Журнал «Кольцо А» № 165
Виктор КУЛЛЭ
Поэт, переводчик, литературовед, сценарист. Окончил Литинститут и аспирантуру, кандидат филологических наук. Доцент Литинститута, руководитель семинара поэзии. Автор книг «Палимпсест» (2001); «Всё всерьёз» (2011), «Стойкость и Свет. Избранные стихотворения и переводы 1977–2017», «Благодарность» (2020). Лауреат премий «Нового мира» (2006), «Иностранной литературы» (2013), «Lerici Pea Mosca» (2009), «Пушкинской премии» (2016), «Венец» (2017). Член СП Москвы и Русского ПЕН-центра.
«Я НЕ ПОМНЮ, КАКОГО ЦВЕТА ТВОИ ГЛАЗА…»
* * *
Памяти Валентина Яковлевича Курбатова
В речной воде двоится Псковский Кром,
и мы его обходим впятером
на фоне сумасшедшего заката.
Какой-то дивный, праздничный маршрут.
Сжимает горло. Вирши не идут.
Поэзия должна быть языката.
Неимоверно мощная стена
и башни, что в иные времена
«кострами» звали. Вновь они пылают
на солнце – эти самые «костры».
Над ними островерхие шатры,
что известняк от хлябей укрывают.
Так властвуй, красота! Двоись в воде!
Но город полупуст, лишь кое-где
клубятся тени павших супостатов.
Садится солнце, подступает мгла
и кажется: вот-вот из-за угла
с улыбкой светлой вынырнет Курбатов.
* * *
Человек, прикинувшийся мной,
трезво констатирует: «Не ной.
Ты расслабился – и сам повинен».
Где-то там блестит кремнистый путь.
В комнате от книг не продохнуть.
Быт однообразен и рутинен.
Есть надежда не сойти с ума:
кофеёк с утра. Глядишь: зима,
в сущности, уже не за горами.
А зимой безумство не грозит:
зябковато, из окна сквозит,
мгла клубится в индевелой раме –
и сходить с ума, по сути, лень…
Так и жить: бытуя целый день,
а ночами превращаясь в птицу.
Жду, когда настанет выходной.
Человек, прикинувшийся мной,
открывает новую страницу.
КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ
Припоминаю разговор колючий
двух несколько нетрезвых образин.
– А может, этот мир – совсем не лучший,
и стоит поискать ещё один?
– Упился? Отцепись ты, Бога ради!
Дай подремать хоть несколько минут…
Когда же это было? В стройотряде.
Каком отряде? Столько не живут…
В тот день мы вместе волокли носилки
с раствором для строительных работ.
Мы оба были молоды и пылки.
Мы верили, что каждого вот-вот
одарит благосклонностью Фортуна…
(Когда тела крепки, а души – юны,
обычно всё совсем наоборот.)
Уж не упомню, сколько натаскали.
Шли на рекорд? Наверное. Потом
он таки сверзился с лесов вначале…
А мне компрессионный перелом
двух позвонков – почти полгода отнял.
(На вытяжке лежать – считай, ГУЛАГ.)
Куда ушёл красивый, беззаботный,
талантливейший молодой дурак?
Надеюсь, вправду – в мир чуток получше,
или хотя бы попросту другой.
Пускай хранит тебя Счастливый Случай!
Я помню. Обымаю, дорогой.
* * *
О буква «б» меж двух нежнейших «лю»,
способная сподвигнуть на спиртное!
Послушай, я действительно люблю,
но для тебя любовь – совсем иное.
Все женщины, любившие меня,
беспечно утекали на бумагу,
став топливом душевного огня.
Хотя стремились к правильному браку.
Слова, что о любви я произнёс,
в итоге превращались в небылицу.
У Буратины отрастает нос,
чтобы проткнуть бумажную страницу.
* * *
Я не помню, какого цвета твои глаза.
Впрочем, это без надобы: цвет их всегда переменчив.
Тут уж по настроению: то распаля, то гася.
Ну а я в изощрённом лукавстве незапримечен.
Так случается лишь у любимых: посмотрит вскользь –
и сжимается горло, аж не напишешь виршик.
Сколько лет, не упомню, я вижу тебя насквозь,
но бессилен, когда они цвета вишен.
А когда начинает отсвечивать малахит
с неприметной рыжинкой – попросту крышу сносит.
Взгляд, похоже, отделен. Тебе не принадлежит.
То – в упор, то – привычно в сторону косит.
Сколько раз всерьёз загибался в больничках из-за
сумасшедшего взгляда. Давно позабыто тело.
Я не помню, какого цвета твои глаза –
это славно, дружок. Забывать – нелёгкое дело.
* * *
Это чистая радость
и дурацкая боль.
Если женщина рядом –
её не неволь.
Учишься мыть посуду,
отучаешься пить –
лишь бы хрупкое чудо
подольше продлить.
Радость кончилась. Боль же
не отдам никому.
Я тебе верил больше,
чем себе самому.
Ты мне верила меньше,
чем кому-то ещё,
кто насмешлив, успешен
и не восхищён.
Избегал пустословий,
ценил благодать.
Без несчастной любови
поэтом не стать.
Нынче это не важно,
тогда – чуть не сдох.
Строю замок бумажный.
Отучился от крох.
Будь сколь хочешь спесивой,
с кем хочешь темня.
Но спасибо. Спасибо
тебе за меня.
* * *
Что-то холодно стало в Москве,
или сил у меня не осталось?
Задолбали шумы в голове.
Говорят: это – старость.
Вот, на левом боку прикорнул,
повернувшись к окошку спиною,
а в ушах – нарастающий гул,
будто кто-то сверлит за стеною.
Повернёшься на правый бочок,
чтоб уснуть безмятежно, как дети –
но приходят, как серый волчок,
социальные сети.
Может, стал к настоящему глух,
потому что реальность сурова –
и пытается вслушаться дух
в слабый отзвук Творящего Слова?
Если вправду мы сотворены
по Подобью и Образу Божью –
убаюкиваться не должны
торжествующей ложью.
Но для тех, кто беспамятно сер –
хайп, движуха, прикол, развлеченья,
белый шум, или Музыка Сфер –
не имеет значенья.
* * *
Всё чаще подозренье гложет
в мои преклонные лета,
что красота спасти не может –
спасает только доброта.
Но всё одно: пленит навылет
и всё в душе перевернёт.
Пускай глаза почти не видят,
а скушных дел невпроворот,
шипом нечаянным ужалься –
роскошней розы нет цветка.
Жизнь то прекрасна, то ужасна –
но безнадежно коротка.