Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 157




Валерий ГАНСКИЙ

foto1

 

Окончил Саратовский политехнический институт, инженер-строитель. Корреспондент саратовских СМИ. Публиковался в журналах «Уральский следопыт», «Искорка», «Советский воин», «Москва», «Волга ХХI век», «Сура», «Дон», «Дальний Восток», «Белая скала» (Крым), «Вышгород» (Эстония), «Новый ренессанс» (ФРГ), «Новая литература», «Родное слово», «День и ночь», «Страстной бульвар, 10», «Кольцо А». Автор нескольких книг поэзии и прозы. Лауреат литературных конкурсов и премий «Золотое перо Руси», «Русский stil», премии Артема Боровика, «Моя малая Родина». Член Союза журналистов России. 

 

 

ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ

Очерк

 

Этап первый. Почтовый бухгалтер.

 

Написал слово «бухгалтер», и тот час же возник в памяти образ моего деда военных лет – бухгалтера «Военторга». Чёрные нарукавники, в руках первобытный компьютер – счёты. Два длинных пальца – указательный и средний – ловко щёлкают костяшками. Музыка счёт: «так-так-так – говорит пулемётчик, так-так-так – говорит пулемёт». Память прерывается озорной мелодией из репертуара группы «Комбинация: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер…» Таковы изгибы человеческой памяти…

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова произнёс политрук Василий Клочков, уроженец села Синодское Саратовской области. Он был одним из 28 героев-панфиловцев, остановивших немецкое наступление под Москвой. Это страница героической истории Великой Отечественной войны.

Одна из мирных профессий героя была связана с почтой.

Не все знают, что Василий Георгиевич Клочков работал одно время бухгалтером почтового ведомства.

Всё началось с Михаила Непши, мужа старшей сестры Василия Анны. Семья Клочковых жила тогда на Алтае. Михаил Семёнович Непша сыграл особую роль в судьбе будущего героя. Непша прошёл курс обучения в советской партийной школе и стал связистом. Получил назначение в райцентр Угловое. Вот здесь восемнадцатилетний комсомолец Василий Клочков стал впервые постигать азы почтовой работы. Помогая зятю, порой выпрашивал разрешения подежурить ночью у телефонов.

 

Из автобиографии: «В Угловом я работал некоторое время продавцом в сельпо, а потом в сберкассе при почте контролёром сначала, а позже бухгалтером сберкассы».

В Угловом Клочков знакомится с Ниной Постновой, приехавшей учиться в школу крестьянской молодёжи. Дружба Василия и Нины вскоре переросла в любовь. «… С ним легко было и интересно. Первая юношеская любовь стала у нас вечной», ‒ вспоминала Нина Георгиевна позднее.

Но спутница любви ‒ разлука. Клочков едет в родное село Синодское (слегка холмистая равнина, зелёные страницы дубрав со светлыми прочерками берёз. Речка с ласковым названием Терешка). Нина едет в Омск, в медицинский техникум.

«Устроился работать старшим бухгалтером воскресенской райсберкассы, недалеко от Саратова» ‒ это первая волжская запись в автобиографии Клочкова.

Как вспоминал один из его сослуживцев Пётр Замараев: «Он отлично знал бухгалтерское дело».

Вскоре Михаил Непша получает назначение в Саратов. Василий Клочков, как ниточка за иголочкой, тянется вслед за родными ‒ тоже в Саратов. Из автобиографии: «Работал я в Краевом управлении связи бухгалтером, а вечером учился в стройтехникуме». Улица, на которой жили новоиспечённые почтовики, кстати, носит ныне имя В.Г. Клочкова.

После долгой разлуки к любимому приезжает Нина Постнова.

А 24 декабря 1934 года ‒ свадьба!

Вот как вспоминала Нина Георгиевна Клочкова первые дни после свадьбы: «Вскоре после того, как я приехала к Васе, мама, Анастасия Михайловна, вернулась в Синодское. Остались мы одни. Всяко было. Без заботы матери молодым не очень сладко...» И однажды прямо из кинотеатра Клочков отвёз молодую жену в роддом, всё приговаривая: «Потерпи, потерпи, скоро уже приедем». А она не без юмора отвечала: «Будто это от меня зависит – родить или обождать». Нина Георгиевна продолжала вспоминать: «А когда родился сын, Вася был так рад, что всё время торчал под окнами».

Из воспоминаний Нины Георгиевны: «Мама всё время звала нас в Синодское или хотя бы немного поближе к дому. Очень уж она скучала о Василии. И он тоже скучал. Прямо не мог жить без неё».

Собрались. Сборы недолги, хозяйство невелико. И поехали...

Так семья Клочковых оказалась в Вольске. Адрес: улица Чернышевского, 35. Домик с двором, у подножия меловой горы. Прямо у входа две 200-летние громадные ветлы в три обхвата, неподалёку речушка Малыковка, давшая первоначальное название городу Вольску. В переводе с татарского слово «малык» означает клад.

И вновь Василий находит знакомое занятие – работает на почте. Одновременно Василий является рабкором местной газеты «Цемент», сигнализирует о недостатках на своём предприятии. «Василий Георгиевич любил играть на гитаре, ‒ вспоминал Сергей Оприщенко. – Любил петь под гитару, пел частушки, шуточные песни». Часто наезжала из Синодского старшая сестра Таисия, которую Василий всю жизнь «Нянькой» звал. Как-то Таисия попала на премьеру любительского спектакля «Чужой ребёнок», в котором играл младший брат. «Все покатывались со смеху, когда он играл роль незадачливого мужа… Он бегает, суетится, что-то ищет, ничего не получается. Пот градом… Зрители долго аплодировали».

13 января 1938 года под старый Новый год родилась дочь Эльвира. «Эля, Эличка», ‒ так он её называл.

Из автобиографии: «Три года проработал в Вольском горторге, сначала бухгалтером-финансистом, а потом старшим бухгалтером универмага, бухгалтером-ревизором…»

Протокол № 31 от 9 августа 1939 года заседания партбюро первичной парторганизации Вольского Горторга: «19. Постановили утвердить директором Общественного питания Клочкова В. Г.» Клочков учится заочно. В удостоверении КЭ – 576 от 31 августа 1940 года об окончании Всесоюзного института заочного обучения (ВИЗО) Наркомата торговли СССР все специальные предметы сданы на «отлично», кроме статистики, сданной на «хорошо».

Последняя любимая рыбалка, последний отдых на Волге вместе со своим коллективом. Фотография запечатлела маёвку коллектива общепита во главе со своим управляющим. Вольск, Заволжье. Улыбчивый Василий Клочков озорно поднимает стакан в весёлом кругу сослуживцев.

И вот уже Алма–Ата. Наркомат торговли Казахстана, заместитель управляющего Алма-Атинским трестом столовых и ресторанов. Мирный труд перечёркивает война...

«Отечество в опасности!.. Всё для фронта! Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!..» Партийный комитет рекомендует Клочкова в стрелковую роту политруком. В семейном альбоме на последней фотографии, где он снят с трёхлетней дочерью Василий Георгиевич оставляет надпись: «И за будущее дочки ухожу я на войну».

Генерал Панфилов формирует дивизию в Алма-Ате в основном из рабочих и колхозников Киргизии и Казахстана. Штаб полка, куда пришёл политрук Клочков с красной звёздочкой на рукаве гимнастёрки, находился в техникуме связи. Приятная неожиданность ‒ в дивизии немало земляков. Командир дивизии Иван Васильевич Панфилов родом из Петровска Саратовской области. Командир полка Иван Васильевич Капров из соседней с Синодским деревни Вязовки. Комбат Иван Иванович Райкин ‒ дважды земляк: родился в Пензе, училище окончил в Саратове. Молодой политрук пишет матери: «Обещаю вам, дорогие мои, что в боях не посрамлю рода Клочковых».

12 ноября 1941 года Клочков пишет последнее письмо матери и сестре на родину в Синодское: «Немецкая свинья ползёт на Москву. Но не видать немцам нашей столицы, как свинье неба…»

Мы знаем, что Клочков не посрамил ни семью, ни Родину, ни народ. Он дрался до последнего вздоха, пока билось сердце, пока руки держали винтовку. Василий Клочков погиб 16 ноября 1941 года. Раненый, он бросился со связкой гранат под фашистский танк.

Через 8 месяцев 21 июля 1942 года вышел Указ о присвоении Клочкову звания Героя Советского Союза «за проявленные доблесть, мужество и героизм в борьбе с германским фашизмом».

 

Этап второй. «Надежда – мой компас земной»

 

…Валя была девочка бойкая. В школе слыла заводилой. Опекала младшего брата, который был на три года моложе неё. Не давала спуску дворовым мальчишкам, посмевшим обидеть горячо любимого братишку. Но, играя в учительницу, почему-то всегда ставила ему в журнале двойки, по математике, русскому и чтению. Крепко сложенная, спортивная, она собирала вокруг себя многих мальчиков. Валя играла в волейбол, баскетбол, хорошо бегала, занималась спортивной гимнастикой, пела в хоре. Низкий голос её звучал задушевно и проникновенно. И сама она, светлая, с косичками и вздёрнутой чёлкой, не шла, а летела, как белый голубь.

Но вот закончились школьные годы.

Благополучно сданы экзамены, и Валя ‒ студентка. Лекции, семинары, зачёты ‒ весёлая студенческая круговерть. Проучившись один семестр, Валя поняла, что это не её призвание. И решила уйти из института. Но как сказать родителям, которые мечтают видеть её инженером? И Валя решает идти на почту. Почтальоном.

Работа почтальона, вроде бы невесть какая ‒ ходи себе по улицам, разноси корреспонденцию. Тем более что Валя не ходит, а летает. Всё у неё спорится. Валентина, студентка-почтальон, возвращалась с очередного обхода своего участка, неся домой в портфеле свою зарплату. «Вот тебе, мама, истипендия».

Девочка Валя – это Валентина Николаевна Фешина, внучатая племянница героя-панфиловца Василия Георгиевича Клочкова. Живет в Саратове. В детстве бабушка, Мария Васильевна Логинова, много рассказывала внучке о своём двоюродном брате. Будучи ученицей саратовской школы № 108, Валентина предложила одноклассникам бороться за присвоение пионерскому отряду имени героя Клочкова. В поисках материалов о герое отряд совершил ряд походов и на родину Василия Георгиевича, и на место его гибели. Появился уголок Героя в школьном музее боевой славы. А затем, став учителем, Валентина возглавила музей боевой славы 62-й гвардейской дивизии в родной школе, при музее создала поисковый отряд “Надежда». 20 лет Валентина Николаевна Фешина, «Отличник народного просвещения», отмеченная за свою работу знаками «За любовь к родной земле», «За активный поиск», знаком ЦК ВЛКСМ «Дорогой отцов» занималась вместе со школьниками поисковой работой.

Из дневника поискового отряда: «Отряд создан в 1988 году. В 1990 году отряд принял участие в I Всесоюзной вахте памяти в Смоленской области. В районе Сычёвки удалось поднять и перезахоронить останки 36 красноармейцев. Местные жители показали противотанковый ров, в который в ноябре 1941 года по приказу фашистов были свезены с поля боя останки наших бойцов. Выкопали несколько десятков пробных шурфов, пока не наткнулись на них. Вместе с останками было найдено 4 читаемых медальона.

В 1991 году отряд принимает участие во Всероссийской вахте памяти в Острогожском районе Воронежской области.

В районе с. Девицы под старым скотомогильником отряду удалось найти одно захоронение. Обнаружили его случайно, заметив торчащие кости на срезе песчаного карьера. Начали обследовать щупами хорошо заметные углубления в земле. Есть провалы и характерный стук костей! Вскрыли ‒ нашли останки. Причём останки были закопаны на различной глубине. У кого было пулевое отверстие в затылке, у кого металлическая скоба торчала в области грудной клетки. Поразил один раскоп: на глубине 50-60 см были обнаружены останки женщины, на груди которой лежали останки младенца, а по бокам лежали останки двоих детей 8-10 лет.

Поняли, что это казнённые; могилы копали себе сами, потому и на разной глубине: у кого на сколько хватило сил.

Позже от старожилов села узнали, что осенью 1942 года венгерские фашисты обнаружили в домах некоторых жителей раненых красноармейцев. Увели из села и раненых, и семьи их скрывавшие. Не пощадили никого – ни стариков, ни детей. Всего было поднято 69 останков. Их перезахоронили на центральной площади села Девицы.

У села Петропавловка удалось найти место захоронения казнённых узников концлагеря. Через это место уже была проложена асфальтированная дорога, а с близлежащей фермы сюда давно уже свозили навоз. Пришлось бульдозером сгребать навоз в сторону, а чтобы поднять все останки пришлось даже подкапываться под полотно автотрассы. 418 останков удалось поднять отряду. К сожалению, все они остались безымянными.

В 1992 году отряд работал на территории Россошанского района Воронежской области. В районе с. Новая Калитва, где приняла свой первый бой 62-я гвардейская (тогда еще 127-я стрелковая) дивизия, сформированная в г. Аткарске Саратовской области.

На высоте Меловой (Мальева гора) удалось вскрыть старый блиндаж. В нём были обнаружены останки 64 воинов. При них не было найдено никаких документов, видимо, это было утерянное санитарное захоронение. Но на ремне одного из бойцов удалось прочитать фамилию ‒ Вейнин, а на женских останках нашли колечко. На колечке прочитали слово ‒ «Тане». В архиве ЦАМО по спискам безвозвратных потерь 62-й дивизии удалось установить имена всех захороненных, а Вейнин З.П. оказался уроженцем села М. Дубравка Петровского района.

Всего за эту вахту удалось поднять останки 77 бойцов.

1995 год ‒ поисковая экспедиция в Кантемировский район Воронежской области: 18 останков, поднятых из стрелковых ячеек.

1997 год ‒ экспедиция в Новгородскую область. Работа на месте гибели 2-й Ударной Армии. У села Красная Горка поднимали госпитальное захоронение. 144 останка, 4 медальона. Эта вахта запомнилась тем, что на протяжении двух недель ежедневно лили дожди. Но мальчишки и девчонки, тогда выпускники 8 класса, не прекращали раскопок, работали под дождём, сушились у костра и снова брались за лопаты.

1999 год ‒ Смоленская область, Дорогобужский район ‒ 12 останков. Среди них наш земляк ‒ Казаков Николай Егорович, уроженец Духовницкого района.

2000 год ‒ экспедиция в Гагаринский район Смоленской области. 68 останков. 4 медальона.

2001 год ‒ 2 экспедиции: Замошье Новгородской области ‒ обнаружены останки 73 бойцов и 2 медальона;

Темкинский район Смоленской области ‒ 9 останков, 1 медальон.

2002 год ‒ 2экспедиции под Ельню Смоленской области: 42 останка, 6 медальонов.

2003 год ‒ экспедиция в Калужскую область ‒ 7 останков. Экспедиция в район Ельни: 8 останков, 1 медальон.

2004 год ‒ 2 экспедиции в село Лебяжье Воронежской области. Найдено 8 останков, 1 медальон, 1 красноармейская книжка».

Из каждой экспедиции отряд возвращался с музейными находками. Будь то блиндаж или стрелковая ячейка, окоп или воронка ‒ поисковики всегда находили и личные вещи бойцов: ложка, кисет, бритва, химический карандаш, зеркальце и т.д. Но больше всего, конечно, патронов и гранат, неразорвавшихся снарядов, мин. Встречалось и стрелковое оружие: винтовки, карабины, автоматы. Но самая важная находка ‒ это маленький пластмассовый пенальчик, называемый «смертным медальоном». В нём хранится судьба солдата. Кем ему быть после смерти героем или без вести пропавшим?

А ведь их 7 миллионов, пропавших без вести, и большинство из них лежат на полях сражений, не захороненные боевыми товарищами в спешке отступления, погребённые в своих окопах разрывами снарядов, перепаханные вражескими танками.

В этом нам не раз приходилосьубеждаться, во время раскопок на местах былых сражений.

«Война не закончена, пока не захоронен последний солдат», ‒ сказал когда-то А.В. Суворов. Наша война длится уже не один десяток лет. А души непогребённых всё ждут своей очереди и зовут нас в очередной поиск:

 

Мы, на полях с чёрной нечистью павшие,

Числимся в списках без вести пропавшими.

Валентина Фешина

 

Поисковый отряд «Надежда» за 20 лет нашёл и перезахоронил останки 1317-ти воинов Великой Отечественной войны, установил имена 93 погибших за Родину бойцов, числившихся пропавшими без вести. Отряд встречается с ветеранами, устраивает выставки военных находок – значит, продолжается дело героя политрука Василия Георгиевича Клочкова – патриотическое воспитание молодого поколения нового XXI века.