Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 90




Foto2

Иосиф ПИСЬМЕННЫЙ

foto1

 

Родился в Украине. Окончил МАИ, доктор технических наук. С 1995 года – старший научный сотрудник в Хайфском Технионе (политехническом университете) в Израиле. Печатался в журналах «Кольцо А», «Крокодил», «Знание-сила», «Наука и  жизнь», «Самарская Лука», в альманахе «Знание – сила. Фантастика», в сборниках военного юмора «В море, на суше и выше…». Автор книг «Спасибо, бабушка!», «Палатка Гаусса», «Это аномальное время», «Вторая встреча».

 

 

СКАЗКИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

 

Разудалая эпоха – времена царя Гороха

Сказка о молодых тетях и немолодых дядях

 

Мой юный читатель! В этой сказке есть слова и обороты, которые могут оказаться тебе непонятными. Поэтому советую читать ее вместе с родителями или ребятами, старше тебя. Советую также в непонятных случаях посматривать в словари, энциклопедии и Википедию. Во всяком случае, при первом прочтении.

 

* * *

Самое  трудное при сочинении сказки – это придумать для нее название. Ведь оно должно быть таким, чтобы читатель захотел начать читать сказку и дочитал бы ее до конца. Я перебрал разные названия для этой сказки – «Развеселая эпоха», «Разудалая эпоха», «Неизвестная эпоха» – и остановился на том варианте, который написан сейчас вверху. Конечно, повеселиться не прочь любой человек – и тот, которому нет и 13, и тот, которому далеко за 31. Или больше. Или меньше. В общем, любой и каждый. Но, к сожалению, шутки, которые могли развеселить людей сотни или хотя бы десятки лет тому назад, в наше время уже перестают быть смешными.

 

* * *

Когда мы хотим сказать, что это было давным-давно, то говорим, что это было еще при царе Горохе. А когда правил сказочный царь Горох, науке не известно. Таким образом, можно найти утешение в том, что не только мы с вами, но и самые серьезные ученые тоже не знают этого.  Хотя кое-что о нем и им, и нам все-таки ведомо. Например, у собирателя русских народных сказок Александра Николаевича Афанасьева можно прочесть, что в давние времена (судя по всему, когда жил этот царь), мир был «наполнен лешими, ведьмами да русалками, реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».

Но мы ведь с вами и сами с усами, а потому понимаем, что это все сказано иносказательно, и понимать следует в том смысле, что жизнь при нем была интересная (насыщенная лешими, ведьмами да русалками) и сытная (реки текли молочные, берега были кисельные, а куропатки летали уже поджаренными).

Важная информация о том времени имеется в утверждении, что подданные царя Гороха были людьми смышлеными и «не лаптем щи хлебали». А это значит, что при нем для еды жидких блюд уже было налажено изготовление ложек. Кто-то может сказать, что ложки привозили из-за границы, но мы-то знаем, что это не так, поскольку деревянные ложки как начали теслять (то есть вытесывать инструментом, называемом теслою), так до настоящего времени теслят (строгают) только на Руси.   

На законный вопрос о том, в какой Руси, Киевской или Московской, ложки появились впервые, можно с уверенностью сказать, что в Московской, так как первое блюдо, которое хлебали в Киевской Руси, называлось бы не щами, а борщом. И хлебали бы его до введения ложек не лаптями, а чоботами (то есть сапогами – мужчины) или черевичками (то есть туфельками – женщины).

 

* * *

Есть такие маловеры, которые сомневаются, был ли реальный царь Горох. В качестве аргумента они приводят тот факт, что его могила до сих пор не найдена. В конце нашего повествования мы постараемся дать веские объяснения тому, почему ее до сих пор не обнаружили.

Сейчас даже происхождение имени царя – Горох – и то доподлинно не известно. Почему именно Горох?

Имеются разные версии происхождения имени царя Гороха – и от русских слов (грохот, гром и др.), и даже от иностранных слов. Мы предлагаем свою смелую и вместе с тем простую версию – оно произошло от названия растения и продукта питания, модного в то время –  гороха. Скажите сами, какое еще имя ему могли дать: Табак, Кофе, Картофель (Картошка, Бульба), Кукуруза (или Кукурузный, как одному известному историческому деятелю), – если  Америка при нем еще не была открыта и всех этих растений, а значит, и их названий в Европе еще не знали?

 

* * *

Окрыленные первыми успехами в использовании для описания времени царя Гороха пословиц и поговорок, предположительно созданных в те времена,  продолжим наши научные  изыскания.

Возьмем для примера выражение «Не лыком шиты». Сейчас уже трудно разыскать человека, который знал бы, что такое лыко. Поэтому поясним: лыко это прослойка между корой дерева и его стволом. Оно применялось в старину для изготовления рогожи, плетения лаптей (то есть самой дешевой обуви), корзин и т. п. Лыком шит – значит, беден, простоват, не умен. Не лыком шиты – это, наоборот, не простаки, а умные, хитрые, богатые, изворотливые. Отсюда вывод: подданные царя Гороха и их потомки не хотели, чтобы их считали простаками, неумными, бедными. А это значит, что в его эпоху уже имело классовое расслоение на бедных и богатых, на низших (шитых лыком) и знатных (не лыком шитых).

 

* * *

Или возьмем другую поговорку: «Бабушка надвое гадала» – в переводе на современный язык это означает, что вероятность события равна 50%, то есть уже тогда были известны азы теории вероятности.

 

* * *

Поговорка «То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет» говорит о том, что при Горохе уже был налажен прогноз погоды. Хотя надо признать, что, судя по тексту, особой точностью он не отличался.

 

* * *

Если бы нам нужно было написать на царя Гороха характеристику, скажем, для отдела кадров или выдвижения его на Нобелевскую премию мира, то прежде всего следовало бы отметить, что был он человеком веселым и добрым. Встретит он, бывало, в царских палатах новую молодую горничную или стряпуху, обязательно подойдет, потреплет по щеке и даст леденец.

А если не было поблизости царицы, мог ущипнуть пониже поясницы и мятный пряник дать тогда девице. Или целых два леденца. И все это с приветливой улыбочкой и добрым выражением царского лица.

Как вы уже поняли, царица, – в отличие от государя, – вероятно, такими качествами не обладала, девок по щекам не трепала и леденцов, а тем более пряников, им не давала. А если и щипала, то не пониже поясницы, а за ту самую щечку, по которой перед этим трепал девицу царь, но, понятно, что уже без всякой приятности на лице и может даже быть, что со злостью.

  

* * *

Как любой самодержец, сказочный царь Горох, конечно же, должен был любить животных, особенно собак, лошадей и крупный рогатый скот. Но больше всего собак, причем собак охотничьих – борзых, гончих, легавых, лаек, волкодавов...

Сначала собаки свободно разгуливали по царским хоромам, как по собственным, пока Гороху не приснился странный сон, будто бы собака укусила его за ногу. Во сне он схватил рукой собачью морду, не давая ей разжать челюсти, чтобы не укусила его снова, а, когда от боли он проснулся, то оказалось, что это он сам изо всех сил ухватил себя за ляжку. И тогда на всякий случай всех его любимцев выселили из дворца и отправили на псарню.

 

* * *

Тут пока как будто очень мало сказочного. Впрочем, мы с вами забыли о том, что мир во времена царя Гороха  был «наполнен лешими, ведьмами да русалками». Пофантазируем немного на эту тему.  Попробуем чего-нибудь накопать.

Оказывается, что здесь нас уже опередили. Тот же Пушкин Александр Сергеевич в «Сказке о попе и работнике его Балде», например. Пересказывать ее не будем – вы без труда найдете ее у себя на книжной полке, перечитаете и получите удовольствие от приятного чтения. 

 

* * *

Как-то захворал царский постельничий, поэтому расстилать и застилать царскую постель, а также взбивать подушки временно – до выздоровления постельника – поставили неопытную девку, проживавшую при дворце. И никому тогда даже в голову не пришло, что это все (и болезнь постельничего, и появление в царской спальне молодой красивой девицы) было вызвано происками нечистой силы.

Ну, девку, так девку. Не постельничий, а постельница – какая разница? Это нам с вами без разницы, а царь-батюшка сразу же приметил, что простыни и одеяла на кровати стали ровнее укладываться, и подушки повыше взбиваться. Решил он поглядеть, в чем дело. И узрел красивую молодую девицу – новую горничную. Застал он ее в своей спальне в тот момент, когда она расправляла простынь, а посему, можно сказать, распласталась на ней. Царь Горох подобрался тихо и незаметно к своей кровати и хлопнул горничную по мягкому месту, но не больно, а, шутки ради, только вполсилы. После чего рассмеялся, довольный своей шуткой. Глядя на него, и девушка тоже принялась смеяться.

Вот с этого их совместного смеха и началась в Гороховом царстве развеселая эпоха. К лицу царя  приклеилась добрая улыбка. Глядя на него, и придворные стали больше улыбаться. Даже известный своей строгостью царский судья, неожиданно для всех и самого себя с улыбкой велел отпустить двух воров, пойманных на месте преступления.

Когда они оба (царь и постельница, а не царь и судья) вдоволь насмеялись, Горох достал из кармана леденец и протянул его девушке.

– Благодарствуйте, – сказала девица, поклонилась и выпорхнула из спальни.

«Э, – смекнул царь Горох, – а ведь девица-то не лыком шита и даже обучена правилам хорошего тона».

После чего он снова полез в карман, достал оттуда второй положенный горничной леденец и машинально отправил его себе в рот. 

На следующее утро царь в одних семейных трусах  в синий горошек и майке с надписью на английском языке «King Goroh» («Царь Горох») бодро вышел на дворцовую площадь, сделал утреннюю зарядку и поспешил возвратиться в царскую спальню. Он не ошибся в своих расчетах –  горничная как раз застилала его постель и, лежа на животе, ползала по ней, отчего платье ее слегка задралось, и ноги ее оголились немного больше обычного. Тут уж царь не стал ее хлопать ни по какому месту, а ухватился обеими руками за девичьи икры и потянул их на себя. При этом платье на животе у девушки задралось сильней, девица засмущалась и произнесла:

– Да вы, государь-батюшка, шутник.

Сказав это, девица направилась к двери. Но царь Горох не дал ей выскочить из комнаты без подарка, полез в карман, достал оттуда уже два леденца и вручил горничной.

Целый день царь пребывал в отличном настроении, а сразу после ужина поспешил в свою царскую спальню. Когда же спальница пришла стелить ему постель, царь без предупреждения чмокнул ее в щечку и спросил:

– А как звать тебя, красавица?

– Анютой.

– То-то я смотрю, какие у тебя глазки красивые. Прямо, как цветы. Теперь понятно: они у тебя анютины глазки.

Обоим эта шутка показалась смешной, и они принялись весело смеяться, повторяя:

– У Анюты глазки, словно в сказке.

– У Анюты анютины глазки.

– Может, останешься у меня на ночь? – отсмеявшись, спросил царь Горох.

– Нам никак нельзя, царь-батюшка.

– Это почему же?

– А вдруг царица дознается?

– А откуда ей дознаться-то?

– Так ведь донесут!

– А ты скрытно приходи.

– Да нет, скрытно не получится. Все равно дознаются. Разве что – через окно. Ты его, батюшка, пожалуйста, на ночь оставь открытым.

– Обязательно оставлю.

Когда девушка вышла, из-за печи вылез домовой.

– Ты чего это, греховодник, надумал? – спросил домовой строго. – Ты ведь уже не мальчишка, а царь, как-никак.

– Так ведь полюбилась она мне.

– Ну и люби ее себе на здоровье, но без этих самых, без вольностей.

– Без вольностей не смогу. И кто ты вообще такой, чтобы мне, царю,  указывать?

– Я домовой, или по-научному – комендант здания.

– Вот за зданием и смотри, а не за мной.

– Без этого смотреть за зданием не получится.

– Почему?

– А потому, что для меня «всего важней погода в доме, а остальное ерунда», – в ответ пропел комендант здания. – Ты хоть знаешь, кто она такая?

– Кто?

– Ведьма!

– Не может того быть!

– Может. Вишь, как тебя приворожила. Точно – ведьма.

– А как это проверить?

– А ты посмотри, как она через окно в спальню попадет.

– А на что смотреть-то?

– Сам поймешь, на что смотреть.

Царь распахнул окно пошире и в ожидании гостьи улегся на кровати.

 

* * *

Только часы на дворцовой площади пробили двенадцать раз, как в окно подул сильный ветер, в комнате стало светлее, а затем на метле влетела голая женщина.

«Анюта» – узнал ее царь Горох и подумал, что же ему теперь делать.

«Теперь уже отступать некуда, – решил он. – Будь что будет».

– Не испугался? – ласково спросила ведьма.

– А чего мне пугаться? Я ведь, как-никак, у себя дома, – громким голосом ответил царь.

– И то правда, – сказала Анюта, подошла, наклонилась и крепко поцеловала царя в губы.

Утром, как только пропели первые петухи, она вскочила с кровати, села на метлу и вылетела в окно.

– Ну, что? – спросил домовой, вылезая из-за печки. – Кто из нас был прав?

– Ты, – ответил царь.

– Ну, так прекращай все, пока не поздно, да поскорее.

– Теперь я уже не смогу прекратить.

– Это почему же?

– Да потому, что какое имеет значение, ведьма она или нет. Да хотя бы сама баба Яга или Кикимора. Люблю я ее – и все тут!

– А знаешь ли ты, что ночь с ней тебе будет зачитываться за год жизни? Так что больше месяца ты с ней не протянешь!

– Ты смотри-ка! Целый месяц райской жизни у меня впереди! – обрадовался царь-батюшка и, напялив на себя майку с надписью на немецком языке «Kоnig Goroh» («Царь Горох») и семейные трусы в полосочку, бодро выбежал на дворцовую площадь, чтобы сделать утреннюю зарядку.

 

* * *

Царица с домочадцами в это время находились в летней загородной резиденции, а царь поэтому оставался в столице один. На случай, если возникнут какие-либо срочные государственные дела. Ну, там война, наводнение или, страшно даже подумать, землетрясение. Проще говоря, отдыхал от домашних дел и от безделья дурью мучился. Так что развитию отношений царя и молодой девицы-постельницы никто помешать не мог, а к домовому он не захотел прислушиваться.

Вскоре царская возлюбленная заявила Гороху:

– Я женщина молодая и перспективная. У меня высокие запросы имеются,  а также потребности в общениях с друзьями. Я не хочу запирать себя в четырех стенах твоей спальни. Раз ты не можешь или не хочешь показать меня в своем кругу, тогда давай я покажу тебя в моем кругу. 

– В каком таком моем кругу?

– Ну, царям, королям, князям, герцогам...

– А кому же это – в твоем кругу?

– Другим ведьмам, русалкам, бесам, лешим, водяным. Или нет – только бесам, лешим да водяным.

 – Это почему же только им?

– А потому, что ты морально неустойчив: ведьмы да русалки могут тебя увести от меня.

Стали они днем общаться с различной нечистью мужского пола (чертями, бесами, лешими, водяными), а после того, как стемнеет, всю ночь проводить на царской кровати. Это была веселая, даже очень развеселая жизнь.

Черти научили царя игре в карты. Поначалу новые приятели Гороху очень даже понравились. Горох оказался смышленым и азартным игроком, но все время почему-то проигрывал чертям. Чертям это нравилось, и они весело смеялись над неудачливым противником и подмигивали друг другу с нагловатыми ухмылками:

– Не расстраивайся, царь. Кому в карты не везет, тому в любви везет.

Ночью Анюта объяснила недогадливому царю:

– Ничего тут нет удивительного. Черти мухлюют, а ты этого не умеешь.

Стал царь играть внимательней и неожиданно для чертей схватил одного из игроков за лапу, когда тот вытащил неизвестно откуда второго козырного туза. Потом возмутился, когда другой черт нахально украл у него даму и короля.

После этого царь проявил силу воли и играть в карты с чертями перестал.

Как-то раз, примерно недели через две такой развеселой жизни поехали они с Анютой на чертовы кулички, на Кудыкину гору к чертям в гости. Пока царь вел с элитой чертового общества умные беседы о видах на урожай и о возможных в ближайшее время дождях, с каждым из них пригубляя по чарочке, ведьма исчезла, да не одна, а с каким-то дерзким, молодым и вертлявым чертом. Через пару часов они вернулись. Шли оба, не спеша, держа друг друга за руки и не стесняясь, влюбленно смотрели в глаза друг другу.    

– Ты что же себе позволяешь? – закричал царь Горох на свою постельницу и одновременно полюбовницу, когда они возвратились во дворец.

 – Что хочу, то и делаю. А ты мне не указ. Кто ты мне? Муж? Брат? Кум?  Сват? Полюбуйся на меня и посмотри на себя в зеркало. Разве ты мне пара? То-то же!

Села верхом на метлу и вылетела в окно, даже не попрощавшись.

Царь Горох посмотрел на себя в зеркало, увидел там немощного старика, заплакал и слег.

Домовой тогда по одному ему известным каналам, на свой страх и риск послал царице сообщение: приезжай, мол, государыня-матушка, да поскорее, если хочешь успеть с мужем попрощаться.

Царица отреагировала немедленно. Она примчалась уже на следующий день, срочно оформила у нотариуса передачу престола старшему царскому сыну, велела запрячь шестерку лошадей и повезла царя на курорты лечиться.

Сначала их видели в Башкирии и Казахстане, где царица надеялась вылечить  мужа кумысом, затем на кавказских минеральных водах,  на марциальных водах в Карелии, после этого за границей – в Карлсбаде и в Карловых Варах, а потом их след затерялся где-то в Европе.

Этим и объясняется то, что, ни где умер царь Горох, ни где его похоронили, для ученых оказалось неизвестным. Вот поэтому его могила до сих пор не была обнаружена. И вряд ли вообще будет найдена. Ведь царем он был в своем царстве-государстве, а на курортах за границей он был одним из многих лечившихся там болезненных стариков.

 

* * *

Мы изложили здесь подлинную историю горячей любви царя Гороха к анютиным глазкам (или Анютиным глазкам – как вам угодно), и ваше право, верить в нее или нет.

 

* * *

Побочная мораль. Любую мысль – и здравую, и несусветную чушь – можно высосать из пальца, притянуть за уши, взять с потолка, и даже обосновать якобы научно. Чем многие люди и занимаются. Кто успешнее, кто безуспешно, а кто с переменным успехом. Потом ученые люди и не очень начнут с серьезным видом ссылаться на эту беспочвенную, вымышленную, высосанную из пальца, несостоятельную выдумку, как на имевшую место в действительности. А фамилия автора выдумки навечно закрепится в ссылках на научные труды в разделе «Литература».  

 

 

О тех, кто не дошел  до вершины

Сказка о тех, кто идет впереди

 

Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Друзья мои, вы с этим согласны, или нет?

Обычно память людей недолго хранит имена тех, кто что-либо сделал первым (например, переплыл пролив Ламанш, совершил первое кругосветное путешествие, покорил самую высокую в мире вершину, перелетел через Атлантический, Тихий или Ледовитый океан, достиг Северного и Южного полюсов Земли...)

Еще недавно все жители Земли знали тех, кто первым поднялся в космос (первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый человек, который вышел из корабля в открытый космос), а теперь, вероятно, только историки и специалисты по космонавтике назовут вам их фамилии. Вернее, не назовут, а сумеют отыскать в своих умных книгах и компьютерах.

Было время, когда, если не все, то очень многие знали имя отважного летчика, первым доставившего почту через Атлантический океан из Европы в Америку, а сейчас, когда сотни самолетов ежедневно совершают регулярные рейсы из одного континента в другой, уже редко кто может себе представить, какое это было эпохальное событие.

А кто вообще знает фамилию капитана подводной лодки, впервые в мире прошедшей подо льдами Ледовитого океана?

А кто впервые пересек океан на надувной лодке, в одиночку и при этом питался только тем, что давал ему океан, и пил только соленую морскую воду? А ведь он сделал это не из спортивного интереса, а чтобы показать, что можно выжить в океане даже после кораблекрушения.

 

Теперь я хочу вас спросить: если люди не помнят имена тех, кто смог впервые в мире или у себя в стране сделать что-либо выдающееся, то можем ли мы ожидать, что люди будут помнить имена десятков тысяч неудачников, кто не дошел до намеченной цели? А ведь они своим трудом, энергией, а подчас и жизнями способствовали тому, чтобы, если не они, то кто-нибудь другой сумел дойти, добежать, подняться, долететь, переплыть...

Вот об одном из них я и хочу рассказать в этой сказке.

 

В некотором царстве, в тридесятом государстве была гора, большая– пребольшая, высокая-превысокая. Такая большая, что даже произнести ее название было затруднительно. Но граждане этой страны не унывали и подбирали слова, которые вместе, будучи поставлены в нужном порядке, образовывали считалочки, похожие на название этой горы. Например:

– Тети-дяди-Нефертити-да-и-нет-не-говорите-тети-дяди-на-параде-головою-не-фертите...

Продолжать вспоминать считалочку дальше уже не имело смысла, ибо собеседники сразу же понимали, о чем идет речь, и начинали кивать головами. А потом и этот набор сократили, и в итоге он звучал, как:

– Тети-дяди-не-фертите.

Правда, никто не знал, что такое означает глагол «фертеть», от которого, по-видимому, было образовано удобное для считалочки слово «фертите». Но все надеялись, что это слово приличное, и поэтому, без лишних сомнений, пользовались этим глаголом. И мы тоже будем употреблять его и надеяться, что ничего плохого в нем нет. Тем более что никаких официальных протестов на его применение со стороны женских и неженских организаций не поступало.

И еще: гора была такая высокая-превысокая, что в то время, о котором мы ведем свою сказку, на ее вершину – по наблюдению газетчиков – еще не ступала нога человека. А это означает, что еще никто не смог на нее подняться.

И вот нашелся смелый юноша, который сказал:

– Я готов посвятить этому всю свою жизнь, но обязательно покорю вершину самой высокой в стране горы Тети-дяди-Нефертити-да-и-нет-не-говорите-тети-дяди-на-параде-головою-не-фертите.

А это на обычном языке означало, что он собирается подняться на эту гору.

И юноша стал готовиться к покорению вершины горы Тети-дяди-не-фертите... Он начал тренироваться, поднимаясь для начала на более низкие вершины. И тут его ждало сразу же много открытий.     

Он ожидал, что с подъемом на гору будет все теплее и теплее, ведь он будет все ближе и ближе к Солнцу. А оказалось, что с подъемом на гору становится все холоднее и холоднее.

Он ожидал, что с подъемом на гору будет все легче и легче дышать, а оказалось, что с подъемом на гору дышать становится все труднее и труднее. И неудивительно, ведь с подъемом на гору воздух становится все более разреженным, и количество кислорода, попадающего в легкие, уменьшается.

Много неожиданного и полезного узнал юноша во время подготовки к подъему, но самое главное в том, что все эти знания стали полезны не только ему, но и другим, кто вслед за ним хотел покорять горные вершины.

Наконец, юноша решил, что может приступить к штурму самой высокой горы (в общем, вы понимаете, какой именно горы).

Так как имя отважного юноши до нашего времени, как и следовало ожидать, не сохранилось, мы будем называть его просто – Альпинистом.

Первые свое восхождение Альпинист решил проводить по западному склону  горы, но, когда до вершины оставалось сто сорок метров, дорогу ему перерезала большущая трещина, перебраться через которую было невозможно. Пришлось нашему герою спускаться к подножию горы несолоно хлебавши.

Следующие три года Альпинист снова провел в ежедневных тренировках и после этого снова начал свое, на этот раз второе восхождение на гору – но по ее восточному склону. Когда до вершины горы оставалось сто двадцать метров, склон горы превратился в отвесную скалу, подниматься по которой стало немыслимо, ибо не за что было зацепиться – ни пальцами, ни крючьями, ни ногтями. Наш герой трижды начинал подъем по этой отвесной скале и трижды сползал вниз. Пришлось нашему герою во второй раз, несолоно хлебавши, спускаться к подножию горы.

Еще два года Альпинист провел в ежедневных тренировках и начал третью попытку восхождения на гору, но уже по южному склону горы. И снова ему не повезло. Ночью прошел сильный снегопад, и когда он стал подниматься по заснеженному восточному склону горы, его накрыла снежная лавина, и вместе с нею он сполз к подножию. И тут ему впервые улыбнулась удача – на третий день после схода снежной лавины Альпинист сумел самостоятельно выбраться из-под снега на поверхность, хотя и с отмороженными пальцами рук и ног.

Но он и не думал сдаваться. Оставался еще не опробованным четвертый вариант подъема к вершине – по северному склону горы. И опять начались изнурительные тренировки, подготовка питания и питья, подгонка снаряжения.

Когда до вершины оставалось всего пятьдесят метров, Альпинист позволил себе передохнуть. Он достал из рюкзака термос и сделал три глотка горячего чая. Альпинист не знал, что в этот же день, но на два часа раньше его – в условиях полной секретности – начал подъем по тому же северному склону горы другой спортсмен, имя которого также не сохранилось, и поэтому мы его так и будем называть – Спортсменом.

Спортсмену оставалось тридцать метров до заветной цели, и он торопился, чтобы опередить Альпиниста и первым покорить вершину. Ему уже представлялось, как через полчасика после него на вершину подымется Альпинист и увидит на ней его, Спортсмена. В спешке Спортсмен сделал одно неосторожное движение – и покатился вниз.

Альпинист был чрезвычайно удивлен, когда мимо него, едва не задев, что-то стремительно пролетело вниз. По очертаниям катившегося вниз предмета Альпинист понял, что сверху упал другой человек. Не оставалось сомнений, что этот человек хотел его опередить или даже уже опередил. Тогда, если этому незнакомцу удалось осуществить свой замысел, то ему должна достаться слава человека, первым поднявшегося на высочайшую вершину страны, и его имя будет занесено в книги о спорте и по альпинизму.

Но если конкурент сорвался с горы, не достигнув вершины, путь к славе был теперь для Альпиниста открыт, можно спокойно продолжать восхождение.

Но он не спешил вверх. Неизвестный соперник упал в расщелину и лежал там без признаков жизни на двадцать метров ниже его.

Вы скажете: подумаешь 20 метров, ерунда! Но я напомню вам: при втором подъёме на гору Альпинисту удалось подняться всего на 20 метров выше, чем в первый раз. Всего на 20 метров выше, а ведь на это у него ушло три года!

Можно было продолжить подъем, достичь вершины, а при спуске захватить с собой Спортсмена, или тело Спортсмена, или труп Спортсмена. Но Альпинист, не раздумывая, немедленно начал спускаться. Он добрался до лежащего без сознания Спортсмена и принес его в альпинистский лагерь. На это ушли все его силы, и больше штурмов вершины Альпинист не предпринимал.

А кто первым покорил гору Тети-дяди-Нефертити-да-и-нет-не-говорите-тети-дяди-на-параде-головою-не-фертите – Спортсмен или кто-либо другой – поверьте, для Альпиниста уже не имело значения. В любом случае, это был не он, а кто-то ещё.

Я предвижу ваши возмущения: да ведь это никакая не сказка! Это просто рассказ или даже документальный очерк! Где чудеса, где волшебство?

Ну что же, если вы так хотите, будет вам и волшебство.

 

Прошло много лет. Альпинист, потративший всю жизнь на тренировки, так и  не завел себе семью. Поэтому, когда он состарился, то поселился один в доме для престарелых. Сначала он жил в комнате на одного, а, когда ему стало совсем одиноко, то попросил поселить его с кем-нибудь вдвоем. Когда наш герой стал знакомиться со своим соседом, то представился: 

– Альпинист.

Сосед ответил в том же духе:

– Волшебник.

Оба улыбнулись и не стали уточнять, как на самом деле зовут соседа по комнате. Оба начали обращаться друг к другу так, как они представились при знакомстве – Альпинист и Волшебник.

И мы тоже будем называть их так – Альпинист и Волшебник.

Жить вдвоем в комнате хорошо уже тем, что не скучно – можно поговорить, рассказать о себе, услышать про жизнь своего соседа.

Альпинист подробно рассказал Волшебнику, как он четыре раза – даже на один раз больше, чем положено в сказках, – пытался подняться на вершину – и возвращался, не дойдя до нее всего сто двадцать метров, сто метров, восемьдесят метров, пятьдесят метров...

– Скажи мне, пожалуйста, – сказал однажды Альпинист Волшебнику, – если ты настоящий волшебник, то ты должен знать, почему гора не хотела пускать меня на вершину.

– Так ведь она не только тебя, она вообще никого из людей не хотела пускать на свою вершину.

– Почему?

– А ты видел когда-нибудь, как сопротивляются норовистые кони, когда их объезжают наездники, когда их приучают повиноваться воле человека? – спросил Волшебник.

– Видел. Но ведь конь – это живое существо!

– И гора – тоже  живое существо. Только самоуверенные люди этого не хотят признать. Ей было обидно, что маленькое и глупое двуногое существо, именующее себя человеком, хочет подчинить ее, огромную гору, своей воле, и она, как могла, сопротивлялась этому.

– А почему ты говоришь, что гора считает людей глупыми? 

– А как же иначе, если они даже ее имя, такое простое и красивое, не могут произнести правильно?

– А как будет правильно?

– Тети-дяди-Нефертити-да-и-нет-не-говорите-тети-дяди-на-параде-головою-не-вертите. Чувствуешь разницу? Не головою-не-фертите, а головою-не-вертите. Не-вертите! Не-вертите! Не-вертите!   

– Здорово! Теперь я ни за что не ошибусь.

– Вот и славно. Значит, теперь и гора будет к тебе лучше относиться.

 

Прошло еще немного времени. Однажды Альпинист и Волшебник  сидели вдвоем во дворе на заснеженной скамейке, и Альпинист мечтательно сказал:

– Эх, вернуться бы мне снова в тот день, когда мне до вершины оставалось всего пятьдесят метров! Я бы на этот раз не сплоховал. Я бы не стал спускаться вниз, чтобы вытащить из расщелины Спортсмена. Я бы сначала поднялся на вершину, а на обратном пути принес бы его в лагерь. Какая, в сущности, разница – притащил я его в лагерь сразу или на два часа позже?

– А если бы он за эти два часа умер?

– Так ведь не умер же! А имя мое вошло бы тогда в энциклопедии и справочники, как имя первого человека, который покорил вершину  Тети-дяди-Нефертити-да-и-нет-не-говорите-тети-дяди-на-параде-головою-не-вертите! Не-вертите! Не-вертите!

И вдруг его осенило:

– Ты сказал, что, если я буду правильно называть ее имя, гора будет ко мне лучше относиться. Кроме того, ты сказал о себе, что ты волшебник. Если ты волшебник, верни меня в тот день и в то время, когда мне до вершины оставалось всего пятьдесят метров!

– Хорошо! Я верну тебя в тот день и в то самое время, когда тебе до вершины оставалось всего пятьдесят метров. Но ты только должен сначала подумать хорошенько! Захочешь ли ты что-либо изменить? Ведь сам-то ты будешь таким же, каким был в то самое время.

– Захочу, захочу изменить, не передумаю!

– Хорошо! Я сделаю это для тебя. Возвращайся в тот день!

 

После этих слов неожиданно пошел крупный белый снег, Волшебник растворился в воздухе, затем снегопад неожиданно прекратился, засияло солнышко. Альпинист стоял в пятидесяти метрах от вершины Тети-дяди-Нефертити-да-и-нет-не-говорите-тети-дяди-на-параде-головою-не-вертите.

Он, не спеша, достал из рюкзака термос и сделал глоток горячего чая, потом еще один, потом третий. И тут мимо него, едва не задев, что-то стремительно пролетело вниз. Альпинист понял, что сверху упал другой человек. Без сомнения, этот человек хотел его опередить. Если этому незнакомцу удалось осуществить свой замысел, то ему теперь достанется слава человека, первым поднявшегося на высочайшую вершину страны, и его имя занесут в книги о спорте и по альпинизму. Если же незнакомцу не удалось осуществить свой замысел, то никто теперь не сможет помешать Альпинисту претворить свою давнюю мечту: стать человеком, первым поднявшимся на высочайшую вершину страны, и тогда его имя занесут в книги о спорте и по альпинизму.

Конкурент сорвался с горы и лежал в расселине без признаков жизни на двадцать метров ниже его. Теперь можно было спокойно продолжить подъем, достичь вершины, а при спуске захватить с собой неудачливого конкурента  или его тело.  Но Альпинист, как и в прошлый раз, не думал об этом. Он стал стремительно спускаться вниз. Он желал только одного: поскорее добраться до лежащего без сознания человека, не дать ему умереть, притащить его в альпинистский лагерь...

 

И вот тут мне бы хотелось немного порассуждать – и обязательно  вместе с читателями. Принято говорить, что история не знает сослагательного наклонения.

Что было бы, если бы накануне сражения  Наполеон не простудился и не подхватил насморк?

Что было бы, если бы корабль Робинзона Крузо не затонул?

Что было бы, если бы в королевском дворце  не давался бал? Если бы добрая фея не обеспечила Золушку транспортом и слугами для поездки на бал? Если бы на балу принц не влюбился в Золушку? Если бы Золушка не увлеклась принцем так, что забыла, что надо уезжать вовремя? Если бы, убегая с бала, Золушка  не потеряла башмачок?  Ну, и так далее… 

 

Но Наполеон простудился, подхватил проклятый насморк – и проиграл сражение...

Но корабль Робинзона Крузо затонул, и Робинзон оказался один на необитаемом острове...

Но – в королевском дворце  состоялся бал. Но – добрая фея подала Золушке карету и дала ей слуг для поездки на бал. Но – на балу принц влюбился в Золушку. Но – Золушка так увлеклась принцем, что забыла, что ей пора уезжать и, убегая с бала, потеряла свой башмачок...

Заметьте, в каждом случае, о котором я вам напомнил, происходит только то, что должно случиться, и каждый человек поступает так, как он может и должен поступить. Только так – и не иначе.

Вот и в нашей сказке Волшебник возвращает Альпиниста в тот день и в то самое время, когда тот был близок к вершине, когда ему оставалось до нее всего пятьдесят метров. Но может погибнуть человек. Человек, которого Альпинист обязан попытаться спасти – только попытаться, без гарантий на успех. И Альпинист, как и в прошлый раз, начинает как можно быстрее спускаться вниз. Он желает только одного: поскорее добраться до лежащего без сознания человека, не дать ему умереть, притащить его в альпинистский лагерь...

Как видим, человек остается верен себе, поэтому история повторяется в мельчайших подробностях, а значит во всех случаях – это одна и та же история.

Понятие «Что было бы, если бы» существует только в наших рассуждениях – и не больше! В реальной жизни его нет.    

В реальной жизни первым до вершины может дойти только один-единственный из всех людей. И не имеет значения, почему этого не сделали другие (у них могла быть плохая погода, или им могло не хватить сил и сноровки, или они предпочли своей победе спасение других людей).  Все это уже не имеет значения – они не дошли  до вершины, и о них забудут.

 

И все-таки, может быть, так и нужно поступать – отказываться от своей мечты, чтобы спасти жизнь другого, даже незнакомого тебе человека?