Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 165




Foto 2

Татьяна ЖИРКОВА

Foto 1

 

Псевдоним Татьяны Веселовой. Родилась в Ленинградской области, окончила Ленинградский политехнический институт им. Калинина. Публиковалась в альманахах «Молодой Ленинград», журналах «Полярная Звезда», «Костер», «Чиж и еж», «Пионер», «Кольцо А». Автор книги рассказов «Угол».

 

 

«КОСАТАЯ»

Рассказ

 

На последнем уроке классная 3«Б» некоторых, как всегда, пересадила – чтобы осанка не портилась.

Перед Витькой оказалась Анька «косатая».

Ничего себе, удивился Витька, ещё на бальные ходит. И тут вдруг до него дошло, почему она «косатая». Она так сгорбилась, что спина выгнулась дугой вправо.

Косые у бедной плечи, вот что...

На каждой перемене эта Анька возилась с облезлыми цветами на подоконниках класса. Поливала из бутылки, ковыряла карандашом землю. После уроков бежала с бутылками за водой. Как-то ее толкнули, вода пролилась, Анька поскользнулась и села в лужу. А классная ещё и заставила её пол убирать.

Иногда кто-нибудь брал с подоконника цветок, ставил за Анькиной спиной и незаметно привязывал ее  косицу к цветку. Все ждали, когда она встанет и цветок повиснет на косе. Она ничуть не обижалась и хохотала вместе со всеми.

Анька не делала модных причесок, как все девчонки, наверное, не умела. Только у нее болталась тощая косица с бантом.

Ещё Витька видел, как один из класса высморкался прямо на цветок. А она после незаметно сняла его длинную соплю носовым платком и спрятала этот платок обратно в карман.

Всё это Витька замечал случайно, мимоходом. На прозвище она никак не реагировала. Зато Витьке теперь становилось за неё обидно.

После уроков к Аньке подошла Настя, и вскоре сиреневый «косаточный» пенал лежал на первой парте. Девчонки достали цветную бумагу, ножницы, клей.

Витька на продленку не ходил, но ему нравилось бегать по школе, прыгать, хохотать, в шашки играть, в морской бой, в настольный футбол, сходить с ребятами погулять, поделать уроки. Хорошо было, весело, мальчишки на руках у доски ходили, красовались, пока училке не надоест, и она как следует не гаркнет для порядка. Беда только, если завучиха кого-нибудь из коридора приволочёт, тут уж могут и предков вызвать.

– Останешься? – спросил Андрюшка, завсегдатай продленки.

– А в шашки будешь?

– Помоги с матешкой, а?

Андрей «болел» математикой, терпеть её не мог.

 Сели на последней парте. Витька решал, Андрей списывал.

Подбежала Настя.

– Валите отсюда, у нас ИЗО.

– Да мы тихо, – сказал Андрей.

Продленщики делились на группы по интересам – хор, танцы, ИЗО, театр, английский, каратэ...

На ИЗО приходила специальная учительница.

Сейчас она вошла в замысловатой бумажной шляпе с цветами на полях.

Достала бумажные корзиночки с бумажными ландышами и розами.

Все столпились вокруг стола, разохались, разахались, поднимая корзинки за витые ручки.

Анька сияла от удовольствия, и плечи были абсолютно ровные.

– Сейчас засядут за цветики-цветочки, – шепнул Андрей.

– И ты?

– Ещё чего!

– Можно маме подарить, или вон, Насте. Что ты ей подаришь?

Больше всего подарков доставалось Насте. Она была не то чтобы красивее всех, но как-то бойчее, и многие мальчишки дарили ей сувениры, шоколадки, «валентинки» с пожеланиями счастья и любви. Витька тоже поздравлял Настю.

– Я заколку купил, – похвастался Андрюшка, – еще открытку куплю с цветком.

– Самый красивый цветок – роза, – громко сказала Настя, покосившись на мальчишек.

– Хорошо, что с шипами, не всякий сорвёт, – отозвалась Анька.

– Ты ведь тоже любишь розы? – спросила Настя.

Анька посмотрела в потолок, и Витька опять удивился – плечи выровнялись.

– Зачем им это?

– Да не им, а тебе.

– А мне зачем – пусть себе растут.

– Дура ты какая-то, – зашептала Настя. – Надо намекнуть, что ты хочешь, тебе это и подарят.

– Девочки, вы не загибаете лепестки, они порвутся, – сказала учительница. –  Наматывайте бумагу на ручку вот так. И помните – терпение и труд всё перетрут.

У учительницы розы получались как настоящие. Витька засмотрелся, очень хотелось попробовать.

– Ну нет! – выкрикнула вдруг Настя. – Не хочу, не буду! Рвется, всё рвется, – она швырнула бумагу на пол. – Да в инете этой дури навалом, – проворчала она, встала с видом победителя и засобиралась.

– Терпение и труд... –  ничего не замечая, медленно повторяла Анька, старательно наматывая бумагу на ручку.

Кое-где бумага рвалась, но не до конца, а она всё накручивала и накручивала.

– Старайтесь, ребята, завтра уже седьмое марта, – сказала учительница. – Красивая роза – изумительный подарок!

 

Дома Витька достал из набора цветной бумаги красный лист. Нарезал полоски, согнул, как показывала учительница, и стал накручивать на ручку. Бумага рвалась, как у Насти, но он не сдавался. Одна  скрутилась, приклеилась и тут же развалилась. Наверное, эта бумага гладкая. Взял наждачную бумагу, как советовали на занятии, потер полоску, и она стала серой. Тогда Витька покрыл красной гуашью белый лист.

Вытирая запачканный краской стол, Витька представлял, как удивится «косатая», увидев на пенале красную розу.

Когда бумага подсохла, он нарезал ее полосками, скрутил и склеил.

Но как сделать сердцевину? Пробовал по-разному, не получалось. Витька даже тихонечко завыл. Ведь ещё и стебель нужен.

Вот и мама с работы.

У Витьки был растерянный усталый вид, мама встревожилась.

– Да не заболел я, – вскрикнул он. – Цветок не выходит. На кружок-то я не записан.

– Так запишись. Сколько это стоит?

– Нисколько.

– Тем более. А какой цветок-то не выходит?

– Роза.

 – Ну, это сложно. Это и я не смогу, учиться надо.

– А завтра седьмое.

– Именно роза нужна?

– Она самая красивая...

– Подари настоящую, – мама обняла его и улыбнулась.

Витька просиял, представив настоящую живую розу с шипами!

– Не пойдёт. Дорого.

– Раз в год, да хорошему человеку, – мама засмеялась. – Обойдемся без конфет, зубы побережем!

– Вот, – мама достала сто рублей. – Завтра забежишь в цветочный.

 

Седьмого марта было всего два урока и продленка. Витька не отходил от ранца, чтобы не сломали розу.

После уроков, когда нарядная классная складывала в свои сумки подарки – коробки конфет, шоколадки, сувениры, Витька быстро положил розу на сиреневый пенал и вышел.

Торопливо прошел по коридору, спустился в столовую. Ребята из продленки как раз выходили. Аньки не было.

– Косатая-то что, смылась уже?

– Да раньше, наверное, поела, проголодалась за два урока! – захохотал Андрюшка.

 

Уселись на задней парте за шашки. Ребята входили и выходили.

Вошла Анька. Посмотрела недоверчиво на пенал.

Витька вспотел, что как спросит: «Это кому это?»

Но Анька вдруг просияла, осторожно взяла розу за длинный шипастый стебель и закружилась на месте, не отрывая носа от лепестков. Плечи были совершенно ровные!

– Может, это и не тебе вовсе, – заметила Настя, – а кому-нибудь другому.

– На её пенале, значит, ей, – сказал вдруг Витька.

– Сегодня акция – розы «косатым»! – загоготал Андрюшка, а за ним и все в классе. – Хорошо косой горшки таскает!

И Витька, собравшийся было поддать Андрюшке, захохотал громче всех.