Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 158




* * *

Пьеса участницы нижегородского семинара драматургии, организованного АСПИ, который вели мы с Дмитрием Даниловым, Екатерины Тимофеевой – как бы подростковая. Но темы в ней поднимаются не только детские: что лучше – ложь во спасение или безрадостная, истинное лицо или маска? Может ли быть счастлив ребенок в неполной семье? Надо ли подстраиваться под общепринятые социальные установки или жить своей жизнью? Читать и смотреть ее, несомненно, будет интересно и взрослым.

Елена Исаева

 

Екатерина ТИМОФЕЕВА

foto1

 

Учится в Высшей школе сценических искусств К. Райкина (курс «Театроведение и драматургия»). Финалист драматургических конкурсов («Любимовка», «Ремарка», «Евразия», «Баденвайлер» и др.), а также участница театральных лабораторий и резиденций. Драматург-куратор на детских документальных лабораториях Марфы Горвиц (в рамках фестиваля «Территория. kids» и «Детского Weekend’а» – внеконкурсной программы «Золотой Маски»). Автор пьес, идущих Москве, Прокопьевске, Орске, Казани, Самаре, Кургане и Перми.

 

 

ПОЛИНА ИЩЕТ ПА

Путешествие из Москвы в Петербург в поисках мифического отца

 

ПОЛИНА – 13 лет

АЛИСА – воображаемая подруга, которая иногда говорит тоном мамы или бабушки Полины

МА

БА

ЯН – мальчик с электрогитарой

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА – учительница тире директор

 

Водитель

Тетя Майя

Тетя Ляля

Мальчик Алик

Мумия

Пассажиры автобуса Торговцы шариками

Фотограф

Андрей

 

0.

ПОЛИНА. Если губы Леонардо Ди Каприо приставить к носу Джонни Деппа, да взять сколько-нибудь развязности, как у Хью Лори, и прибавить к этому благородность Тома Круза, глаза Константина Хабенского, нет, лучше Джареда Лето и добавить к этой гремучей смеси лоб Роберта Паттинсона, то я бы точно сказала: это идеальный фоторобот! Он точно лучше, чем те два других, сделанных из Билла Мюррея, Андрея Миронова, Джима Керри и Джастина Бибера.

Итак, образец номер один: белолиций блондин, атлет. Мастер спорта, мастер по боям без правил и мастер по поеданию пельменей. Капитан дальнего плавания. Имеет деревянную ногу, холодный рассудок и горячее сердце. Получил ранение в сражении с пиратами, был высажен на необитаемом острове. На данный момент местонахождение неизвестно.

 Образец номер два. Мужчина с улыбкой Юрия Гагарина. Человек с высокими нравственными принципами. Находясь в одной клетке с хищником, смог убедить его перейти на сыроедение. Последний раз хотел отправить жене смску, что задерживается, да только связь не ловила в космосе. Пропал в черной дыре.

Образец номер три. Модель дядя Витя. Добряк, обаятельный парень и друг всех дворовых детей. Ходит в растянутой майке и шортах, которые подозрительно похожи на трусы, но нет, это всего лишь шорты поверх трусов. Сказал, что идет за хлебом. Хлеба дома до сих пор нет. Это мои отцы. По крайне мере так говорила моя мама в разные периоды моей жизни.

“Дорогая мама, я не могу больше это терпеть. Меня гонит прочь тоталитарное школьное общество. А еще ты сказала, что я тебя бешу. Я прислушалась к твоему совету быть самостоятельной, поэтому я уезжаю в Санкт-Петербург, сама, на блаблакаре, но ты не переживай, я не одна, со мной Алиса. Если я не вернусь, скажи Яну, что я любила его (зачеркивает) и передай мои извинения бабушке. Я у нее кое-что одолжила. Но я верну, честно…” Когда-нибудь я же начну работать? “ ...А еще скажи спасибо Марье Семеновне, без нее я бы никогда не решилась на этот шаг.” Да уж спасибо, Марья Семеновна. От души благодарю. Итак, а теперь запишем видео для рекламной компании. Думаю, нужно начинать с девяноста градусов. Итак, “В моей смерти прошу винить гимназию номер шестьдесят три, (пауза) а еще семейную спартакиаду, благодаря которой я поняла, что моя семья – неправильная…”

 

1.

МА. Нет, Полина.

ПОЛИНА. Да, мама.

МА. Нет, Полина.

ПОЛИНА. Да, мама.

МА. Еще раз повторяю – нет, Полина.

ПОЛИНА. Нет, мама.

МА. Да, Полина.

ПОЛИНА. Ха-ха, подловила.

МА. Я не буду участвовать ни в какой семейной спартакиаде. Как ты додумалась вписать туда еще и бабушку? Она же старая.

ПОЛИНА Что за эйджизм?

МА. У меня работа.

ПОЛИНА. Ничего страшного, пропустишь.

МА. Какая умная! А есть мы что будем?

ПОЛИНА. Я готова поголодать.

МА. А я не готова. Может, возьмешь вместо меня свою воображаемую подружку? Ей-то еды не надо!

ПОЛИНА. Я прошу проявить уважение к моим воображаемым друзьям.

МА. Мы с твоим психологом очень их уважаем.

ПОЛИНА. По условиям победившую семью пригласят на телепередачу, а еще сделают фотки. У нас будут фотки, мам. А еще красивая одежда. В которой мы тоже будем красивыми.

МА. А без красивой одежды мы не красивые?

ПОЛИНА. Ты меня не любишь.

МА. Вот только не начинай, пожалуйста.

ПОЛИНА. Ты меня не любишь.

МА. Полина, ты не представляешь, какая это ерунда.

ПОЛИНА. Ты. Меня. Не. Любишь.

МА. Давай, мы просто сфотографируемся и всё? Все вместе?

ПОЛИНА. Я хочу профессиональную фотосъемку.

МА. Будет профессиональная фотосъемка.

ПОЛИНА. И передачу.

МА. Я не знаю, как организовать тебе передачу. Захватить телебашню? Давай, я сделаю это, когда меня уволят с работы? Тогда у меня будет много свободного времени.

ПОЛИНА. Я хочу, чтобы ты приняла участие. И чтобы бабушка приняла участие. Ты постоянно уезжаешь. А бабушка пропадает в этой своей детской студии. Я тоже ребенок! Я хочу, чтобы вы обе пришли в субботу в школу. Я так хочу.

МА (уставшая, садится на кровать). Полина… Невозможно! Ну, невозможно! И зачем, и зачем тебе нужна эта спартакиада? Ты же называешь бессмысленными все школьные мероприятия!

ПОЛИНА. Знаешь, мама, иногда судьба сама дает нам шанс.

 

Звук электрогитары

 

ПОЛИНА. Как ты думаешь, Алиса, мне подойти к нему?

АЛИСА. Твои страхи слишком необоснованны.

ПОЛИНА. А что мне сказать – привет?

АЛИСА. Пока ты будешь думать, он уйдет.

ПОЛИНА. Ян, привет! (Алисе) Это прозвучало не слишком навязчиво?

АЛИСА. Не ссы.

ЯН. Ты кто?

ПОЛИНА (пауза). Алиса, он меня не помнит.

ЯН. Алиса?

ПОЛИНА. Нет, нет, я Полина.

ЯН. Ты только что сказала “Алиса”.

ПОЛИНА. Я разговаривала с голосовым помощником на телефоне. Не спрашивай, почему у меня в руках нет телефона. Что делаешь?

ЯН. Готовлюсь к семейной спартакиаде.

ПОЛИНА. Обожаю семейные спартакиады!

АЛИСА. Это неправда.

ПОЛИНА. Заткнись!

ЯН. Ты чего? Мы с тобой пять секунд знакомы.

ПОЛИНА. Господи, почему мои воображаемые друзья такие болтливые!?

ЯН. Какие воображаемые друзья?

ПОЛИНА. Просто, когда моих мамы и бабушки долго нет дома, ко мне приходит Алиса.

ЯН. Алиса?

АЛИСА. Вряд ли людям, которые тебе симпатичны, стоит рассказывать о своей шизофрении.

ПОЛИНА. У меня нет шизофрении!

ЯН. Какой шизофрении?

 

Полина кричит.

 

ЯН. Да что происходит? В тебе что демоны?

ПОЛИНА. Я говорю, что обожаю заниматься спортом. Зож все дела. Крутая тема.

ЯН. На самом деле не так важна эта спартакиада. Главное, что после нее будет выступление моей рок-группы. Вот это настоящая бомба! Слышала про “Деструкцию головного мозга”?

ПОЛИНА. Конечно, слышала. Я фанат “Деструкции”. Ты будешь играть на электрогитаре?

АЛИСА. Полина, он играет на электрогитаре на каждом школьном празднике. Зачем ты спрашиваешь?

ЯН. Я на каждом школьном празднике играю на электрогитаре. А ты будешь участвовать в спартакиаде? Там за победу даются разные плюшки типа съемок в рекламе. А еще Марья Семеновна обещала поставить плюсики по ее предмету.

ПОЛИНА. Да я как-то не собиралась… Да и вообще я не очень люблю фоткаться.

ЯН. Я бы встречался с девушкой фотомоделью.

ПОЛИНА. А вообще ты знаешь, это неплохая идея. Ну этот конкурс…приз… съемки… я бы даже поучаствовала.

АЛИСА. Ты шутишь?

ЯН. Ты шутишь?

ПОЛИНА. Нет, но, к сожалению… наш класс уже определился с участниками. Так что… я в пролете. Жалко упускать такую возможность, но что делать. Судьба!

ЯН. Марья Семеновна! Тут девочка хочет принять участие в спартакиаде!

 МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. О, Морозова. Хоть раз в жизни сделаешь путное дело. У нас как раз из вашего класса семья Овчаренко отвалилась с птичьим гриппом. Значит, будешь представлять седьмой “гэ”.

ПОЛИНА. Но я…

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Значит так, верх белый. Футболка выглаженная, без надписей. Нет без надписи – надевай наничку. Штаны любые, но желательно не короткие. Трусами не светим, спортзал с подиумом не путаем. Завтра нас будет снимать телевидение. У тебя кто придет? Нужно, чтобы от семьи три человека было.

ПОЛИНА. У меня как раз в семье только три человека.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Вот и отлично. Жду в пятницу. Не опаздывай. Приходи во всем новом, старое на физкультуру наденешь. Ян, умница. Плюсик напомни поставить, когда журнал будет. Морозова в пятницу жду.

ПОЛИНА. Значит… в пятницу вместе побегаем?

ЯН. Ты что, какой побегаем. Я же ведущий. Я потеть не буду. У меня выступление. Ну, а ты это, давай. Ты вообще смелая. Я бы на такое не согласился. Страшно позориться. Да и родителей лишний раз дергать не хочеться. Что им в кайф что ли бегать? Вообщем, успехов тебе. Спасибо за плюс от Марьи Семеновны. Я пойду еще кого-нибудь уговорю волонтером на спартакиаде побыть. Дерзай, победительница.

 

Ян уходит.

 

ПОЛИНА. Победительница… Разве взрослый самодостаточный человек не может сам принимать решение?

МА. Наверное, взрослый самодостаточный человек и может сам принимать решения, но ты-то тут причем?

ПОЛИНА. Может быть, бабушка перестанет говорить, что скоро умрет, если начнет бегать. Видишь, я забочусь о бабушке. Почему она каждый день заглядывает в одну и ту же книгу?

МА. Представляешь, Полина, некоторые люди любят читать.

ПОЛИНА. Но она открывает ее на пять секунд, а потом закрывает! Разве это чтение?

МА. Она хотя бы имитирует что-то полезное, а не роется в чужих вещах.

ПОЛИНА. Я называю это исследованием.

МА. После твоих исследований я ничего не могу найти.

ПОЛИНА. Глупо винить меня в своей рассеянности.

МА. Последнее, что я потеряла – надежду на счастливое родительство.

БА. Сколько раз говорила – прежде чем кричать, что вы что-то потеряли, посмотрите под диваном. Там спрятана половина нашей квартиры.

МА. Мама, Полина хочет сделать из нас цирковых лошадей!

БА. Полина Павловна, у вас семь пятниц на неделе, вы же хотели стать археологом, а не цирковой артисткой.

ПОЛИНА. Бабуль, а ты хорошо бегаешь?

БА. Награды на антресоли видела? Перед тобой бывшая спортсменка! Золотая медаль за короткую дистанцию, бронзовая за длинную. Знаешь, какие ноги у меня были? Длинные. Красивые. Недаром на меня сам генерал посмотрел. А еще я лучше всех через веревочку в школе прыгала! Мне в классе все девчонки завидовали. Но в цирк я с вами не пойду.

МА. Это не цирк, мама, а новая прихоть Полины. Семейная спартакиада.

ПОЛИНА. Голодные игры, бабуль.

БА. А ты поешь и не будешь голодной.

МА. Пожалуйста, объясни, что нашей семье это не нужно.

БА. А почему не нужно? Благое дело. Я отменю занятия в студии. Время проведем с пользой. Ты, Элина, отгул возьмешь. Мы ведь в конце концов семья.

МА. Мама, ну какая спартакиада! У тебя же старая травма! Почему ты ей во всем потакаешь!

ПОЛИНА. Бабушка, я так тебя люблю!

БА. Не мамкай мне тут, Элина! Старая – не новая! Зажила давно. Что плохого нам будет от участия? Конечно, ты меня любишь, Полина. Когда твоя мама разъезжала по командировкам, ты меня до семи лет называла “мамой”. Но ты не расслабляйся, дорогуша. Впереди – тяжелые тренировки.

ПОЛИНА. Какие еще тяжелые тренировки? Бабуль, ты что шутишь?

БА. Вы что забыли? Я же жена генерала. Смииирно. Животы втянули, спину выпрямили. Двадцать приседаний. Затем – двадцать секунд планка. Нам надо подготовиться.

МА. Но, если мы собрались участвовать, нам совсем не обязательно выигрывать.

БА. Вам-то да, но бабушка никогда не проигрывает. Отжимания. Десять раз.

 

2.

ЯН. Итак, пришло время узнать имена наших участников, которые будут защищать честь гимназии номер шестьдесят три. В левом углу ринга – команда Супер Смирновы. Посмотрите на этих тигров, кажется, они вот-вот норовят вырваться из своих метафорических клеток и разорвать противника. У их соперников уже дрожат поджилки. Нет? Отрицательно машут головами участники команды Победоносное трио. Они настроены очень решительно. Посмотрите, с какими уверенными лицами они делают разминку. Сразу видно – будущие победители. Последние участники – команда Три сестры – еще не начали, но уже выглядят побитыми. Соберитесь, сестры! На кону большой приз! Напоминаю, нас спонсирует магазин молодежной одежды “Перехожу на ты”. Победившая семья получит ценные призы, а главное – возможность стать лицом бренда. Впереди – смертельная скакалка! Та команда, которая больше раз синхронно прыгнет через скакалку – победила! Счастливых вам школьных игр и пусть удача всегда будет с вами!

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Янчик, ты что как на армреслинге, нас же телевидение снимает. Давай без лишнего пафоса.

ЯН. Морозова бабку привела. Как она прыгать будет?

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Гэ класс всё равно никогда не выигрывает.

ЯН. Шестьдесят один… шестьдесят два шестьдесят три… С молниеносным отрывом команда “Три сестры” лидирует. Впереди вышибалы… Вот это бабуля!

 

3.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА (говорит по телефону). Олечка, дочка, ну скажи, зачем вам с Володей разводиться? Ты что не понимаешь, какой это стресс для Анечки. Поживите вместе, пока она не вырастет, не травмируйте ребенка. Сейчас начнется дележка-пердежка: чья квартира, а мультиварка чья, а набор сервизный, который я дарила чей… Ну, щас! Отдам я тебе! А что Анечка скажет в школе, когда ее спросят, где папа? Прошу тебя, Олечка, ради дочкиного будущего, чтобы она росла в счастливой полноценной семье, умоляю вас двоих – не раз-во-ди-те-сь. Терпите. А то сначала развод, потом Анечка станет плохо учиться, закончит с тройками, уйдет после девятого, поступит в училище, сменит ориентацию… Ты этого хочешь от своей дочери? Ну, вот и славненько. Не забудьте с Володей, что я там ваши уроки переставила: у него ОБЖ первым, а у тебя география вторым. Ага, пока, и не забывай, что я тебе сказала. На педсовет в пятницу жду.

ПОЛИНА. Марья Семеновна, здравствуйте, у меня к вам вопрос.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. А, Полечка, здравствуй, заходи, пожалуйста. (в трубку) Всё, Олечка, у меня тут победители эстафеты пришли.

ПОЛИНА. Я хотела спросить, что нам лучше надеть на съемки? Может быть всё белое? Хотелось бы, конечно, черное, но мама говорит черное – мрак.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Я как раз хотела поговорить об этом, Полечка.

ПОЛИНА. Я Полина.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Скажи, пожалуйста, Полечка, ты хорошо себя чувствуешь?

ПОЛИНА. Отлично. Но я – Полина.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. А кушаешь ты нормально?

ПОЛИНА. Макароны сегодня ела.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. С мясом?

ПОЛИНА. Нет, с кетчупом.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. С кетчупом!...Так просто и без всего?

ПОЛИНА. Ну да, просто макароны с кетчупом.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Они хоть… свежие?

ПОЛИНА. Мама позавчера сварила.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Понятно, несвежие, значит. Голодаешь.

ПОЛИНА. Так что надевать – черное или белое?

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Я хотела тебе сказать, что вы с мамой и бабушкой большие молодцы! Я от души поздравляю вас с заслуженной победой! Вы прекрасно выступили в рамках школьного мероприятия. Но для съемок... возможно, понадобится больше участников. Я имею в виду… других членов семьи.

ПОЛИНА. Так давайте я позову тетю Розу, тетю Ларису, дядю Матвея. Еще можно крестную Лизу позвать, она ради этого из Самары приедет.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Понимаешь, Полечка, твоя семья… она ведь неполная.

ПОЛИНА. Как это неполная? Вон я вам сколько человек назвала!

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. А вот семье Смирновых, которая заняла второе место, не нужно никого звать.

ПОЛИНА. Эти инкубаторские?! Вы вообще видели их? Такое ощущение, что их инопланетяне зачали в пробирке.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Полина! Что за слова! Как можно говорить такое про семью своей учительницы по географии. Никаких манер, одна бестактность. И как отправлять тебя сниматься от нашей школы?

ПОЛИНА. Я могу позвать еще тетю Любу с дядей Семеном из Ульяновска и их трех сыновей: Остапа, Гену и Валю…

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Полина, для этой рекламы нужен папа. Папа, мама и ребенок.

И никаких бабушек, племянников, теть и дядь.

 

Пауза.

 

ПОЛИНА. Но у меня нет папы. (Пауза.) Зато есть собака! Зачем нужен папа, если есть собака? Давайте, мы с собакой придем.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Не надо никакой собаки! Поэтому я предлагаю уступить возможность другой семье. Смирновы прекрасно подходят. Это же честь школы! На этой передаче будут семьи от всех школ города! Полина, я понимаю, у тебя было тяжелое детство.

ПОЛИНА. Вовсе нет.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Не держи в себе, я знаю, это последствия травмы.

ПОЛИНА. Какой еще травмы?

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Мать-одиночка...Бедность...Слипшиеся макароны с кетчупом…

ПОЛИНА. Нормальные макароны.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Не обманывай директора, Полина. Я же всё чувствую. Боль каждого ученика...

ПОЛИНА. У моей мамы есть имя. Ее зовут Элина! А мать-одиночка звучит как “маньяк-убийца”. И у нас в семье всё хо-ро-шо.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Я тоже говорю, что у меня всё хорошо, когда на душе скребут кошки. Но не бойся, Полина, со мной ты можешь не делать вид, что ты сильная. Я уже двадцать лет работаю в этой школе.

ПОЛИНА. Много работать вредно. Мне что нужно сказать вам, что у меня всё плохо?

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Да, милая, пожалуйста, не держи в себе.

ПОЛИНА. Так я сказала правду!

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Бедная, бедная девочка…

ПОЛИНА. До встречи с вами я не была бедной.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. В съемках примет участие семья Смирновых. Разговор закрыт.

 

Марья Семеновна идет к двери.

 

ПОЛИНА. Он придет в пятницу.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Кто?

ПОЛИНА. Мой папа.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Я не ослышалась? Ты же сказала, у тебя нет папы?

ПОЛИНА. Это… последствия травмы. Он… живет на соседней улице. Его зовут Павел. Я с ним просто редко провожу время. И на соревнования он не пришел, потому что работал. Но на съемках… он обязательно будет.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Но…

ПОЛИНА. Моя семья выиграла конкурс, Марья Семеновна. Нас снимала видеокамера. Всё документально зафиксировано.

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Съемки будут в следующую пятницу, в нашей школе. Но если что-то не получится, у нас есть, кому вас подменить. Сообщи об этом заранее.

 

Марья Семеновна идет к двери, а потом останавливается.

 

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Полина.

 

Пауза

 

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Смотря с высоты своего огромного опыта, я хотела сказать, что семья – это самое важное, что есть в нашем обществе.

 

Марья Семеновна идет к двери, а потом останавливается.

 

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Полина.

 

Пауза

 

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Я хотела еще попросить тебя, быть чуточку поскромнее. Всё-таки мальчики любят скромных. Всего хорошего тебе.

 

ПОЛИНА. До свидания, Марья Семеновна.

 

Марья Семеновна уходит.

 

ПОЛИНА (достает и читает открытку).“Дорогая Элина, хочу сказать, что считаю дни и минуты с нашей встречи. Хочу, чтобы разлука кончилась, а мы с тобой помирились. Ты не написала мне ни одного письма с тех пор, как приезжала ко мне в Петербург. Посылаю тебе открытку с твоим ненавистным городом, потому что в нем ты познакомилась со мной и влюбилась в меня. С нетерпением жду нашей встречи. Твой дорогой Павлик”.

 

4.

МА. Мне только что звонила Марья Семеновна.

ПОЛИНА. Она говорила что-то с высоты своего жизненного опыта?

МА. Зачем ты ей нахамила? Нельзя ругаться с директором! Тем более, если он твой классный руководитель!

ПОЛИНА. Мама, я хочу учиться в школе, где царит демократия, а не в этой старорежимной советской секте. Почему я называю Марью Семеновну Марьей Семёновой, а она называет меня Полечкой? Я за горизонтальные отношения! И вообще Марья Семёновна уже двадцать лет директор этой школы! Она что до ста лет будет директором? Я не хочу учиться в учебном заведении, где в директорах сидит один и тот же человек! И вообще, ты знаешь, она почти отказала нам в рекламе, но я ее отговорила! Так что скажи мне спасибо!

МА. Было бы здорово, если бы этой рекламы и правда не было.

ПОЛИНА. Чего?!

МА. Бабушке после скакалки было плохо. А я сегодня сыпала соль вместо сахара в кофе.

ПОЛИНА. Нормально путать белое.

МА. Сегодня я закинула белое стираться с красным.

ПОЛИНА. Нормально путать цветное.

МА. Поздравляю, теперь все твои школьные блузки – розовые.

ПОЛИНА. Я одобряю твою войну с этой черно-белой жизнью.

МА. Я устала, Полина. Еще и эти веселые старты… Я еле-еле взяла отгул на работе, оправдываясь сибирской язвой, бубонной чумой и тифом.

ПОЛИНА. Почему я не могу так делать в школе?

МА. В школе не платят деньги. А мне надо работать.

ПОЛИНА. Ты не представляешь, как для меня важна эта реклама! Там будет фотосессия, потом нас пригласят на телевидение, потом с нами сделают ролик, а еще баннеры по всему городу. Нас увидит вся школа! И… и… и еще кто-то!

МА. Разве без баннеров, рекламы и фотосессии мы не будем хорошей семьей?

 

Звук электрогитары.

 

ПОЛИНА. Нет.

МА. Полина, я бы не стала врываться в твою комнату, если бы у тебя был просто конфликт с Марьей Семеновной. Но зачем ты сказала ей, что мы придем вместе с отцом? С каким отцом, Полина?

ПОЛИНА. Ну кто-то же меня сделал! Теоретически он же ходит где-то по этой земле. Не из пробирки же я родилась!

МА. Я сказала, что у нас нет папы. Значит, мы не будем принимать участие. Им нужны не мы. Им нужны полные семьи.

ПОЛИНА. Давай подкупим какого-нибудь мужчину, дадим ему денег, пускай он придет вместе с нами! Ну, мама, мне очень важна эта съемка!

МА. Это нечестно, Полина. Нельзя всё решать с помощью денег. Зачем нам представляться теми, кем мы не являемся?

ПОЛИНА. Почему ты не хочешь ради меня что-то сделать?! Почему ты меня не ценишь? Почему ты меня не уважаешь? Почему ты дискредитируешь своего ребенка?

МА. Так, стоп, истерика. Полина, ну как я тебя не ценю? Я очень устала…А ты мучаешь меня. Неужели ты не можешь пожалеть меня? Помочь мне, быть самостоятельной. Сделать маленькое полезное дело: протереть пыль с бабушкиных книг, помыть посуду, убрать свои вещи. Неужели это так сложно сделать? Я не вывожу, Полина! Я просто не вывожу.

ПОЛИНА. Я нашла эту открытку в твоих документах.

МА. Ты рылась в моих вещах? Класс, что дальше – начнешь красть деньги?

ПОЛИНА. Пока только по мелочи. Итак, кто такой Павлик?

МА. Мне перед тобой отчитываться?

ПОЛИНА. Нет, можешь просто ответить.

МА. Павлик – мой старый друг, с которым я общалась, когда училась в Петербурге. Мало на свете Павликов?

ПОЛИНА. Одного я встречала в своем свидетельстве о рождении.

МА. О, следствие ведут колобки!

ПОЛИНА. Бабушка говорила, что ты приехала беременной из Питера. А это открытка с Петром Первым. Как думаешь, что из этого следует?

МА. Из этого следует, что твой отец – Петр Первый!

ПОЛИНА. Последний раз спрашиваю: кто такой Павлик? Если не ответишь – уйду из дома.

МА. Полина, ты меня бесишь. Почему ты считаешь, что мир крутится только вокруг тебя? Иди-ка ты на все четыре стороны. Иногда я жалею, что стала матерью.

 

Мама выходит. Полина бесится, начинает кричать, кидаться предметами в комнате. Подходит к книжному шкафу и бросает книги.

 

ПОЛИНА. Полина не убирается! Полина ленивая! Ты меня бесишь, Полина! Полина не помогает! Полина, будь поскромнее! Учись, Полина! Ешь манную кашу, Полина! Ты меня бесишь, Полина! Бесишь! Бесишь! Бесишь! Когда вы все прекратите меня учить!? Что это у нас тут такое? Горький? Нет, Сладкий. А это что – пособие по воспитанию детей? Ей всё равно не пригодилось. А это что – книга моей бабушки? Чтение портит зрение!

 

Грубо листает и вдруг останавливается, смотрит в книгу.

 

ПОЛИНА. Кажется, я поняла, почему бабушка любит читать.

 

5.

БА. Воооорыыы!

МА. Господи, что за крики.

БА. Элина, нас ограбили!

МА. Единственный выходной, а мне не дают выспаться. Ты хорошо посмотрела?

БА. Перелистнула каждую страничку. Нету!

МА. А ты смотрела “Смерть Артура”?

БА. Нету!

МА. А “Смерть Тарелкина”?

БА. Нету!

МА. Наверное, выпали. Найдутся. Не спрашивала у Полины?

БА. Ее тоже нету!

МА. Нет Полины? Как нету? Сегодня же выходной. Ей в школу не надо.

БА. Пойду еще “Смерть коммивояжера” посмотрю…

МА. Тут какая-то записка, похоже на почерк Полины. “Дорогая мама, я не могу больше это терпеть. Меня гонит прочь тоталитарное школьное общество… а еще ты сказала, что я тебя бешу. Я прислушалась к твоему совету быть самостоятельной, поэтому я уезжаю в Санкт-Петербург…”

 

Мама вскрикивает.

 

БА. Вдохнула-выдохнула. Успокоилась. Продолжила читать.

МА “...сама, на блаблакаре, не переживай я еду не одна…” Ну слава Богу! “Со мной Алиса”

 

Мама снова кричит.

 

БА. Стоп истерика. Вдох-выдох. Читай дальше.

МА”... если я не вернусь, скажи Яну, что я…” так это зачеркнуто “и передай мои извинения бабушке. Я у нее кое-что одолжила. Но я верну, честно…”

 

На этот раз плохо становится бабушке.

 

МА. Вдох-выдох. Вдох-выдох, мама.

БА. Да какой вдох-выдох! Плакала моя Италия!

МА. Какая Италию?

БА. Я деньги хранила… в книге!

МА. Ты же нам всем говорила, что это на твои похороны.

БА. Конечно, я всем говорила, что это на похороны, чтобы у вас совести хватило их не трогать! Что я серьезно буду копить на могилу? Я молодая бабушка! Я жить для себя хочу! А теперь всё! Чао итальяно!

 

Звонит телефон. Мама берет трубку.

 

МА. Алло, здравствуйте. Да, Морозовы. Да, это мы. Да те самые, которые победили. Что?!

 

Мама закрывает телефон ладонью, поворачивается к бабушке.

 

МА. Полина связалась с рекламной компанией и сказала, что отправляется на поиски своего отца в Санкт-Петербург (снова говорит по телефону). Да, да, она действительно его никогда не видела.

 

Мама поворачивается к бабушке.

 

МА. Полина сказала, что если она не найдет своего отца, то покончит с собой, потому что ей не дали шанса сняться в этой рекламе.

 

Бабушка садится. В трубке продолжают говорить. Мама не слышит. Мама плачет.

 

МА. Это всё я… Это все я виновата… А если из-за меня? А если из-за меня случится самое страшное?

БА. Отставить нюни! Собралась. Нельзя терять ни минуты. Что мы имеем?

МА. Телефон… У нас есть ее телефон…

 

Мама сбрасывает номер рекламной компании и набирает номер Полины.

 

МА. Не берет.

БА. С кем мы можем связаться?

МА. С водителем. Нужно открыть переписку в блаблакаре с компьютера. Ага, написала. Звоним в полицию?

БА. В полицию?

МА. В чем проблема?

БА. Придут органы опеки. Ты –мать-одиночка. Потеряла ребенка.

МА. У каких хороших родителей не убегают дети?

 

Молчание.

 

МА. Ладно, у хороших родителей не убегают дети. Но где ты видела этих хороших родителей?

БА. Посмотри ближайшую электричку до Питера.

МА. Через час.

БА. Мы сможем ее нагнать. Бери самый быстрый сапсан.

МА. Оформляю билеты.

БА. Собаке надо найти передержку.

МА. Уже написала. Ключи оставим в почтовом ящике.

БА. Есть предложения, куда она могла отправиться?

МА (пауза). Она едет к Павлику.

БА. Кто этот Павлик? Он имеет к ней какое-то отношение?

МА. Собирай вещи. Мы едем. Главное, чтобы она не успела сделать то, что пообещала.

 

6.

ПОЛИНА. Почему бабушка решила умереть именно в Венеции?

АЛИСА. Что?

ПОЛИНА. Книга называется “Смерть в Венеции”. Там же кругом вода. Как там хоронят? Мертвых пускают по воде как в Индии?

АЛИСА. Я не знаю… Но в любом случае, мы не должны были брать эти деньги.

ВОДИТЕЛЬ. Девочка, ты чья?

ПОЛИНА. А вон – моя мама сидит в наушниках.

ВОДИТЕЛЬ. Она твои документы не показывала…

ПОЛИНА. Вообще-то я показала вам своё свидетельство о рождении. Ну раз вы так настаиваете, мама убрала его глубоко в чемодан, он лежит вот под теми сумками самый нижний, а свидетельство в самооом дальнем отсеке в левом углу, хотя нет, постойте, кажется, в правом, а может он в сумке или нет все-таки в чемодане...

ВОДИТЕЛЬ. Все не морочь мне голову, сиди!

ПОЛИНА. Так вот, Алиса, неужели ты не понимаешь? Если бабушка копила эти деньги себе на похороны, а мы заберем их, то ей не на что будет умирать, а значит бабушка будет вечно жить. И вообще, когда мы еще побываем в Питере? Я хочу посетить Эрмитаж, Зимний дворец, Эрарту… И вообще Питер – это так красиво!

АЛИСА. Мы едем через промзону.

ПОЛИНА. Мы просто еще не доехали.

АЛИСА. Там серо и пасмурно.

ПОЛИНА. Это стереотипное представление. Я видела на картинках, что он довольно яркий город, а еще там дома похожи на итальянские домики. И улицы такие красивые и чистые, как европейские.

АЛИСА. Полина, почему ты всё время веришь картинкам?

ПОЛИНА. Дяденька, а вы в Питере были?

ВОДИТЕЛЬ. На заработки приехал. Пока живу в Питере.

ПОЛИНА. А ваш дом он какой… С парадной? С лепниной?

ВОДИТЕЛЬ. Какая лепнина, детка? Я живу на Академической. Там все дома похожи на большие серые гробы. И там нет Питера. Это такой район, который может быть в любом городе, а не только в Санкт– Петербурге. И вообще Питер… Он же только в центре Питер. А по бокам – обычная Россия.

ПОЛИНА. Почему-то об этом не упомянуто в моем путеводителе.

ВОДИТЕЛЬ. Ооо скорее всего там нет ни слова о ветре.

ПОЛИНА. О каком ветре?

ВОДИТЕЛЬ. Это ветер, который пронизывает тебя насквозь. Самый холодный северный ветер. Сколько не кутайся – бесполезно. Особенно плохо около воды.

ПОЛИНА. А вы разводные мосты видели?

ВОДИТЕЛЬ. Да какие разводные мосты, детка! Я когда за стол пообедать сажусь, я ногами по привычке ищу педали!

ПОЛИНА. Это ваша девочка?

ВОДИТЕЛЬ. Какая?

ПОЛИНА. Ну вон, фото висит.

ВОДИТЕЛЬ. Да, моя Айым.

ПОЛИНА. Как? Айым?

ВОДИТЕЛЬ. Дочка моя. Моё золотце.

ПОЛИНА. А вы ее любите?

ВОДИТЕЛЬ. Как можно не любить свою девочку? Тебя что твой папа не любит?

ПОЛИНА. (с паузой) Любит, конечно.

ВОДИТЕЛЬ. Это мой самый дорогой цветочек.

ПОЛИНА. А она тоже в Питере?

ВОДИТЕЛЬ. Неет, я к ней еще не скоро приеду. Она в стране другой. Но когда-нибудь мы обязательно встретимся. И я ее покатаю. И посажу на переднее сиденье. Хотя на самом деле не важно, где мы с ней встретимся: в Питере или не в Питере. Я ее в любом городе и в любой стране мира посажу на переднее сиденье. Мою девочку.

ПОЛИНА. Мою девочку...

ВОДИТЕЛЬ. Мне жена по ватсапу ее снимает, и я смотрю, как она стишки учит, как она песни поет, как она взрослеет... Очень многое я пропускаю из ее жизни… Но мне нужно, чтобы она красиво одевалась, кушала хорошо, чтобы у нее игрушки новые были, чтобы она другим не завидовала, чтобы все было у моей принцессы.

ПОЛИНА. У моей принцессы...

ВОДИТЕЛЬ. У Айым через две недели день рождения, а я опять не попадаю – начальник сказал: либо оставайся тут, либо езжай домой и оставляй машину. Видимо, опять придется ее по видеосвязи поздравлять. Чего взгрустнула? Может музыку тебе включить? Под музыку веселее ехать.

ПОЛИНА. Я просто подумала: может, мой папа… он тоже меня любит?

ВОДИТЕЛЬ. Конечно, любит! Как не любить? Это же часть себя. Ты же себя любишь. ПОЛИНА. Действительно, я же себя люблю.

 

Водитель включает музыку. Играет Stromae “Papaoutai”. Полина потихоньку засыпает, ей снится как ее воображаемые отцы – пират, космонавт и дядя Витя танцуют вместе с ней под эту песню, по очереди приглашая ее на танец. Водитель ищет другую волну. Звучит “Ты уехал в Петербург, а приехал в Ленинград…” или какая-то другая странная песня, под которую Полина и ее воображаемые отцы не знают, как танцевать, но всё равно танцуют. Музыка сменяется на энергичную или, может, на что-то народное. Полина с отцами отрываются. Машина резко тормозит. Полина ударяется о спинку переднего сиденья.

 

ВОДИТЕЛЬ. Приехали!

 

Все пассажиры просыпаются и сонные начинают выходить.

Полина идет следом. Все разбирают свои вещи. На улице моросит. Противный ветер сдувает Полину. Она дрожит и затягивает капюшон.

 

ПОЛИНА. Извините…

ПАССАЖИР 1. Да, да, родной, я только что приехала… Поставь, пожалуйста, воду, сварим пельмени. А еще, завари чай. У нас к чаю что-нибудь есть? Мне в магазин зайти?

ПОЛИНА. Простите, а в какой стороне...

ПАССАЖИР 2. Да, дедушка, я доехал. Нет, ничего со мной не случилось… Дед, ну я же сказал...

ПОЛИНА. Вы не знаете где метро?

ПАССАЖИР 3. Еду, еду, вызываю такси и еду. Кто это там кричит? Скажи Машутке – я скоро приеду! С подарками!

ВОДИТЕЛЬ. Ну что, детка. Вот тебе и Питер. Только смотри, будь аккуратнее, этот город, он не каждого принимает. Некоторых оставляет в себе жить, а кого-то заглатывает, переваривает и выплевывает. Сложно тут одному выжить. Вон твоя мама-то куда пошла! Беги за ней!

ПОЛИНА (думая на секунду о своей маме). Мама! Где мама? А эта… Да, точно. Моя мама.

 

У Полины громко урчит живот. Гремит гром. Ветер продувает до костей. Полина идет за незнакомой женщиной.

 

ТУТ ДОЛЖЕН БЫТЬ АНТРАКТ

 

7.

Лестничная клетка питерской коммуналки. Полина звонит в квартиру. Дверь открывает Тетя Майя.

 

ПОЛИНА. Кажется, тот адрес… Добрый день, а тут живет Павлик?

ТЕТЯ МАЙЯ. Как зовут?

ПОЛИНА. Полина.

ТЕТЯ МАЙЯ (в глубь квартиры). Лялечка, тут пришла какая-то Алина!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ (из квартиры). Кто, кто? Амина?

ПОЛИНА (громко). Я – Полина!

ТЕТЯ МАЙЯ (в квартиру). Лялечка, она – Полина! Пришла к Алику!

ПОЛИНА. Я пришла к Павлику!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ (из квартиры). Карина пришла?

ПОЛИНА. Полина!

ТЕТЯ МАЙЯ (в глубь квартиры). Она Полина! (Полине) Ты без подарка?

ПОЛИНА. Я как-то не подумала…

ТЕТЯ МАЙЯ. Что лясы точить – заходи давай. Дует.

 

Полина заходит, снимает куртку. Тетя Майя уходит, появляется тетя Ляля. Они очень похожи.

 

ПОЛИНА. Как быстро вы переоделись!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ты без подарка? Как зовут?

ПОЛИНА. Так я ж вам сказала! Полина.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Не помню такую. Да Бог с тобой, проходи давай. Ванная – направо. Наше мыло в розовой мыльнице. Там две розовые мыльницы. Одна простая, другая с рисунком. Наша простая. С рисунком – это Федотовых. Полотенце справа. Белое. Там есть белое похожее на серое – не путай. Наше белое. Серое Артемьевых. В туалете сидушка нижняя бледно-желтая. Висит на гвозде. Тоже не путать. Наумовы ругаются, когда их сидушка оказывается теплой. Алик все время путает. Кстати, держи, подаришь ему вот это, чтобы он не расстраивался. Всё поняла?

ПОЛИНА. Мыльница – розовая без рисунка, полотенце – белое, но не серое, сидушка – бледно-желтая.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Я про подарок.

ПОЛИНА. А, да, подарю, конечно.

 

Полину проводят в гостиную, где стоит огромный стол с разнообразными угощениями. Во главе стола сидит грустный толстый мальчик. Один, в праздничном колпачке. За столом много разных стульев, на них лежат праздничные колпачки.

 

ПОЛИНА. Ого, ничего себе вы поляну накрыли. Думаю, так и надо встречать свою блудную дочь.

ТЕТЯ МАЙЯ. Лялечка, а ты уверена, что эта девочка учится с Аликом в одном классе? Она какая-то слишком крупная.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Сейчас девочки растут намного быстрее мальчиков.

ТЕТЯ МАЙЯ. И всё-таки с ней что-то не так… Ты посмотри, как наш котик хмурится.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Она единственная, кто пришел к нему на день рождения. Один ребенок из всего класса!

ТЕТЯ МАЙЯ. А я говорила, что у Алика нет друзей.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Мы купили конфеты для всех. Я надеялась, что хотя бы после этого небольшого подкупа ребята соблаговолят и придут.

ТЕТЯ МАЙЯ. Конфеты – не заменяют дружбу. И всё из-за его необщительности.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Надо сделать так, чтобы хоть она не ушла.

ТЕТЯ МАЙЯ. Солнышко, компотика подлить?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Курочки еще хочешь?

ТЕТЯ МАЙЯ. Соус нужен?

ПОЛИНА. Бешамель есть?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Есть майонез.

ПОЛИНА. Так и быть, буду. Бон аппетитос, Алик! Может, ты это, мой брат? Чего молчишь?

 

Алик хмурится. Он вот-вот готов заплакать.

 

ПОЛИНА. Надеюсь, нет.

 

Полина с аппетитом ест.

 

ПОЛИНА. А десерт скоро?

ТЕТЯ МАЙЯ. Ляля неси сладенькое! Дракончик проголодался! А что вы с Аликом не общаетесь? Ты не хочешь ему ничего подарить?

ПОЛИНА. Как дела, Алик? Меня тут твои тети попросили подарок подарить.

 

Алик хмурится и враждебно смотрит на Полину.

 

ПОЛИНА. Алик, у тебя папа есть? А мама?

 

Алик показывает толстым пальцем на теть и издает короткие звуки “па” и “ма”

 

ПОЛИНА. Ну, это же не твои настоящие родители. А кровного твоего папу как зовут? Случайно не Павликом?

 

Алик закатывается плачем. Обе тети на секунду замирают. Алик шепчет что-то на ухо тете Майе.

 

ТЕТЯ МАЙЯ (переводит шепот Алика тете Ляле). Алик говорит, что он впервые видит эту девочку.

 

Ляля и Майя с удивлением смотрят на Полину.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Девочка, ты не одноклассница Алика? Ты кто такая?

ПОЛИНА. А Павлик когда придет?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ ТЕТЯ МАЙЯ. Павлик?!

ПОЛИНА. Ну, да! Вот!

 

Полина протягивает открытку.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯТЕТЯ МАЙЯ (читают одновременно, бурно реагируя на каждую фразу, где-то они умиляются, а где-то хмурятся, называя маму Полины коварной женщиной) “Дорогая Элина, хочу сказать, что считаю дни и минуты с нашей встречи. Хочу, чтобы разлука кончилась, а мы с тобой помирились. Ты не написала мне ни одного письма с тех пор, как приезжала ко мне в Петербург. Посылаю тебе открытку с твоим ненавистным городом, потому что в нем ты познакомилась со мной и влюбилась в меня. С нетерпением жду нашей встречи. Твой дорогой Павлик”.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Но тут давно не живет никакой Павлик…

ТЕТЯ МАЙЯ. Ляля, подожди. Кажется, в соседней комнате жил Павлик, инженер.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Это которая 16 квадратных метра? Нет, ты путаешь. Это был Петр, он строитель. Они с женой съехали неделю назад.

ТЕТЯ МАЙЯ. Ба! А что они вещи в кладовке оставили? Кладовка-то общая!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Да, Петр с этой своей всегда были не очень. Ванну никогда не мыли, а если и мыли, то плохо. Зато комната у них была на два квадратных метра больше, чем наша.

ТЕТЯ МАЙЯ. А что они уехали и за свет не заплатили?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ба! Это что их свет на всех жильцов делиться будет? А они адреса не оставили?

ПОЛИНА. Мне нужен Павлик!!!!

ТЕТЯ МАЙЯ. Ляля, а ведь до нас здесь жил какой-то парень. Кажется, из политехнического университета.

ПОЛИНА. Моя мама закончила политехнический университет!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Да, да точно я помню, я с ним общалась. Он мне ключи передавал. Лет десять с лишнем назад. Мы тогда дубликат делали, так нам так цену заломили…

ТЕТЯ МАЙЯ. Ой и не говори, легче замки сменить было, чем попросить этого Ванечкина…

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Еще когда заехали полы такие были грязные… Студент этот даже и не подумал помыть. Жил, как свинарнике.

ПОЛИНА. Возможно, это мой папа! Студент политехнического! Он с моей мамой учился вместе!

ТЕТЯ МАЙЯ. Ляля, а поищи адресную книгу, может, ты записала адрес, когда он отдавал нам ключи от комнаты?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ты же знаешь, Майя, я всё записываю. Только вот Петра не успела с его этой. Он, наверное, специально незаметно уехал, чтобы за свет не платить.

ПОЛИНА. Вы серьезно? Адресная книга?

ТЕТЯ МАЙЯ. Лялечка долгое время работала в архиве. Она – человек системы. У нее вся жизнь рассортирована по папочкам.

 

Тетя Ляля открывает какой-то шкаф, там куча тетрадей, папок, записных книг.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. На, подержи, пожалуйста.

ПОЛИНА. Квитанции за две тысячи десятый год?..

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. И вот это подержи тоже.

ПОЛИНА. Тетрадка с чеками из продуктового магазина… Билеты на электричку? Рецепт из аптеки?

ТЕТЯ МАЙЯ. А вдруг пригодится! Забудешь, что при ангине пить – найдешь и посмотришь!

ПОЛИНА. Билеты на гастрольный спектакль “Лебединое озеро”? Господи, зачем вы всё это храните?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Это для души. А вот и она. Адресная книга. Перечень всех жильцов. Летопись коммунальной квартиры. Ищем Павла. Па..па..па...па… Ага. Вот адрес и телефон. Телефон домашний.

ТЕТЯ МАЙЯ. Столько лет прошло. Вряд ли он еще им пользуется.

 

Полина фоткает на телефон.

 

ПОЛИНА. А какой он?

ТЕТЯ МАЙЯ. Кто?

ПОЛИНА. Ну, Павлик.

ТЕТЯ МАЙЯ. Импозантный молодой юноша.

ПОЛИНА. Ого, импозантный.

ТЕТЯ МАЙЯ. С голубыми глазами.

ПОЛИНА. С голубыми глазами… Красивый?

ТЕТЯ МАЙЯ. Очень.

ПОЛИНА. Это точно мой отец!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Майя, кажется, ты путаешь с тем скрипачом, который жил у нас раньше.

ТЕТЯ МАЙЯ. Ляля, с каким скрипачом?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ну с тем, который жил в соседней комнате, ну в маленькой. Где десять квадратных метров. И постоянно пилил.

ТЕТЯ МАЙЯ. Мне всегда казалось, что там двенадцать.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. А Павлик был низенький коренастый и некрасивый парень.

ПОЛИНА. Нет, ну тогда это точно не он.

ТЕТЯ МАЙЯ. Ты опять путаешь. Это был Ермохин. Он пил и почти никогда не появлялся. А потом его комнату вскрывать пришлось, потому что он три дня не подавал признаки жизни и трезвости.

ПОЛИНА. Короче, спасибо, за угощения, хорошо у вас было. Пойду дальше. Алика с дэ эр! Не подскажите адрес этот… Это какая станция?

МАЙЯ. Ты, девочка, разве не местная?

ПОЛИНА. Не, я одна из Москвы приехала.

ТЕТЯ МАЙЯ ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Одна?! Из Москвы?!

ПОЛИНА (с большой паузой). Нееет.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Мы немедленно вызываем полицию!

ПОЛИНА. Как полицию? Не надо полицию! Я деньги украла! Мне нельзя в полицию!

ТЕТЯ МАЙЯ. Так она еще и деньги украла! Ляля, ты посмотри на нее!

ПОЛИНА. Нет, нет, вы не подумайте ничего дурного. Я же не из банка их своровала. Я всего-то украла деньги у своей родной бабушки.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ ТЕТЯ МАЙЯ. У родной бабушки! Какой ужас!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ни с места, воришка! Мы вызываем полицию!

ПОЛИНА. Кажется, ваш Алик… Он что-то съел и вот-вот задохнется.

 

Тети в ужасе подбегают к Алику.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯ И ТЕТЯ МАЙЯ. Алик, открой рот! Открой рот, Алик!

 

Алик сопротивляется. Полина убегает.

 

8.

ВОДИТЕЛЬ. Если бы я знал, что эта девочка едет без родителей, я бы никогда не посадил ее в автобус.

БА. По вам тюрьма плачет!

ВОДИТЕЛЬ. А по вам не плачет? Вы ребенка профукали!

БА. Вы даже документы ее не проверили! А если бы она ехала в заложниках?

ВОДИТЕЛЬ. Ну как я мог подумать? Обычный ребенок. Стоит в толпе взрослых. Ничего примечательного.

БА. Неужели, вы не увидели эту потерянную девочку? Это детское одиночество?

ВОДИТЕЛЬ. Она не выглядела потерянной. Все время болтала. Иногда даже сама с собой.

БА. Это точно Полина. Но заявление я на вас всё-таки напишу.

МА. Мама, прекрати, водитель ни в чем не виноват…

БА. Не мамкай, Элина! Да возьми ты наконец трубку! Кто там тебе звонит?

МА. Рекламная компания. Я не хочу с ними разговаривать. Они будут спрашивать про Полину. Скажите, как она была одета?

ВОДИТЕЛЬ. Очень ярко и очень легко. Слишком легко для Питера. Я еще подумал: околеет.

МА. Господи, мама, она уже замерзла! Она лежит где-то и мерзнет! А может быть даже… без движения!

ВОДИТЕЛЬ. Вы знаете, куда она пошла?

БА. Знаем. Но мы надеялись успеть перехватить ее.

ВОДИТЕЛЬ. Вот что, садитесь в маршрутку – отвезу.

БА. Мы сами.

МА. Вы не переживайте, мы на метро доедем.

ВОДИТЕЛЬ. Нетушки. Глупость – ребенку одному по Питеру гулять. Я и сам отец. Так что садитесь. Адрес какой?

 

9.

Полина идет по улице Рубинштейна. Около одной из машин стоят два парня и девушка. Они модно и вызывающе одеты.

 

ПОЛИНА. И почему про Петербург говорят, что это пасмурный и депрессивный город? Вот, Алиса, посмотри – из каждой машины торчит по шарику. Будто праздник какой-то.

АЛИСА. Что-то мне это не нравится. Эта улица очень шумная. И люди здесь… странные

ПОЛИНА. По-моему, они просто веселые.

ПАРЕНЬ1. Эй, кнопка, ты что здесь одна гуляешь? Не хочешь немного веселья? Нашему бармену сегодня новый баллон завезли.

ПОЛИНА. Как-как он меня назвал?

АЛИСА. Кнопка.

ДЕВУШКА. Ты чо больной? Ребенку газ предлагать?

ПАРЕНЬ1. Что с ней от азота будет? И вообще, киска, ты что меня не знаешь? Я бесплатно ничего не предлагаю.

ПОЛИНА. Привет, степлер!

ДЕВУШКА. Как она тебя назвала? Степлер?

ПОЛИНА. Привет, дырокол!

ПАРЕНЬ1. Какая смешная маленькая козявка.

ПОЛИНА. Йоу, Я с вами, канцелярские товары!

ПАРЕНЬ2. А ей, по-моему, и без шариков хорошо.

 

Все смеются. Полина тоже смеется со всеми, но не подозревает, что все смеются над ней.

 

АЛИСА. Полина, пошли отсюда, помнишь, мама говорила, держаться подальше от плохих компаний?

ПАРЕНЬ 2. Мелкая, куришь?

ПОЛИНА. Конечно, курю. Точнее курила, но недавно… Я решила бросить. Так сказать, заняться работой над собой. Я же победила в школьной… В одном спортивном соревнование. И теперь всё. Таймаут. А так я вообще с десяти лет курю.

ПАРЕНЬ2. Рилли?

ПОЛИНА. Первую папиросу попробовала еще в люльке.

ДЕВУШКА. В десять лет и в люльке?

ПОЛИНА. Это… образное мышление.

ПАРЕНЬ 2. Чо?

ПОЛИНА. Понты, говорю.

ПАРЕНЬ1. Ну, значит, тебе несложно будет сделать затяжку?

ПОЛИНА. Конечно несложно, но… Я человек слова. Слово дороже дела. Понимаете? За базар отвечаю.

АЛИСА. Полина, что ты несешь? Что ты делаешь? Мы должны срочно уйти отсюда! Иначе с нами произойдут неприятности! Это не наша компания! Это совсем не наша компания! Помнишь, мама говорила нам не ходить в такие компании!

ПОЛИНА. Успокойся, Алиса, ты видишь – я уже как своя. Они смеются над моими шутками.

АЛИСА. Они смеются над тобой, Полина! Мы сейчас огребем по полной, если не уйдем! Почему ты вдруг стала такой глупой!

ПАРЕНЬ1. Эй, кнопа, ты с кем там лясы точишь?

ПОЛИНА (Алиса). Алиса, я хочу, чтобы ты исчезла! Вон! Уходи!

АЛИСА. Но мама...

ПОЛИНА. Да мне все равно, что сказала мама! Мне не нужна мама! Мне не нужна бабушка! Мне не нужна ты! Я взрослый самостоятельный человек! Исчезни!

ПАРЕНЬ 2. Еще раз говорю – ей никакие шарики не нужны. Она и без них сама с собой разговаривает.

ПАРЕНЬ 1. Они бы нашли общий язык с Мумией.

ПОЛИНА. С кем? С мумией?

ДЕВУШКА. Эта одна сумасшедшая бабка. Очень древняя.

ПАРЕНЬ 2. Которая пожирает мозги непослушных детей.

ПАРЕНЬ 1. Она ненавидит всё на свете. В том числе и нас, хотя мы просто дуем шарики под ее окнами.

ПОЛИНА. А зачем вы их дуете? У вас же даже голоса не меняются! Они должны быть высокими и веселыми. От этого и смешно. А когда голос такой же – в чем прикол?

ПАРЕНЬ 2. Мы бы тебе показали в чем прикол. Но боюсь, кнопка, у тебя для этого прикола не хватит денег.

ПОЛИНА (достает из рюкзака кошелек с купюрами). У меня есть деньги.

 

Все трое молчат и смотрят на Полинины деньги.

 

ПОЛИНА. Так что, если ваши шарики стоят каких-то там две копейки, я с радостью их куплю.

ПАРЕНЬ 2. А ведь знаете, друзья, ведь мама, она с самого детства учила меня делиться.

ДЕВУШКА. Да, да, говорят, что если делиться, то всё потом к тебе вернется. Это ведь карма.

ПАРЕНЬ 1. Да, реально карма.

ПАРЕНЬ 2. А мы совсем не жадные.

ДЕВУШКА. Нисколечко.

ПАРЕНЬ 1. Правду, говоришь, киска.

ПОЛИНА. Я выбираю розовый! Но вы не подумайте, что это потому что я девочка или сексистка, просто тут мало выбора! У меня в парке у дома и то больше цветов!

ПАРЕНЬ 2. А тут от цвета ничего не зависит.

ПОЛИНА. А что дальше делать? Просто в рот и всё? И тогда весело?

ПАРЕНЬ 1. Берешь и вдуваешь. Одного шарика хватает на пять раз. Эффект – две минуты.

 

Полина держит в руках шарик. Парень 1 показывает какие-то знаки Парню 2.

 

ПАРЕНЬ 2. Что – страхово?

ПОЛИНА. Нет, конечно, что я – трусиха что ли? Это ведь просто шарик…

ПАРЕНЬ 1. Ну так давай в рот и всё. Отпускай.

ДЕВУШКА. Не дрейфуй, крошка. С нами же ничего не случилось. Мы живые.

ПОЛИНА. Что-то я не хочу...

ПАРЕНЬ 2. Ну мы тогда с трусихой дружить не будем.

ПОЛИНА. Я не трусиха.

ПАРЕНЬ 1. Нам трусихи совсем не нужны.

ПОЛИНА. Я не трусиха!

ДЕВУШКА. Фуу трусиха.

ПОЛИНА. Давайте на счет три.

ДЕВУШКА. Я буду считать: раз, два, два с половиной, три…

 

Слышится звук лопнувшего шарика.

 

ПАРЕНЬ 2. ШУХЕР! ВАЛИМ! ЭТО МУМИЯ!

 

Парень 2 толкает со спины Полину. Она роняет кошелек. Его хватает девушка и бросается вместе с остальными в машину. Шарики сдуваются с противным звуком. Машина уезжает.

 

ПОЛИНА. Стойте! Подождите! Это мои деньги! Я честно их украла!

 

Полина оборачивается: над ней стоит Мумия.

 

10.

МА. Что-то случилось с моей девочкой.

ТЕТЯ ЛЕЛЯ. Две куриные ножки, примерно двести грамм жареного картофеля, четыре конфеты.

ВОДИТЕЛЬ. Это весь ущерб, который она нанесла?

ТЕТЯ МАЙЯ. Большой кусок сливового пирога.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Да, большой кусок сливового пирога и деньги. Она их у своей родной бабушки украла.

ТЕТЯ МАЙЯ. Абсолютно асоциальная личность.

БА. Поддерживаю.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Мать какая-то вертихвостка, отец – свинтус.

БА. А это вы, простите, из каких источников узнали?

ТЕТЯ МАЙЯ. Из добросовестных. Он жил здесь.

БА. Кто он?

МА. Мама, здесь жил Павлик.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Так вы родственники той девочки?

БА. Представьте себе. Она – та самая вертихвостка. А я мать той самой вертихвостки. А еще бабушка асоциальной личности.

ВОДИТЕЛЬ. Я не родственник, но, кажется, уже породнился.

ТЕТЯ МАЙЯ. Мы вас, если что, не хотели обидеть. Это Ляля всё перепутала.

БА. Да, конечно! Не хотели они нас обидеть! Думайте, что говорите!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. А вы за своими детьми следите! И вы вообще-то в чужом доме. И ваша девочка нас обманула. Но ладно нас! Она ранила сердце нашего Алика, притворившись его другом.

ТЕТЯ МАЙЯ. Иуда!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Малолетняя Иуда!

БА. Мы сейчас вас расспросим и побежим вон из этого клоповника. Сумму, на которую Полина вас объела, я возмещу. Будет вам на пироги да на пряники.

ТЕТЯ МАЙЯ. Ляля, ты посмотри, какая хамка.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. И не говори, Майя.

ТЕТЯ МАЙЯ. Понятно почему эта девочка выросла малолетней преступницей! Она даже отца своего не знает!

ВОДИТЕЛЬ. А где отец вашего мальчика?

 

Тетя Майя и Тетя Ляля молчат.

 

ТЕТЯ МАЙЯ. Наш Алик… Он немного отличается от других детей. Сначала от него отказалась мать, моя сестра, потом от него отказался отец…

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Мой брат.

ТЕТЯ МАЙЯ. Ну мы-то от него отказаться не могли. Так и шпыняли Алика от тети Майе к тете Ляля. Потом объединились, сделались опекунами. И теперь мы официальные родители Алика.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Но Алик… Он стал очень замкнутым. И никакие психологи, логопеды и знахари не могли ему помочь.

ТЕТЯ МАЙЯ. Хотя мы водили его каждый день…

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. А он совсем замолчал.

 

Пауза.

 

МА. Здесь, в углу, стоял диван. Он был сломан и плохо раскладывался. Вот здесь на стене висел постер, порванный в нескольких местах и склеенный посередине скотчем. Сейчас я уже не помню, что на нем было изображено… Кажется, это была какая-то зарубежная группа, которую любил Павлик. У него был магнитофон, и я приносила кассеты, и мы долго сидели и слушали. Помню, у меня была любимая правая сторона, а у него левая. Так вот, когда я приходила, он ставил только правую сторону. Мы слушали музыку и танцевали, а потом на нас жаловались соседи. А мы делали вид, что ничего не слышим. Как же мы танцевали?

 

Мама делает какие-то движения ногами, пытаясь вспомнить комбинацию и поймать ритм. Но у нее ничего не получается.

 

Пауза. Все молчат и думают о чем-то своем.

 

МА. Я родила Полину от другого человека. А Павлика… Я просто любила.

 

Пауза.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Майя, я не знаю, что со мной бы произошло, если бы мы вдруг потеряли нашего Алика.

ТЕТЯ МАЙЯ. Это мой страшный сон, Ляля. Я бы никогда себе этого не простила.

Я бы все волосы на себе выдрала. И на тебе тоже.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ты права, Майя. Мы бы никогда себе этого не простили.

ТЕТЯ МАЙЯ. Бог с этой едой, скажите, мы можем вам чем-нибудь помочь?

ВОДИТЕЛЬ. Вы знаете, куда она пошла дальше?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Вот адрес. Но мы точно не уверены, что это адрес вашего Павла. Но девочка точно пошла туда. Другого варианта просто нет.

ВОДИТЕЛЬ. Так, барышни, собираемся.

ТЕТЯ МАЙЯ. А нам можно поехать? Мы тоже хотим принять участие в поисках. Да, Ляля?

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Конечно, Майя. Вы не думайте, что мы бесполезные! Мы очень даже полезные!

ВОДИТЕЛЬ. В машине всем места хватит. Собирайтесь.

ТЕТЯ МАЙЯ. (Кричит в комнату) Алик, надевай подштанники! Едем спасать девочку!

 

11.

Дом Мумии. Совершенно отвратительное место. Однокомнатная квартира, в которой нет перегородок, всё нагромождено и находится вместе. Ужасная грязь: цвета пожелтели, на обоях, мебели и полу – коричневые разводы неизвестного происхождения. На столе лежат фрукты, они почти почернели. В квартире настоящий туман, деревянные окна заклеены и, видимо, никогда не открывались. Форточка разбита и склеена малярным скотчем. Летают мухи. Полина сидит на кровати. Ей страшно неприятно. Мумия ходит по комнате, ставит что-то на стол худыми трясущимися руками.

 

ПОЛИНА. Тут у вас так интересно.

 

Мумия кашляет припадническим кашлем.

 

ПОЛИНА. Так много антиквариата.

 

Мумия издает странные горловые звуки.

 

ПОЛИНА. Тоже люблю старину собирать. Открытки, статуэтки, фигурки из киндр сюрприза… У вас есть фигурки из киндр сюрприза?

 

Мумия молчит. Она наливает чай. Льет мимо. Коричневые капли капают на полиэтиленовую скатерть.

 

ПОЛИНА. Да, конечно, чтобы появились фигурки из киндр сюрприза… Нужно, чтобы появились дети. А у вас… У вас, наверное, нет детей.

 

МУМИЯ. У меня был сын.

ПОЛИНА. А где он сейчас?

 

Мумия молчит и смотрит в пустоту, как будто сквозь Полину.

 

ПОЛИНА. А вы правда едите чьи-то мозги?

 

Мумия смотрит сквозь Полину.

 

МУМИЯ. Кто тебе такое сказал?

 

Полина вздрагивает от ее неожиданного голоса.

 

ПОЛИНА. Те ребята.

МУМИЯ. Паршивцы. Здоровскую взбучку они тебе устроили. Я с ними не первый год воюю.

ПОЛИНА. Почему они называют вас Мумия?

МУМИЯ. Потому что я очень и очень старая.

ПОЛИНА. Но… это не ответ.

 

Из разбитого окна слышится звонкий пронзительный смех. Мумия подходит и кричит в форточку.

 

МУМИЯ. Вон пошли! Пошли вон! Я сейчас милицию вызову! Оборзели совсем средь бела дня! Поорите мне еще тут! Достали своими шариками!

ПОЛИНА. Алиса, пожалуйста, приди ко мне, Алиса. Мне очень, мне очень страшно. Алиса. Алиса Алиса.

МУМИЯ. Столько лет живу в этой квартире… все время шумно.

ПОЛИНА. Почему вы не найдете новую квартиру?

МУМИЯ. А если… Мой сын решится прийти ко мне? А меня здесь не будет? Как он найдет меня?

 

Пауза.

 

ПОЛИНА. А зачем вы меня сюда привели? Я могу пойти?

МУМИЯ. Сиди.

 

Пауза.

 

МУМИЯ. Ты есть хочешь? Есть вермишель с тушенкой.

ПОЛИНА. Нет, спасибо.

МУМИЯ. Где твои родители?

ПОЛИНА. Они дома. Дома тепло и хорошо, там на окнах висят тонкие розовые занавески. Мама с бабушкой уже давно проснулись, позавтракали горячим хлебом с брусничным вареньем, возможно, мама испекла панкейки. Она иногда печет, если у нее появляется свободное время, но вообще она любит покупать готовую еду в магазине. Никто не идет в мою комнату, ведь все знают, что я не люблю вставать слишком рано и сплю до обеда. Особенно в выходные. Ждут до двенадцати. Комнату свою я очень люблю: я сама выбирала обои, шкаф и тумбочку с зеркалом. Моя комната выходит на светлую сторону. Я обожаю свою мягкую кровать и свой пушистый плед. А еще люблю собаку, которой запрещено сюда заходить, потому что она линяет, но я все равно ее пускаю. Мама стучится в мою комнату и никого не находит… Потом бабушка и мама обнаруживают, что меня нет. И наверное… они плачут. Мама плачет. Но бабушка держится. Бабушка все-таки жена генерала.

МУМИЯ. Я всегда обращаю внимание на потерянных детей.

ПОЛИНА. Я не потерянная. У меня есть семья. Просто… я сейчас не с ней. Вы сдадите меня в полицию?

МУМИЯ. Уже позвонила.

ПОЛИНА. Вы слишком расторопная для мумии.

МУМИЯ. Пока мы ждем, я расскажу тебе одну сказку. Когда-то давно жил-был один мальчик. Он был самым красивым мальчиком на планете. Его красотой восхищались все вокруг. Его матерью была сама королева, а он был принцем.

ПОЛИНА. Красивая?

МУМИЯ. Когда-то давно, она была красивой, но без мальчика… Королева зачахла. Но умереть она не могла. Королева была бессмертна. Это было ее наказанием.

ПОЛИНА. Да это же круто быть бессмертным! А что произошло с мальчиком?

МУМИЯ. Мальчик очень хотел побыстрее стать взрослым. У него был пылкий нрав, он не слушался королеву, ругался с ней и громко топал ногами. Один раз королева сильно накричала на него, и он ушел далеко-далеко в лес. Королева отправила за ним своих слуг, но слуги никак не могли найти мальчика. Тогда она позвала на помощь всех жителей волшебного королевства, и они все искали мальчика, но так ничего и не нашли.

ПОЛИНА. Разве это сказка? В сказках всё должно заканчиваться хорошо, чтобы в конце пир на весь мир, по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо, а у вас…

МУМИЯ(засыпая). Без него королева превратилась в мумию. Она не могла покинуть своё королевство и продолжила жить в вечном ожидании… Она ждала и верила, что ее маленький принц обязательно найдет дорогу домой…

ПОЛИНА. Интересно, а мои мама и бабушка… Они тоже превратятся в мумий, если я не вернусь домой. Сейчас я как будто забыла о том, что искала. Мне хотелось найти человека, своего родственника, чтобы посмотреть через него, какой я могу быть. Мне не нужен был этот человек… Мне просто хотелось посмотреть на себя со стороны… А теперь я очень... Я очень хочу домой…. Эй вы спите да? Очнитесь! Вы же… вы же не умерли?..

 

Полина со страхом подходит к неподвижной Мумии, но та начинает тихонечко храпеть. Полина снимает с кровати покрывало и укрывает им женщину. За окном видно, как идет дождь. Полина снимает с крючка черный дождевик и надевает его.

 

ПОЛИНА. До свидания, добрая Мумия.

 

12.

Полина, одетая в дождевик, который явно ей большой, идет по мокрому городу, но город кажется ей грязным и серым. Ноги давно промокли. Противный ветер дует в лицо и относит ее назад. Полина идет против ветра. Красивые здания сливаются в один портрет, состоящий из маленьких-маленьких дождевых черточек.

 

ПОЛИНА. Да где же этот дом? Где он? О, мама звонила… Так адрес… Улица такая-то дом семь… не находит… еще раз… Все равно нет… Нету такого адреса… Как нету? Неужели это неправильный адрес?

 

Полина останавливается около набережной.

 

ПОЛИНА. Нет дома, нет такого адреса, нет Павлика. Ничего нету.

 

Полина снимает рюкзак. Из него течет вода. Полина кладет его на каменное ограждение моста.

 

ПОЛИНА. Все намокло, рюкзак порвался… Что это? “Смерть в Венеции”? В моем рюкзаке? Серьезно? И зачем, и зачем я затеяла это путешествие. Всё ради чего? Мне нужен был папа? Мне нужна была реклама? Мне нужен был Ян? Что вообще мне было нужно?

 

Полина кладет руку в карман и находит там смятую купюру.

 

ПОЛИНА. Зачем я ограбила бабушку? А если она сейчас сидит и голодает, потому что ей не на что купить хлеба? А если мама сейчас сидит и плачет? А если у того водитель из-за меня него проблемы? А если тот толстый противный мальчик сейчас грустит, потому что я испортила ему день рождения? А если Мумия проснулась и пытается понять, приснилась ли я ей или нет? От меня отказалась даже воображаемая подруга, потому что я думала только о себе.

 

Полина ревет.

 

Я больше не буду никогда обижать маму! Я больше не буду ничего воровать! Я больше не буду брать вещи без спроса! Я не буду обманывать! Я не буду врать! Я не буду шантажировать! Я не буду убегать из дома! Я больше не буду!

 

Полина запрыгивает на ограждение моста, смотрит на мутную воду.

 

ПОЛИНА. Потому что меня больше не будет. У меня нет другого пути.

 

Мимо проезжает автобус. На секунду он закрывает Полину, а когда проезжает мимо – на набережной уже никого нет. Только лежит пустой рюкзак.

 

13.

В автобусе. Водитель, МА, БА, Тетя Ляля и Тетя Майя, по центру – довольный Алик.

 

БА. Мы уже пятьдесят кругов накрутили.

ВОДИТЕЛЬ. Ничего не понимаю. Либо адрес неправильный, либо этот дом когда-то был, но его теперь нет.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Так у нас тут пирожки есть...

ТЕТЯ МАЙЯ. Вот эти с мясом, а эти – с луком и яйцом…Передавай, Ляля.

ВОДИТЕЛЬ. Ну какие пирожки, дамы!

ТЕТЯ МАЙЯ. Без перекуса кислород плохо поступает к мозгу.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Чай в термосе надо?

 

Пауза. Автобус останавливается. Все едят пирожки и пьют чай.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯ (Тете Майе). Цветочек-то наш зацвел.

ТЕТЯ МАЙЯ. И не говори, Майя. У Алика отродясь такого дня рождения не было. Сидит, улыбается наш котик.

ВОДИТЕЛЬ. Я себе обещаю, что если мы вашу девочку найдем, то я брошу всё и поеду на день рождения к Айым.

МА (всхлипывая). Если найдем…

 

Все ее успокаивают.

 

БА. Наверное, глупость все-таки, Элина, что я тебе переубедила не обращаться в полицию. Какая разница, что о нас подумают? Какая разница, что к нам придут органы опеки? Пускай они там себе, что хотят думать, главное, что мы про себя правду знаем.

МА. Может, пойдем по набережной? Так эффективнее будет. А то мы круги делаем.

ВОДИТЕЛЬ. Давайте пойдем по набережной.

 

Молчат. Идут по набережной.

 

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Майя, посмотри, что за рюкзачок?

ТЕТЯ МАЙЯ. Выкинь, он на мосту лежит.

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Так выглядит, как новый! Возьмем для Алика?

ТЕТЯ МАЙЯ. Девчачий? Какой-то ребенок потерял. Вернется за ним и будет плакать.

БА. Похож на Полинин.

МА. Так это же и есть Полинин! Весь мокрый… Это что – “Смерть в Венеции”?

ВОДИТЕЛЬ. А где сама девочка?

 

Мама смотрит вниз, на воду. Она опирается на ограждение, чтобы не упасть и вдруг внезапно начинает заглатывать ртом воздух, как будто осознает какую-то страшную недоступную для других мысль…

 

МА. Она… она…

ВОДИТЕЛЬ. Чего?

ТЕТЯ МАЙЯ. Не томите!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Ну говорите, конечно!

БА. Элина, в чем дело?

МА. Она утонула!

 

Мама громко плачет навзрыд. Бабушка начинает тихо плакать, обе тети начинают плакать. Водитель держится, но тоже начинает плакать. Алик не понимает, что происходит, но плачет. Плачет громко, старается. Пауза.

К тете Майе подходит Полина. Ее не узнать, потому что она в черном дождевике с капюшоном. Пьёт кофе.

 

ПОЛИНА. Что здесь делает эта тетя?.. Тетя, а что случилась?

ТЕТЯ МАЙЯ. Девочка утонула.

ПОЛИНА. Как! А сколько ей лет было?

ТЕТЯ МАЙЯ. Вроде всего тринадцать…

ПОЛИНА. Какая жалость, это же прямо как мне…

ТЕТЯ МАЙЯ. Вот ее рюкзак…

ПОЛИНА. Прямо как мой…

ТЕТЯ МАЙЯ. А вот ее мама и бабушка…

ПОЛИНА. Прямо как мои… Подождите-ка, так это же и есть мои мама и бабушка! Мама! Бабушка!

 

Полина бежит к маме в объятья. Мама не узнает своего ребенка, одетого в черный большом дождевик, а когда узнает, то вскрикивает и резко дает ей пощечину.

Полина отходит на несколько шагов от мамы, с болью держится за щеку. Молчит. Пауза. Все смотрят на Полину. Молчание.

 

ПОЛИНА. Заслужила.

 

Мама хватает Полину и прижимает к себе крепко-крепко.

 

МА. Я больше никогда не скажу ничего плохого… Я больше никогда не буду тебя ругать…Пусть мне язык оторвут за то, что я сказала, что жалею, что стала матерью!

ПОЛИНА. Я больше никогда не обижу свою маму… Я больше никогда не буду трогать деньги своей бабушки… Бабушка, прости, пожалуйста, но меня ограбили! Я потеряла все твои деньги…

БА. Не в деньгах счастье, Полина. Главное, что ты с нами. А в Италию… Я еще как-нибудь съезжу…

ПОЛИНА. Мама, мой папа…Я его никогда не найду?

МА. Разве это так важно, Полина? Я всё тебе потом расскажу…

ПОЛИНА. Я ничего не понимаю… И куда-то делась Алиса.

БА. Алиса ушла, потому что теперь мы с тобой!

ПОЛИНА. И, правда, она ведь приходила только тогда, когда мне нужна была поддержка. Я вас очень люблю. Но в Петербург я больше не ногой!

АЛИК(внезапно)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

 

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

 

ТЕТЯ МАЙЯ. Алик…

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Мы от тебя такого не ожидали…

АЛИК (говорит плохо, но говорит). Будете меня каждый день по логопедам водить – я еще на несколько лет замолчу.

ТЕТЯ МАЙЯ. Мы больше не будем!

ТЕТЯ ЛЯЛЯ. Мы честно не будем!

 

Тетя Ляля и тетя Майя обнимают Алика. Мама с бабушкой обнимают Полину. Водитель звонит по телефону и общается с дочкой.

 

ПОЛИНА. У тебя телефон звонит.

МА. Наверное, рекламная компания…

ПОЛИНА. Мама, ответь, пожалуйста, телефон вибрирует, мне щекотно.

МА. Алло, здравствуйте, да, нашла дочку… Спасибо. Отца?

 

Полина отрицательно машет головой.

 

МА. Нет, отца, она так и не нашла. Что? (Полине) Рекламная компания заинтересовались этой историей и хочет снять нас. И никакая другая семья им не нужна. Ты счастлива?

 

Полина молчит.

 

МА. Полина, ты счастлива?

ПОЛИНА. Не знаю… Наверное, это уже не так важно.

 

Полина берет за руку маму и бабушку, и они выглядят как на самой красивой фотографии.

 

14.

Эпилог

 

Мама, Полина и бабушка в школе. Они красиво одеты и готовятся к фотосъемкам. Фотограф выставляет композицию. Ян – ассистент фотографа.

 

ФОТОГРАФ. Так, бабушка, вы низенькая, ручки положите на плечи внучке. Ага так, хорошо. Ракурс отличный.

МА. У меня лицо не слишком серьезное?

БА. Элина, у тебя всегда такое.

ФОТОГРАФ. Улыбаемся. Так, композицию выстроили. Андрей выходи.

 

Заходит Андрей. Высокий красивый мужчина в костюме.

 

ФОТОГРАФ. Так смотри, Андрей. Становишься между мамой и бабушкой. Одну руку кладешь девочке на плечо, другой обнимаешь маму.

МА. Не надо обнимать маму!

ПОЛИНА. А это кто такой?

ФОТОГРАФ. Это… человек из нашего офиса. Он нам поможет немного. Андрей обними ее, а ты обними его, как будто бы ты только что встретила своего папу.

ПОЛИНА (скидывает чужие руки). Да кто это вообще! Почему он должен быть на фотографии?

ФОТОГРАФ. Понимаете, ваша история… Она так нас всех зацепила, что мы решили ее немножечко докрутить, сделать так сказать лучше. Мы скажем, что вы как будто бы все-таки нашли папу и воссоединились с ним через столько лет…А Андрей нам подыграет.

ПОЛИНА. Но мы так никого не нашли.

ФОТОГРАФ. Как будто, девочка, как будто… Понимаешь, это имаджинейшен? Магия!

БА. Безобразие какое-то, а не имаджинейшен.

МА. Ну раз этого требует съемка. Давайте встанем и сфотографируемся.

 

Все становятся, как говорит фотограф. Полина балуется.

 

ФОТОГРАФ. Девочка, перестань.

 

Полина балуется.

 

ФОТОГРАФ. Все смазанное выходит. Прекрати, пожалуйста.

 

Полина балуется

 

ФОТОГРАФ. Угомоните своего ребенка. Ни одной удачной фотографии.

МАБА. Полина!

 

Полина шепчет что-то маме и бабушке.

 

МА. Ты уверена?

БА. Но ты же сама этого хотела!

 

ФОТОГРАФ. Эй, вы куда, подождите! Я ни одной фотографии удачной не сделал!

ПОЛИНА. Удачно вам пофотографировать. Кстати, Ян, не звони мне больше.

 

Полина с семьей уходит.

 

ЯН. Так я и не звонил…

 

Фотограф садится.

 

АНДРЕЙ. Может мне тоже пойти?

ФОТОГРАФ. Да стой ты!

 

Заходит Марья Семеновна.

 

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Ну, что вы уже закончили?

ЯН. Марья Семеновна, а вы мне плюсик поставите за то, что я ассистентом вызвался?

МАРЬЯ СЕМЕНОВНА. Да подожди ты со своими плюсиками!

 

Фотограф смотрит на Андрея, потом на Марью Семеновну и Яна, потом снова на Андрея.

 

ФОТОГРАФ. Странно, конечно. Но ладно. Что делать? Я его слепила из того, что было... Вери стренж.

 

Фотограф выстраивает Андрея, Марью Семеновна и Яна и делает кадр.

 

ФОТОГРАФ. Улыбаемся, друзья, улыбаемся! Делаем вид, что вы – абсолютно счастливы!

 

Полина, бабушка и мама идут по парку, и теперь они точно выглядят как на самой счастливой фотографии.

 

декабрь, 2021

 

P.S. Посвящается моей маме Наташе и бабушке Ирине.