Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 86–87




Foto1

Михаил ГРОЗОВСКИЙ

Foto2

 

Поэт, прозаик, автор двух книг документальной прозы, семи сборников стихотворений и более полусотни детских книжек, среди которых неоднократно переизданная – «Мой Зоопарк». Составитель двух поэтических антологий: «Гордость и горечь» (поэзия 70-х – 80-х годов о войне) и «Свет двуединый» (Евреи и Россия в современной поэзии), которая  по опросу «Независимой газеты» вошла в число литературных достижений 1996 года. Один из авторов проекта «Синтез слова и музыки», известного как ВеДеДо (Веселый День Дошкольника) и рекомендованного Федеральным институтом развития образования (ФИРО) для детей и родителей, а также для музыкальных руководителей детских садов Российской Федерации. Автор около сотни стихов к детским  песням, размещенным на аудио-дисках. Лауреат Премий журнала «Наш современник» (1993), журнала «Кольцо «А» (2007), «Круг родства» (журнал «Радуга», Киев, 2008), Имени К.И.Чуковского («за плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе». 2014).

 

 

ЛЮБИЛ Я ДЕВУШКУ ОДНУ

 

 

*  *  *

 

Вспомнил детские годочки.

Застучали молоточки,

и раздвинулась стена.

 

В детстве

утро – утренее,

день – деннее,

ночь – ночнее,

тишинее тишина.

 

Вздох в волнении парящем

замер перед настоящим

и прожег его насквозь.

 

Набежала рябь прощанья.

И грядущее молчанье

Судным днем отозвалось.

 

 

НА БОЛОТЕ

 

Мы с тобою одни. Мы с тобой совершенно одни.

Впереди никого. Где-то сзади шоссе и огни.

Мы молчим и молчим, непривычное чувство тая.

Непривычная ночь. Непривычная близость твоя.

 

На болоте лягушки воркуют любовно, тепло.

Дескать, здрасьте, ребята! Чего вас сюда привело,

в это гиблое место с гудящей вокруг мошкарой,

где лишь ночь, да болото, да запах осоки сырой?

 

Чем для вас, для людей, хороша наша милая глушь?

Что за звери сидят в глубине ваших собственных душ?

Почему вы молчите? Чего не смеетесь, любя?

Почему, почему вам так нравится мучить себя?

 

 

ДВА ОКНА

 

Её окно. Моё окно.

Друг друга знаем мы давно.

Живём напротив. Мне она

в прямоугольнике окна

всегда видна.

 

И это лучше, чем кино.

Она глядит в мое окно,

а я - в её. Глядим вдвоём.

И нашим чувством упоён

микрорайон.

 

Но ничего не решено.

Должно быть, так и суждено

друг с другом быть наедине,

но только ей в своём, а мне

в своём окне.

 

 

*  *  *

 

Непокоя ищу, непокоя...

Все, что нажил, тебе отдаю.

Видно, в мире есть что-то такое,

что приемлет измену мою.

 

Я хорошим казаться не буду.

К той, что хуже тебя, побреду.

Буду жечь свою душу, покуда

на себя не накличу беду.

 

И она, перелетная птица,

припадет к моей трудной судьбе.

И случится, ведь это случится.

что я вспомню опять о тебе.

 

И тогда возвратится, что было,

из затерянных в памяти встреч;

как хотел я назвать тебя милой

и наивность твою не обжечь.

 

Как любил, как искал непокоя,

как вернулся на круги своя...

И вздохну, и махну я рукою...

И никто мне ни бог, ни судья...

 

 

*  *  *

 

Когда я уйду, ты себя не вини.

Так легче мне будет в остатние дни,

года и века (миллиарды веков)

блуждать, пребывая в дыму облаков,

вне тягостных смыслов от жизни вдали,

небесных полей шевеля ковыли.

 

Мне будет спокойнее видеть сквозь сны,

что ты непосильной не носишь вины,

а просто грустишь просветленной душой,

как прежде, при жизни, для нас не чужой…

 

 

*  *  *

 

Стоит женщине полюбить -

и ей плевать на тебя.

Стоит женщине разлюбить -

и ей плевать на тебя.

 

И хоть там сто пядей во лбу,

и хоть там пустота и свист,

разлюбила - лети в трубу,

пропадай, как осенний лист!

 

Полюбила - тогда привет!

Ничего твоего здесь нет,

и во всей вселенной она

лишь одна, лишь себе верна.

 

 

*  *  *

 

Одиночество - слово ночное.

Примостилась луна на трубе.

"Не вздыхай, - говорит, - предо мною.

Не загадывай муку себе.

 

Не дари ты мне смертную думу,

не делись человечьей виной.

Я наслушалась всякого шуму,

и, поверишь, спокойней одной.

 

Спи-ка лучше... И спорить не стоит...

Что возьмешь со старухи-луны?

Одиночество - слово ночное,

и темны наши души, темны..."

 

 

ДОМ

 

Сперва был вырыт котлован.

Потом утрамбовали насыпь.

Потом худой и длинный кран

кормил его кирпичным мясом,

покуда вырос он на треть...

 

Потом (давно ли это было?!)

ты приходила посмотреть

индустриального дебила

с прямоугольной головой,

пятиэтажного, родного,

с неприхотливой, типовой

демократической основой.

 

Твой дом!..

     И, счастлива вполне,

ты не хотела лучшей доли,

чем жить одной.

     Скажи, давно ли

ты в этой воле, как в неволе?

Вздыхаешь,

     жалуешься мне,

что дом дрянной, друзей нет, кроме

пенсионеров за окном...

 

А, впрочем, дело и не в доме...

Или, точней, не в нем одном...

 

 

*  *  *

 

Она была мне неверна,

поэтому вдвойне

была верна, была скромна

со мной наедине.

 

Она горячие слова

роняла в душу мне,

а после смирно, как вдова,

сидела в стороне.

 

Мне был понятен каждый знак,

как он понятен всем,

кого жалеют просто так

и любят не совсем.

 

Я не осилил эту роль

и ложное - отсёк.

И вот тогда, почуяв боль,

она ушла.

       И всё.

 

 

*  *  *

 

Любил я девушку одну.

Любил да разлюбил.

Потом на буйную волну

весь год настроен был.

 

Весь год, как кот, сам по себе

гулял то там, то здесь.

В неустоявшейся судьбе

такая прелесть есть,

 

такая, знаете ли, власть,

такой разгон ветрил,

что если знал бы, где упасть,

соломку подстелил.

 

Как просадил я этот год,

куда его девал,

           не представляю...

Только вот

опять затосковал.

 

Опять влюбился впопыхах.

И мне сказал мой брат,

что я не то, чтобы дурак,

а так, придурковат.

 

Ну что ж... Пускай я бестолков.

Другой бы человек

(из умных, не из дураков)

таких хороших бы стихов

не написал вовек...

 

 

ОБЩЕЖИТИЕ

 

Этот дом - общежитие женское.

Эта дверь - молчаливый призыв.

И четыре окна с занавесками,

как четыре стеклянных слезы.

 

Здесь у каждой судьба перекошена.

Взгляд-то ласков, а норов-то крут.

Здесь годам на съедение брошены

одинокие бабы живут.

 

Ляжет на душу тяжесть пудовая...

Так и хочется крикнуть во тьму:

"Эй, кто там разведенная, вдовая?

Одиноко и тошно кому?"

 

Но молчи! За свои прегрешения

отхлебнули они от беды...

Им плевать на твое утешение

да и нет в нем особой нужды.

 

Бабье сердце горячее, жгучее

мотыльком так и бьётся в груди.

Может, кто-нибудь счастье по случаю

и изведает...

                 Ночь впереди...

 

 

ПРИМЕТА

 

Я встретил женщину во сне.

Пустым ведром звеня,

она откуда-то извне

сквозь спящего меня

прошла

     и бросила вослед

хорошие слова.

Я вспомнить силился, но нет...

забыла голова

слова хорошие.

             Потом

ко мне пришел сосед.

Сказал, что сон с пустым ведром

в числе дурных примет.

 

Сбылась примета. Разговор

с женою был суров.

Сон вспоминаю до сих пор,

да не припомню слов.