Журнал «Кольцо А» № 114
Евгений СОЛОНОВИЧ
Поэт, переводчик. Родился в 1933 году в Симферополе. Окончил 1 Московский педагогический институт иностранных языков (ныне Московский Лингвистический университет). Ведет переводческий семинар в Литературном институте им. Горького. Стихи печатались в журналах «Октябрь», «Дружба народов» и «Новый мир». Автор поэтического сборника «Между нынче и когда-то». Лауреат премий «Венец», «Мастер», премии журнала «Октябрь», почетного диплома премии «Anthologia»
ДОРОЖАЮТ В РАЮ ШАЛАШИ…
* * *
Все раньше и раньше заутренний гомон
на поздней заре поднимают вороны,
и вот уже надвое март переломан –
на две половинки алмазной короны.
С утра отмокает свинцовая наледь,
налипшая с вечера возле колодца,
и снег забывает деревья крахмалить,
и с треском от крыши грозят отколоться
регистры сосулек при стуке тяжелых
составов на стыках железной дороги,
и наст – в отпечатках теней протяженных,
и солнце весь день обивает пороги.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Себе прощаем то, что взрослым детям
у нас не получается прощать,
когда мы их корим не тем, так этим, –
недаром краски мастера сгущать.
Не позвонил или не позвонила –
забыл или забыла, все равно...
Ждать и на телефон смотреть уныло…
А вдруг заедет? – и смотреть в окно.
Давно себя на их не видим месте,
такие же когда-то, как они,
и что-то изменить не в нашей власти
в ответ на скучное: Ну извини…
Не замечая, как обиды копим,
разделываем бедных в пух и прах
и горечь накопившуюся топим
в невидимых слезах.
* * *
Камень в мой огород –
недолет,
перелет,
недолет,
перелет,
недолет,
перелет…
Камень?
В мой огород?
Но кому
помешал я с моим огородом?
Ну и ну!
Ну и ну!
Ну и ну!
Всем был другом, всех жаловал, чай,
а сегодня на всякий случай
утром сбегал в аптеку за йодом.
за зеленкой, за ватой с бинтом,
валерьяки купил –
и на том
успокоился.
* * *
Когда пришлось овладевать азами
совместной жизни, нравилось кичиться
упрямым нежеланием учиться
смотреть на что-то и ее глазами.
Но время шло – и всякое бывало,
и не было порой того, что было,
чему как раз свидетелей немало,
которым главное, чтобы кобыла
нашлась,
а хвост… А хвост пришить недолго,
невелико искусство,
особенно когда наградой чувство
исполненного долга…
Названья мест, где побывали вместе,
до неправдоподобия красиво
звучат: Firenze, Stretto di Messina –
тем более не в самом лучшем месте
на этом свете, в корпусе больничном,
куда неблизкий путь уже привычным
стал для меня.
Но мы на борт парома
еще поднимемся, и на рассвете
волна вдоль ватерлинии знакомо
скользнет…
Не близко, но на этом свете.
* * *
память – камера хранения,
следовая полоса,
личные местоимения,
имена и голоса,
лица, лица, голоса,
голоса и снова лица,
сердце родины, столица,
порт пяти морей, где за
пеленой дождя и снега,
стоя на носу ковчега,
молча нос повесил Ной –
струсил, что невыездной.
* * *
Лучше ли вчерашнего оно
будет, утро новое, попробуй
угадать. Что высветит окно
затемно, какой пейзаж особый?
Детскими вопросами займи
время от заката до восхода:
Чем порадовать изволят СМИ?
Что предложит дачникам погода?
Если ехать греться, то куда –
в Грецию ли, в Крым ли, в Геленджик ли,
или ждать, когда придет сюда
лето, от которого отвыкли?
Кто пришлет письмо издалека?
Кто с надеждой будет ждать ответа?
Неизвестно ничего пока,
и забыться сном мешает эта
неизвестность.
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Первое слово (мама)
Первый шаг
Первый друг
Первая любовь
Первое утро последней любви
Последний день Помпеи
Последнее слово (мамочки!)
* * *
Скажите, девушки… –
конечно, ей,
подружке вашей
из соседней школы…
что я …
но вряд ли я не спал ночей,
о ней мечтая,
но, когда глаголы
«дружить», «любить» спрягал,
боясь заснуть,
сон мог и подождать еще чуть-чуть.
А девушки не знали, кто она,
певцу внимая с видом виноватым.
Я, кажется, тогда учился в пятом.
Менялись имена и времена
и голос
(то на сцене, то за сценой),
а песня оставалась неизменной.
* * *
Пространство белого листа,
где нет ни строчки,
ни словечка,
молчит, как будто чистота
нетерпеливого холста,
где облака,
дорога, речка
должны занять свои места,
и легкая дуга моста
и тень ракитова куста,
и эта рощица, и та,
что километрах в ста отсюда,
чуть больше…
Но свершится чудо,
и осень Царские врата –
Добро пожаловать! – откроет,
и новый фейерверк устроит
отсюда километрах в ста.
ЗАКЛИНАНИЕ
Волочатся калеками дни…
Позвони!
Опускается волглая высь…
Отзовись!
Дорожают в раю шалаши…
Напиши!
* * *
Замечаю: характер портится,
побороть себя не могу, –
началась не вдруг пересортица
в узком и без того кругу.
Истощился запас терпимости,
если и не совсем иссяк,
от нее до непримиримости
остается короткий шаг.
Изменяя прекраснодушию,
рад бы взять назад векселя,
но звонит человек – и слушаю,
как он, бедный, любит себя,
как других он поносит походя,
пух и перья от них летят:
вход, таким-рассяким, не плохо-де
запретить им в калачный ряд.
Час назад
уже трубку бросить бы,
бросить трубку проще всего…
Ну и что ж ты не бросил? – спросите.
Пожалел.
Не себя.
Его.
* * *
Молчит телефон, и безмолвствует автоответчик, –
возможно, кому-то другого порадовать нечем,
а вести дурные, известно, на то и дурные,
чтобы достучаться, как было от века доныне.
* * *
Не всё перетерли терпенье и труд,
а может, из двух одного не хватило,
а может, успеют еще – перетрут,
и сам удивишься: другая картина!
Вот так бы и сразу, и сразу бы так,
и сразу бы так, чтобы минус на минус,
чтоб не на копейку, а хоть на пятак…
А что же мешало –
скажите на милость.
* * *
Бюро прогнозов, упорно обещающее к вечеру неприятную
погоду похоже, не собирается идти на попятную,
так что, если синоптики не врут, дождь с грозой накроет Москву,
поставив под сомнение тысячи назначенных рандеву,
что не грозит, к примеру, тем, кто и не думал их назначать по той
или иной причине. Напрашивается рифма «прогнозы – грозы»,
привлекая, что греха таить, соблазнительной простотой
(стоит добавить к сомнительной паре «слезы»
и столь же банальные «розы», и сочиняй на здоровье сонет
о сорванном небом свидании, если для вдохновения нет
безобиднее темы). Между тем, оранжевый уровень опасности
оправдывается, и гром раз за разом оглушает окрестности,
согласно обнародованному синоптиками сценарию,
за который если кого и ругать, то небесную канцелярию.