Журнал «Кольцо А» № 97-98
Дмитрий ГОЛУБКОВ
Дмитрий Николаевич Голубков (1930-1972)– русский поэт, прозаик художник. Автор 6 сборников поэзии и 9 книг прозы, но при жизни два его романа из трех так и не были опубликованы. Повезло лишь первому – роману о жизни семьи священника в дореволюционной и пост-революционной Москве («Милеля»), который был издан в 1970 г. После войны учился в московской художественной школе при Институте им. В.И. Сурикова. По окончании факультета журналистики МГУ в 1955 г. работал редактором в Гослитиздате в отделе литератур народов СССР. Он переводил, в частности, четырехтомную Антологию китайской поэзии – наряду с А. А. Ахматовой, а также Галактиона Табидзе и Назыма Хикмета. Переводы Голубкова из Рабиндраната Тагора вошли в серию «Библиотека Всемирной Литературы». Ему, одному из первых, Б. Л. Пастернак доверил прочесть «Доктора Живаго»; А.А. Ахматова тепло надписала сборник стихов, С.Я. Маршак с интересом беседовал с ним о судьбах литературы в СССР, а С.М. Городецкий – близкий друг А.А. Блока и товарищ С.А. Есенина – называл Голубкова своим самым одаренным учеником.
Он никогда не плыл по течению и был принципиально беспартийным. В своей статье «Воскресение Дмитрия Голубкова» Павел Басинский скажет спустя десятилетия: «О честности Дмитрия Голубкова ходили легенды».
Самые значимые произведения писателя – романы о Е. А. Боратынском «Недуг бытия» и «Восторги» – о художниках периода культа личности, ставшие широко известными но лишь после смерти своего автора, написавшего также нескольких повестей, в том числе о поэте – бунтаре XIX в. А.И. Полежаеве («Пленный ирокезец»), о бессребрениках и эгоцентриках поэтического цеха («Моль»), о выдающемся армянском художнике М. С. Сарьяне («Доброе солнце»). Перу Голубкова принадлежат, кроме того, поэмы о К. А. Коровине («Живописец радости»), «Державин в Карелии», «Поручик Лермонтов», о рыбаках («Ильмень – озеро»), о крепостной актрисе («Муза») и рассказы о подвижниках искусства: о М. Ю. Лермонтове («Кузен Мишель»), В.А. Серове («Девочка» – о шедевре художника «Девочка с персиками»), о замечательном теноре, поэте, дальнем родственнике М.Ю. Лермонтова и крестном отце писателя – Д. Ф. Тархове («Это было совсем не в Италии…»).
В 1990 г. Союзом писателей тогдашнего СССР была создана Комиссия по литературному наследию Д. Н. Голубкова (председателем Комиссии стал известный поэт и правозащитник, ныне покойный Владимир Леонович, а секретарем – пишущая эти строки дочь писателя, Марина Голубкова). Не можем не сказать добрые слова о секретарях Союза писателей Москвы Т.В. Кузовлевой и К.В. Ковальджи, благодаря которым стихи и проза Голубкова печатались в журнале «Кольцо А» в 1996 году (3 рассказа), в мае 2014 – поэма «Отец» (№ 72), а в октябре того же года – не печатавшаяся прежде первая глава из Повести в стихах Дм. Голубкова«Лермонтов» и наша с сыном статья «И Лермонтов, и Тархов, и крестный отец» (№ 76), по записным книжкам и иным архивным материалам.
Вниманию читателей предлагаются не печатавшиеся ранее стихи Дмитрия Николаевич Голубкова из папки и записных книжек 1960-1972 гг.
Предисловие и подготовка текстов Марины Голубковой и Владимира Грачева-мл.
ОСТАВЬТЕ МНЕ ЛИШЬ РОЩУ И ЛУГА…
* * *
Б.К.
Я вступаю в лес оробело,
В белый город строгих чудес.
Кто ты, радость моя?
– Я – Белла,
Я тебя заблудила здесь… -
Заблудила? Да. И чудесно, -
Ко всему я теперь готов.
Я погибну здесь и воскресну
Средь упавших вниз облаков.
Я бреду в зиме по колено,
В ледяном и жарком бреду.
Я заблудший, покорный, пленный,
И назад вовек не приду.
Нет грядущего. Нет былого,
Только иней, свет, забытье.
Только это белое слово –
Имя блещущее твое.
МАРТОВСКИЙ ЛЕВКОЙ
Холода миновали, и нынче тепло.
Что ж грустишь ты? Иль горе какое?
Погляди: самолетной судьбой занесло
Южноморского сада левкои.
Там весна распылалась во весь разворот,
Лето лик загорелый свой кажет –
А у нас еще лед на задворках живет,
Лесом снег володеет и княжит.
Рецидивом декабрьской ползучей тоски
Мглистый мартовский вечер томится…
Как испуганы остренькие лепестки
Серым ветром и снегом столицы!
Белоклювый, невнятно пахучий цветок –
Робко взятая нота рассвета-
Как ты дорог сегодня и как одинок,
Пленный вестник весны непропетой!
У метро, среди слякоти и суетни,
В грязных пальцах таврической феи –
Ворохнись в целлофане!
Вздохни!
Щебетни!
Клюв озябший разинь посмелее!
СУМАСШЕДШАЯ СУСАННА
Все позабыла ты, наверное,
Все впечатленья стерла мгла,
Но тот, далекий сорок первый
Ночная память сберегла…
Косматой серою вороной
Куда-то мчишься ты с утра
И, встретив взор твой омраченный,
Шарахается детвора.
Ты машешь тощею кошелкой,
Благословляя и ярясь,
И плачешь, плачешь втихомолку,
Размазывая слезы в грязь.
И в сутолоке непрестанной
Бань, магазинов, площадей
Всех молчаливей ты, Сусанна,
Всех боязливей и бедней.
Как ты тиха в базарном шуме,
Как ветер на тебя сердит!
Всех войн и всех ветров безумье
В глухой душе твоей гудит.
И если над равниной буден
Грибом громадным взбухнет тьма –
Тебе одной не страшно будет,
Одна ты не сойдешь с ума.
* * *
Так много чувствовать – так мало мочь,
И воду в ступе без толку толочь,
И биться лбом, и воздух зараженный
Рвать пересохшим и охрипшим ртом…
«Живи покойно. И блюди законы.
И строй со всеми сей достойный дом».
Но план порочен! Но фундамент шаток!
Но чересчур квартплата дорога!
Верните пай, возьмите свой задаток,
Оставьте мне лишь рощу и луга,
И речку, не отравленную лаком,
И теплый хлеб в родительском дому,
Где я, от солнца жмурясь, нежно плакал
Давно…
Лет тридцать с небольшим тому.