Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 71




Елена Сафронова

Foto2

 

ФАНТАСТИКА КАК ЗЕРКАЛО БЫТИЯ

 

Мы часто говорим: «Это фантастика!» - по совершенно «бытовым» поводам.

Выпал снег в мае, начальник «подобрел» и выписал премию, проехал на работу без пробок, упал и не расшибся, совершил выгодную долгожданную покупку, нежданно встретил человека, которого давно потерял из виду – с наших уст срывается эмоциональное: «Это фантастика!». При этом мы совсем не примеряем на себя роли литературоведа, оценивающего прозаический жанр. Мы о нём, жанре, вообще, если честно, в такие минуты не думаем. Мы думаем, что наше событие похоже на чудо, потому что так не должно было быть – но так случилось.

Это «коллективное бессознательное» подчёркивает, насколько близка фантастика нашей обыденной жизни. Ведь семантически нет разницы между литературным жанром и междометием! А так ли широка и глубока пропасть между жанром фантастики и реальной жизнью?..

Уверена, что нет. И напитаться этой уверенностью помогают классики, чьи имена уже давно стали нарицательными. Федор Михайлович, который говорил, что фантастический рассказ должен быть написан так, чтобы читатель почти поверил, и «породил» очень убедительного Двойника, а также очень достоверного святого среди людей. Михаил Афанасьевич, который описал прогулки Сатаны по Москве так, что читатель совершенно поверил. Николай Васильевич, выписавший пугающе реалистический образ «маленького человека», явившегося с того света за своей шинелью, так, что этот факт не вызывает сомнений. Владимир Викторович, поселивший нечистую силу в многоэтажке в Останкине… И многие другие писатели, достоверно знающие, что нет ничего фантастичнее и чудеснее для художественного описания, чем обыкновенные люди и настоящая жизнь.

С классики и классиков положено брать пример. Потому, видимо, тяга авторов создавать фантастические произведения не ослабевает. К нам в журнал не раз приходили рассказы и повести с фантастическим либо сказочным сюжетом. Мы публиковали их, не отделяя фантастики от реализма. Но однажды редакция обнаружила, что в «портфеле» собралась достойная подборка произведений, основанных на смелых авторских допущениях и вольных фантазиях, и, если опубликовать их все под одной обложкой, выйдет интересный срез современной фантастической прозы. Редакция нашего журнала подумала, что есть много резонов выпустить тематический номер по фантастике – и нет ни одного резона «отмахнуться» от этой идеи. В номер вошёл также критический обзор издательских проектов, представляющих собой тематические выпуски фантастики.

В нашем «спецномере» фантастика представлена всеми гранями этого воистину бескрайнего жанра (за исключением, разве что, чистой «сайн-фикшн», но если опыт данного выпуска окажется удачным и понравится читателям, можно будет обратиться и к сугубо научной фантастике). Здесь и давно волнующая землян тема контакта со внеземной цивилизацией, и трансформация с детства знакомых сказочных сюжетов, настолько любимых, что с ними не хочется расставаться во взрослом возрасте, и мука бессмертия, и милые сказки для детей. Целый ряд произведений в номере напомнит читателям, что фантастика – это прежде всего нестандартный взгляд на привычный ход и порядок вещей, своеобразное «кривое зеркало». В нашей сегодняшней подборке много «кривых зеркал». Ценность божественных и гуманных истин – в том, что даже в «кривом зеркале» они отражаются неизменными и прекрасными. Это и есть основной смысл всей качественной фантастики.

 

Елена Сафронова, редактор рубрики «Проза, критика, публицистика»