Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 159




Светлана НЕЧАЙ

foto1

 

(Марковская) Автор статей в журналах «Справочник классного руководителя», «Начальная школа», «Управление начальной школой», «Справочник педагога-психолога». Автор двух книг прозы. Литературные публикации –в журналах «Кольцо А», «Гуманитарный архив», «Контрабанда», «День и ночь», альманахе «Нестоличная литература», в педагогическом журнале «Творчество в детском саду» и др. Член СРП.

 

 

ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХ И ВНИЗ

 

Вправо – влево, вверх – вниз… Мы прекрасно понимаем, о чем речь. Но как возникли эти понятия? Почему в них наблюдается, так сказать, смысловое неравенство? Правое – всегда хорошо, левое – всегда плохо. Правильно, вперед, вправо – эти слова обычно взаимосвязаны.

У нивхов (этот народ обитает на дальнем Востоке и обладает замечательным по архаичности языком), чья жизнь была тесно с реками, направления в пространстве четко задаются течением реки. Движение по течению обозначается суффиксом – а, против – ке (или – кхе: здесь должен стоять геминант, разделитель звуков, но для языков, у которых такого инструмента нет, звуки либо сливались, либо появлялось этакое разделительное /х/). Иначе говоря, понятия вниз и вверх первоначально были связаны с движением по и против течения. В финно-угорских языках кук (верх) явно в родстве с этим «кхе».

Суффиксом –та или –тха у нивхов обозначалось движение от берега в воду, а суффиксом –хе – наоборот, от берега или опушки в лес. Возможно, такая же система ориентации была и у других народов, но не сохранилась в речи. В европейских языках роль суффиксов ограничена, им уступают предлоги, которые выступают в роли своеобразных векторов движения и пространственных операторов.

Давайте посмотрим, с чем связаны слова «право» и «лево» в разных языках. С понятием «правый» ассоциируются такие слова, как право (закон), числительное первый, бор (лес на горе), немецкое berg (гора). На греческом dеks (правый), откуда dike (закон). С понятием левый (left на английском, lаеve на латинском) – английское low (низкий), larg (широкий), life (жизнь), латинское lama (болото), lenis (мягкий, тихий).

В древнерусском языке имелась для этого другая пара слов: десна (правый), шуия (левый). Десный, брат латинского слова direct (прямо) с меной р/с, возможно, происходит от того же корня, что даг (гора, тюрк., финно-угорск.), таш (камень, тюрк.). От латинского direct – английское truth (истина). Шуия связано с древним корнем су (вода в тюркских языках), откуда молдавские шумя (родник), шувой (поток). Глагол «сыпать» в древнерусском означал «лить». Су-я означает «к воде». Суффикс –а и ныне в тюркских языках означает движение к чему-либо: Москвая – в Москву.

На таджикском правый «дуруст», на казахском «дурыс», это ИЕ корень, сравним латинское direct (прямо), которое происходит от греческих drus (дерево) и tur (единица). А на валлийском правый iawn, то есть «первый», от ИЕ корня one. Поэтому имя Иоанн, Иван можно перевести как «первенец». На венгерском правый – iobb, это тот же корень, что в валлийском, только дифтонг сгустился до /б/. А значит, слово «мама» (ава, ана, аба) значило «первая», «предводительница».

«Секонд» – второй, но происходит от слов «сук», «единица», «ветка». На азербайджанском «саг» – здоровье, целостность, а также правый. То есть когда-то это была единица, но другой корень ее вытеснил на второе место. На греческом «правый» – sosta, ото того же корня с меной к/с.

Получается, правое связано с высоким, сильным, левое – с низким, водянистым, медленным. Известно, что благодаря силе Кориолиса у всех рек Евразии правый берег выше левого. Из-за вращения земли вокруг своей оси один из берегов подмывается сильнее, второй же обычно пологий. В случае, если река течет в одно из южных морей, выше оказывается правый берег. Но когда река течет на север, как это делают Лена, Обь, Енисей и другие реки Сибири, правая сторона оказывается расположена зеркально! Если наша гипотеза верна, это обязательно должно отразиться в языке. Действительно, в Китае и у азиатских тюркских народов у понятия левое – положительные коннотации, у понятия правое – наоборот! Хотя в популяции китайцев не больше левшей, чем среди русских, а значит, это не связано с биологическими особенностями. Возможно, выбор принципа письма справа налево или слева направо тоже связан с этими понятиями.

Если правое связано с правым, высоким берегом для рек, текущих на юг, то правые притоки могут сохранить названия, связанные с понятием право, а левые притоки – наоборот. Однако же Десна – левый приток Днепра, а Шуя – правый. Что из этого противоречия следует? Что реке дали название люди, которые пришли с востока, где правый и левый берег расположены наоборот относительно сторон горизонта. То есть ориентирование по солнцу в данном случае вступало в противоречие с более древним ориентированием по рекам. И получается, наша первая родина – Сибирь, Дальний Восток.

Левое в тюркских языках обозначается словом «сол». И ясно, что это одно и то же слово, что и «шуия», и что «сол» ему предшествовало (с/ш). Правое в тюркских языках – «сах». «Сах» и «сол», в соответствии с системой нивхов, должны обозначать движение к берегу (со-ах) и к воде (со-ул). Приставка и предлог со-/ко– есть в латинском, русском языках и означают действие, совместное с кем-то, чем-то. «Лея» – вода в финно-угорских языках, сравним с русским лить. «Ах» или «эки» – единица в финно-угорских языках и санскрите, и в соответствии с этим означает также гору, высоту, камень. Получается, пара «сах» и «сол» действительно происходит от древней системы ориентации по рекам. Позже вода в уральских языках стала называться словом ок, откуда названия многих рек, в том числе Оки. И мифические близнецы Сах и Сол, дети богини реки Байгул, стали зваться уже Чак и Чок, т.е. произошла палатализация. Интересно, что Чак в то же время означает зарю. Возникает образ соперничества двух племен, обитавших на левом и правом берегу большой реки. В Сибири востоку соответствует правый берег.

Чаще всего реки берут начало в горах, поэтому связь понятий «вверх по течению» и «вверх» относительно вертикали, конечно же, существует. На азербайджанском «ашары» – вниз, внизу. «Шир» – это камыш, тростник, густо растущий в поймах рек, а шар – вода на санскрите. Одно из древних названий Дона – Шир. Широм когда-то называлась и река Тигр в Азии. Получается, вниз – это то же, что к пойме, где камыши.

У воды, в зарослях камыша, была сосредоточена жизнь обитателей реки. Это ведь не только источник пищи. Из камышей строились жилища, лодки, шились одежда и обувь, из тростника – папируса делалась первая бумага. Тюркское слово ширин (сладкий) происходит от шир (тростник). Египетская и Шумерская цивилизация зародились буквально среди камышей. Жители рек были первыми моряками, исследователями, торговцами.

На английском языке камыши – rush, что соответствует русскому рогоз (камыш). От rush – немецкое recht (правильно, прямо, вперед), а также direct (прямо). Почему движение по течению ассоциировалось с правильным, хорошим? Возможно, потому, что верховья рек обычно были непроходимы, безлюдны. Возможно, с понятием «рогоз» следует связать латинское rogio (костер, огонь), и этноним «руги» (название племени), которое, вероятно, позже трансформировалось в «русы».

Тюркское «шар» (камыш) – это результат палатализации. Прежде слово звучало как «сур». Такой корень есть в марийском, он означает палец, палку, травинку, единицу. В соответствии с мутацией с/т (сравним, например, этимологически тождественные греческие слова glotta и glossа (язык, речь), а также русскую пару глотка – и голос) из «сур» могло получиться «тур» – а значит, такие слова, как «трава» и «тростник» родом отсюда. Родственником «сур» может оказаться и латинское herba (трава). И это вполне естественно: первые слова обозначали нерасчлененное понятие, просто зелень, растительность.

Итак, наши предки селились у рек, ближе к устью. Должны сохраниться слова, связанные с этими важнейшими ориентирами. Финно-угорское «кук» означает верх, а значит, движение против течения (вспомним нивхский суффикс – кхе, который мог преобразиться в кух, кук). И в то же время «кук» – это юг. Верховья каких рек находятся на юге? Правильно, сибирских. Слово «кук» в молдавском языке встречается в таких лексемах, как кукон (барин), кукуй (шишка), кокостырк (журавль), кухта (купырь).

Верховья рек были покрыты непроходимыми лесами. Возможно, само слово «ура» (так назывался лес в древности) происходит от «у рау», или au raw, верховье реки. «Рыу» на молдавском – река. «Рав» – древнее финно-угорское название Волги. Давайте посмотрим на современные слова: вверх, т.е. во-урах, молдавское вырф (вершина), уркэ (подниматься), роща, урочище. Наконец, не забудем английское rock (камень, скала).

Тюркское ирэли означает «вперед». Русский клич «ура» тоже означает «вперед». Для народа, который жил в устье реки (Волги или Дона, Оби или Амура) движение вперед означало «вверх по реке».

Для низовья есть в русском языке слово устье. А также уста (рот), низ, молдавское жос (вниз), тюркское агыз (ро, устье). После ротации ус/уз превратилось в ур, откуда слово гурэ (рот на молдавском), гирло (устье на украинском).

Итак, мы разобрались, как работала ориентация по течению рек у наших предков. Но как совмещалась эта система с ориентацией по солнцу, которая была не менее важной? С чем были связаны понятия север и юг? На иврите юг – «сэнуб», от корня сун – солнце (сравните с английским sun). На башкирском – «коньяк», т.е. солнечный край. Ведь мы хорошо знаем слово «кон», от которого такие слова, как закон, князь, исконный. Когда-то оно означало также солнце. На чувашском юг – кантар (солнечная земля, территория). На латинском юг переводится как «полдень». Так же, «полночь» и «полдень», называли стороны света наши предки.

Если юг – край солнца, то север, получается, – край тьмы? На башкирском это так: теньяк, страна тени. Тень – это не просто отсутствие света, а великая и грозная богиня, изначальная бездна, Тун бури и Тамья у булгар, Дана скандинавов, а у русичей – тьма и туман. В греческом языке север – borras, край бурь, ветра. На ирландском «ночь» и «день» соответственно tuaiceart – deisceart, т.е. край тьмы и край дня.

Север и юг, по идее, должны быть связаны с понятиями зимы и лета. В латышском зима – ziemelu, а в аварском и азербайджанском – шимал, в древнеиндийском – hima, в латинском hiems. И в любом из них мы прекрасно узнаем слово «зима». Что же значил этот корень? Почему «зима» так похоже на слово «земля»? Не следует ли из этого, что наши предки – северяне? Сравним слово «земля» в родственных языках: латышское ziemelu и литовское siaure. Часть корня «ели» и «уре» означает край, конец. Что же значит первая часть, ziem, sia(m)? Оно, думается, происходит от древнего корня swa (свет). В этнонимах саамы и суоми (финны) он сохранился. Только в полярных областях можно видеть северное сияние, явление, которое на наших предков оказало огромное впечатление. Истории о небесных огнях, о битвах небесных воинов есть в Веде, и даже в китайских сказаниях. В древнеиндийской религии Сома – бог луны. Так же назывался ритуальный напиток Вед. Мутация м/б/в помогает восстановить корень «Сибирь» до север и swar. Сварог – древнее божество славян. От этого корня – свет. А с меной т/с это Твастер, творец всего сущего.

Восток и запад представляют собой начало и конец солнечного пути. На английском это est и vest от корня sut (единица, конец, нога, палка). В латинском такая связь еще более очевидна: oriente – occidente, где ente – end, конец. Значит, ori – верх (сравним с «гора») occi – низ (сравним с Ока – река, вода). Для человека, который стоит на берегу реки, эти ориентиры совершенно очевидны: берег высок, река внизу. Аналогичный смысл и происхождение у марийской пары эрвел – касвел (путь вверх – путь вниз).

Есть еще одна ассоциация: vest – это past, прошедшее, то, что сзади, на молдавском фост. В русском это слово превратилось в хвост. Ведь он тоже сзади. Чтобы запад был позади, нужно встать лицом к востоку. Тогда по правую руку будет юг, по левую – север. Как мы заметили, правое ассоциируется с высоким, левое – с низким, водным. Действительно, если встать на берегу Оби или Енисея, все так и есть: устье реки слева, а ее верховья справа. Но ведь мы исходили из посылки, которую разделяет большинство археологов, что наши предки селились в устье Волги и Дона, которые текут на юг. И тогда, если стоять лицом к востоку, устье будет справа. Получается противоречие. И снова выходит, что предки наши селились много севернее, по берегам Карского и Белого моря. Согласно мыслям известного историка Л. Гумилева, климат в Евразии периодически меняется, так что большую долю тепла и влажности получают то северные, арктические территории, то южные, степные. Могла ли быть амплитуда этих изменений быть столь большой, чтобы прогрелась Сибирь и Арктика? Сколько тысячелетий назад это было? Мы не знаем этого. Если отдельные люди могут лгать, то язык не лжет никогда. А языковые факты упрямо твердят, что родина наших предков – Северный Урал, Арктика. Возможно, цепь островов, один из которых – Новая Земля. И лишь потом, после какого-то катаклизма, люди вынуждены были переселиться на юг, к другому морю, Каспийскому. Об этом же говорит и множество мифов Евразии.

Геродот в своей Истории пишет, что гипербореи обитали на острове у северного моря. Сейчас там Карелия. А море – не Карельское, а Карское. Значит, племя должно было зваться кары или карийцы. О карийцах пишет опять же Геродот. По его мнению, они населяли острова Эгейского моря в эпоху Критской цивилизации, причем не платили дань, а снабжали Кносский дворец изделиями своего ремесла. Позже карийцы перебрались в Азию, теснимые ионийцами. Было это в незапамятные времена, так что никто не знает, откуда они родом. В булгарском эпосе «Чулман Толгау» Карское море называется Чулманским, по имени бога, которому он посвящен. По характеру божество это похоже на Морского царя из наших былин. Чулману полюбилось, как играет на волшебной свирели мальчик, и он его не раз спасал. Почти как новгородского Садко. Я думаю, у этих историй один и тот же древний корень. Чулман до палатализации должно было звучат как Коло ман, или Микола. Коло или Коляда – древнейшее имя солнца у славян. Так что все пути ведут на север…