Журнал «Кольцо А» № 132
Геннадий КАЦОВ
Поэт, прозаик, эссеист. В середине 1980-х был одним из организаторов легендарного московского клуба «Поэзия». В 1989-м переехал жить в США, где работает журналистом. Журналистскую практику начал с программы Петра Вайля «Поверх барьеров» на радио «Свобода» и критических публикаций по культуре в ежедневной газете «Новое Русское Слово» (США). Автор 7 поэтических книг. Публикации последних лет в литературных журналах «Дружба Народов», «Звезда», «Знамя», «Октябрь», «Нева», «День и ночь», «Интерпоэзия» и др.
ТВОЙ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
* * *
меня по различным эпохам таскала
душа, тормозить забывая на спусках,
в барханах сахары, по склонам тосканы,
холмами возвышенности среднерусской
возможно, на плаху когда-то всходил я,
сбежал от египетской, видно, погони,
и челюсти, годы спустя, крокодила
считали меня в сантиметрах погонных
учился по прописям азу и буки,
«вот, гад же!» – на гаджет покрикивал первый,
оставил немало комментов в фейсбуке
и лайков, не действуя френдам на нервы
теперь, всё исполнив, прожив ряд сюжетов,
о жизни сказав, что кругла оказалась,
на свете живу в ожидании этом,
этапном, как зал ожиданья вокзала
в нём створки раскроются, выйдет кукушка,
подобно создателю в день Йом Киппура
скупа, чтобы время казалось нескучным
и чтобы пространство в затылок не дуло
* * *
в бинтах стерильных облака лежат,
не отражаясь в слякоти осенней,
от съёженного жёлтого ежа
расходятся лучи вдоль воскресенья
скрипят, как колесницы, тополя,
безлиственные спицы сохнут в кронах:
порыв борея – и ушла земля,
вращая корни, от листвы зелёной
случайный у подъезда ловишь взгляд,
прозрачные текут с небес чернила:
всё лучшее – что столько лет подряд
из года в год с тобой происходило
и, словно осень, подводя итог,
с намереньем подольше здесь остаться,
ты понимаешь: жизнь – наверно, тот
удар мгновенный, что наносит тайсон
* * *
существуй несложно, ешь суши с сушими,
носом воздух вдыхай, выдыхай – горлом,
управляй собой за рулём машины,
береги свои нервы, поезжай в горы
в Карловы Вары, в спальный веками Цюрих,
где ландшафт – на десерт блюдо кексов с глазурью,
где в сельпо продавщица: «Давай, потанцуем?», –
робко спросит, и ты не откажешь в мазурке
вот такие швейцарцы – не дурак был Набоков,
поезжай в Баден-Баден (был Тургенев не лаптем),
а сычом сидеть дома – вылезает боком:
сколько можно в фейсбуке созерцать свои лайки
дом построить и дуб посадить не пора бы?
сына вырастил – думаешь, и всех делов-то:
не бессмертный герой, чай, из Махабхараты,
не владелец в манхэттенском Сохо лофта
существуй неброско, но не убого,
не по вкусу суши – накроши мацу и
с фаршированным карпом, дарованным богом,
выйди к месту, где тихо играл бы Мацуев
* * *
прошедшее зачитано до дыр,
в грядущем – отпечатки чьих-то пальцев;
как будто между конников орды
и всадниками бледными скитальцев
ты попался
меж шумом за незримою чертой,
как эхом от полузабытой фразы,
и впереди застывшей немотой,
подобной немоте разбитой вазы –
и здесь, и сразу
паленый запах от закатных крыш;
при мысли, что в дальнейшем будет лучше,
ты не узнаешь, что засадой скрыт,
уже нашёл тебя татарский лучник –
твой частный случай
К ВРЕМЕНАМ ГОДА
когда разбрасыватель листьев свой закончит
пробег по городскому парку и кварталам,
случайный пешеход подумает: «настала
пора достать свои коньки», - коль он захочет
а встречный пешеход как будто отвечает:
«пора не только для коньков, но и для смеха».
«простите, для кого-кого?» - «простите, снега,
который выпадет под утро пачкой чая»
«кого-кого, простите?» - «в белых пачках чаек»
«вот вы, прохожий, всё же чепуху несёте!»
«они уже к морозной ночи на подлёте,
я ежегодно первый их прилёт встречаю»
«так вы о чайках или снеге?» - «я о стае:
при взмахах крыльев налетает ветер сверху,
и следом чайки выпадают на поверхность,
а это значит, что зима теперь настанет»
«зима?» - «они изображают долго мёртвых
и собираются в сугробы у дороги,
всегда хватает скучным дворникам мороки –
сгребать лопатой по асфальту их, промёрзших
но это три-четыре месяца в сезоне,
затем оттаивают перья, калорифер
отогревает словно их – и колоритней
они цветов сухих, оживших вдруг в вазоне
расправят чайки разноцветные к апрелю
бутоны крыльев, и зажав лучи плюсною...»
«простите, чем? кто в эту ерунду поверит!»
«простите, я хотел сказать: лучи весною»
* * *
лило с утра, но всё без толку –
не счесть на улицах прохожих,
и дождь спешил вколоть иголку
в свою асфальтовую кожу
живёшь за пазухой у гада:
коль моросит – всегда к мороке.
какая всё же здесь уганда!
и лишь по праздникам марокко
заснёшь и – как её – в боливии,
в тропической пахучей сельве,
хотя и там – всё те же ливни,
да избранное из есенина
* * *
всё было б у взрослых иначе –
припомните: в детском стихе
по мячику танечка плачет,
хоть мячик не тонет в реке
на доску бычок вышел смело,
какой-то наивный бычок,
настолько, видать, неумелый,
что падать готов на бочок
и мишке с оторванной лапой
безрадостно жить-поживать,
ведь прежде звонка к эскулапу,
её надо б застраховать
теперь, постарев лет на –надцать,
мы знаем: вон бог, вон порог, –
и мишку спасла б операция,
и «прозак» бычку бы помог
ведь взрослый, как неоплатоник,
глядит сверху вниз в детский мир:
а тани всё тонут и тонут,
и мячики плачут по ним
ИСТИННОСТИ
если умер – больше не дыши,
и не укради, и не убей:
как сидел, так и сиди в тиши,
как робел, так дальше и робей
если счастлив – больше не проси,
а не то прольётся через край:
есть луна – душой поголоси,
солнце есть – спиной позагорай
есть замок – всегда найдётся ключ,
либо никогда, что результат:
время набухает, словно флюс,
даже если не дожить до ста
если нету пищи – не пищи:
гордых и голодных ждёт успех;
если ты поэт, то не пиши,
чтобы среди них быть лучше всех
АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ
застрял в прихожей –
и на много лет
(дверь долго открывается наружу),
стоит прохожий –
на него надет
картуз какой-то из барочных кружев
в пыли, измятый,
чумовой покрой –
так одевались до царя Гороха;
на вид – изъятый
из времён герой,
которому не перейти порога
сама потеря –
сотни лет не брит,
в ногах нет правды, на руках – мозолей,
простак, тетеря:
столько лет стоит –
и не назад, и не вперёд на волю
нету причины
отчего б стоять,
чего б свой век топтаться, словно мерин?!
умом мужчину
видно не понять,
да и аршином общим не измерить