Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Новости

Сергею Александровичу Филатову – 85!

 

Я знаю этого человека больше четверти века.

Друзья, наверное, будут вспоминать о его политических взглядах, которым он верен до конца, называть истинным демократом, известным государственным и общественным деятелем. Всё это правда, как не вспомнить, а уж о знаменитых младописательских филатовских Липках можно слагать поэмы.

Время неумолимо высветляет в человеке его реальную сущность.

Она, конечно, cвязана порой с ритуалами, служебным ореолом, но в конечном счете всё это опадает с него, словно листья с осеннего клёна. Остаётся нравственный ствол, cамостояние человека. Вот здесь Филатов хорош. Он надёжно и честно живёт, авторитетен, продолжает работать, служить России, своей, а не взращённой в кремлёвском придворье.

Главное в этом сюжете даже не то, каким ты был во власти, а то, каким ты вернулся.

Что добавить к этому? Только сердечное поздравление с юбилеем! Пожелание долгих лет жизни. Cлова личной благодарности за понимание и поддержку. И низкий поклон Галине Николаевне, которая всегда рядом.

 

Евгений Сидоров

 

 

*  *  *

Я дружу с ним много лет. И он для меня – Серёжа Филатов.

Когда он стал руководителем нашей очень сложной организации, он ничуть не изменился. Тот же негромкий голос, та же спокойная манера поведения, та же внутренняя интеллигентность. И, что, наверное, самое важное – те же друзья. Он никогда не смотрелся начальником, да и сейчас не смотрится. Просто товарищ.

В начальный период независимой России Филатов занимал один из важнейших государственных постов: он работал рядом с первым президентом России Борисом Ельциным. Каким Филатов был тогда? Да таким же, как сейчас. Карьерные этажи на нем никак не сказывались. Обычно в таких случаях говорят о скромности человека. Я бы сказал иначе: это не скромность, это редкий и ценный талант руководителя. Человеку с таким даром меняться не нужно, да и невозможно.

Пока человек нужен, он должен жить и жить. А Сережа нужен. Поэтому ему очень идет быть долгожителем.

 

Леонид Жуховицкий

 

 

*  *  *

В круговороте дней мы подчас не всегда можем дать себе отчет, что за человек находится рядом с нами, с кем мы встречаемся, собеседуем, а, случается, поднимаем чару за дружеским столом. «А-а, Филатов, а-а, Сергей Александрович, ну как же, знаем: председатель нашего писательского Союза, руководитель Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, устраивающего столь необходимые молодым писателям творческие совещания». Кто помнит недавнее прошлое, тот добавит: и политик, и государственный деятель. Всё – правда. И ещё можно дополнить, что из-под его пера вышли интереснейшие книги, что в статьях и интервью он отзывается на самые насущные вопросы нашего сегодняшнего бытия, что его Фонд издал потрясающую – из двадцати двух книг – «Антологию выстаивания и преображения», и что – это уже из области личного – в счастливом браке с Галиной Николаевной, браке длиной в шестьдесят пять (!) лет он вырастил и воспитал двух дочерей, за которыми последовали внуки и правнуки, молодая, юная поросль, радующая его сердце. Но, мне кажется, во всем этом нет чего-то главного, что составляет суть и смысл пройденного Сергеем Александровичем большого пути.

Он – человек-эпоха, человек, в судьбе которого с поразительной полнотой отразилось наше время с его тяготами, ожиданиями и разочарованиями, в таинственной своей глубине сохраняющее надежду на уготованное России лучшее будущее. В конце концов, если рассматривать жизнь Филатова с некоей высоты, то становится ясно, что с мыслью об этом будущем он живет и трудится – на заводе, в научно-исследовательском институте, в Верховном Совете, в президентской администрации, в общественной жизни.

Созидатель по натуре, он хотел бы, чтобы мы жили в процветающем Отечестве.

Демократ по убеждениям, он считает, что Россия выстрадала возможность дышать воздухом свободы.

Непоколебимый приверженец права, он убежден, что все без исключения граждане должны безоговорочно признавать верховенство Закона.

Таков Сергей Александрович Филатов, которого я сердечно поздравляю со славным юбилеем.

 

Александр Нежный

 


*  *  *

Сергея Александровича Филатова я знаю с начала 1990-х – мы оба участвовали в демократическом движении: он представлял блок депутатов «Демократическая Россия», был Секретарем Верховного Совета РСФСР, а я входил в координационный совет Движения «Демократическая Россия». И когда Сергей Александрович в январе 1993-го занял должность руководителя Администрации Президента, он предложил мне стать его помощником. Я немедленно согласился. Так началась пора нашего тесного сотрудничества.

Работать с Филатовым было тяжело – постоянная гора задач, проблем, вопросов, которые требовали немедленного решения, месяцами не позволяя расслабиться. А характер у Сергея Александровича непростой – время от времени все мы, его сотрудники, получали взбучку. Он требовал с нас крайне строго, но и сам неотступно занимался делами, стараясь не упустить мельчайшие детали и, казалось бы, второстепенные вопросы. Ведь речь шла о благополучии страны и населяющих ее людей. А какая непростая тогда была пора: яростное противостояние парламента с президентом, трагические события осени 1993 года, грозившие началом гражданской войны, принятие новой Конституции, начало войны в Чечне, непростые выборы в Думу 1995 года, еще более непростые выборы 1996-го…

Позже я помогал Сергею Александровичу осуществлять проекты возглавляемого им Конгресса интеллигенции.

Я вспоминаю о работе с Филатовым с теплотой. Мы работали на благо России. И не делали ничего, за что можно было бы тогда или теперь стыдиться.

Так что я рад, что Сергей Александрович остается моим руководителем, пусть теперь и общественным, в Союзе писателей Москвы.

Рад, что Филатов достойно проявил себя в литературном творчестве. Считаю очень важным то, что он делает для поддержки молодых писателей. Это продолжение работы на будущее России.

Сергей Александрович, долгих лет жизни!

 

Игорь Харичев

 

 

*  *  *

Даже не знаю, как бы сложилась судьба молодой русской литературы начала 21-го века, если бы в далекий довоенный 1936 год 10 июля не появился на свет мальчик Сережа. Конечно, тогда еще никто не знал, что он вырастет надеждой и опорой наших мало кому нужных в конце 90-х начале 2000-х молодых писателей, поэтов, критиков, переводчиков, драматургов. Многие из них – теперь звезды российского литпроцесса. Липки – код и пароль, на который откликается большинство известных писателей, да и неизвестных, но все равно хороших, потому что плохих туда не приглашали.

С Юбилеем, дорогой Сергей Александрович! Вы – наше прошлое: юность, любовь, стихи, гитара, «крокодил». Вы – наше настоящее, потому что мы уже приезжаем мастерами. Вы – наше будущее, потому что еще, надеемся, много лет новые и новые писатели будут счастливо улыбаться при слове «Липки»

 

Ваша Елена Исаева

 

 

*  *  *

Дорогой Сергей Александрович, сердечно поздравляю Вас с такой важной датой, которая несет в себе самую важную характеристику: человеческую мудрость! И мудрость эта не только от количества прожитых лет, она – как проявление самых лучших качеств, которые культивируются в душе годами, постепенно.

Спасибо Вам за молодых писателей, для которых Вы стали просто отцом родным, и которые души в Вас не чают. Спасибо за ту атмосферу общей сопринадлежности к важному делу, которую Вы создаете, и за ту уверенность в правильности выбранного Вами (и нами!) пути, с которого никому не удаётся Вас столкнуть. И пусть так и будет в дальнейшем.

Удачи Вам, здоровья и долголетия. И, конечно, семейного и личного счастья. И Вам, и Галине Николаевне – Вашему верному спутнику и оруженосцу! И Марии Сергеевне, которая празднует свой День вместе с Вашим, и всем членам такой огромной и дружной семьи

 

Всегда Ваш Александр Себелев

 

 

*  *  *

Близость к власти часто делает людей замкнутыми и подозрительными. Филатов, с его открытостью, не вписывался в этот круг. Его чужеродность прекрасно чувствовали (и не прощали) борцы за близость к президентскому уху. Замечал ли он это? И замечал, и чувствовал. Но он делал дело –  служил России. Как служит ей и по сей день.

Мне иногда хочется спросить его: откуда – в круговороте дел и событий черпает он драгоценный запас доброжелательности, внимания и сострадания к людям, безотказность в помощи им? Откуда – колоссальная работоспособность? И особый талант сообщать государственный размах  делу, за которое он берется. Откуда – силы?

А если и спрошу, он улыбнётся и переведёт разговор на другое.

И знает только Галина Николаевна, как даются ему тревожные мысли о настоящем и завтрашнем днях нашей жизни, сколько энергии, времени, терпенья, бессонных ночей уходит на то, что называется  обычной работой, дружбой, общественными обязанностями, заботой о молодых писателях. Жизнью.

В середине 1990-х на даче Филатовых, на подоконнике я увидела собранный с безукоризненной аккуратностью макет белого парусника. Спросила хозяина дачи – откуда? Он ответил:

– Загрузка в Верховном Совете была у меня, заместителя председателя, без преувеличения сумасшедшая. Я возвращался домой поздно вечером, почти ночью, со свинцовой тяжестью в затылке. Короткие прогулки не давали забыть о дневной круговерти, заснуть было невозможно. Вот тогда и  возникла идея собирать по ночам этот макет.

…Не знаю, сохранился ли он, но до сих пор мне видится за филатовскими окнами белоснежный контур парусника из тех, легендарных 90-х. Как дух и символ дома, где живут близкие мне люди, с которыми так много пережито и прожито, рядом с которыми по-родственному тепло и надёжно.

С Днем Рожденья,  дорогой Сергей Александрович, Серёжа!

Лёгкого дыхания Галочке и тебе на все последующие годы!

 

С любовью – Татьяна Кузовлева

 

P.S.

     

90-е годы

 

                      Сергею Филатову  

 

Из этих лет, взметённых Русью,

И многогрешных, и святых,

Ни от чего не отрекусь я,

Не прокляну ни дня из них.

 

Но тихо вымолвлю:

– Так было.

Я в этом времени жила.

Любила. Душу не сгубила.

Друзей своих не предала.

 

В плену тревог не беспричинных, 

В кольце нерасторжимых уз

Я думала о тех мужчинах,

Кто взял на плечи этот груз.

 

О том, как все они открыты

Суду поспешного словца

И как обидами оббиты

Их не бессмертные сердца.

 

Я думала о том страданье,

О состраданье том, с каким

Ночное женское дыханье

Дневные раны лечит им.

 

И я у Господа просила,

Чтоб у черты добра и зла

Освобождённая Россия

Своих мужчин поберегла.

 

1994

Т.К.