Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 133




Станислав СЕКРЕТОВ

Foto 6

 

Родился в 1986 г. в Москве. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Автор многочисленных рецензий на книги современных российских прозаиков в журналах «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Урал», «Волга», «Homo Legens» и др. Участник Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья и Семинаров молодых писателей СП Москвы.

 

 

КТО ЕСТЬ И КОГО НЕТ…

О серии «Книжная полка Вадима Левенталя»

 

Серия «Книжная полка Вадима Левенталя» появилась в издательстве «Флюид FreeFly» в 2018 году. Прозаик и ответственный секретарь «Национального бестселлера», ориентируясь исключительно на собственный вкус, начал собирать под одним брендом совершенно непохожих друг на друга писателей. К настоящему времени в серии вышло более тридцати книг. Среди авторов «Книжной полки…» Дмитрий Петровский, Упырь Лихой, Денис Горелов, Михаил Трофименков, Павел Крусанов и другие. Первой ласточкой серии стала книга Романа Богословского «Зачем ты пришла?». Для молодого автора она стала уже четвертой. Как и прежние произведения Богословского, новый роман оказался полон музыки и поэзии в прозе. В нем прозаик продолжает изучать человеческие чувства, и, прежде всего, любовь.

Но есть ли в серии дебютанты – те, кого Левенталь мог бы смело назвать своим открытием? Не зря же он в интервью и на выступлениях перед молодыми авторами неоднократно заявлял, что внимательно читает самотек и ему как издателю доставляет огромное удовольствие находить редкие жемчужины.

Одним из первых открытий «Книжной полки Вадима Левенталя» можно назвать молодого петербургского прозаика Артема Серебрякова. Его дебютный сборник «Чужой язык» еще на стадии рукописи попал в список номинантов на премию «Национальный бестселлер». Впрочем, титульная повесть незадолго до этого успела выйти в литературном журнале «Homo Legens». Публиковался он и на сайте «Прочтение». Название книги не обманывает – язык произведений Серебрякова действительно словно чужой, молодежь подобным образом пишет редко. Повествование идет неспешно, растягиваясь во времени и пространстве до такой степени, что сюжеты новелл плохо поддаются пересказу. Как и другие начинающие писатели, Серебряков обращается к детским переживаниям, однако зарисовки на их основе складывает в затейливой притчеобразной форме. Точно легенды рассказывает – только не о древних временах, а о сегодняшнем дне. В пронзительном рассказе «Черного!» – чувства ребенка, поставленного перед жестоким взрослым выбором: если ты к назначенному часу не пристроишь в добрые руки котят, папа их утопит. Над типичной подростковой проблемой надстраивается история, положенная в основу новеллы «На дикой стороне», – сильные самоутверждаются за счет слабых. Здесь и мальчишеские драки, и одиночество в толпе, и бездушие отдельных педагогов, просто оказывающих образовательные услуги…

От рассказов Серебрякова веет обреченностью. Жизнь большинства персонажей идет спокойно и размеренно, но они знают: страх, зло и смерть все время обретаются где-то рядом. Неспроста дом героини повести «Чужой язык» стоит «на самой окраине Великой Грязи». Наверное, все-таки правильно издатель книги молодого прозаика провел параллели с творчеством Дэвида Линча, Франца Кафки и Федора Сологуба. Мистического тумана в сборнике Серебрякова хватает. У его героев, как правило, отсутствуют имена, а в качестве саундтрека к новеллам отлично бы подошли самые мрачные композиции группы «Сплин». От сурового реализма автор то и дело уходит в сторону мифа, путает следы. Но проберешься сквозь глухие заросли текста, выйдешь к свету – и на душе становится светло…

Среди номинантов и финалистов «Нацбеста» можно найти и другие издания «Книжной полка Вадима Левенталя». Однако это, как правило, авторы уже состоявшиеся, не с единственной книгой в творческом багаже. Дебютантов же в серии можно пересчитать по пальцам. Да, их иногда замечают, да, о них иногда пишут, но громкими литературными событиями выход их книг все же не становится. Возможно, это связано с тем, что Вадим Левенталь не раз заявлял, что литературных критиков сегодня просто нет. Но если критиков действительно нет, стоит ли авторам и издателю ожидать больших успехов? Захотят ли те, кого якобы не существует, рассказать читателям о хороших книжечках, проанализировать их? Или тоже сделают вид, что этих книжечек вместе с их авторами и издателем не существует? Вопрос, однако…