Журнал «Кольцо А» № 93
Евгений ЧИГРИН
Поэт, эссеист, редактор, автор 4-х книг стихотворений. Последние: «НЕСПЯЩАЯ БУХТА» (2014), «ПОДВОДНЫЙ ШАР» (2015). Публиковался во многих литературных журналах, в ряде европейских и российских антологий. Стихи переведены на 13 языков. Лауреат литературных премий. Член Международного ПЕН-клуба и Союза писателей Москвы.
СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА
* * *
Цирюльника летающая скрипка…
Осип Мандельштам
Фиолетовый цвет Феодосии – сумерки… Свет
Симпатичной кофейни вблизи айвазовского моря.
Бесноватые чайки кричат с передышками бред,
Белопенные волны подобны осколкам фарфора.
В Киммерии нетрудной так правильно пить не спеша
Эти красные вина за жёлто-блакитные гривны,
По глотку поднимайся по строфам поэтов, душа,
Обретавшихся здесь, сочинивших нескучные гимны,
А вернее –упрятавших в слово живинку-тоску,
Обогретые камни да бьющие колером степи,
Чебуречную жизнь да цирюльника скрипку… Смогу
Что припомнить ещё? Ну, какие искусные сцепы?
Этой улочкой брёл фантазёр и обманщиков брат,
Самый светлый алкаш, мореход сухопутных видений –
Молчаливый Гриневский в свой парусный солнечный ад:
Галерейная, 10, где только четыре ступени…
Этой улочкой шёл, видел эти густые кусты,
Фиолетовый цвет, может, самый спокойный на свете…
Наливайся, стакан, опрокинем за буквы-труды,
Нищету к нищете, понимающий музыку ветер,
И случайную жизнь, и считающий денежки порт,
За пустое кафе побелевшей акацией Каффы,
За сливовое море: медузы, актинии, йод
Да пиратские клады, где золото, жемчуг, аграфы!
* * *
Никого вокруг – ни родных, ни ближних,
Лишь мерещится, почему-то, море,
Да светило фишкой засело в вышних,
Да волна с другой в непременном споре…
Никого кругом (в стопаре отрава),
Только вечер, как темноты сподвижник,
Накрывает жизнь: не в порядке штрафа? –
Говорил подобное чернокнижник
В кинофильме (кто киноленту помнит?),
Впрочем, там стоял за Творца охотник…
Никого кругом, только морок комнат,
Только призрак – где? – будто вражий сводник
Между миром тем и – на время – нашим:
Между нашим и темнокнижным слоем,
Вот нырнём туда и тогда попляшем
Смельчаком ли, трусом, любым героем…
Там своих с огнём… или там их больше?
Никого окрест – ни родных, ни близких,
Только звёздный свет да бухло, не горше
И не слаще, чем в «Золотых записках».
Никого вокруг... В каждой букве Яхве
Или аспид о четырёх решалках?
Сколько я стою на Кастальской вахте?
Разбери теперь – все стихи в помарках,
В перекличках с мойрой (приелась пряжей)
И, конечно, с девушкой, что Вермеер
Нам оставил (чтоб понимали…), даже
С Тем, который ветра ослабил веер,
С тем, который облачком над погостом –
Херувимом маленьким притаился
В тех краях, где хоспис за Чёрным мостом
С молчаливой теменью породнился.
* * *
Засыпая, впадаешь в виденья… В таком DVD
Видишь старый маяк на Сивучьей скале, и за этим
Возникает какая-то музыка, плачет в груди…
В сновидении бухта Лососей. Кораблик заметен.
Плачет муза о тех, с кем гляделся в густые моря,
Задыхался зимой и в мохнатые кутался вещи.
Возникает и мрёт кавалерией красной заря…
Засыпая, впадаешь… и сон твой едва ли не вещий.
Просто деться куда? Если столько в глубинке прожил,
Химеричное свил… Продышал-промурыжил-проквакал,
Вот и лепятся сны, вовлекают в бамбуковый мир
Воробьиных сычей да подводных уродов и дракул.
Не Господень ли знак – острова, островки, маяки?
Может статься, и я – после смерти – смешаюсь с Охотским
Сатанеющим морем. Какие миры и круги
Заприметят меня – кашалотом, тюленем неброским?
МАЛОРОССИЙСКОЕ
В копилке дня: на грани вздоха
Соткалась медленная мгла,
Шумит листва в ладонях Бога,
Огнём зелёным весела.
На грани прошлого: за камнем
Две нимфы тискают того,
Кто козлоног и шерстью славен...
И так под сводами легко
Смотреть во все глаза на игры
Созданий мифов и молвы:
Блестят на шкурах тварей иглы
И пахнет мерзким дух любви
Такой, с которой нам не светит...
Выносит ломтик желтизны
Младенец месяц, боком метит
Присесть в прибрежные челны,
И неприметно дышат жабры
Реки, текущей в трёх шагах,
И камыши – тугие мавры –
На грани выдоха... В кустах
Проистекает то, что было
За валуном... Крылатый бог
Любви залёг, как Буратино,
Глотая лакомый восторг.
Проистекает... где-то ангел
Спешит Хоме на помощь, но...
Уже горит летальный факел
В таком мосфильмовском кино.
...Ползущий звук, в низинах кто-то?
Всё вопросительно, всё так
Нетвёрдо... парус небосвода...
Правитель мух пришпорил мрак.
* * *
Ну конечно, смогу пережить одиночество с крымским портвейном,
Пробираясь на лучик стиха, ну конечно, путём нелинейным
Между бытом и вечностью, и – то ли родиной, то ли душою,
Это – искренний бред, это – свет старой лампы в обнимку с игрою
Этой жизни, в которой теперь ничего, ничего не исправить…
Одиночество – это стихи, у которых дорожками память,
Как на чёрном виниле: играй то ли свинг, то ли детское что-то,
Чтобы к ангелам нежной любви прикоснулась щемящая нота…
Многоточие… Старый винил, Джими Хендрикс гитарного рая,
До которого сколько глотков? Это знает бесшумная стая
Понимающих Божий язык, понимающих воздух нетленок,
А в бокале – опять алкоголь, у которого тёмный оттенок…
Помню: в детских ручонках держал волшебство золотого Подолья –
Первых строчек, холодной листвы, папиросного мокрого горя…
И ещё: синеватый рассвет, ту, которой нашёптывал счастье
Прямо в губы хорошие и – покупал магазинные сласти.
Одиночество. Крымский портвейн. Пять медалей на брюхе бутылки.
Проживаю недолгую ночь по глотку. Ощущаю в затылке
Типа лёгкую боль… Говорю: одиночество – это до смерти…
Потому-то текут за окном стайки ангелов, прячутся черти.
СТАРЫЕ КАДРЫ
Старая-старая церковь,
Рядышком мальчик. Весна.
Ворон как тутошний цербер.
Грушевый сад. Тишина.
Да облака, как номады,
В Винницу, Киев идут…
Старые-старые кадры:
Груши и вишни цветут.
Справа полуденной лентой
Тянется, дышит река,
Ставшая местной легендой…
Камешки у бережка.
Вдоль, золотыми мирами,
Видишь: подсолнечники́.
Мальчик не бредит стихами,
Что ты? Какие стихи?
Лишь лопухи шевелятся,
В Киев спешат облака.
Старые люди толпятся
Церковки подле… Войска
В виде ребят из стройбата,
Что за портвейном спешат,
Будет бутылка на брата
Куплена. Выпита. Факт.
Да облака над такими
И над другими идут
(Глупыми и молодыми).
…Груши и вишни цветут.
Жизнь не играет словами,
Слушает песню жука!
Старая церковь… Руками
Мальчик поймал облака.
АБСЕНТОВОЕ
Когда-нибудь в жёлтый Прованс, где в души подсолнухов дышит
Мистраль – заразительный джаз, да лепятся красные крыши –
По квоте Ван Гога, любви – отправлюсь с простым чемоданом,
С каким-то безумством в крови: ведомый весёлым обманом…
Ты слышишь, обманная жизнь, я двину с простым чемоданом.
Причуды Камены? Каприз? Приятельство с полным стаканом?
Там скалы, и маленький Арль, и церковь Святого Трофима,
И низкого солнышка дар, там живопись солнцем хранима,
Там свет маслянистых олив и скорбная мгла кипариса –
Безумства реальный мотив в реальное небо клубится,
Отрежь моё ухо! – в Прованс поеду под красные крыши,
Там ветер – губительный джаз, с которым намаялся рыжий.
Ты слышишь, обманная мгла? Волшба, диктовавшая строчку? –
Строфа до зимы довела: снег стелется, как по звоночку
Творца… Наливайся, стакан, в наплыве как будто удачи…
В окошке молочный фаянс, да ветер и морок кошачий.
Когда-нибудь – жёлтый баул, полдневное небо в подарок.
Там дружат крестьянин и мул. Там выпорхнет жизнь без помарок
Полынью абсента в кафе, конечно, понятно в котором,
С которым заочно в родстве, в котором овечьим рокфором
Заем изумрудный абсент на улочке старого Арля,
Как будто привычный клиент, в накате хмельного удара.
Когда-нибудь, в старом кафе в обнимку с огромным везеньем,
Провансом, с которым в родстве, с безоблачным стихотвореньем.
ЗАПАДНАЯ ФЛАНДРИЯ: БРЮГГЕ
I
Сколь непоняток в житухе-подлюге,
Лечится это диковинным Брюгге –
Городом, что и с февральским светилом
На договоре? Конвенции? С миром
Жизнь обретается, точно на юге,
В северной местности, в правильном духе,
В готике, что за бессмертьем поспела,
Сделаешь шаг и – в кармане химера…
Видишь квартал? – после Мемлинга Ханса
Даже не силился! Не изменялся!
II
Шпили, святилища, коих древнее
Сущий, что тут многократно сильнее.
Сколько распятий локальных, как будто
Здесь филиал Твой! И всё-таки трудно,
Чудаковато б жилось тут, «с приветом»
Людям, притёртым, пришпиленным к бедам,
Что шкандыбают с Россией в рассудке,
Греясь Европой не первые сутки.
Запанибрата со штучным светилом,
Выбранный город всё шепчется с миром.
III
Белфорд вовсю раззвонился не вчуже,
Хавай музыку, которая лучше
Этой строфы! Всё мощней амплитуда:
Колокола – бронзогубое чудо,
Все 47 переполнили время, –
Местный порядок, привычка и бремя,
Складной архаикой льётся Европа
С тем, чтобы слышалась музыка в оба…
Жизнь продолжается: цок-цок лошадка,
В логове гильдии скрылась мулатка.
IV
Быстро-небыстро, но – свиделись, Гвидо (1),
В камень одетый вумнейший пиита,
Нам преглаголать бы, перешепнуться,
Вечность из рук подкормить – разминуться…
В знатном дворе патриарха Грутхусе
Стану я к ангелам ближе и к музе,
Видя, как облачко гладить стремится
Башенку, солнце ложится на лица.
В облако, так, безо всякой потуги,
Ангелы днём превращаются в Брюгге.
V
Средневековье и в жизни, и в слове
Было поддержано капелькой крови (2),
Той, что привёз на храненье Эльзасский
Деррик (не верящий в скользкие сказки).
Пахнут таверны хлебами и сыром,
Всепроникающим пивом и киром
Сорокоградусным… Средневековье.
Запах каналов запутался в кофе
Города, что засадил в мои вены
Полную дозу мистической веры.
VI
Мне бы в аптеке – какого там века? –
Рая? Бессмертья? Пилюлей успеха?
Некой микстуры Господней, что Ханса
Вверх поднимала без всякого шпанса.
Господи! – что там? За створкой, за нефом,
Ультрамариновым видимым небом?
Что я Европе? Дружбан понарошку?
Не пронести бы Европу, как ложку,
Мимо едала… Запомнить бы Брюгге –
Праздником? Музыкой? В каменном духе,
VII
В броской старухе, смотрящей в каналы,
В тусклых каналах, глядящих в анналы,
В мельницах, точно сошедших с открыток…
Фландрия к вечеру – музыка сытых.
В Брюгге, как в брюхе у Господа Бога,
Лучше – за пазухой. (Скоро дорога.)
Что я Европе? – прохожий мудила,
Коему вдосталь щедрот надарила,
Некий, что так насмотрелся на Ханса
В плане какого, Создатель, аванса?..
СМОТРЕТЬ С УТРА
Смотреть с утра, как вьётся лёгкий снег,
Как дети свет поймали в рукавицы,
Мальчишечью строку припомнить – смех…
С каким-то сновидением проститься.
Смотреть разиней, чайником, ещё
Ушастым фраерком, как мокнет снегом
Неброский свет. Как тянет «хорошо»
Сказать себе… Как срифмовались с небом
Деревья и деревни, там, вдали,
Река, в которой ледяные джунгли,
Да облака, которые прошли,
Как будто фантастические шхуны...
* * *
Во всех углах бессонница стоит,
Сопливый ветер задохнулся в коме.
Снега листают белый манускрипт,
Светило – фантастический нефрит,
Желтеет плоть в космическом капроне.
Я в комнате, как в шаре под водой, –
Животное, особенно во взоре.
Зависнув в ноутбукe стрекозой,
Кому сказать спасибо, что – живой,
В живительном сдыхая алкоголе?
Когда кругом бессонница сквозит –
Ни двойника, ни женского обличья.
Кастальский ключ лакает алфавит
(На кухне демон в мойке шебаршит),
Но к ангельским дверям не та отмычка…
Когда кругом бессонница глядит –
В кенийской маске прячутся виденья,
Кто свет потусторонний объяснит,
Когда глагол под ложечкой болит,
Когда в сиротстве музыки Спасенье?..
ХОЛМСКАЯ ОСЕНЬ
Осень в тумане вязнет,
В мареве берег моря.
Кошка дворняжку дразнит,
Яркий листок у мола
Шастает, как бродяга…
Ветер вздыхает тонко.
Воздух – сплошная влага,
Словно Творца пелёнка
Этот туман, который
В Холмске (не путать с Холмсом)
Так и висит тяжёлый…
Небо – колючим ворсом
Выглядит. Смотрит зверем
Призрачный юго-запад.
Тут я слегка потерян,
Точно туманом заперт?!
Этот холмистый город,
Этот пролив Татарский
Осенью переборот,
Жалкие всюду краски.
Впрочем, паромы эти
И корабли вот эти –
Праздники-самоцветы
Знали, как знают дети.
Холмообразный остров,
Некогда здесь возникший
Жизнью, землёй форпостов
Господа, – знает Вышний.
Остров. Туман. В бамбуке
Сопки. В тумане море.
Я, словно в неком круге,
В Холмске. Смотаюсь вскоре,
Чтоб вспоминать стократно.
Каяться? – Стопудово.
И объясняться складно,
И уповать на слово.
ДЖИБО
Белеет парус одинокий
Михаил Лермонтов
Голос ветра залива Джибо
Так простужен – зови врача.
То затянет, то стихнет живо,
То волна набежит, шепча…
Тут маячится мореходство,
Одинокий невдалеке
Вижу парус, конечно, сходство
С тем белеющим, в той строке,
О которой нельзя не вспомнить
Рядом с морем таким большим
И – сознание переполнить
Тёмно-вайдовым и густым.
Вот и чудится-мнится кто-то,
Кто в другие ведёт миры, –
Это Муза. Её забота:
Занимательный дух игры
В тихотворчество возле моря…
Притекает волна к волне.
Чайки, крепко о птичьем споря, –
В споре – словно бы в западне.
Тут мерещатся те, кто стали
Википедией, мифом и
Детством многих, в таком запале
Дети выросли, и ушли,
И забыли о бригантинах
И – адамовой голове,
Людях Флинта, грошовых винах,
Кладах, храбрости, плутовстве…
Бухта. Море. Да «песни» кайры…
Это – Джибо, и – никого…
Лишь в глубинах – морские твари.
Белый парусник. Волшебство.
ЭТО АНГЕЛОВО – РЯДОМ
Скажешь «Ангелово» – ангел
Возникает по привычке,
Как внимательно он смотрит,
Прямо в душу или нет?
Вечер пишет тёмным светом
Буквы, музыку, кавычки…
Над церквушкой старой-старой
Вечер вписывает след.
Скажешь «Ангелово» – ангел
Возникает? Умирает?
Возникает – улетает…
Строчку вышепнул – пропал.
Жизнь за этой тварью Бога
Не пчелиным мёдом тает –
Это действие с повтором,
Старый-старый ритуал.
Пишешь «Ангелово»… Вечер.
Лампа малого накала
Теплит жизнь и тянет лямку
Жизни крохотной такой.
Вечер в старые сюжеты
Смотрит просто и устало –
Тьма стоит в Ершалаиме,
В Третьем Риме, под Москвой.
Это Ангелово – рядом,
Захолустье, угол Бога,
В словаре не откопаешь,
В Википедии – строка.
Запустение и чудо…
Жизнь от музыки до вздоха,
Жизнь, которая сегодня
До небес – наверняка.
СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА
Татьяне Брагинской
Тёплую осень с Джузеппе Тартини –
Я доживаю. Сгущается синий
Воздух. Сгущается так…
Входит сливовая мгла подворотен,
Тащит из сказок фантомов-уродин,
Прячется хоббит в кустах.
Вечер такой, что Тартини Джузеппе –
Век мне свободы! – подметил бы в небе –
Метки, симптомы того,
Кто рассказал эту музыку, эту
Нотную песню, подобную свету?
Свет ли? Смычка колдовство?
Это – смычковая музыка. Это –
Жёлтая осень. На донышке ветра.
Мойры печали прядут.
Охра, сомон, медно-красные были
В листьях, которые были и сплыли,
Были и плыли… Плывут.
Это 3.30 на ходиках жизни,
Стрелки, как голые ветки, повисли,
Вспыхнет? Потянется звук:
Духи несут эту музыку, эту
Нотную песню (немалую лепту) –
Музы отъявленной дух.
Это смеётся в сознанье Тартини
Дьявольской трелью, как будто в пустыне…
(Выверты разума? Бред?)
Кто же тогда эти тёплые рифмы,
Древние вещи, воздушные мифы
В матовый шепчет рассвет?..
Примечания:
1. Гвидо Гезелле (1830-1899) – крупнейший поэт Фландрии, жил в Брюгге.
2. Кровь Иисуса Христа.