Журнал «Кольцо А» № 95–96
Владимир КОРНИЛОВ
Поэт, прозаик, литературный критик. (29 июня 1928 года - 8 января 2002). По окончании Литературного института был призван в армию, из которой в 1954 году ценой больших усилий демобилизовался. Зарабатывал, в основном, стихотворными переводами. Начиная с 1966 года — после ареста А.Синявского и Ю.Даниэля — подписывал письма в защиту инакомыслящих. С 1975 года публиковался на Западе. Его проза переводилась на английский, немецкий и французский языки. В 1977 году за защиту академика А.Д.Сахарова, а также за публикации за рубежом был исключен из Союза писателей. К нему стала ходить милиция, его уговаривали уехать ( «Все люди вашей судьбы уезжают»). Но он уехать не хотел. Перестройку встретил восторженно, но и неготовность к свободе не только чужую, но и свою понимал. Посмертно вышли книги «Покуда над стихами плачут…» – книга о русской лирике. Дополненное переиздание (2009); Собрание сочинений в двух томах. Поэзия. Проза (2004)
Татьяна Бек[1]
О ВЛАДИМИРЕ КОРНИЛОВЕ
«Поэт уникального дара, нелегкой участи и бескомпромиссного пути, Корнилов Владимир Николаевич (1928–2002) был неадекватно строг в самооценках. Он всегда скромничал, принижая собственные открытия. Пафос вечного в его поэзии заземлен повседневностью и едко продублен конкретным временем, которое было на дворе.
Чего нет в поэзии Корнилова, так это инерции, повтора, топтанья на месте или паразитированья на уже освоенных приемах. Он возродил на свой лад русскую балладу, урбанизировал элегию, укрепив ее приемами повествовательной прозы, а также стиховой шарж и рифмованное эссе. Спросила его, что он думает о современной поэме. Ответил:
– … Вот у Бродского поэма есть – например, «Колыбельная трескового мыса», построенная по принципу «Болеро» Равеля, когда строфы написаны вроде бы в одном ритме, но спиралеобразно они по звуку восходят вверх и вверх...
Это наблюдение над спиралью звука в поэме Бродского Владимир Корнилов высказал явно впервые, экспромтом, ища слова на ходу… А в девяносто шестом написал стихотворение «Колыбельная», посвятив его памяти только что ушедшего из жизни Иосифа:
… Безнадежна и прекрасна,
Вся – повтор, как «Болеро»,
Через время и пространство
Пробирала мне нутро.
В ней, совсем как у Равеля,
Вслед за темой волшебство
По спирали, не робея,
Шло до неба самого,
Грандиозно и толково,
Расширяясь каждый раз.
…Одиночества такого
Не встречал я отродясь.
В поэзии Корнилова российская, да и шире – мировая история существует как живая. Древние времена – от татарского ига и дальше – приближаются к нам, ородняясь запанибрата. Современность же рассматривается в мифотворческую лупу, с уверенностью в том, что сегодняшняя суета сует когда-нибудь станет легендой… Особым вниманием поэта пользовалась метафизика власти, которая на Руси всегда бесчеловечна. И, по Корнилову, выходит, что дело не в очередном строе, а в изначальном трагизме российской истории.
Слова “гражданственность” Корнилов не любил, на “гражданского поэта” обижался. Считал себя лириком. Он и был пронзительный лирик, но такого склада, что делить мир на свое и постороннее не мог. Общественные же коллизии для Корнилова чувственны и персональны, как страсть или как пение лесной птицы. Случай Корнилова уникален. Низкий хронос входит в состав крови поэта и ее обогащает, ход времени раскачивает и формирует музыку… Спросила его:
– Почему русская поэзия так сильно политизирована?
– От несвободы. Если человека не кормить, он будет все время говорить про еду. Это не сила – это несчастье русской поэзии. – А потом добавил очень важное соображение: – Вот вы кого-то возненавидели и начали писать о нем стихотворение, но удается это стихотворение, лишь если на последней строчке вы полюбите или простите врага.
Если воспользоваться его же счастливо найденной формулой, то стих Корнилова – «скрытно богат». Любитель шахмат, он со своей детской улыбкой говорил, что стихи у него, дескать, «одноходовые». Опять прибеднялся! Вот уж нет. Если войдешь в эту речевую органику, то поймешь: каждый раз – о главном и как бы напоследок.
Лирика Корнилова автопортретна. Он в стихах был точь-в-точь похож на себя в жизни: романтик, одержимый во всём что ни есть, максималист, заматерелый подросток, богоискатель и безбожник…
Владимир Корнилов
НАВОДНЕНЬЕ
Дмитрию Сухареву
Наводненье в Днепропетровске!
По проулкам и по дворам
Табуретки плывут и доски,
Подгребают лодки к дверям.
Это у Запорожья воду
Перекрыли, но все равно
Добывает себе свободу,
Как Петлюра или Махно.
Точно новая продразверстка,
План коварного ГОЭЛРО —
И плывет из Днепропетровска
Недограбленное добро.
... Будет всё — и террор, и голод,
Оккупация... А потом
Все страдания вспомнит город
И останется за бугром.
...Что мне отрочество и детство,
Еле брезжущие вдали?!
Мне в том городе нету места,
Да и немцы мой дом сожгли.
Но в бессоннице вижу воду,
Затопившую полкрыльца,
И гребущего на работу
Молодого еще отца.
1998
УТРО
Полшестого... Бормочет дождик.
Дождь неспешный, не проливной —
Переводит, как переводчик,
Слог небесный на слог земной.
Я глаза на него поднимаю,
Я спросонья внимаю ему
И такое сейчас понимаю,
Что потом никогда не пойму.
Что-то ясное, проще простого
Открывается разом, шутя,
И пугает домашность простора
И дурашливый шепот дождя.
Тучи темные соснами пахнут,
В полумраке совсем не темно,
Словно весь я от ветра распахнут,
Как с плохим шпингалетом окно.
Это кончится через минуту,
И тогда с этим лучшим из чувств
Распрощусь, и его позабуду,
И к нему никогда не вернусь.
Будет дождик — всего только дождик,
И туман — будет просто туман,
И простор, словно голый подстрочник,
Будет требовать рифм и румян.
И начнутся пустые мытарства,
Жажда точности, той, что слепа,
Где ни воздуха и ни пространства —
Только вбитые в строчку слова.
Но покамест, на это мгновенье,
Показавшись в открытом окне,
Мирозданье, как замкнутый гений,
По случайности вверилось мне...
Нету в нем ни печали, ни гнева,
И с девятого этажа
На согласье асфальта и неба
Не нарадуется душа.
1970
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
На канале шлепнули царя —
Действо супротивное природе.
Раньше убивали втихаря,
А теперь при всем честном народе.
На глазах у питерских зевак
Барышня платочком помахала,
И два парня — русский и поляк—
Не смогли ослушаться сигнала.
Сани — набок... Кровью снег набух...
Пристяжная билась, как в припадке...
И кончался августейший внук
На канале имени прабабки.
Этот март державу доконал...
И хотя народоволке бедной
И платок сигнальный, и канал
Через месяц обернулись петлей,
Но уже гоморра и содом
Бунтом и испугом задышали
В Петербурге и на всем земном
Сплюснутом от перегрузок шаре.
И потом, чем дальше, тем верней,
Всё и вся спуская за бесценок,
Президентов стали, как царей,
Истреблять в “паккардах” и у стенок.
В письма запечатывали смерть,
Лайнеры в Египет угоняли...
И пошла такая круговерть,
Как царя убили на канале.
1972
ТАРУСА
Ларе
Татары кричали:
— Там руса! —
С тех пор и легенда крепка,
Что будто отсюда Таруса
Пошла — городок и река.
Здесь великолепны ландшафты
И ссыльные селятся тут.
Оставили олпы[2] и шахты,
Теперь под надзором живут.
Казалось бы, крохотный город,
А словно за речкой Орда,
Сегодня раздором расколот,
Хоть вовсе не езди сюда.
Такое в Тарусе смешенье
Решений, умов и идей,
Советов, прожектов и мнений,
Что нищ Вавилон перед ней.
…Иные умаются скоро
И прочь от осин и полян
И от бесконечного спора
Наладятся за океан.
Другие невзгоду осиля,
Обугленным духом тверды,
Ждать будут явленья России,
Какая была до Орды.
И что-то придумают третьи,
Четвёртые тут же их в дым!
И пятые веско ответят
Шестым, и седьмым, и восьмым
Кто хочет лови на наживку,
Кто может — давай на блесну!
Я тоже долбаю машинку,
Но вряд ли кого соблазню.
И вару хватает, и жару,
И тоже меня б занесло,
Но только решать за державу
Совсем не моё ремесло.
В оставшейся четверти века,
Где на миллиарды расчёт,
Отдельная жизнь человека
Едва ли кого привлечёт.
Татары кричали:
–Там руса! –
И стоек легенды угар,
Но помню со школы: Таруса
Стояла ещё до татар.
Ещё не нагрянули гости,
А кто-нибудь в дальнем году
Карябал себе на бересте;
«Жить горько и невмоготу».
1978
ПОСТОЯНСТВО
Ни при какой погоде,
Хоть дело было — гроб! —
Со мной иного вроде
Случиться не могло б
Ни в самом светлом годе,
Ни в горевом году,
Ни при какой погоде
И ни в каком бреду,
Ни при которой льготе,
Ни на какой волне,
Ни при какой погоде
Не пофартило б мне...
Что молодость, что старость —
Одна вела судьба,
И наконец осталось
Донашивать себя.
Но даже на излете
Одну могу опять:
“Ни при какой погоде...” —
Как заповедь шептать.
1979
СВОБОДА
Не готов я к свободе.
По своей ли вине?
Ведь свободы в заводе
Не бывало при мне.
Никакой мой прапрадед
И ни прадед, ни дед
Не молил Христа ради:
“Дай, подай!”
Видел — нет.
Что такое свобода?
Это кладезь утех?
Или это забота
О себе после всех?
Неподъемное счастье,
Сбросив зависть и спесь,
Распахнуть душу настежь,
А чужую не лезть.
Океаны здесь пота,
Гималаи труда!
Да она несвободы
Тяжелее куда.
Я ведь ждал ее тоже
Столько долгих годов,
Ждал до боли, до дрожи,
А пришла — не готов.
1986
ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ
Счастлив ли Иннокентий Анненский,
Непризнания чашу испивший,
Средь поэтов добывший равенство,
Но читателя не добывший.
Пастернак, Маяковский, Ахматова
От стиха его шли и шалели
От стиха его скрытно богатого,
Как прозаики — от "Шинели"...
Зарывалась его интонация
В скуку жизни, ждала горделиво,
И, сработавши, как детонация,
Их стихи доводила до взрыва.
...Может, был он почти что единственным,
Самобытным по самой природе,
Но расхищен и перезаимствован,
Слышен словно бы в их переводе.
Вот какие случаются странности,
И хоть минуло меньше столетья,
Счастлив ли Иннокентий Анненский,
Никому не ответить.
1987
ФЛЕЙТА В МЕТРО
Полонез Огинского в метро
Тянет флейта горестно и чисто,
Но червонцев не кладет никто
В кепку дерзновенного флейтиста.
Душит горло, пробирает дрожь...
В суете и спешке перехода
Чувствуешь: безумна до чего ж
Наша неуемная свобода.
Взапуски и наперегонки
Обличали всё и разрушали,
И назад не соберешь куски,
И флейтисту не избыть печали.
Наш — в тысячелетие длиной! —
Марш был сплошь из крови и железа,
И уже гремела над страной
Вместо полонеза марсельеза.
Видно, что-то сделали не то,
Облегчая, впали в обнищанье...
Вот и обещает нам в метро
Флейта не прощенье, а прощанье.
1993
НОЧНАЯ ПЕСНЯ
Шумел камыш, деревья гнулись...
Не отшумел — еще шумит
Средь городских полночных улиц,
И сызнова в груди щемит.
Вновь безнадега и разруха,
И без пардона нищета,
Со счастьем полная разлука,
А старость только начата.
И все ж возлюбленная пара,
Мне стиснув сердце, как тиски,
Выталкивает вроде пара
Излишки хмеля и тоски.
И от бессонницы нет средства,
И ждешь, как милости, зари,
И никуда тебе не деться,
Хоть эмигрируй, хоть умри!..
Ведь все равно и в отдаленье
От лежбища, где опочишь,
Согнутся сызнова деревья
И вечный зашумит камыш.
1995
РИГА
С утра мороз и чистый снег —
И в Риге никакой разрухи:
Прикрыты бедность, мерзость, грех...
Но к снегу слепы, к утру глухи,
И сразу видно, что не в духе,
Упрятаны в шевро и мех,
И, на голову выше всех,
Шли две великолепных шлюхи —
Два стройных длинноногих чуда,
Которым горе — не беда...
И чуял я, бредут откуда,
Хотя не понимал, куда…
Бесплотны, ангелоподобны,
Как аисты, как журавли,
Надменны, молоды и злобны,
Две долгошеих девки шли.
Прелестны, но притом безлики,
Короткий миг навстречу мне
По улице свободной Риги
Они тащились в полусне.
...Свое-чужое пожинаю
И морщу желтое чело.
Чего ищу, чего желаю,
От Бога требую чего?
Поденка, горькая поденка,
В потемках ли, средь бела дня —
Не ради славы или долга,
Не ради дочки и потомка
Или любовника-подонка —
Проклятие и западня,
Напасть и рабство — но не только...
И этих двух она надолго
Взяла за горло, как меня.
Она — призвание без дела,
Она — дорога без пути,
Она — свобода взаперти...
А платишь словом или телом,
Ей все едино — лишь плати.
«Зачем крутится ветр в овраге?..» —
Наш первый вопрошал поэт,
И все безвестные бедняги,
О том же в ненависти-страхе
Твердят почти две сотни лет,
Хотя для них ответа нет.
1996
ДИККЕНС И ЕККЛЕСИАСТ
Время плакать и время смеяться;
Екклесиаст,3:4
Это было самоепрекрасное время,
это было самое злосчастное время...
Чарльз Диккенс,
“Повесть о двух городах".
Какое злосчастное время,
Безумья полно и безверья
И тьмы непроглядной полно.
И все же прекрасное время:
Для веры, для мудрости двери
Для света открыло оно.
Нет времени лучше и хуже!..
С надеждой отчаянья стужа,
Срослась — и поди разведи!..
Мы в небе и мы в преисподней,
Мы в рабстве, но стали свободней,
И что там у нас впереди?
А всё и ничто, и всё то же...
Вчерашнее с нынешним схоже,
Как схоже с любым из времен,
В нем славы хватает и сраму,
Хотя ему пели Осанну
И ждали его похорон.
А, впрочем, обычное время,
Как всякое от Сотворенья,
И кто ему больше воздаст
За милость его и за лихость,
За дикость его и двуликость,
Чем Диккенс и Екклесиаст?!
1996
ДВА ГОРОДА
Алексею Чаругину
Красота или гонор —
Что чему предпочесть?..
Чех — выбирает город,
Поляк — спасает честь.
Сплав славянства и папства
Может, как благодать,
Рабство принять и рабство
Смертью, как смерть, попрать.
Стало быть, стыд и благо
В разной у них цене...
В трауре — Злата Прага
И Варшава — в огне.
... Я уважаю право
Каждого — быть собой.
Спасшейся Праге — браво!
А Варшаве — любовь.
2000
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Аристократы, древние греки,
Храмы и статуи — это не мы.
Мы человеки, полукалеки,
Мы для сумы, а верней — для тюрьмы.
С суши на море, с моря на сушу
Нас не тащил хитроумный Улисс.
Не бороздить нам Эгейскую лужу
И не царить средь всемирных кулис.
Нам безразлично, что вешать на древко...
Вытащив нож, мы бухтим по душам...
Вождь и пророк у нас каторжный Федька
И предводитель наш из каторжан.
2001
НЕКРАСОВСКОЕ
Я люблю тебя, Родина,
Твой призыв и твой зов,
Сердце не заколодило
Никоторым из слов.
И доныне негромогласные
Слышу, лежа внизу,
Причитанья-печали Некрасова,
Стон и слово его, и слезу.
Декабрь 2001
ЭПОХА
Не различу, прекрасна ли, убога,
Не разберу, слаба или сильна,
Да только это не моя эпоха
И это вовсе не моя страна.
Та и другая будто неживая,
Куда живей кладбищенский покой,
С того и оставаться не желаю
В другой эпохе и в стране другой...
2001
Публикация Ларисы Беспаловой