Журнал «Кольцо А» № 74
Леонид РАБИЧЕВ
Рабичев Леонид Николаевич, родился в Москве в 1923 году: живописец, график, дизайнер, поэт,
прозаик, мемуарист. В 1942 году окончил военное училище. С декабря 1942 года лейтенант, командир взвода связи. на Центральном, Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах, участник освобождения Ржева, Сычевки, Смоленска, Орши, Борисова, Минска, Лиды, Гродно, в Восточной Пруссии дошел до Кенигсберга, в Чехословакии до Праги. Награжден двумя орденами Отечественной войны 2-ой степени», орденом «Красной звезды», многочисленными медалями.
В 1951 году окончил Московский Полиграфический институт. С 1960 году член союза художников СССР.
С 1993 года член союза писателей СССР. Участвовал в Московских, Всероссийских,
а также в международных выставках в Берлине, Париже, Финляндии, Монреале, Кембридже,
Варшаве, Испании.
Живописные и графические произведения хранятся в музеях и частных коллекциях России и многих стран мира.
Автор двадцати книг. Печатался в журналах «Смена», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», Имена», альманахах: «День поэзии», «Поэзия», «Меценат и мир», «Кольцо А» и др. автор книги мемуаров –
«Война всё спишет», книги мемуаров – «Чудес на свете не бывает».
ВНЕ ВРЕМЕНИ
Стихи, мысли, – внезапно,
подспудно возникают аналогии –
Тысяча лет назад, сто лет назад,
до войны, после войны.
Добро и зло, вера и беспредел.
Существуют вечные категории:
добро, зло,
любовь, ненависть,
ханжество, долг,
добросовестность,
гнусное торжество эгоизма.
Мой принцип, как и принцип
многомерного искусства :
«Находить больше,
чем потеряно».
16 августа 2012 года
* * *
...Едва ли толком объяснить могу
то чудо, то особенное чувство,
что сочеталось с пустотой в мозгу
и превращало суету в искусство.
ДЕТСКИЙ САД «РАСТОРГУЕВО»
Мне пять лет. Восемь утра. Деревянная дача. Терраса. Перед террасой я на горшке. Рядом со мной на горшке сидит девочка Валя. Она мне очень нравится.
– Ты любишь меня? – спрашиваю я.
– Нет, – говорит она. Словно земля кувырком. Жизнь останавливается и я плачу. Все девочки и все мальчики смеются надо мной. Перед завтраком – отвратительная ложка рыбьего жира. После завтрака – игры. В прятки, в салочки. У девочек прыгалки. На террасе в углу и прыгалки, и кубики, и куклы, и мячи, и переводные картинки.
На участке построен домик. Это наш детский магазин.
По очереди, кто хочет становится продавцом. Будущих октябрят приучают к труду. Занимаю очередь, достается картонная серебряная звездочка. На террасе длинный стол и кто хочет рисует. Мои рисунки нравятся Аде Львовне. А кто хочет качается на бревне или играет в классики. Я снова рисую. Ада Львовна читает вслух какую-то знакомую мне сказку. Перед обедом прогулка. Я выпрашиваю у девочки прыгалки и по очереди я и мой новый друг Коля Зуйков изображаем из себя кучера и лошадь. Прыгалки вроде вожжей. Коля впереди – грудью натягивает веревку, а я сзади держу в каждой руке по деревянной ручке прыгалок.
Я кучер, он лошадь. Бежим по дорожке. Быстрее. Быстрее! Потом он кучер, я лошадь.
Мертвый час. Я, как правило, не сплю, а мечтаю. Ведь дома я прочитал уже несколько книг. В журнале «Следопыт» – «Человека амфибию», почти всю толстую книгу переводов Жуковского, «Ундину», «Лесного царя» – наизусть. Фантазия разыгрывается и я совершаю один подвиг за другим.
Пишу открытку папе в Гульрипш.
Месяц кончается. Через два дня за нами должны приехать родители. Неожиданно Ада Львовна сажает меня за стол, приносит акварельные краски, огромный лист ватмана и репродукцию картины художника Юона – «Прощание с ым», и я полдня рисую и крашу. Деревянный коричневый Мавзолей и длинную извивающуюся снизу вверх, сверху до низа разноцветную очередь, пара за парой: мужики, женщины, солдаты, интеллигенты. Моя картина украшает террасу. И дети и взрослые удивляются, а я мечтаю.
ВМЕСТЕ
Где правда? Что такое честность?
Я жду, я дикий фантазёр,
Я приравняю неизвестность
Свою – к любому из озёр.
Мельканье фраз, как птиц отлеты
На жизненные берега,
Но, если ты мне скажешь что-то?
Твоя рука? Твоя нога?
О символы! О повороты! –
Любовь! Причем озера тут?
Ты чудо, ты глаза вселенной,
Ты непредвиденный маршрут!
Я – миг, а ты война, планета
В овалах не веков, а дней,
Секунда счастья, искра света –
Но как бы проще и ясней.
Блаженных удивлений нить –
Мне девяносто – боль, беспечность,
Очарованье, бесконечность –
Я не умру – я буду жить.
18 мая 2013 года
ВОЗРАСТ
Твой образ стал храмом в моем подсознании,
Мне жалко, что путь наш совместный не начат,
Уйдем, как в легенде – ты позже, я ранее –
Слова? Расстояние? – что это значит?
19 мая 2013 года
ЧУДО-ПОЭТ
Образ мчащийся вне светофоров,
Каждый звук превращающий в цвет –
Эта девочка – ангел просторов,
Удивительный чудо-поэт.
Трепет рук, райских нив огороды,
Каждый слог – это мира портрет,
Нет тебя, а стихи, словно годы,
Каждый миг, превратившие в цвет.
Ты одна, ты явленье природы –
Так проснись! Позови! Позови!
Ведь я в годы свои, как и прежде
Дни и ночи пишу о любви,
О внезапной реальной надежде!
21 мая 2013 года
ПОЭТ И ДРУГ
Пол дня и пол ночи молчит –
Ни рук, ни глаз, ни стыдливости,
Лишь сердце в груди стучит –
Устало оно от болтливости.
Не тот я, ты тоже не та,
А все наши чудо-речи
Про правду и ложь – суета,
И только с тобою встречи –
Ах, девочка! Я и Ты
И все наши разговоры
Храни в себе, как цветы
В стране, где у власти воры.
То деньги, то ложь вокруг,
А ты навек, бесконечно
От Бога поэт и друг –
И верность моя навечно.
23 мая 2013 года
* * *
озы, белые лилии, флоксы, магнезии,
Смысл сакральной поэзии их улови –
Сколько новых и тайных в них слов о поэзии,
Сколько, сколько божественных слов
о любви!
* * *
Виноваты без вины -
Жизнь права.
Мы с тобой обречены
На слова.
26 мая 2013 года
В феврале 2014 года. я потрясенный событтиями на Украине написао картину «Майдан» и вслкд за тэтим сами собой начали вываливаться из меня стихи.
НЕ ВРАТЬ
Вторую ночь я не могу заснуть
И вижу от проклятия к проклятию,
Как поколение отпавшее вернуть –
Доверие, свободу, демократию.
Желаю только правду говорить
И сопоставив прошлое с итогами,
Республику поэтов сотворить
И олигархов обложить налогами.
Жить обязательно, не умирать,
Готовое спасать от неготового
И каждые два года выбирать
Талантливого президента нового.
Не врать, не брать того, что не дано,
Всё, что не так, подвергнуть честной критике
И возродить великое кино,
И о любви писать, и о политике.
15 апреля 2014 года
ИСТОРИЯ
Я проснулся – окно и стена
В вихрях тысяч собраний и звонов,
Мысль мою захлестнула волна
Виз в ничто и анкет миллионов –
Украина без веры, без лиц,
Есть история, нету границ.
21 апреля 2014 года
ОТВЕТ
Вопрос – ответ, вопрос – ответ?
Назад? – Да нет! Ответ и прямо.
Но поздно и ответа нет,
А телевизор? А Обама?
А интернет? В бреду часов?
Возможно ли понять хоть что-то?
Сто миллионов голосов,
Предчувствие переворота.
Как на Майдане? Как в Крыму?
Как в Сочи на Олимпиаде?
Ответа нет. Но почему?
И что за тайна, Бога ради?
20 июля 2013 года
СТОЯ
Побойся Бога, сдайся Христа ради!
Будь человеком, вспомни о стране.
Донецк с Луганском молят о пощаде,
Слова принадлежат однако мне.
Прозрение, динамика прорыва,
Цветы добра, не ври да и не рви,
Есть перспектива, есть ретроспектива –
Возможность мира, ласки и любви.
Но для России и для Украины
С их прошлым, с их виною без вины –
В историю войдут мои картины,
А не гробы с могилами войны.
Так я хочу и думаю, но кто я?
Связист? Авантюрист? – ответа нет.
Я всё не так, мне девяносто лет,
И я пишу свои картины стоя.
25 июля 2014 года
ПУТИНИЦА
От разрывов гудело –
Украина сквозь сон,
На столе то и дело
Зуммерил телефон.
В блиндаже, что водою
Заливало до нар,
Как беда за бедою,
То туман, то пожар.
То вперед, то тревога,
То погода, то дым –
Через Киев дорога
В Кремль, в Америку, в Крым..
«Боинг» – жизни утрата,
Век, как миг, год как час,
Всё, что было когда-то,
Но дошло ли до нас?
Всё, что будет – не будет,
Всё, что было – вперед!
Кто поймет, кто осудит,
Кто простит, кто наврет?
Мир не понят и мутен –
Времена, имена.
Янукович и Путин,
А в итоге – война?
20 июля 2014 года