Журнал «Кольцо А» № 163
ЛУЧШИЕ СЛОВА ИЗ СЕРДЦА
Вспоминая Александра Тимофеевского
Первую тоненькую книжку своих стихов, изданную Пушкинским Гуманитарным фондом, Александр Павлович Тимофеевский увидел, только когда окончательно развалился Советский Союз, а автору было почти шестьдесят лет. В последующие годы стихи печатались в журналах, издавались стихотворные сборники, книга поэм, избранное, итоговая книга «Метаморфозы в Сиракузах», в которую кроме стихов вошли дневниковые записи, рассуждения о природе стихосложения, эссе о стихах любимых поэтов.
«С тех пор Александр Тимофеевский стал лауреатом нескольких литературных премий и с блеском подтвердил свою (прежде неофициальную) репутацию подлинного Мастера…изумляя простодушным первородством сказанного – качеством, по нынешним временам считающимся практически невозможным» (В. Куллэ, журнал «Дружба народов», 10/2018).
Начав писать очень рано, экспериментируя с рифмой и формой (в архиве сохранилось стихотворение «Змейка», в котором рифмуется конечное слово с начальным), Тимофеевский довольно скоро начинает рассматривать подобные поиски как поэтическую забаву.
За окном падает снег
С ней стой боль
Вдоль вороных бровей
Веет смерти крыло
На лоб легла тень
День у нас хром… и т.д.
Куда больше его волнуют глубинные истоки поэтического дара, о котором говорит Блок в речи «О назначении поэта». Кажется, что в стихотворении «Пушкин и Рудаки» Александр Тимофеевский находит доказательство существования звуковых волн на бездонных глубинах духа, уловленных поэтами, в метрическом и звуковом совпадении описания снежной бури и речного потока.
Вихря пены, снеговала
Первобытное родство –
Плач гиены, вой шакала
Уй-я, ой-я, у-о-о!
Стонут ведьмы, лают черти,
Совершая ведовство,
И звучит из круговерти
Уй-я, ой-я, у-о-о!
Чуть поодаль друг от дружки,
Ухом вещие чутки, –
Буря мглою – слышит Пушкин,
Буи джуи – Рудаки.
Однако на протяжении все жизни одной из главных, едва ли не центральной, становится тема времени. Так же как Бродского его занимает «тема разрушающего воздействия времени и преодоления его самим процессом писания (памятью, любовью, т.е. в конечном счете – поэзией) .... Однако решается она, – пишет Виктор Куллэ, – в двух кардинально различных (едва ли не полярных) поэтиках: более классической, ориентированной на строгие гармонические традиции поэтики Тимофеевского – и новаторской, радикально изменившей сам звук отечественного стиха за счет привнесения пресловутой «нейтральной интонации» поэзии Бродского…В сущности, различие это восходит к онтологической разнице между поэзией гармонической и поэзией гармонизирующей. Первая по самой своей природе может позволить себе минимальный зазор между автором и текстом (если быть точнее, для нее проблемы этого зазора как бы и не существует); вторая обречена на нескончаемую авторскую самоидентификацию. Первая витальна и органична, лишена культурной рефлексии, она может позволить себе все что угодно, вплоть до пресловутой «глуповатости». Вторая, взвалившая на свои плечи непомерный груз выживания культуры, всегда следует по пути наибольшего сопротивления; она попросту не может остановиться в разработке единожды заинтересовавшей мысли – мысль должна быть доведена до крайней, предельной черты, по возможности – за эту черту заглянуть. Первая более интересуется жизнью, вторая – «тем, чем это кончается».
Одной из последних работ Александра Тимофеевского стала поэтическая сказка «Двенадцать месяцев или Март и Марта», в которой можно найти подтверждение слов критика. В какой-то мере иллюстрацией вышесказанного может служить и признание самого автора о том, как создавалась сказка и какие задачи перед собой ставил он сам. Вот отрывок одного из интервью, найденного в архиве.
– Как-то совершено неожиданно мне позвонили из издательства и предложили написать сказку «Двенадцать месяцев». Я, честно говоря, был в полной растерянности, с одной стороны, довольно лестно, с другой, подумал, лет мне уже многовато, мне сложно, да и такой великий пример передо мной – сказка Маршака, – которой я всегда восхищался. Надо отказаться. Но такое предложение, может быть, последний случай в моей жизни. Короче говоря, отказаться надо, но сделать это мотивированно. Дай-ка я что-нибудь почитаю на тему о месяцах, и я открыл книгу Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». У Афанасьева, как всегда, всё точно. Боже мой, они действительно поэтические – в каждом слове поэзия и про зиму, и про лето, и про колдунов и ведьм, и про месяцы! Углубился в книгу и вдруг напал на присловье: зима едет на кобыле. И первая строчка сказки родилась: «Зима то едет на гнедой кобыле…». И мне захотелось описать русскую зиму, сказать лучшие слова своего сердца про весну, про лето и про осень. Еще для меня было очень важным рассказать о какой-то интимной близости, незримой связи между природой и человеком. Я думаю, каждый раз, когда вы попадаете в лес или поле, или идете вдоль реки, вы чувствуете эту связь.
Писать и говорить от сердца, делать акцент на личной ответственности каждого человека за происходящее с ним – творческая позиция Александра Тимофеевского. Что касается «победы в споре двух упомянутых поэтик», – цитирует критик того же Бродского, – «на этих высотах иерархия неуместна».
Александра Павловича Тимофеевского не стало в январе 2022 года, в Рождество. 13 ноября этого же года ему исполнилось бы 89 лет. Ко дню его рождения Санкт-Петербургский Театр-Концерт «Вампука» приурочил премьеру музыкально-поэтического представления по поэтической сказке «Двенадцать месяцев или Март и Марта».
Наталья Дьякова
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ИЛИ МАРТ И МАРТА
Зима то едет на гнедой кобыле, –
Мороз и стужа землю запирают –
То обернется волчьей стаей
И оставляет страшные следы,
То как кузнец мостит мосты
Без топора, без клиньев и подклинья
И сваривает реки и озера.
Зима трясется на гнедой кобыле,
За ней ветра и вьюги, и метели
Вдруг так завоют,
Что душа уходит в пятки.
Но наступает и такое время,
Что в зимний лес приходит тишина
И тишиной кромешной оглушает.
Тогда березы, елочки и сосны
Стоят в ночи, как в брачный час невесты,
И каждая в серебряной фате.
Иной недоброй, непроглядной ночью
Шла по лесу красавица Марушка.
На небе нет ни звездочки – пропали.
Луна, мелькнувши, тут же потерялась.
Вокруг Марушки сумрачные ели,
Клочками снег висит на их ветвях,
И этими колючими ветвями
Они в Марушку норовят вцепиться,
А то еще и по лицу хлестнуть.
Сугробы преграждают ей дорогу,
Метель сбивает с ног Марушку, жалит
И щиплется, и застит ей глаза.
Раздался треск – мороз бичом ударил,
Бичом сбил перья белых голубей.
Снег валом повалил и даже ветер
Заплакал тонким голосом ребенка.
И тут пришла пора вам рассказать,
Как оказалась девица в лесу
В глухую злую ночь в сугробах снежных…
Марушка так старалась, так прилежно
По дому все работы выполняла:
Ткала, пряла, варила, шила, мыла –
Все у Марушки спорилось в руках.
А мачеха, нахохлясь как ворона,
На падчерицу искоса глядела,
Как будто бы ее хотела клюнуть,
И думала – ну почему она
Красивее, чем дочь моя Гелена?
Когда придут невесту сватать парни,
То непременно выберут Марушку –
Не стану в доме я ее терпеть!
Вот почему глухой морозной ночью
И оказалась девица в лесу,
В сугробах снежных, не в своей постели.
И кажется совсем уж пропадала,
Как вдруг вдали блеснул ей огонек.
Там, на горе, горел большой костер,
Двенадцать месяцев – двенадцать братьев –
Сидели возле этого костра,
Смотрели молча, как играет пламя,
А может тайный разговор вели.
Тут из последних сил своих Марушка
Вскарабкалась на горку, отдышалась
И, братьев разглядев, оторопела.
Меж них сидели трое стариков
С лохматыми седыми бородами
И трое пожилых, чуть помоложе,
А также трое возмужалых лет,
И трое юных, молодых, красивых.
И старший, с бородой белее снега,
Сидел всех выше, на высоком камне,
И жезл держал серебряный в руках.
Глядит на них Марушка в изумленье
И думает – да кто же вы такие?
Но долго ротозейничать – неловко.
Марушка всем им низко поклонилась
И попросила вежливо, – Нельзя ли
Погреться мне у вашего огня?
– Садись поближе, – старший ей сказал, –
Но что ты ночью делаешь в лесу
И что скажи, голубушка, здесь ищешь?
– Я, дедушка, – Марушка отвечала, –
Смешно сказать… я здесь ищу фиалок…
– Голубушка, теперь совсем не время
искать фиалки, снег кругом лежит.
– Я это знаю, – молвила Марушка,
И слезы потекли у ней ручьем,
Марушка не могла сказать ни слова.
К ней подошел веселый месяц Март,
Стал утешать, – Зашей в тряпицу горе,
Тряпицы нет, веревочкой завей,
Сквозь слез Марушка Марту улыбнулась,
И вот она что братьям рассказала.
– Я сирота, мать рано умерла,
А мачеха и дочь ее Гелена
Меня, за что – не знаю, невзлюбили.
Я слышала ночной их разговор:
Давай мы в зимний лес ее отправим,
Пускай замерзнет, нам спокойней будет.
И вот сегодня так мне приказали –
Пойди и собери в лесу фиалок,
И без цветов домой не возвращайся.
И если я не принесу – беда:
Они убьют, убьют меня до смерти…
Тут месяц ледяной поднялся с камня
И передал свой жезл красавцу Марту.
– Тебе, мой братец, место уступаю,
Взамен меня верши дела и правь.
И март взмахнул жезлом поверх костра,
И запылал огонь в костре сильнее.
Снег начал таять. На деревьях почки
Еще не собирались распускаться,
А уж зеленый свет, едва заметный,
Забрезжил меж проснувшихся ветвей.
И из земли пошли, пошли росточки
И разлилось в прогале озерцо
Пахучее, из голубых фиалок.
А тут еще одно случилось чудо.
Минуя все сугробы и ухабы,
Негадано нежданно пролегла
Перед Марушкой скатертью дорожка,
Да ровная и гладкая такая,
Как будто ее сани укатали….
Марушка быстро-быстро побежала
И очень скоро оказалась в доме,
И принесла букет лесных цветов.
Домашние не долго удивлялись,
Потрогали, понюхали фиалки,
Гелена тут же убрала букет
И только злобно на сестру взглянула.
– Что ты стоишь, Марушка-замарашка,
Бездельница, пупыристая жаба,
Раз ты зимой нашла в лесу фиалки,
Я думаю, и ягодки найдешь.
А мачеха кричит, – Ты не оглохла,
Ты слышишь, что сестра тебе сказала?
Не стой столбом, а в лес беги скорее
Да принеси корзину земляники.
Пошла Марушка снова в ночь и холод,
Туда где ей маячил огонек,
И повторилось все как в первый раз.
Встал с камня старший месяц ледяной
И с месяцем июнем поменялся.
Взмахнул июнь жезлом поверх костра,
И тотчас пламя высоко взметнулось,
Растаял снег и все зазеленело,
И лес оделся буйною листвой,
А на ветвях защебетали птицы.
Веселым, вольным воздухом пахнуло,
Повеяло дыханьем теплым лета.
В нем запах ржи и запах васильков,
А может запах клевера с ромашкой,
А может просто запах сенокоса…
Тут беленькие ягодки в траве
Все красным соком стали наливаться –
Одна, вторая, третья… пред Марушкой
Открылась земляничная поляна,
И пролегла пред девицей дорожка…
Марушка быстро-быстро побежала
И в дом вошла с корзинкой земляники.
Но мать и дочь опять бедняжку гонят,
Гелена вся от злости посинела,
– Не смей спать стоя, глупая корова,
Раз ты зимой сыскала землянику,
Беги скорей, найди мне спелых яблок.
И поменялись месяцы местами…
Едва сентябрь взмахнул своим жезлом,
Лес превратился в царские палаты,
Стволов колонны мощные и листья,
Не листья, обожжённые загаром,
А огненный опал, рубин, янтарь…
И красотой деревьев венценосных
Хотелось бесконечно наслаждаться,
Но ветер налетел – и листопад.
Земля в пятиугольных листьях клена,
Запахло сыростью осенней и грибами.
Марушка не успела оглянуться,
А перед ней уж яблонька стоит,
И яблокам так тесно на ветвях,
Все – гроздьями, как кисти винограда,
Но высоко, достать девице трудно.
Тут Март легко два яблока сорвал,
Два самых крупных, золотых с румянцем,
Марушке протянул и говорит,
– Сейчас тебе нарву еще таких же.
– Спасибо, милый Март, я им отдам,
Два этих яблока, а мне не надо, –
И пред Марушкой пролегла дорожка,
Девица быстро-быстро побежала
И оказалась в доме, и Гелене
Два яблока прекрасных подала.
Гелена съела яблоки, вздохнула,
И говорит сестре, – Давай еще,
Мне много надо, ты их где рвала? –
– За дальним лесом, на горе высокой,
Сидят двенадцать братьев,
И от них я получила яблоки в подарок… –
– Ах ты свинья, вранливая хавронья, –
Тут на сестру Гелена закричала, –
Ты яблоки все съела по дороге! –
И разъярившись, выгнулась как кошка,
Чтобы Марушке в волосы вцепиться.
– Постой-ка, – мать ее остановила, –
Раз дали даже нашей замарашке,
Коли не врет, два яблока в подарок,
То нам подарят что-нибудь получше.
Ну надевай скорее, дочка, шубу! –
– Но если ты нам соврала, Марушка, –
Сестре в дверях Гелена пригрозила, –
То на себя пеняй.
И лиходейки,
Чтоб получить подарки побогаче,
Отправились искать двенадцать братьев.
Вздохнула мать, – У нас одна корова,
Не худо бы вторую попросить. –
– Заткнись, – сказала матери Гелена, –
У нас есть случай стать мне королевой,
Корону я просить у них хочу. –
– Не заносись, – ответила ей мать.
На это дочь ей живо возразила, –
– Когда я получу от них корону,
Я дам тебе хорошую работу:
Мыть будешь королевскую посуду
И со стола объедки уносить. –
Так злая мачеха и жадная Гелена,
Бранясь и споря, по лесу брели
И добрели до этой самой горки.
Тут перед ними появился старец
С лохматой бородой белее снега,
И месяц ледяной спросил их строго, –
– Что вы здесь ищите, зачем сюда пришли?
– Ты что за спрос, – Гелена огрызнулась, –
Зачем тебе знать нужно, старый дурень,
Что мы здесь ищем и куда идем? –
– Нам нужно отыскать двенадцать братьев, –
Сквозь зубы деду буркнула старуха,
И сразу вспыхнул на горе огонь,
И осветил вокруг костра фигуры.
Но гости поленились лезть на гору,
А только громко снизу закричали, –
– Спускайтесь к нам сюда и поскорее,
Ведь мы к вам за подарками пришли! –
И братья головами покачали,
Поудивлялись, а потом спросили, –
– Каких же вам подарков захотелось? –
– Хочу в подарок получить корову,
Корова нам нужна, – сказала мать.
– Хочу в подарок получить корону, –
Сказала дочь. – Чтоб королевой стать. –
– Получите вы обе по заслугам, –
Наморщил лоб свой месяц ледяной,
И старец поднял жезл над головою.
И стал огонь гореть в костре слабей.
Луна исчезла. Небо помрачилось.
Снег хлопьями такими повалил,
Как будто чёрт вытряхивал перину.
Мать с дочерью в испуге заметались,
Сердитые насупленные ели
Хватали их колючими ветвями
И все старались по лицу хлестнуть.
Сугробы преграждали им дорогу,
Метель сбивала с ног, кусая, жаля,
Обеим застилая им глаза.
Заплакал ветер голосом ребенка,
И в мутной мгле злодейки потерялись.
А в доме ожидала их Марушка.
Вдруг слышит скрип дверей в сенях и шорох,
Вернулись, значит, обе, не замерзли,
Обрадовалась добрая душа.
Но нет, пришли не мачеха с Геленой,
Вошел, кто б мог подумать, месяц Март,
И к месяцу Марушка подбежала, –
– Скажи скорее правду, что там с ними,
В лесу окоченели и погибли? –
– Да живы, живы, – месяц отвечал, –
У них теперь свои дела, вороньи.
Сейчас сама увидишь. В это время
Над домом пролетали две вороны,
Одна кричала, – Кар-р, хочу корову! –
Другая, – Кар-р, я требую корону! –
И с карканьем они умчались прочь.
– Как грустно, – опечалилась Марушка, –
Неужто больше им не быть людьми? –
– Ну как не быть! – ей тотчас Март ответил. –
Конечно будут, если захотят,
Пусть только захотят и им помогут,
Но тут нужны не месяцы, а годы.
Однако мне пора, костер погас,
Все разошлись, и я пришел проститься,
Да вот не знаю, как тебя зовут… –
– Меня зовут Марушкой замарашкой,
Дразнила так меня сестра Гелена,
А мама называла меня Мартой. –
– Мы Март и Марта, – месяц замолчал,
И посмотрел на Марту, и так нежно
Еще никто на Марту не смотрел.
Тут Марта, застыдившись, покраснела,
А месяц наконец заговорил, –
– Когда ты только подошла к костру,
Я понял – вот она, моя душа,
И я к тебе сегодня не прощаться,
Сказать по чести, свататься пришел.
Хочу, чтоб ты была моей женою,
Я унесу тебя в волшебный край,
В страну, где братья месяцы живут,
И не грусти, что нам с тобой вернуться
Возможно лишь, когда приходит март,
Ведь главное, что возвратиться можно.
Теперь ответь скорей мне – да иль нет?
И пусть сейчас судьба моя решится! –
Но Марта ничего не отвечала…
Не знаю я конца у этой сказки,
Не ведаю о том, что было дальше,
Но если вы когда-нибудь весною
Пройдете по лесной душистой роще
И вдруг увидите – цветут фиалки,
То знайте, что по этой же лужайке
Примерно за минуту перед вами
Март с Мартой, взявшись за руки, прошли.