Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 160




Михаил ГУНДАРИН

foto2

 

ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ КНИГУ

(Виктор Пелевин. KGBT+. М. Эксмо, 2022, 560 с.)

 

Михаил ГУНДАРИН

 

Родился в 1968 г., окончил факультет журналистики МГУ. Кандидат философских наук, доцент, преподает в вузах. Автор нескольких книг стихов и прозы. Как критик публикуется в «толстых» журналах и интернет-изданиях. Живет в Москве.

 

 

ИСКУССТВО БУДУЩЕГО И ЛЕСТНИЦА ЧЕРЕПОВ

 

Новый – ежегодный, как мы все знаем – роман Виктора Пелевина является с формальной точки зрения продолжением предыдущего, «Transhumanism Inc». Книги связаны героями, развитием политических и экономических обстоятельств придуманного Пелевиным социума будущего и т.п. По сути, «KGBT+» мог быть одной из частей впечатляющего эпоса о прекрасном новом мире, вышедшего годом раньше. И это было бы лучше всего. Уже потому, что при всех достоинствах Transhumanism (на мой вкус, самой удачной вещи Пелевина за последнее время) – это более трактат, чем роман. «KGBT+» придал бы тому тексту живости и динамичности. А так – честно говоря, самостоятельное значение нового романа (все же, скорее, повести) невелико.

При этом, конечно, у книги немало достоинств. Мир будущего описан Пелевиным в двух книгах с великолепным сарказмом и множеством остроумных подробностей. Это мир победившего феминизма (женщины считаются «сильным полом»), «зеленой повестки» (все передвигаются на лошадях, в городах стоят деревянные избы и терема) и тотального контроля над сознанием. Механизм этого контроля является пародией на действие нынешних масс-медиа – благодаря постоянно присутствующим с человеком (и вживленными в его мозг) приспособлениями, все внешние сигналы проходят отбор, подвергаются постоянному контролю. В итоге одни сообщения «подсвечиваются», на них акцентируется внимание субъекта, а другие проходят абсолютно незаметными. Не так ли все и сегодня, без всяких мозговых имплантов!

«Transhumanism Inc» касался всех сторон этого мира, в том числе метафизической. Мы с изумлением узнали в самом конце романа, что за всем происходящим стоят наши старые знакомые – вампиры (и в это смысле «Transhumanism Inc» продолжает дилогию «Empire V и «Бэтман Аполло»). В «KGBT+» об этом нет ни слова. Здесь затрагивается, прежде всего, проблематика искусства в зомбированном, пронизанном сверху донизу щупальцами тотального контроля, мире – и отношения творцов с власть имущими. Герой-рассказчик занят «вбойкой» – чем-то вроде современных рэп-шоу, но с глубинным проникновением в чипированные мозги аудитории. Много, как всегда, остроумного и едкого сказано что про шоубиз, что про власть, его контролирующую и им пользующуюся. По Пелевину, власть в прекрасной (нет) России будущего принадлежит, с одной стороны, консерваторам (так называемым «сердобол-большевикам», про них и про их генезис написано уморительно смешно). С другой – глобальной корпорации Transhumanism Inc (именно она принимает решения по-настоящему). Ситуацию вполне отражает говорящее имя главного героя, оксюморонное и крайне актуальное – Салават. Да-да, соединение «сала» и «ваты» в одном…  Заглавие книги – сценический псевдоним героя, тоже вполне говорящий.

Как обычно, «KGBT+» полна пессимистичных выводов и мрачных щуток в пелевинском духе (мне, впрочем, показалось, что здесь он уж слищком брюзжит и остроумен далеко не всегда).

Много пространных рассуждений разного рода. И о рэпе, и о его творце (а также о Творце), и о смыслах жизни и истории. Вот, например, фрагмент дискуссии, которая, думаю, многим напомнят споры, ведущиеся сегодня. «Один подпольный сибирский философ пишет: гуманизм – это привилегия тех, кто живет на вершине великой пирамиды из черепов, а русского человека разве туда пустят? Пора бы уж допереть, мы не субъект истории, а ее расходный материал. Те самые черепа. Какой еще гуманизм и так далее. Не хочу начинать долгий спор, бро, поэтому очень кратко: на вершине пирамиды из черепов – они же. У истории вообще нет субъекта. Только черепа.

Разница между этажами заключается исключительно в косметике и анестезии. У нас ее меньше, и нам, с одной стороны, страшнее жить, а с другой – проще проснуться и понять, в какой мир мы попали»

Есть в книге и пелевинский «специалитет» – доза поп-буддизма, который так часто использовался автором в прежних вещах, что и не проймешь – то ли он в шутку продвигает эти идеи (все про мнимость существования да переселение душ), то ли всерьез. Впрочем, это относится и к многому другому в «KGBT+»

Нельзя не отметить, что традиционно рассуждающий в духе «чума на оба ваших дома» автор на этот раз более критичен к условным «властям» (в отличии от прямо «антиоппозиционной» «Любви к трем Цукербринам», например). Впрочем, беспощаден Пелевин-сатирик и к феминизму, и к «зеленой» повестке, и, конечно, к шоу-бизнесу и искусству в целом.

Но, увы, складывается ощущение, что мощный сатирический заряд в этот раз все же пролетает мимо. Новая вещь Пелевина с точки зрения сатиры то ли отстала от нынешних бурных событий, то ли их обогнала (хотя намеки на происходящее по тексту рассыпаны).

Нет оригинальной художественной концепции – нет и актуального, интересного сатирического начала (которое многими читателями – например, автором этой рецензии – ценится у Пелевина в первую очередь). В итоге удачей назвать новую книгу никак нельзя.

Ну что ж, подождем еще годик, до новой пелевинской вещи.