Журнал «Кольцо А» № 72
Дмитрий Николаевич Голубков (1930-1972) – ныне забытый московский поэт, художник и писатель, перу которого принадлежат 6 сборников стихов и 8 книг прозы. Он – автор трех романов: «Милеля» (о людях старой Москвы), «Восторги» (о художественной интеллигенции периода культа личности) и «Недуг бытия» (О Е.А.Боратынском), биографических повестей об А. И. Полежаеве («Пленный ирокезец») и М.С. Сарьяне («Доброе солнце»), а также многих новелл, в том числе об искусстве и его подвижниках. Стихи Голубкова – о русской природе, любви, женщине. Он работал редактором в Гослитиздате, а затем – старшим редактором в издательстве «Советский писатель». Благодаря его активному заступничеству увидели свет книги таких мастеров слова, как Андрей Вознесенский, Арсений Тарковский, Анатолий Жигулин и других.
За 41 год, миновавший после смерти Голубкова, его произведения издавали крайне редко. «Хроника дней Евгения Боратынского» - единственная в своем роде в советской литературе – была издана трижды стотысячными тиражами, но лишь посмертно( последнее издание – 1987 г.). За последние 18 лет не было издано ни строчки из его литературного наследия (единственное исключение –стихотворение о Б.Л. Пастернаке «Воспоминание о поэте», которое Евг. Евтушенко включил в антологию «Строфы века»).
В 2013 г. издан сборник «Это было совсем не в Италии», обобщающий творчество писателя. Впервые его дневники о встречах с выдающимися деятелями культуры ХХ века и о драме его жизни опубликованы без купюр, в обрамлении лучших стихотворений поэта и отрывков из его прозы.
Поэма «Отец» посвящена Н.Д. Голубкову, солдату двух войн, георгиевскому кавалеру.
Публикация Марины Голубковой
ОТЕЦ
Он грузно голову склоняет
На полированную трость
И вспоминает, вспоминает
Все,
Что когда-то с ним стряслось…
Плывет по голубому морю
Военный черный пароход,
А по земле, седой от горя,
Бредет четырнадцатый год...
Они с товарищем — погодки,
Еще с реального дружки.
Что им немецкие подлодки?
Что им мадьярские штыки?
Они — оплот и честь России,
У них особенная стать:
Покинув отчий дом впервые,
Они идут Париж спасать...
Как тесно им в просторном Бресте
От милой родины вдали!
На бойне в сумрачном предместье
Ночлег солдатам отвели.
И после трюма, давки, грязи
У каждого — белье, кровать.
Немного кровью пахнет разве —
Но к ней пора и привыкать...
И вот — Париж.
Цветы и марши.
Парадный церемониал.
Вальяжный Жоффр — французский маршал—
Солдатам русским козырял
И даже обнял по-отцовски
Правофлангового юнца —
И обдал ярый пыл бойцовский
Московских мальчиков сердца,
И весело, и гордо было,
И каждый был на смерть готов,
И праздничное солнце било
В иконостасы орденов...
А началось-то под Верденом,
Под крепкостенным городком,—
С остервенением отменным
Они дрались за каждый дом.
Такого сроду не забудешь,
Покуда не сойдешь с ума...
Сползали танки сонмом чудищ
С изрытого огнем холма,
Горело небо,
Как солома,
И гаубицы били в лад,
И оглушало черным громом
Ополоумевших солдат.
Затишья миги были кратки,
Угрюмо грохотал металл —
Как бы припадок лихорадки
Поля и горы сотрясал.
На приступ шли мадьяр колонны,
Примкнув зубристые штыки.
И грудь нашел клинок каленый,
Свинцово отускнив зрачки.
Но гул степенный,
Гул военный
Не унимался досветла:
На бойне древнего Вердена
Бессменная работа шла.
Усталые ветра играли
Кровавым рукавом зари.
Стонали пули.
Слепли дали.
Дымились в пепле пустыри.
...Палата. Тишь.
Заката сгустки.
Чужой галантный офицер.
Рукопожатье.
Крест французский —
Красивый крест «Круа де герр».
А в голом поле,
У обрыва,
Где речка выгнулась дугой,
Над телом друга
Торопливо
Солдаты вбили крест другой.
Сверкала озимь изумрудно —
Совсем как в стороне родной...
А в лазарете было чудно:
Кормили прямо на убой.
...Потом — кремнистые Балканы,
И оловянный небосвод,
И муки жажды беспрестанной,
И ржавая вода болот,
И всё в новинку:
Вкус маслины,
И мазанки уютных сел,
И утварь из ноздристой глины,
И запряженный в плуг осел,
И виноградники у взгорья,
И змеями кишащий пруд —
Всё здесь в новинку,
Кроме горя,
Которое живет и тут.
И снова,
Снова без просвета
Войны кромешная страда.
Зачем,
зачем,
зачем все это?
Когда конец войне, когда?
«Георгий». Сербский крест. «Георгий».
Контузия.
Раненье в бок...
Как долог путь!
Как сроки долги!
Как дом в Сокольниках далек!
Писала мать его, портниха,
Закапав воском лист письма:
«В Москве-то, Коля, нынче лихо.
Голодная в Москве зима.
И всюду неспокойно, Коля.
А в Петрограде — черт те что:
Царя со службы гонят, что ли...
Скроила я тебе пальто...
Не сплю ночами почему-то.
У Иверской была вчера...
Идет за дьякона Анюта,
Любимая твоя сестра...»
И снова —
Как тогда, в Париже,—
Парадный церемониал.
Француз-майор,
Слюною брызжа,
В контрнаступленье призывал.
Поручик в интендантской форме,
Захлебываясь, говорил.
Что, мол, на фронте лучше кормят,
Что стыдно, мол, проситься в тыл.
Сиял французский крест надменно,
Правофланговый был безус.
— Так молод — и герой Вердена! —
Картавя произнес француз.
— Что —- снова немца бить, фельдфебель?-
Поручик бодро вопросил...
Потело солнце в дымном небе,
Блестело на крестах могил,
А за горами,
За полями,
Испепеленными войной,
Металось молодое пламя
И Русь звала,
И дом родной...
Кусая спекшиеся губы
И оберу дерзя впервой,
Правофланговый бросил грубо:
— Довольно вшей кормить.
Домой!
И, покраснев,
Француз картавый
Ногой растер плевок в пыли,
И два коричневых зуава,
Блестя зубами, подошли,
И было радостно и горько,
И умереть он был готов,
И вдруг —
Рванул он с гимнастерки
Набор нарядных орденов,
И, прозвенев.
Как горсть медяшек,
Они упали, ордена,
И охнул строй.
И зной был тяжек.
И тишина была страшна.
Лежали рядом меж камнями
«Георгий» и «Круа де герр»,
И вздрагивал под шомполами
Георгиевский кавалер...
Я сроду не был в этом поле,
И в этой гулкой тишине
Меня зуавы не пороли —
Но боль,
Но гнев отца —
Во мне.
А вот ему давно не больно,
Он дремлет, прислонясь к стене.
Он знал войну.
С него довольно
Воспоминаний о войне.
Верден,
Когда-то слывший адом,
Теперь — одна из дальних дат.
Он позади...
Но нынче
рядом
Иной,
стократ кромешней,
ад.
Опять в казармах Мурмелона
(Отец, ты помнишь те места!)
Вермахтовские солдафоны
Оружье драят неспроста.
И забывают постепенно
В чужом, далеком том краю
Сынов Москвы у стен Вердена
И молодую кровь твою.
Как встарь — в четырнадцатом,
в давнем-
Как позже —
В том, сороковом,—
Спустив решетчатые ставни,
Французы спят тревожным сном.
Ах, да не только там —
Повсюду,
В столице ль,
В дальнем ли селе,
Давно, давно не спится люду,
Давно не спится всей земле.
И черный гриб,
Главу подъемля,
На небе пасмурном растет,
И хищный атом вгрызся в Землю,
Как жадный червь в созревший плод.
На Шпрее,
в Заволжье,
над Изонцо
Так громок нервный хруст газет,
И слово «стронций» с блеском солнца
Уже зарифмовал поэт.
Над расщепленною планетой
Гуляет древний,
бранный гром...
Зачем,
зачем,
зачем все это?
Когда, когда войну убьем?
Не спи, не спи, отец усталый,—
Представь невиданную явь:
Что вся Земля
Верденом стала,
Стал воздух пламенем —
представь,
И солнце, словно орден славный,
Затоптано в кровавый прах,
И — темнота.
Ни внук, ни правнук
Не помнят о былых скорбях—
Их просто нет на черном свете,
Потомков нет.
И предков нет.
И мимо мчит свистящий ветер
Осиротелый рой планет...
Не спи — рассказывай, отец мой,
Такое
не кладут под спуд —
Пусть ненависть к войне
в наследство
Отцы сынам передают.
Не спи.
не спи,
не спи, былое,—
В одной шеренге с нами стой,
Чтобы не стать земле – золою,
Чтоб вечно быть ей молодой.
Пусть память честная людская
Разбудит армии сердец,
Пусть совесть века, не смолкая.
Живет и говорит,
отец,—
Чтоб день грядущий был спокоен,
И мир,
Разумен и счастлив,
Вовек не знал кромешных боен,
Войну
навеки
победив.