Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 135




Сергей НОСОВ

Foto 1

 

Родился в С.-Петербурге (тогда – Ленинград) в 1961 г. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт, доктор филологических наук, кандидат исторических наук. Работал в Пушкинском Доме (Институте русской литературы) РАН. Автор работ по истории русской литературы, в том числе о русских писателях и мыслителях – А. Григорьеве, В. Розанове, Вл. Соловьеве и др. Публикуется в журналах «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал» и др. Как поэт печатался в «Антологии русского верлибра», «Антологии русского лиризма», альманахах «День поэзии» России и С.-Петербурга, альманахах «Истоки», «Петрополь» и др., журналах «Семь искусств» (Ганновер), «Российский Колокол», «Камертон», «Перископ», «Зинзивер», «АРТ», «Чайка» (США), «Аргамак», «Юность», «Новый берег» (Копенгаген), «Форма слова» и многих других. Финалист поэтических премий «Поэт года», «Наследие» (2016) и др. В журнале «Кольцо А» публикуется впервые.

 

 

ГДЕ КОНЧАЮТСЯ ИГРЫ?

Философическое эссе

 

Когда маленький мальчик возит в своей детской комнате по полу паровозик с высокой трубой или ярко раскрашенную игрушечную машинку и увлеченно кричит во весь голос «би-би!»… Или, подражая паровозному гудку, который слышал в детском приключенческом фильме, завывает протяжно на всю квартиру «туу-у-у-ту!» …

…мы понимаем, что он никуда не едет на своем паровозике или машинке, а просто играет.

Но когда футболисты играют в футбол на огромном переполненном стадионе под умопомрачительную какофонию криков и скандирований разного рода многих тысяч болельщиков и при этом порой отдают в игре последние силы без остатка – мы уже далеко не всегда понимаем, что они «просто играют»… Вот как мальчик в комнате на полу со своим паровозиком и машинкой.

Нам кажется, что эти футболисты делают какое-то очень серьезное и важное дело… Ведь оно вызывает такие неподдельные эмоции, такие волнения и переживания у многих и многих тысяч людей и на стадионе, и во время просмотра матча на видеоэкране – дома, в кафе, или где бы то ни было.

Игра превращается в некое сакральное действо… И обретает едва ли не магические черты.

И любое священнодействие на самом деле – в той или иной мере игра…

Даже и богослужение в церкви.

Вот это хождение священника вокруг алтаря, пение хора… Все это – имитация чего-то иного, происходящего не «здесь и сейчас», а в потустороннем и недоступном земной жизни мире…

Священнослужители играют, что они в этот потусторонний и высший невидимый мир проникают, что они с этим миром общаются…

Хотя на самом деле они остаются в храме среди верующих все время службы, и в их организме продолжают идти те же процессы, что и у всех обычных земных людей.

Налицо лишь имитация чудесного и игра в чудесное, возвышенное и неземное, если называть вещи своими именами.

Игра – это всегда имитация, подражание тому, что «по-настоящему» происходит или происходило когда-то.

Я помню, как один патриотически настроенный российский публицист, приглашенный в эфир оппозиционного радио «Эхо Москвы» для интервью, удивлялся – ну вот выиграл московский «Спартак» или петербургский «Зенит» какой-то там матч… И повсюду ликование… Люди выходят на улицы танцевать и обнимают друг друга, пребывая в диком восторге… А отчего, собственно? Что произошло? Ну, закатили мяч или два мяча в ворота, обтянутые сеткой… И что с того? Можно подумать, что всенародную войну выиграли или спасли моряков с тонущего корабля… Или космический корабль с космонавтами на борту вернулся с Марса…

Комично было это недоумение нашего «коренного» российского патриота футбольным страстям и восторгам. Но ведь – и не беспочвенно.

Действительно, все игры, подобные футболу – это развлечение, никак не заслуживающее особенно серьезного отношения. Но оно используется в обществе, чтобы дать выход «страстям человеческим» – выход, по возможности безобидный и для всего общества, и особенно для правящих элит.

Не будь футбола и хоккея, многие молодые люди из числа «фанатов» запросто вышли бы, например, на политические демонстрации – нынешнюю власть, любую власть причем, в значительной мере продажную повсюду, и богатеев, прижившихся «при власти», эта молодежь, конечно, не любит… Но футбол, хоккей и другие спортивные развлечения подобного рода отвлекают ее от недовольства властью и своим положением в обществе…

Потому, кстати, в немалой мере тот же футбол любые власти повсюду в мире и поддерживают даже с большим энтузиазмом, чем они поддерживают официальную церковь: это отвлекающие «злобу масс» институты и затеи, которые власть имущим выгодны. И помогают им жить и богатеть спокойно и вне конкуренции «со стороны голытьбы».

Игры вообще выполняют в человеческой жизни самые разные функции. Ребенку игра помогает научиться быть взрослым и понять взрослую жизнь, приготовиться в ней к той или иной роли.

Это давно известно психологам и философам. Они об этом немало писали в разные времена.

Девочка, играя в куклы и в «дочки-матери», конечно, учится быть матерью, в чем состоит одна из ее важнейших будущих функций на этой земле…

Мальчик, играя «в войнушку», к сожалению, уже с детства учится и привыкает воевать…  Как будто заранее зная, что его рано или поздно на войну отправят и, может быть, на ней и убьют.

Но все-таки игры – играми… А что-то в жизни должно же происходить (и происходит действительно) всерьез.

Любой популярный современный политик пафосно говорит во всеуслышание, что он заботится о благе и процветании народа и жизнь готов за это отдать – такова его роль в политической игре.

А на самом деле он обычно выполняет требования всевластного крупного бизнеса и капитала… И плевать ему на народ и на простых людей…

Второе – правда жизни. А первое – игра.

И так во всем. Какую бы сферу нашего существования мы ни взяли.

Русский писатель и философ Василий Розанов как-то признался, что боится заходить в гримерную артиста… Боится увидеть там «пустое место».

Это гипербола, конечно. И Розанов такие шокирующие публику гиперболы любил.

Но ведь и правда в этом признании Розанова – тоже есть…

Когда я изучал воспоминания Федора Шаляпина, обратил внимание на его признание, что, мол, мы, артисты, легко приняли советскую власть – мы привыкли играть... Ну, стали играть комиссаров и коммунистов…  Как могли бы играть египетских фараонов или вождей племени мумбо-юмбо…

Шаляпин был правдивым русским человеком – и умным, конечно. Ему можно верить.

Игра – то, что может быть полезным, может приносить радость... Но то, что не происходит на самом деле… То, что принадлежит к миру вымысла, имитаций и подделок.

Если мужчина понимает, что девушка играет (и притворяется) когда говорит, что она его любит и от него без ума – ему же всегда больно и обидно…

Он понимает, что, значит, девушка лишь разыгрывает мнимую влюбленность, и на деле ей нужны не его ласки, а что-то другое – его деньги, его наследство или возможность за его счет прославиться… А вовсе не его любовь.

И так во всем, когда в действие вступает ИГРА.

Девочка, нежно играющая в куклы, может вдруг из озорства оборвать им не только платье, но и уши. Глазки куклам выколет и выбросит их на помойку… Будущая мама.

Мальчик из игрушечного ружья «убьет» приятеля и будет гневно кричать ему: падай, гад, ты убит!.. Я больше с тобой не играю! Будущий воин.

Только когда ты понимаешь, что перед тобой маленькая девочка, а не пластмассовая кукла, и перед тобой твой добрый приятель во дворе, а не «фашист» времен Великой Отечественной войны, с ними ты перестаешь играть и становишься по-настоящему человеком. Ты чувствуешь неподдельную нежность к этой маленькой девочке и хочешь помочь своему доброму приятелю, а не орать на него, чтобы он умер, поскольку ты уже давно его убил…

И известный профессиональный футболист, когда поймет хотя бы только для себя, наконец, что ему важно не забить мяч в чужие ворота, а много денег заработать и прославиться, тоже будет вести себя сдержаннее в жизни на самом деле. Хотя от любви к большим деньгам и шумной славе его уже не отучить.

И все бы были другими – если бы в жизни не было ИГРЫ.

Мы, конечно, знаем знаменитую книгу Хейзинги «Человек играющий» – но эта книга и величайший философский обман, и величайший самообман автора.

Хейзинге кажется, что вся жизнь человеческая состоит из игры.

Так что же тогда – когда человек умирает, например, он тоже играет в смерть?

Вот на сцене он играет, что едва дышит, что задыхается… Потом играет в то, что неподвижными, стеклянными становятся его глаза... Открывается бессильно его рот... И что он, наконец, умер.

И слышатся тогда бурные аплодисменты из зрительного зала и крики «браво»… Дамы бросают ему букеты цветов…

Великий актер встает с кровати посреди сцены и кланяется зрителям.

Такова, что ли, жизнь на самом деле?

Нет, господа… жизнь совсем другая. Жизнь – это когда ты умер, и тебя больше не стало. Навсегда.

Жизнь – это когда ты перестал наконец врать и притворяться, играть и кривляться. А вспомнил, что врать стыдно и грешно. Настоящая жизнь – это когда ты стал самим собой и выбросил ложь и притворство из своего поведения навсегда.

 

Если ты этого не сделал и не сделаешь – ты родился клоуном и обманщиком. И таким и умрешь.

И вот в этом состоит подлинная ПРАВДА ЖИЗНИ.