Мальчишка объясняет им правила догонялок, но привидения сообщают о своём неумении бегать.
– Зато, – говорит Кругляш, – мы можем парить.
И – началось…
Убегающего мальчишку догоняли то Паутинка, то Кругляш, которые, забываясь, издавали такие страшные стоны, что мальчишка просил их выть потише; а потом он ловил их, хватая за развевающиеся края беленьких одежд.
Весело было.
– Мы видели их – живых, – рассказывали другим в расселинах замка Паутинка и Кругляш.
– Кого?!
– Живых. Вернее, одного – мальчишку.
Из ниоткуда появляется учитель.
– Стало быть, теперь верите? – спрашивает он.
– Верим, – отвечают хором двое.
– Тогда приступим к нынешнему занятию: появлению-исчезанию. Запомните, для качественного появления, надо качественно исчезнуть.
И учитель, подтверждая слова свои, растворяется в воздухе.
Потом проявляется вновь.
– Ну, сосредоточились, и…
Не у всех сразу получается.
Толстяк проявился наполовину, а Малыш затерялся вовсе: пришлось искать его.
Когда обнаружили, стали тренироваться вновь.
В конце концов, все научились.
– Гляди-ка, что умеем, – говорили Паутинка и Кругляш мальчишке, когда встретились они в следующий раз.
– Оп! – и оба пропали.
– Оп! – и появились снова.
– Здорово! – восхитился мальчишка. – У меня так не получится. А… в прятки бы – но вы же будете исчезать-появляться всё время?
– Не, мы можем и не использовать то, чему научились.
И принялись играть в прятки в саду.
Мальчишка всё больше прятался за толстыми стволами, а привидения норовили пристроиться между сучьями так, чтобы их не было видно.
Превесело было.
Когда рассказывали о новых играх с мальчишкой в школе, старый учитель сказал:
– Дружить, конечно, хорошо. Но привидениям с живыми дружить не полагается.
Паутинка и Кругляш приуныли.
А потом – решили, зачем ему говорить?
Просто будут встречаться с мальчишкой и дальше, а рассказывать необязательно.
И стали учиться превращениям, думая позабавить потом ими своего дружка.
БЛЯМБА
Блямба, оставленная на листке бумаги, устала лежать, приподнялась, и у неё прорезались глазки.
Она поморгала, легко встала и – соскочила на пол.
Была она синенькая, лёгкая, подвижная и пустующую комнату тотчас стала изучать.
Предметы как-то сами собой становились понятны: стол, за которым сидят, стулья, на которых…
– Ого, тут тепло, – сказала блямба (да, рот у неё тоже, конечно, прорезался, и носик наметился).
И она, походив около батареи, взобралась по трубе на подоконник, чтобы соскочить вниз.
Летела быстро, а, долетев, распласталась на асфальте.
– Какое-то пятно, – воскликнул пробегавший мальчишка, но возиться с ним у него не было времени.
Блямба поднялась и встряхнулась, как собака, вышедшая из воды.
– Пойдём, прогуляемся, – сказала блямба самой себе.
В общем, она была довольно симпатичной, хотя никто этого не замечал.
Впрочем, довольно толстая кошка, живущая на первом этаже в учреждении, подошла к ней, понюхала и отошла.
– Ага, – сообразила блямба, – кошки не питаются блямбами.
И пошла дальше.
Во дворе она наблюдала игру мальчишек, бегавших друг за другом с пистолетами, издававшими громкие звуки, и, поскольку подошла к самому краю площадки, распластывалась на асфальте, когда они подбегали слишком близко.
– Им занятно, – подытожила она. – Но мне не особенно интересно.
И отправилась путешествовать дальше.
Шла она по городу, время от времени ложась отдыхать; видела большие дома, людей, спешащих по делам, едущие машины.
Когда переходила улицу, одна из машин проехала по ней, но блямбе это – пустяк: полежала на дороге, встала и двинулась вперёд.
Наконец, забрела блямба в зоопарк.
– О! – воскликнула. – Тут, кажется, есть, что надо.
Впрочем, что ей надо, она и сама не смогла бы сказать.
Но – так полюбилось прикидываться тенью от крыла пингвина – о! она лежала рядышком и нравилась самой себе.
А потом – будто скатилась с зебры – и вот пятнышко такое милое на серой асфальтовой полоске, возле клетки.
Однако блямба могла пробраться в любую клетку и поиграть там.
В общем, осталась она жить в зоопарке, никто не принял её за новую зверушку, а ей и не надо было.
– Как не надо мне есть, – сказала она себе. – Блямбам есть и пить не обязательно.
Зато могла играть целыми днями, а ночью спать себе, сколько захочется.
ДРУЖБА
Козявка дружит со шмакодявкой…
Какие они?
А такие маленькие пушистики с шариками весёленьких хвостов.
– Только такие, как мы, крошечные, и могут по-настоящему дружить! – заявляет шмакодявка, чувствуя себя большой, а козявка подрагивает пушистым помпоном хвоста: она не особенно любит говорить.
В общем, куда козявка, туда и шкамодявка, а куда шмакодявка… ну, вы поняли.
В прятки им весело играть: хотя иногда – порою – козявке, нашедшей шмакодявку, кажется, что нашла она сама себя.
Ничего!
Лапок у них по шесть – значит, можно быстро-быстро бегать.
– Быстренько! – говорит шмакодявка, а козявка, убегая, ничего не говорит – не любит она разговоры.
Бегут они, бегут, а потом остановятся, и подумают…
Нет, скажут:
– Ну, чем мы не зайцы?
Тут даже козявка говорит, ибо быть зайцем так приятно…
Весело быть и лепестком: когда дует сильный ветер, наши подружки поднимаются вверх, и шмакодявка заявляет:
–Листья вниз, а мы вверх!
– Вот мы какие молодцы! – добавляет, уже когда шлёпаются.
Или – плавно, пушисто приземляются, никогда не ушибаясь.
Они и не ушибаются, и не ошибаются.
– Зачем ошибаться-то? – говорит шмакодявка. – Ведь потом исправлять надо.
И козявка кивает.
А ушибаться – совсем смешно, когда речь идёт о таких мягких, замечательных, милых подружках…
СЫЩИКИ
– Уважаемый Хос, ворона просила разыскать некую блестящую штучку, которую обронила прошлым вечером.
– Мой дорогой Уат, так в чём же дело? Берём наши лупы – и вперёд.
Оба маленькие такие, кругленькие, с глазками крупными…
В лесу – незаменимые, живут в круглом отверстии пня, и всё обустроили там чудесно: предметы мебели сделаны из коры, травы, камешков…
Вот – отправились на поиск, и главное – быстрые такие, и лупы свои успевают направить и туда, и сюда.
– А ворона сказала, что именно?
– Нет, только, что блестит.
– Ищем по блеску.
По блеску искать проще, чем по другим приметам: ведь блестит же, и по-другому уже не будет.
Трава, заяц, кусты.
– Ой! – восклицает заяц. – А я к вам.
Оба останавливаются, держа лупы на отлёте.
– Зачем?
– Ребята мои вчера морковки раскидали – ищем, ищем…
– Ну, это совсем просто, – восклицает Хос. – К норе…
И действительно, используя лупы, наши сыщики тотчас находят морковки – ребята кидались ими вместо еды, и папе-зайцу придётся поучить своих дошколят.
– А теперь – на поиски блестящего! – командует Хос, ибо он старший.
И сыщики спешат, направляя лупы туда-сюда
Как прежде.
– Не это, шеф? – спрашивает Уат.
Подхватив, Хос рассматривает.
Явно не то.
Ищут дальше.
– Вот оно! – восклицает Хос, подхватывая серебрящуюся штучку – сложно сказать, что это такое и зачем оно вороне, но, когда отдают, та ликует, хлопает крыльями, благодарит.
– Домой, – командует Хос.
И они спешат домой – до нового дела.
Дома готовят еду: смешивают орехи, мёд, всякие травки, чудо, что за еда.
После Хос достаёт толстый том, а Уат располагается отдохнуть: он не любит читать.
Хос же изучает историю былого: как разыскивались те или иные пропажи…
Тут в дверь просовывается козявка, и начинает вертеть лапками быстро-быстро.
Уат, приподнявшись на кровати, говорит:
– Не жестикулируй. Говори уж…
– Пропала-пропала-пропала, – верещит козявка.
– Кто пропал-то? – интересуется Хос.
– Шмакодявка моя, шмакодявка… – верещит козявка.
Всем известно, как они дружат – козявка и шмакодявка.
– Не переживай, – встаёт Хос и достаёт из тумбочки лупу. – Найдём мы её. Куда ей деваться?..
В это время окошко распахивается, и шмакодявка, частично просунувшись в него, верещит:
– Пропала-пропала-пропала!
– Козявка? – уточняет Хос, в шутку направляя лупу на шмакодявку.
– Она-она-она, – верещит шмакодявка.
– Вот и нашлись обе! – радостно сообщает Уат, указывая на дверь.
Шмакодявка, от радости норовящая пролезть в окно, застревает слегка, и ей приходится помогать, втягивая её за лапки.
А когда втянули – так бросились малютки друг к другу стали обниматься всеми своими многочисленными лапками…
– Лёгкое дело, – говорит Хос.
– Ага, – соглашается Уат. – Даже делать ничего не пришлось.
Выходят прогуляться.
Идут себе, разглядывая детали леса, думая, что ещё пропадёт…
– А помнишь, – говорит Уат, – как искали бочонок мёда?
– А то, – восклицает Хос. – Нашёлся-то у совы, причём объяснить не могла, как…
– Главное – нашли.
Белка, завидев сыщиков, предлагает им орешков.
Они и сами могут собрать, но не хочется расстраивать добрую белку, которой раз, было, отыскивали бельчонка, забравшегося так высоко, так высоко…
Наши ребята и по деревьям умеют, и плавать – в общем, на все руки.
Такие вот сыщики в лесу есть.
Все их любят – а как же не любить?
Чуть что – к ним…
ЗОС И ХОС
Зос и Хос – такие зверушки.
Не видали?
Они не будут переживать от этого.
Зос легко перепрыгивает через Хоса, которому – в свою очередь – ничего не стоит перепрыгнуть через Зоса…
– Опа! – восклицает один!
– Опа! – отвечает другой…
Оба похожи – только у Зоса пятачок побольше, а у Хоса хвостик более закрученный.
Думаете – это свинки?
Ничуть не бывало – это комбинированные животные.
– Ага, – говорит Зос.
– Ага, – соглашается Хос.
Они сами себя придумали – то от одной зверушки, это от другой.
Ещё они могут меняться лапками, когда надоест.
– На, – говорит Зос и протягивает Хосу свою.
– А ты мою держи! – отвечает Хос.
И лапки удивительно точно подходят новым хозяевам.
Но это – иногда.
А регулярно Зос и Хос бегают…
Вдоль речки, к примеру.
И – может оттуда высунуться рыбья голова, поинтересоваться:
– Чего это вы тут разбегались?
– Как чего? – удивляется Хос. – Шалим.
– Нам положено шалить, – добавляет Зос. – Мы же выдуманные зверушки.
Комбинированные.
И рыбья голова исчезает…
А в прошлый раз уговорили сороку взять их полетать.
– Как же я вас понесу? – спросила сорока.
– Мы ж комбинированные, – говорят ребята. – Значит, можем уменьшаться. Залезем тебе под крылышки, ты даже не почувствуешь.
И уменьшились – почти до одних глаз: чтобы смотреть.
А потом – как шарики, закатились сороке под крылышки, и давай глядеть с высоты.
Впрочем, маленькие рты себе тоже оставили: чтобы кричать.
– Здорово, Зос!
– Здорово, Хос!
Так вот и живут.
Так что главное придумать себе верную комбинацию реальности: остальное приложится…