Журнал «Кольцо А» № 102
Виктор КУЛЛЭ
Поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Окончил Литературный институт и аспирантуру Литинститута. Кандидат филологических наук. В 1996 г. защитил первую в России диссертацию, посвященную поэзии Бродского. Автор комментариев к «Сочинениям Иосифа Бродского» (1996–2007). Автор книг стихотворений «Палимпсест» (Москва, 2001); «Всё всерьёз» (Владивосток, 2011). Переводчик Микеланджело, Шекспира, Чеслава Милоша, Томаса Венцловы, англоязычных стихов Иосифа Бродского. Автор сценариев фильмов о Марине Цветаевой, Михаиле Ломоносове, Александре Грибоедове, Владимире Варшавском, Гайто Газданове, цикла документальных фильмов «Прекрасный полк» – о судьбах женщин на фронтах войны. Лауреат премий журналов «Новый мир» (2006) и «Иностранная литература» (2013), итальянской премии «Lerici Pea Mosca» (2009), «Новой Пушкинской премии» (2016). Член Российского ПЕН-клуба и Союза писателей Москвы.
НОЧНОЙ РАЗГОВОР
НОЧНОЙ РАЗГОВОР
Дом ветшает. Давно пора приступать к ремонту.
А хозяин, не зря раззора в упор,
как зегзица мужская сзывает живых и мёртвых
на ночной разговор.
Им мешают слетаться жёны сторожевые
и границы, и грань, за которой темно.
Откликаются чаще мёртвые, чем живые –
но не всё ли одно?
На кухОнном совете, на птичьем базаре, в застольи
спорим, как устоять супротив
энтропии всеядной с зияющей пустотою.
Живу душу спасти.
На два фронта не сахар… Галдят вразнобой перестарки
в небесах над оглохшей Москвой.
Но, прощаясь навек, на столе оставляют подарки
мёртвый или живой.
Вот – заезжим славистом забытая марихуана
(жаль, Дениска ушёл на покой).
Вот Бахыт написал про армию Цинь Ши Хуана,
словно Борхес какой…
* * *
Была огромной, неуклюжей,
мучительной себе самой.
То жаром тешилась, то стужей.
Пленялась предстоящей тьмой.
Амёбой всё в себя вбирала.
Как печка – требовала дров.
Ей вечно было мало, мало
людских и Божеских даров.
То донором, а то вампиром
была, рвалась сгореть дотла.
Страшилась покрываться жиром.
Любви ждала.
Потом она окаменела –
но всё же как-то не всерьёз –
и предсказуемое тело
пошло вразнос.
Теперь они, похоже, квиты:
взгляд на себя со стороны
тем и спасает, что обиды
туда прокрасться не вольны,
где – ни о чём не вопрошая,
смиренно пёрышком шурша –
живёт прозрачная чужая
бесплотная как свет душа.
* * *
Игорю Дронову
…пригорок, а вовсе не склон.
И впрямь: зеленеет трава.
Поставь лучше песню про клён
и вспомни, дурила, стрезва
тот школьный бесхитростный бал,
когда – горделивый пацан –
ты в новеньких джинсах лабал,
пленяя девчачьи сердца:
чай, не самострок, а фирмА.
Неверящий, что не приврал,
завистливый кореш Фома
придирчиво швы проверял.
Емеля пилил словно бог,
Серёга басуху терзал,
а ты на ионике сёк,
лохматый почти как Тарзан.
Припомни как сердце прожёг
изведанный в тёмном углу
твой первый дурной портвешок,
твой первый слепой поцелуй,
отчаянный экскурс в трусы,
горячечность действий простых…
Небесные эти джинсы
потом ты на тряпки пустил.
А в заднем кармане порток
остался укором немым
истёртый на сгибах квиток
от юности, взятой взаймы,
случившейся так невпопад,
как будто совсем не с тобой…
По-прежнему клёны шумят
над грязной речною волной.
Сидит на траве индивид,
о Родине что-то поёт,
и молодь ему говорит
беззлобно: «Заткнись, идиот».
* * *
Михаилу Трегеру
Всё как у взрослых, то есть как в Европе.
Расслабься, и по Невскому пройдись.
Надеялся ли вдумчивый Еропкин,
что здесь и вправду станет парадиз?
Воздай респект устроенным фасадам,
на праздничные вывески позырь…
Как боязно, что под неловким взглядом
всё лопнет, словно радужный пузырь –
и обнажится беспощадный жалкий
прекрасный лик Истории самой,
где Шостакович тушит зажигалки,
ещё не дописав своей Седьмой.
ПОЭТ
этот звук пришёл когда-то
из личинок самиздата
из пчелиных трупов слов –
светлая абракадабра
камень брошенный в стекло
крик кикиморы над бездной
там в стране послепобедной
развивающей марксизм
жил на свете скульптор бедный
глину красную месил
глина под руками гибла
застывала мёртвым гипсом
густопсовой сволоты
как и все страшась могилы
в рифму заполнять листы
скульптор попытался – быстро
понял что мертвее гипса
пустотелые слова
словно стреляные гильзы
в переплавку их сперва
надобно а там увидим
свыкся с ролью незавидной
санитаром речи стал
может что-нибудь и выйдет
выговорится с листа
так не надо жить поэту
без камину и без пледу
но освоив ремесло
он сплавлял в людскую Лету
гробики бумажных слов
щекоча коллегам нервы
чтой-то про милицанера
и про таракана тож
иногда чуток манерно
иногда по коже дрожь
напоследок приплюсуйте:
только вымоешь посуду
глядь – не скрыться от тоски
экзистенция по сути
экзистуха по людски
то не ветер ветку клонит
то бесчисленные клоны
квасят за помин души
птицеволка смертный клёкот
дружным ржаньем заглушив
превратившемуся в слоган
убедиться чай несложно
любопытствуя извне:
после смерти будет Слово
как и до начала дней
* * *
Гене Жукову
Стихотворец впадает в угрюмство
и – когда ему Лета по грудь –
он сбегает в условный Урюпинск,
как подлодка ложится на грунт
и тихонечко пьёт. Перед этим,
по возможности, жизнь разорив.
Пункт конечный, куда мы приедем,
если честно, промыт изнутри
хирургическим синим мерцаньем.
В высшем смысле – порядок вещей
обнажён, как в музыке МоцАрта:
смысла нет. И – не будет. Вообще.
* * *
Павлу Крючкову
Говорил одному другой:
Всё, что ты сочинял вдогон
тем, кто лучше нас и честней, –
недостойно этих теней.
Отвечал другому один:
я давно по жизни акын.
Выпускать стихотворный пар –
это функция, а не дар.
Так и ехали по степи,
успевая всё примечать.
И гадали, как поступить:
песнь запеть или промолчать.
Если отклика нет – зачем
возражать безмолвью небес?
Эхо от молчанья звончей,
чем от легковесных словес.
Но когда придёт тишина –
распадётся мир по слогам.
Снова станет природа слышна:
насекомые, птичий гам,
посвист суслика, шорох змеи,
блеяние заблудшей овцы…
Все они на земле свои,
только мы одни – пришлецы.
Мы превысили свой лимит
и утратили благодать.
Чтобы стать обратно людьми
и хоть как-нибудь оправдать
то, что мы коптим небосвод, –
нужно эхом вторить тому,
что над мёртвым зеркалом вод
прозвучало, рассеяв тьму.
Позабыть про пах и живот –
и тогда душа оживёт.
* * *
Простой сюжет: поэт и зеркало.
Но что-то ёкает в груди,
когда с утра оттуда зыркает
урод, Господь не приведи, –
завместо зверя импозантного.
И радуйся, что повезло
быть удостоенным под занавес
сказать чуток непраздных слов.
А все красивости и умности,
что почитал за честный труд,
пожалуй только те, кто умерли,
без содроганья перечтут.
Урод, что, не считаясь с возрастом,
самодовольный как свинья,
ухлопал на смятенье воздуха
своё единственное я –
навряд ли стоит сострадания.
Цедящий звуки как планктон,
он только подтверждает Дарвина.
Но под распахнутым пальто
нет места безупречной логике.
И помогает только Бог,
когда разрушенные лёгкие
не в состояньи сделать вдох.
НАД ПЕРЕВОДОМ «ВЕНЕРЫ И АДОНИСА»
Прости, Богиня, что мольбе
не внял. Что был как лёд.
Но ты бессмертна – я тебе
лишь краткий эпизод.
Жизнь принимаешь за игру,
лукава и горда.
А я совсем всерьёз умру.
Как ты тогда?
НА МОТИВ У.Х.ОДЕНА
Что с того, что однажды звезда
свет прольёт на пристанище боли?
В этой древней игре завсегда
в дураках будет любящий больше.
Если честно: мне, собственно, по фиг –
что свело нас, и что развело.
Но любовь и бесстрастная похоть
несовместны: как честь и бабло.
* * *
Двуглавая химера
давно – мишень острот:
Русь – это недра, вера,
послушливый народ.
Но не народ, не местность
и даже не страна –
нам русская словесность
в наследие дана.
Счастливцам – капиталы
несметные текут,
а нам – лишь идеалы
да непомерный труд.
За пряником свободы –
кнут хитрых перемен.
Блажен, кто пас народы,
но истинно блажен
кто – публике неведом,
наживой не ведóм –
ни ложью, ни наветом
не осквернил свой дом.
* * *
Пожинай непродажный урок демократий:
всякой массе враждебен масштаб.
Что там мелом на грифельном чёрном квадрате
не успел Мандельштам?
Чей там чёрный пугач позабыт на Каретном?
Всё ещё не прозрел, идиот?
Вслед за политкорректностью – политконкретность
как возмездье грядет,
где тебе, отдалённая ветвь Арагорна,
наступил под всеобщий восторг
сапогом разночинца рассохлым на горло
победительный орк.
* * *
Дни исчислены и сочтены –
но тоска не имеет цены.
По тому, как – от плоти случайной
отлепляясь с трудом поутру –
ты, отверзнув зеницы, встречаешь
каждодневный бессмысленный труд,
можно вычислить: сколько свободы
за день впрок отвоюешь себе…
Но взаправду остаться собою
можно только честней и слабей:
каждый день начиная с нуля
и дотла наваждение для.