Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы  

Журнал «Кольцо А» № 166




Светлана НЕЧАЙ

 

Foto1

 

(Псевдоним Светланы Марковской). Автор статей в журналах «Справочник классного руководителя», «Начальная школа», «Управление начальной школой», «Справочник педагога-психолога». Автор двух книг прозы. Литературные публикации –в журналах «Кольцо А», «Гуманитарный архив», «Контрабанда», «День и ночь», альманахе «Нестоличная литература», в педагогическом журнале «Творчество в детском саду» и др. Член СРП.

 

 

ДЕРЕВО, ОГОНЬ, РЕКА

 

Помните ли вы детскую игру «Камень, ножницы, бумага» с ее считалкой, которая кончается странными словами «су, е, фа»? Детские игры, как и детские сказки, восходят к серьезным, когда-то очень важным вещам. В нашем случае речь идет о борьбе природных стихий. Что сильнее, вода (су в тюркских языках), земля (ер там же) или фа (сравним с английским fire – огонь, далее от греческого piro – тоже огонь)? Все перечисленные корни есть и в русском языке: от су – суп, сок, от ер – яр (высокий берег), от piro – пир. Вода порождает землю во всех космогонических мифах. Но не мертвую сухую землю, а наполненную жизнью, растительностью. Из дерева трением человек добывал огонь, чья разрушительная сила уравновешивалась водой.

В своем устройстве языки очень похожи друг на друга. И это удивительно. Один и тот же ход мысли позволяет от единицы mono произрастать таким родственным словам, как many и много, medina (страна на арабском) и mundus (мир на латинском). Иногда родство слов не так очевидно, и только знание исторических чередований звуков помогает его установить. Они – след языковой диффузии, и отчетливее всего это заметно на границах языков, в заимствованных словах. Например, свой главный праздник ирландцы называют Sowinn, а мы произносим Самайн (Хэллоуин). Ту же мену w/m можно видеть в китайских вариантах слова mu и wu (утка), man и wan (тонкий, красивый). Формант сам означает «первый, главный, множество, собрание». Мы ведь говорим – самый, сумма. И с звуком /w/ есть близкие по смыслу слова: совет, собрание, свадьба (как союз двух людей).

Одной из бросающихся в глаза языковых универсалий является, как мне кажется, тесная связь между формантами, обозначающими дерево, огонь и воду. Они же обычно используются в качестве счетных единиц. Так, связаны английское water (вода), wood (дерево, лес), молдавское пэдуре (лес), русское ветка, тюркское от (огонь), и, конечно же, числительное один.

Английское pool (лужа) связано с молдавским бултоакэ (пруд), русским болото, с одной стороны, – и существительным пламя, греческим piro (огонь), молдавским пар (столб), пом (дерево), марийским пу (дерево) – с другой. Из числительных вспомним тюркское бир (один) и русское первый.

Карельское лея (река), английское rein (дождь), river (река), русское лиман, ливень, лить связаны с латинским lumos (свет), эвенкийским лумь (лес), молдавским лемн (древесина). Из числительных – с марийским ло (десяток).

Латинское aqua (вода), марийское анга (река) связаны с русским уголь, глаголом калить, молдавским фок (огонь), названием дерева бук и числительным эка, ик (один в древнеиндийском и марийском).

Тюркское су (вода) – связано с марийским сал (огонь), русскими словами зола, солнце, сук, зелень. Из числительных – с марийским сур (палец, счетная единица).

Почему так происходит? Видимо, психика людей построена так же единообразно, как и их тела, а язык – продукт разума. Самое простое сходство бросается в глаза: набор частей речи примерно одинаков во всех языках. Невозможно выдумать новую часть речи: оснований для этого нет в нашей психике. Но есть и более глубокие сходства. Ассоциативная связь понятий порождает словообразовательные гнезда, конструкция которых неизменна во всех языках. Так, слова один, единство, много, племя, голова являются родственными во всех языках.

Другие цепочки ассоциаций: берег – гора – рог – ветка – рука.

Волос – мех – покрытое мехом животное – листья дерева.

Палка – оружие – воин – сражение.

Одним из важнейших источников воды и пищи для древнего человека была река. Как бы вы описали реку инопланетянину? Наверное, как воду, которая все время бежит. Действительно, движение – главная часть корня в названиях рек. Большинство их переводится буквально как «бегущая вода». Давать рекам особые имена люди стали намного позже. Молдавское рыу (река) связано с английским river (река) и глаголом run (бежать). В ненецком языке муя – река, сравним с английским move (двигаться). От того же корня слова эмоция, мутация. На карельском река – лея, сравним с английским live (жить), leave (уйти, покинуть). Наше слово «река» содержит уже суффикс –к, а без него было бы ра или raw, так называется река на многих финно-угорских языках. Именно Рав и Ура звалась когда-то Волга.

Чем питались наши предки? Фруктами, орехами, зернами. Думаю, не сразу человек стал хищником. А растения обильны там, где есть вода, у рек и озер. Поэтому наши предки селились по берегам рек. И поэтому однокоренными словами обозначались и река, и растительность по ее краям (берегам). Все растения обозначались каким-то общим словом со значением «то, что поднимается вертикально, торчит». Так, наше слово «трава» родственно taru (дерево на санскрите), терек (дерево в тюркских языках), страва (еда в древнерусском). С глаголами движения это слово связано непосредственно: тоарнэ на молдавском означает лить, трэи – жить, трече – идти. Сравним с английским trip (путешествие).

С молдавским корнем рыу (река) связано слово «растение», глагол расти (увеличиваться), тюркское арча (ель), молдавское фрасин (ясень). Но сами эти слова имели предшествующую форму на –л: лея (река на карельском), лезть (идти, двигаться), луз (зеленый на марийском), лэстарь (ветка на молдавском), лес.

В саамском языке дерево – мо, а река – му, в греческом дерево – pel, растение – planta, а море – pelages. В монгольском этот корень трансформировался в мурен (река), в эвенкийском – бурея (река), в французском merr (море). С этим корнем сохранилось множество названий растений: молдавское мэр (яблоня), марийское марь (яблоня), молдавские слова пом (дерево), плоп (тополь), брад (ель). А также названия трав: полынь, былинка, бурьян, пырей.

Дерево в старом мире значило гораздо больше, чем сейчас. Дерево служило пищей, причем не только плоды и орехи, но и сама свежая древесина под корой. Саамы на севере еще помнят, как это делалось: кору надрезали, счищали, затем снимали мягкий слой древесины, сушили, перемалывали и из полученной муки готовили еду. Поэтому слова «мука» и «древесина» имеют в финно-угорских языках общее происхождение.

Возможно, одним из важнейших источников питания у наших предков были жёлуди, вот почему дуб и бук обожествлялись. На греческом языке желуди – balanos, от корня bul (шишка, шар). По-русски шишка – дуля или гуля, отсюда слово желудь. Одно из названий дуба в тюркских языках – имэн, ильмэн. На русском ильм или улема это вяз. От того же корня происходят названия деревьев ольха, ель, олива, алыча, слива, молдавское салчие (вяз).

Не менее важны были и лесные орехи, которые могли долго храниться. Слово лещина (лесной орех) содержит корень лу (дерево в эвенкийском языке), как и молдавское алуне (лесные орехи). В финно-угорских языках дуб называется тум и дум. В этом слове была когда-то носовая гласная, молдавский язык сохранил память об этом, и дубрава называется здесь думбрава, /м/ – рефлекс носовой гласной. «Дума» – это изначально народное собрание под дубом, священным деревом племени. К корню «дерево, лес» восходят и другие слова с этим значением: собор (от слова бор), тинг (от слова тум, в звонкой форме дуб). От корня тум (дуб) происходит и слово «темя» (вершина головы) и молдавское тоамнэ (осень, время сбора желудей и орехов).

Дерево служило еще и домом: первые жилища были просто убежищем под деревом. К ветвям живого дерева крепили полог – так получался шатер. Живой могучий дуб или ясень в центре шатра, возможно, послужил прообразом мирового древа всех религий. Думен, доминиум, дом – это изначально хозяйство семьи под дубом.

Дерево – первое и главное горючее. А значит, слова для обозначения огня и дерева должны быть связаны. Действительно, лума на эвенкийском – смоляной, а лурга – гореть. С корнем пу (дерево на марийском) связано греческое piro (огонь), откуда много производных в русском языке: пар, печь, пирог, пир, пекарь, пламя. Слово анга (река на марийском) связано со словом агни (огонь). Слова гнев, печаль тоже связаны с огнем. На английском гнев – anger, что ближе всего к исходной форме ange (огонь), откуда произошло и тюркское аг (сияющий, белый), и имя Агни, бога огня в древнеиндийской мифологии. Слово «злость» тоже означает «воспламенение» и связано с марийским существительным сал (огонь).

Дерево было оружием: все глаголы, связанные с борьбой, происходят от корня, родственного дереву (палке): дубасить от дуб, надавать тумаков, истомить от тум (дуб), лупить от лу, ратай (воин) и ранить от ра (сравним со словом растение, ряска), молдавское луптэ (борьба) от лу, трынтэ (борьба на молдавском), турнир и драка от taru (палка). Русское слово балка/палка имеет родню в греческом: palayos – побеждать, polemео – воевать (отсюда, кстати, полемика, изначально, – драка на палках). Русское распря и борьба – тоже от корня per/pel. От arm (рука) – армия, от дуб – дубина, от кедр – тюркское чедар (меч), от палка – палица.

Лес – это место, где много деревьев. Эта простая идея положена в основу названий для леса во всех языках: муррь (лес на саамском) от мо, лумь (лес на эвенкийском) от лу, drema (лес на санскрите) от drus. Отсюда, кстати, выражение «дремучий лес», которое есть, по сути, масло масляное. И наше слово «лес» тоже от эвенкийского «лу».

Дерево было основой для изготовления самых разных инструментов. Поэтому множество глаголов действия, так или иначе, связано с этим корнем. От ра – орать (пахать), рыть, рвать, работать, английское work (работать), немецкое arbеiten (работать). От лу – молдавское лукру (работа), английское labour (работать), лом, лопата, от мо – молдавское мункэ (труд), от по – пахать, пихать, пахтать. Инструмент пахаря – соха от корня сук, или плуг от корня pel (дерево).

Из дерева строились первые города. Поэтому греческое polis означает буквально «деревянная крепость», как и pur (город) на санскрите, греческое oras (город). Многие названия городов восходят к корню «дерево, огороженное место». Так, Муром – от муррь (лес), Воронеж – от варь (лес на эрзя), Плесков (так назывался в древности Псков) – от pel (дерево). Английское turn (крепость) происходит от taru (дерево). От слова «дерево» происходят «дорога», «тракт», от «лу» – аллея, улица, от taru – street (улица).

С лесом, рекой, огнем связаны многие имена богов. Мар и Мара-Морена, Перун и Велес, Притхиви индусов, Тар алтайских народов. Финно-угорские народы и ныне помнят традицию молений в священных рощах. Праздник джиен у алтайских народов проводился всенародно у рек.

Понятие «мир, вселенная» тоже, оказывается, связано с деревом. Так, луме (мир на молдавском) и олам (мир в тюркских языках), происходят от лумь, слово «мир» – от саамского муррь (лес).

Дерево было первым калькулятором, поскольку на дереве делались зарубки, поэтому многие числительные содержат корень «дерево»: саамское ло (первый) и марийское ло (десять), тюркское и древнерусское тумен (десять тысяч).

От этого же универсального корня обычно происходят и глаголы с значением «быть, рождаться, двигаться». Бытие для простого сознания – это в первую очередь движение, рост. Так, от корня «лу» происходит тюркский, эвенкийский, финно-угорский глагол ол (быть, существовать), ал (брать). От taru – молдавский глагол трэи (жить), трече (идти).

Может вызвать недоумение тесное родство слов, обозначающих реку – и гору. Казалось бы, очень разные понятия. Но для древних земля была в первую очередь краем реки, ее берегом, именно поэтому слова «край» и «гора» связаны этимологически. Тем же словом, означающим край, выступ стали позже называть кору дерева (край ствола), холм (выступающий край берега), рога (выступающие части головы животного, макушку (край головы). Поэтому мы имеем пары муя (река на саамском) – и мал (берег на молдавском); бурея (река на эвенкийском) – и berg (гора на английском), берег; рыу (река на молдавском) – и яр (высокий берег), лея (река на карельском) – и лунь (гора на алтайском).

Поскольку человек уподоблялся дереву, то его конечности, его пальцы назывались теми же словами, что и ветви дерева. От «по» (дерево на марийском) – finger (палец на английском), пумн (кулак на молдавском). Латинское digitus (палец) связано с древнерусским словом десть (рука, ладонь). От этого корня происходит числительное десять (все пальцы на двух руках). От лу (дерево) – лапа, от кол (палка) – кулак.

Когда мы говорим: будь здоров, то желаем быть крепким, как дерево. «Таре» или «дур» на молдавском – сильный, крепкий. Приветствуя друг друга словом «салют», мы не отдаем себе отчета, что это тот же корень, что в еврейском «шелом» и арабском «салам», и что здесь тоже спрятана отсылка к корню-дереву: салчие (вяз на молдавском), салкым (акация там же), слива.

Все приведенные примеры относятся к языкам народов, чья история разворачивалась на просторах Евразии и Северной Африки. Обнаруженные универсалии, смысловые паттерны могут и не распространяться на остальные языки мира. Эта тема требует дальнейших исследований. И с этим следует поторопиться, потому что многие языки уже находятся на грани исчезновения.

 



Кольцо А
Главная |  О союзе |  Руководство |  Персоналии |  Новости |  Кольцо А |  Молодым авторам |  Открытая трибуна |  Визитная карточка |  Наши книги |  Премии |  Приемная комиссия |  Контакты
Яндекс.Метрика