Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 153




Светлана НЕЧАЙ

Foto 1

 

(Псевдоним Светланы Марковской). Окончила филфак Рязанского педуниверситета. Лауреат конкурсов по развитию творчества детей. Публиковалась в журналах «Кольцо А», «Воздух», «Гуманитарный архив», «Контрабанда», «День и ночь», альманахе «Нестоличная литература», в педагогическом журнале «Творчество в детском саду» и др. Автор книг прозы «Свет фейерверка», «Дети арабов», сборника стихов «Звездные кораблики». Член СРП. Живёт в Мытищах.

 

 

О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ОДИССЕЙ?

 

Помните ли вы сюжет «Илиады», историю о взятии неприступной Трои? Десять лет ее штурмовали ахейские войска, а с небес на это, как болельщики с трибун, смотрели бессмертные боги. И не просто смотрели, а активно вмешивались, делали ставки, тайком помогали то одной стороне, то другой. Так, что даже кажется: это были разборки богов руками людей. История во многом напоминает другую, из индийской мифологии, о взятии богами непобедимой крепости асуров Трипуры, или Триградья, а эпизод с похищением Елены – миф о похищении богини Тары, жены Брихаспати, богом Луны Сомой.

Руины Трои были найдены в конце XIX века Г. Шлиманом в Анатолии, у Дарданского пролива (Геллеспонта). Помимо гомеровского эпоса, упоминания о Трое есть в хеттских и, возможно, египетских текстах. Имена и географические названия сильно искажались при передаче на другом языке, поэтому нельзя с уверенностью сказать, что Труиса и Вилуса хеттов это Троя и Илион Гомера. К тому же тогда получается, что это два отдельных города. Гомер, однако, описывал один город, который по имени царя Ила назывался Илионом, а по имени его сына Троса – Троей. Некогда греки действительно называли территорию нынешней Анатолии Троадой, но не факт, что они не начали ее так называть после того, как ознакомились с поэмой Гомера. Так или иначе, археологические раскопки показали, что город в указанном Шлиманом месте действительно был, точнее, их там было не меньше девяти. Поселение много раз уничтожалось пожарами и снова отстраивалось.

В греческой мифологии есть интересная особенность: ее сюжеты часто взяты у других народов и переработаны в соответствии с географией и топонимикой Эллады. Боги и герои тоже получали привычные грекам имена. Возьмём хотя бы Олимп, место, где пребывают античные боги. Выскажу предположение, что это слово родственно тюркскому «алып», что означает «высокий, великий», а также названию других гор – Альпийских.

Перечитывая историю троянской войны, я задумалась о совпадениях. Еще К.Г Юнг заметил, что есть всего несколько сюжетов, которые снова и снова проигрываются на великой человеческой сцене. Среди них история о взятии крепости и история о странствии героя. Хороший поэт, писатель знает и использует в своем творчестве и тексты собратьев по перу, и народный эпос. На сюжет о троянской войне могла наложиться другая история, которая была известна Гомеру, но уже неизвестна нам. В эпосе булгар описан праздник Надруган, проводимый зимой. Центральную его часть составляет театрализованная игра. Суть ее в том, что строится снежная крепость (знакомое развлечение, не правда ли?), которую одни участники игры обороняют, другие – берут приступом. Штурмующие несут с собой чучело коня и с триумфом вносят его в снежную крепость. Откуда в этой игре столь явная перекличка с Илиадой? Как вы помните, город был взят лишь после уловки Одиссея с деревянным конем.

Если вдуматься, в истории троянской войны есть много странностей. Возможно ли вообще, чтобы воины, столько лет героически защищавшие город, польстились на деревянного коня? Полагаю, конь в этой истории – мифологема. Метафорой является и образ всадника, пронзающего копьем змея, в нашей традиции это Георгий Победоносец. Сюжет о победе коня над змеем отсылает нас к очень древним временам и означает победу одной религии, одной культуры над другой. В Индии та же символика заключена в борьбе лунной и солнечной династий, борьбе дэвов и асуров, в Скандинавии – в борьбе асов и ванов, в башкирском эпосе «Урал батыр» – в борьбе людей со змеями. В сюжете «Илиады» ахейцы представляют собой силы прогресса (конь), троянцы, соответственно, – застоя и регресса. Это неудивительно, ведь историю пишут победители.

Есть три варианта. Либо Гомер все выдумал, что невероятно, потому что изначально роль поэзии была в том, чтобы сохранить и передать потомкам память о великих событиях. Либо Гомер опирался на источники, которых у нас нет, и его история отразила гораздо более древние, чем принято считать, события. Либо он описывал реальную битву, которая произошла примерно в XIII веке до н.э.

 Если отталкиваться от третьей вероятности, возникает еще несколько вопросов. Где был флот троянцев, почему он никак не участвовал в войне? Здравый смысл подсказывает, что поэту следовало бы упомянуть о победе ахейцев на море, если это было так. Судя по тексту, город защищали не менее 50 тысяч воинов, хотя по большей части это были наемные или союзные троянцам войска. Что же, осажденные десять лет находились в стенах города? Как они кормились, чем кормили своих коней? Ведь в первую очередь ахейцы должны были пресечь пути снабжения. Почему союзные войска не ушли на конях из города или, наоборот, почему не вызвали подмогу из Фракии или Сидона? Например, пока шла битва на берегу, несколько фракийских кораблей могли бы полностью уничтожить ахейский флот! Чем кормились десять лет ахейцы? Очевидно, они грабили окрестных жителей. Когда персидский царь Кир, а после него Дарий попали в Скифии в подобную ситуацию, они быстро поняли, что на враждебной земле долго находиться нельзя. В том же убедился столетия спустя Наполеон. Как ахейцы могли десять лет безнаказанно грабить окрестные берега? Почему скотоводы не увели свои стада подальше от берега, не перебили врагов поодиночке, не подожгли корабли? Ситуация хронической осады могла продолжаться год или два, но никак не десять лет.

Непонятно также, почему о Троянской войне не сохранилось свидетельств в летописях и других документах соседних стран. Если Троя занимала столь важное в географическом и политическом отношении место, не заметить ее гибель было невозможно.

Ладно, допустим, Гомер лишь преувеличил масштаб событий, невелик грех. Рассмотрим возвращение героев домой, точнее – возвращение Одиссея. Расстояние от турецкого берега у Дарданского пролива до материковой Греции около 500 километров. Добавим сотню-другую на путь к острову Итака. Средняя скорость парусного судна 30 километров в час, под веслами – 17,5 километров в час. Пусть средняя скорость кораблей Одиссея не превышала 20 километров в час. Тогда на весь путь он бы затратил 30, ну пусть 40 часов. То есть около двух дней. При этом нет никакой необходимости причаливать к островам. Даже учитывая, что семь лет из десяти Одиссей провел у нимфы Калипсо, даже учитывая шторма и прочие неприятности – все равно слишком долго! А может быть, Одиссей возвращался из другого места, не из Анатолии?

Первое, что делает Одиссей, несмотря на богатые военные трофеи – грабит город Исмар на земле киконов, сторонников троянцев. Затем буря уносит корабли на остров лотофагов, которые, как считается, обитали в Северной Африке. Затем происходит встреча с циклопами-людоедами. В 3-2 тысячелетии до н.э. на соседствующих с Критом Кикладских островах была довольно развитая культура, с некоторыми представителями которой (киконы, киклопы), возможно, и встретился Одиссей.

Затем следует привал на острове Эола, новая буря и встреча с лестригонами. Лестригоны – тоже великаны-людоеды, только не дикие, а вполне цивилизованные. Интересно, что описание бухты лестригонов у Гомера весьма похоже на бухту у города Балаклавы на Крымском полуострове. В древности там обитали племена тавров, потомки киммерийцев. Отношения между эллинами и таврами были довольно враждебные: последние приносили пойманных эллинов в жертву, то есть в каком-то смысле были людоедами. Вообще врагов всегда было принято описывать самыми черными красками. Впрочем, Одиссей был не в Крыму.

Спасшись от лестригонов, Одиссей попадает на остров волшебницы Кирки или Цирцеи (во втором варианте мена к/ц). На немецком kirche – церковь, храм. Этот же корень в словах циркуль, кирка, кий, в украинском гирка (гора). Видимо, Кирка – жрица горного храма на этом острове. По ее совету Одиссей отправляется к входу в царство мертвых. Древним было известно несколько таких «входов». Одно – на юго-западе современной Турции (широко известное в античности святилище Плутона), другое – около Дербента (восточный берег Каспия) и третье – у Меотийских болот (Приазовье). Возможно, болота эти – то, что осталось от Меотийского моря, которое было частью Азовского и простиралось к юго-востоку от него. Мифы древних булгар связывают данный топоним с именем правителя скифов Азака, который эту территорию завоевал в VII в. до н.э. и по традиции «обменялся» с морем именами: с тех пор Меотийское море зовётся Азовским, а сам вождь вошел в историю как Маджа, Мадий. В пользу этой легенды говорит тот факт, что город Азов в Крыму раньше назывался Азак.

Входами в царство мертвых служили обычно расщелины с ядовитыми испарениями, которые вызывали своего рода галлюцинации. К какому же входу плыл Одиссей? В тексте сказано, что путь лежал через «седой Океан» в Киммерию, северную страну. Океаном в древности называли внутренние части Средиземного моря. В Киммерию оттуда попасть проблематично, если только киммерийцы не жили также на западе, в районе нынешней Испании.

Расспросив мертвых, Одиссей возвращается к Кирке, затем плывет мимо острова сирен через пролив Сцилла и Харибда. Считается, что прототипом послужил Мессинский пролив в Тирренском море, хотя он и не опасен для мореплавателя. Далее Одиссей попадает на остров Тринакрию (так называли Сицилию, но подходит любой «треугольный» остров), затем семь лет живет на острове Огигия у нимфы Калипсо. Остров этот, по словам Гомера, где-то посреди моря. Название его, возможно, связано с именем царя Огига, при котором, по мифам, произошел потоп. С другой стороны, Огигией называли древние Фивы в Беотии, но это уже не остров, а материковая Греция. Затем, наконец, Одиссей оказывается на острове феаков, который, судя по тексту, недалеко от Итаки.

У Одиссея есть второе имя, Улисс. Одиссей и Улисс – это два фонетических варианта одного слова. В латинском (а может, и не только в нем) согласная /р/ чередовалась с /д/, а окончание опускалось. В греческом придыхательная согласная перед гласной в начале слова не произносилась. В силу этой особенности русскому слову «город» соответствует греческое «оras». Поэтому, возможно, в другом произношении Одиссей также Ходисей, Ходисар, то есть царь-странник, что вполне соответствует сюжету поэмы.

Как видим, в маршруте Одиссея, если принять его на веру, много неясного. Но давайте предположим, что Гомер, как истинный писатель, опирался на другую, более древнюю историю о плавании за Золотым руном. «Аргонавтику», впрочем, мы знаем лишь по изложению Антония Родосского, который жил много позже Гомера. Посмотрим, нет ли совпадений в маршрутах Ясона и Одиссея.

Ясон плыл из Иолка в Греции через Черное море в Колхиду. С Колхидой отождествляют восточный берег Черного моря, нынешнюю Грузию. Миновав остров Лемнос, Ясон плывет через Пропонтиду, то есть пролив между Черным и Средиземным морем. Весь пролив в наше время – это около 500 километров, проплыть его можно за день. Ясон на десятивесельном корабле затрачивает на это путь пять дней, причем три раза делает остановки. Следовательно, в прежние века путь этот был более протяженным. На выходе из Пропонтиды (ныне Мраморное море) Ясон минует Симплегады, сталкивающиеся скалы. Затем он плывет через Черное море, минует остров Аретиаду (в наши дни его нет) и оказывается в Колхиде. Все логично и понятно. Но вот на обратном пути начинаются странности. Почему-то Ясон плывет другим маршрутом, по реке Истр (Дунай). Еще Геродот писал, что река Истр впадает в понт Эвксинский., то есть Черное море. В Адриатику Дунай не впадал. Но предположим, когда-то давно русло реки было иным, и Ясон попал в Адриатическое море. Отсюда, якобы по воле богов, он плывет снова на север, по рекам Эридан и Родан, чтобы выйти, наконец, в Тирренское море. И здесь встречается с той же самой волшебницей Киркой. А уже после этого минует Сциллу и Харибду, затем остров сирен. Заметим, Одиссей описал эти два объекта в обратном порядке, а значит, Ясон и Одиссей плыли в разных направлениях. Впрочем, дальше странностей еще больше. Потому что Ясон попадает в узкий пролив Планктов, где скалы смыкаются над головой, и в котором порой гибнут даже голуби, которые несут амброзию Зевсу. Греки располагали свой Олимп на северо-востоке Пелопоннеса, значит, пролив этот где-то неподалеку. Но кроме Аполлония Родосского, о нем никто в античности больше не упоминает.

После этого Ясон попадает в ту же самую локацию, что Одиссей – на остров феаков, который, судя по тексту, недалеко от Пелопоннеса, притом к югу от него! Его пытались отождествить с островом Керкира, что в ста километрах от Итаки и в полутора – от материковой Греции. Тут странно не только то, что аргонавты оказались намного южнее, чем можно было предположить, судя по маршруту, но и то, что «Арго» еще долго плыл, пока вдали не появились очертания Пелопоннеса.

И тут ужасный вихрь подхватил корабль и унес его… в Африку. И морякам зачем-то пришлось 12 дней нести корабль по пустыне на руках до самой страны Гесперид. Которую – внимание! – греки по традиции располагали где-то на севере, в Гиперборее. И уж точно не в Ливийской пустыне. Оттуда, сделав остановку на Крите, путешественники добираются, наконец, до Иолка. Вопрос, почему Ясон выбрал такой странный маршрут для возвращения домой? Зачем он поплыл по Истру, затем еще по двум рекам, Эридану и Родану, на север?

То, что источники, которыми пользовался авторы «Аргонавтики» и «Одиссеи» одинаковы, совершенно очевидно. Но Аполлоний Родосский жил намного позже Гомера, у него была возможность скорректировать текст древней легенды в соответствии с современными ему знаниями. Поэтому, несмотря на некоторые натяжки, маршрут Ясона более логичен, чем у Одиссея.

Итак, предположив, что Гомер в «Одиссее» опирался на историю о путешествии аргонавтов, мы пришли в тупик: некоторые части обоих маршрутов невозможно сопоставить с географией Средиземного моря. Тогда рассмотрим третий вариант: в «Илиаде» и «Одиссее» сохранились отголоски истории о другой битве, возможно даже, на других морях. В булгарской летописи «Джахфар Тарихы» говорится о взятии города Атряч в Малой Азии, правда, произошло это событие намного раньше, чем взятие Трои: в III тысячелетии до н.э. Причина войны – нашествие лувийцев на малоазийские города с Балкан. Других сведений об этих событиях не сохранилось. Возможно, Атряч булгарских летописей – предшественник гомеровской Трои. Но что, если этой Трое, в свою очередь, предшествовала другая?

 К югу от Каспийского моря течет река Атрек. Сейчас она пересыхает, но некогда была полноводной. Возможно, у устья ее возвышался город Атрек или Атряч. На некоторых старых картах Каспийское море изображено совсем иначе, чем оно выглядит сейчас. Оно гораздо больше, включает в себя Аральское море, но, самое главное, – соединено проливом с Черным морем! Не будем все списывать на невежество картографов: они могли опираться на другие, утраченные ныне источники.

Возможно, в истории Гомера о Трое соединились отголоски двух великих битв, у стен двух городов, один из которых – Атряч в Средней Азии, другой – одноименный город в Малой Азии. Атряч могло звучать как Атроис или Турос (сравним этноним «русский» – и «урус», как называют нас на Кавказе). Илион и Троя, судя по всему, названия одного города на двух языках. Корень «ули» со времен шумеров, у которых был бог Эл или Элийон, означает «великий, священный, первый», поэтому Илион – первый, великий город. «Тюр» на эвенкийском языке – числительное два, Тюр в скандинавской мифологии – бог, древнее божество алтайских народов – Тар, бог древних славян – Тарх, богиня древних индийцев и тибетцев – Тара. Поэтому Троя тоже означает «великий, священный город». Но еще раньше слово «ули» означало «дерево» (этот корень сохранился в русских словах ильм, улей, и во многих саамских и эвенкийских). И слово тар, представьте, тоже означало дерево! Тополь на тюркском – терек, дуб на греческом drus, звонкая форма этого корня – в русском слове дерево. Так что Илион-Троя могло значить просто «деревянная крепость».

Согласно тексту «Илиады», на стороне троянцев воевали пеоны с реки Аксий, пафлагонцы с берегов Парфенийских. Но Аксий – это Окс, или Амударья, которая протекает очень далеко от Малой Азии, но близко к Каспию, как и Парфия, государство, расположенное к востоку от Каспийского моря.

Десять тысяч лет назад закончилось последнее Великое оледенение. Арктические льды стали интенсивно таять, уровень вод поднялся, и к 6000 г. до н.э. достиг максимума. Очевидно, прежние границы морей и рек не соответствовали тому, что мы видим сейчас. Вполне возможно, что бассейны Азовского и Каспийского морей были связаны проливом, от которого ныне сохранилась Манычская низменность. На это указывают многие арабские и греческие источники. Крым в таком случае был островом и, вполне возможно, он-то и есть остров Кирки. И тогда описанные Гомером события произошли задолго до появления ахейцев на Апеннинах и не в том месте. Недаром слово «понт», море, означает также «мост» (сравним с молдавским «пунте» – мост). Оно соединяло Средиземное море с Каспийским.

У Каспийского моря было много названий, самое известное на Руси – море Хвалынское. Это название ученые связывают с народом, основавшим город Хорезм. Гидроним «Каспий» связывают с племенем каспиев, которые жили по берегам реки Куры. До мены р/с их звали карпии по названию реки Кура, которое в свою очередь означает «горная», от корня «кур», гора. Интересно, что римский поэт Овидий, сосланный в Молдавию, пересказал миф об основании румынского города Тулча царем калпиев Эгисом. Это явно один и тот же этноним. Карпены известны из русских летописей как народ, родственный славянам. Топоним Карпаты, возможно, происходит также от названия этого племени. С востока в Каспий впадали великие реки Азии Амударья и Сырдарья. Амударья имела много имен. Это и Амул, и Окс. Южнее Каспия возвышаются вершины Эльбруса, «святой горы». Именно здесь, возможно, находится настоящий Олимп.

Но разумно ли предполагать, что 7000 лет назад, когда Черное и Каспийское море еще могли соединяться, было уже развито мореплавание и в целом человеческая цивилизация? Наука говорит, что это совершенно невероятно. Мы привыкли полагать, что наши предки менее, чем мы, развиты. Однако так считали люди не всегда. У народов древности было развито поклонение предкам, которые принесли людям знания о земледелии, металлургии, ремеслах. Все языческие боги, по сути, прогрессоры, которые запомнились людям своей мудростью.

Пять тысяч лет назад начинают отсчет своих династий египтяне, шумеры. Смутные сведения об очень отдаленных временах сохранились у многих народов, например, в древних летописях булгар, индийцев. Имеем ли мы право утверждать, что все это – вымысел, лишь на основании своего исторического опыта? С развитием письменности традиция устной передачи важнейшей информации угасла. Книги, как оказалось, хрупкий, недолговечный носитель. Так что о прошлом мы не знаем почти ничего. Логика подсказывает, что племена, жившие по берегам озер, морей и рек, раньше других должны были освоить плавание и строительство судов. Речные племена, передвигаясь на большие расстояния, получали больше знаний, опыта и были, следственно, более развиты. Думаю, именно они положили начало торговле, первыми стали учить чужие языки, первыми стали рисовать карты. Ведь именно финикийцы, мореплаватели, изобрели письменность. Поклонение морским чудовищам, змеям и драконам тоже пришло от речных людей.

В третьем тысячелетии до н. э. гутии, обитатели Загроса и западного Ирана, контролировали большую часть Месопотамии. Атрек получил свое название, возможно от словосочетания ут-трек, союз треков (возможно, фраков). «Уты» или «узы» означает «союз», единство родов. Потому слово это значит также числительное «один».

Если предположить, что Гомер опирался на некую древнюю историю о плавании из Эгейского моря в Каспийское через Меотиду и рукава рек Волга и Дон, то длительность и сложность путешествия становится более понятной.

Все великие войны за земли – это войны отцов и детей, колоний и метрополий.

Но если города на Каспии и в Малой Азии получили одно и то же название, их строил один и тот же народ. Такое часто бывало в истории. Венеды возвели на Эльбе в нынешней Пруссии великий город. В булгарских летописях он называется Галидж. Несмотря на мену р/л, аканье и джоканье, это слово тождественно слову «город». Продвигаясь на восток, наши предки возвели новый город. Он так и называется, Новгород. А прежний стал называться Старгород.

Цивилизации не только развиваются, но и приходят в упадок. Катастрофы и войны сводят на нет прекрасные замыслы людей. Роскошные критские дворцы третьего тысячелетия до н.э. были разрушены ахейцами, а каким бедным был царский быт второго тысячелетия, можно узнать у Гомера. Значит, простая экстраполяция: чем раньше, тем примитивнее была жизнь, не работает. Ведь откуда-то появились сложнейшая индийская философия, вавилонская математика и астрономия. До нас дошли лишь руины зданий, осколки знаний, но и они поражают воображение. Что, если мы ошибаемся насчёт прошлого? Цивилизации, как люди, стареют, умирают. И новым поколениям приходится заново открывать тайны природы.

Впрочем, возможна и иная версия. Странствия Одиссея, описанные Гомером, могут оказаться попросту шаманским путешествием, трипом. В эвенкийских, бурятских мифах встречаются описания мест, напоминающих Сциллу и Харибду или пролив Планктов. Это два противоположных друг другу зазора между небом и землей, или между Средним и Верхним миром. С другой стороны, путь рождения и есть страшный путь через моря и горы из мира в мир. Волшебница Кирка или Цирцея в таком случае – аналог нашей русской Бабы Яги, то есть жрица и помощник на пути через иные миры.

В мифологии Египта богиня Нун каждое утро рождает солнце и каждый вечер его проглатывает. Шаманы как бы шли по этому же пути во время камлания. При таком прочтении Одиссей и его предшественник Ясон – великие шаманы. Рационально мыслящие греки, встретившись с подобным мистическим сюжетом, интерпретировали его как реальное путешествие и «привязали» к географии собственной страны. Так родилась история Одиссея.