Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 162




Кира ШПИЛЕВАЯ

foto1

 

(Псевдоним Ольги Головановой.) Поэт, соведущая творческого центра «Облака вдохновения», автор трех поэтических книг и публикаций в периодике. Лауреат I Международного поэтического конкурса «Орфей», Всероссийского фестиваля «Русский лад» и др. Член СП Москвы и СП России.

 

 

ИГРА В КЛАССИКИ

Эссе

 

Об этом человеке мне говорили как об очень строгом редакторе и академике, который формировал очередной том поэтической антологии. Так что, в дверь кабинета, где размещалась его издательство, я, тогда начинающая поэтесса, даже не постучалась, – поскреблась.

Он встретил приветливо, спросил, откуда я узнала о формировании сборника. Я ответила. На стене висели награды и дипломы, которые присуждались ему и его издательству. Почти ни на что не надеясь, протянула свою подборку стихов… Он прочитал несколько первых страниц и сказал: «Оставляйте, о результатах позвоню…»

Он действительно позвонил, но предложил мне больше, чем я могла даже представить, он предложил выпустить книгу, мою первую книгу под его редакцией! В сборник, он сказал, отобрал три стихотворения.

Книга действительно увидела свет, и, была тепло встречена читателями и слушателями. Дошла очередь и до этого сборника. До последнего момента я знала только его рабочее название «Родина».

Вот предо мной гранки моей будущей публикации… Показали и титульный лист сборника. Читаю: «Всеобщая энциклопедическая антология. Пятнадцать веков высокой русской лирики…» И… лукавая усмешка в усы главного редактора: «Ну, как, ощущаешь себя классиком?..» Хорошо, что я сидела на стуле! Сил хватило лишь скаламбурить по поводу детской игры с прыганьем по расчерченным клеткам…

Недавно я узнала, он умер (эссе написано в 2009 году. – ред). А на книжной полке выстроились тома «Золотой библиотеки поэзии» под редакцией Владимира Ленцова, в одном из которых нашлось место и мне.

 

 

О МЕЧТЕ

Эссе

 

«Лето – это маленькая жизнь…»

                           О.Митяев

 

Я поняла – в моей жизни случайностей не бывает. Давнее событие может оказаться судьбоносным с позиций сегодняшнего дня. Последнее лето перед выпускным классом. Я в числе других счастливчиков стою перед Приёмным корпусом Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок». В кармане – путёвка. За воротами – целый город белых, похожих на многопалубные лайнеры корпусов, а за ними – синее, до рези в глазах, море…

– Чем же ты хотела бы заниматься, девочка?

И я, наверное, впервые задумалась: «Что же самое главное в моих увлечениях, без чего я не могу?..» Собравшись, с мыслями ответила: «Писать стихи, рисовать, знакомиться и изучать новых для меня людей…»

Так я оказалась в пресс–центре дружины «Звёздная». Каждую неделю – новая стенная газета дружины. Пресс-центр бурлил, он фонтанировал идеями, ведь каждая творческая группа для газеты готовила свой материал…

Смена пролетела. Мы вернулись домой. И началась жизнь с «освоением новых маршрутов», «взятием вершин», падениями, анализом ошибок и покорением новых высот…

Я и представить не могла, каким долгим окажется путь до воплощения моей детской мечты. Но это – уже другая история. А может быть, продолжение этой?..

 

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Эссе

 

Это стихотворение написано много лет назад. Мы с моим первым мужем – физиком по специальности – потеряли горячо желанного ребёнка: не любят, ой не любят наши врачи «старородящих». Куда лучше, когда «само рассосётся»! Я просто представила, чтобы я делала, если бы мой единственный малыш остался жить…

Ранее я даже и подумать не могла о личной жизни: пожилые родители, отдавшие «оборонке» всю жизнь, к тому моменту вышли на пенсию, и я была единственным финансовым гарантом поступления, а затем учёбы младшего брата на дневном отделении престижного вуза. К тому времени я уже несколько лет совмещала работу программистом с учёбой в институте. Работу программиста на прежнем поколении ЭВМ понимающие люди сравнивали по затратам здоровья с работой молотобойца в кузнице. А в то время на эту специальность, «купившись» на внешний антураж, рванули исключительно девушки. Знали бы они, что их ожидает! Это потом, когда я впервые «по скорой» оказалась в больнице, словосочетание «женщина-программист» вызывало у врачей горькую сочувственную улыбку. Мало у кого из нашего выпуска, работавших по специальности с самого начала учебы в институте, были дети...

Мой младший брат окончил институт. Я вышла замуж. Мой будущий муж несколько ранее закончил тот же институт, что и мой брат, но по другой специализации. Он был единственным ребёнком своих родителей. Мой брат женился, и у него родился сын – единственный продолжатель нашего рода.

Зарплату в НИИ, где брат к тому времени защитил кандидатскую диссертацию, платили с очень большой задержкой, а ребенка и жену надо было кормить и одевать. Но вот подвернулся один зарубежный контракт, другой… Сроки контрактов увеличивались. И, в конечном счете, с братом уехала его семья – жена и маленький сын. Тогда моему племяннику было всего пять лет.

Мальчик пошел учиться в местную школу в одном из графств Великобритании, где учились дети разных национальностей из разных стран мира. Малыши легче привыкают к новому образу жизни…

Бабушка и дедушка переписывались с внуком и его папой и мамой по Интернету, но что значит эта переписка по сравнению с «полным погружением» в чуждый мир. С оказией присылались фотографии и видеофильмы об их жизни ТАМ. Племянник рос. Вот уже его приняли в отряд скаутов… Вот уже он празднует свою первую «круглую» дату в кафе – так практичнее, не надо мыть посуду. Вот поступил в частную школу – надо и о дальнейшем, высшем образовании думать…

А я вспоминаю, как на день рождения к нам в двухкомнатную «хрущёбу» приходили одноклассники брата, а позже его институтские однокашники – целой группой во главе со старостой – места хватало всем! Вечер порой грозил перейти в научную конференцию, до такой степени эти почти мальчики «бредили» наукой и ее новым направлением – физико-химической биологией. Они были первым выпуском известного вуза по этой специальности.

Академик (известный широким народным массам как председатель Общества борьбы за трезвость в период «перестройки и гласности») – умер. А был он, кроме этого, еще гениальным ученым, директором целого НИИ, куда была распределена большая часть их институтской группы. Гранты зарубежных и наших меценатов испарились… Где теперь большая часть «звездного» выпуска? Угадайте!

Как-то раз, прилетев на две недели с отцом в Москву, племянник с гордостью произнёс: «Я – англичанин!»

Зашлось сердце от боли…

 

……………………….

Все наши лучшие ребята

Уедут дальней стороной.

Исчезнут русские Степаны,

Серёжи, Славы, Игорьки…

А за горами, за долами

Родятся чудо-мужики:

В России звался он Иваном,

А на чужбине будет Ив.

И Алексом родится Саня,

Про русских бабушек забыв.

в ночь на 1.01.95*

Неужели?..

 

* 1.01.95. В этот день была годовщина моей свадьбы, мы сидели за праздничным столом, по НТВ передали сообщение о входе российских танков в Грозный.