Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 151




Ольга БУГОСЛАВСКАЯ

Foto 1

 

Родилась в Москве, окончила филфак МГУ. Литературный критик, кандидат филологических наук. Публиковалась в «Учительской газете», журналах «Знамя», «Дружба народов», «Октябрь, «Нева», «Волга», «Кольцо А», «Лиterraтура», «Textura».

 

 

ПРИЗЫВ К ПОДВИГУ

(Гузель Яхина «Эшелон на Самарканд» – М.: РЕШ. 2021.)

 

Опробовав книгу на старшем ребёнке, могу сказать, что именно подросткам она и адресована.

Как всем известно, роман повествует об эвакуации пятисот голодающих детей из Казани в Туркестан осенью 1923 года. Эвакуацию по железной дороге осуществляют бывший красноармеец Деев и детский комиссар Белая, которым помогают фельдшер и медсёстры. Главные действующие лица прекрасно вписываются в ряд супергероев, совершающих подвиг за подвигом во имя спасения человечества (500 детей в свете всех аллюзий – символ будущего). Сражаются они при этом с противниками не из числа простых смертных, а непосредственно с самими Злом и Смертью: «В последнее время на просторах родины смерти было так много, будто она была в стране хозяйка, а вовсе не советская власть», «Деев состязался со Смертью». Поэтому читатели, живущие в мире Бэтмэна и доктора Стрэнджа, чувствуют себя здесь как дома.

Роман читается как подростковый ещё и потому, что в нём описано, упрощённо выражаясь, не то, что есть, а то, что должно быть. По мысли автора, в человеческой жизни важное место должна занимать идея искупления. Деев и его помощники везут голодающих детей из Казани в жаркий Самарканд. При этом они сталкиваются с массой трудностей, которые кажутся непреодолимыми: холод и зной, антисанитария и опасные болезни, острейшая нехватка всего самого необходимого – топлива, воды, продовольствия, одежды, мыла и прочего. Решение этих проблем зависит от героев, которых Деев и его соратники встречают в пути. Все эти люди – красные, белые, чекисты, бандиты, басмачи – олицетворяют Гражданскую войну. Самоотверженный супермэн Деев готов вступить с каждым из них в бой, но, когда дело доходит до опасной черты, всякий раз выясняется, что все демоны войны амбивалентны, что каждый демон в душе ангел (а каждый ангел, в том числе и сам Деев, – демон), и каждый считает своим долгом помочь голодным детям. Все здесь стараются уравновесить свои преступления благодеяниями, подтверждая тем самым, что «злых людей нет на свете». Об этом Деев говорит фельдшеру: «Доброта вокруг другая – косая и грязная, как наши с тобой измазанные в навозе башмаки. И творят ее грязными руками – те, кто убивал и воровал. По тебе, дед, все они выходят нехороши. А по мне – добрые. Потому что мечтают об этой чистой и несбыточной доброте – иначе не было бы у нас ни эшелона, ни лазарета, ни ночи этой в хлеву». Юный читатель будет вдохновлён.

Кроме идеи искупления, в книге существенную роль играют и другие библейские аллюзии: Ноев ковчег (так называет эшелон с детьми героиня по имени Фатима), «время разбрасывать камни, и время собирать…», конец света, подвиг самопожертвования (его совершают здесь и взрослые, и дети). Всё наглядно и в то же время красиво и величественно.

Однако в романе есть слабые звенья, заметные любому читателю.

Книга повествует о разрухе и голоде начала 20-х годов, но при этом ничего не сообщает об их причинах. Возможно, автор исходила из того, что причины и так всем хорошо известны и отвлекаться на них нет нужды. Возможно, сыграло роль стремление подняться над гражданским конфликтом, оставив вопрос об ответственности за его последствия в стороне и представив голод и нищету в качестве стихийных бедствий. Как бы то ни было, у читателя создаётся впечатление, что автор, сказала Б, не сказав А. Его усиливает и сама апокалиптическая картина массового голода. Повсеместное запустение и опустошение, всеобщее одичание, вызывающие помешательство физические страдания, которые составляют тот ад, из которого Деев пытается вытащить детей, шокируют и ставят вопрос о том, как же всё это могло произойти, ребром.

Накладка происходит и с комиссаром Белой. В начале романа главных героев двое – Деев и Белая. На самых первых страницах грозная валькирия Белая даже заслоняет своего начальника: «…она одна была способна заменить тысячу матерей, а может, и десяток тысяч. Она была готова раскинуть руки – от устья Волги и до Днепра, – чтобы собрать всех бездомных и бесприютных, отмыть их, накормить и укрыть от непогоды. А также – от жадности и порочности взрослых: заведующие ночлежными и воспитательными учреждениями на окраинах огромной страны нередко обворовывали детей, избивали, толкали в проституцию». В первой части романа Деев и Белая удачно дополняют друг друга. Он – супергерой широкой души, который изо всех сил старается спасти всех, кто нуждается в спасении, полагаясь при этом на помощь Судьбы. Она – тоже сверхчеловек, но сверхчеловек рациональный, делающий ставку на расчёт. Деев и Белая – во всех отношениях хорошая пара, от которой читатель ждёт взаимодействия. Но постепенно Белая перестаёт быть равновеликой Дееву героиней, а её основная задача сводится к тому, чтобы продемонстрировать ущербность заявленной ею расчётливой позиции. Со временем она практически исчезает с экрана и дуэт разваливается.

В романе много повторяющихся приёмов. Все эпизоды столкновения Деева с потенциально опасным «хранителем сокровищ», будь то чекист или басмач, имеют в основе одну и ту же схему: Деев, оказавшись лицом к лицу с очередным головорезом, читает ему проповедь о пользе добрых дел. Типичный, можно сказать, пример: «Мы сбились с пути где-то в районе Арыси, ушли не на ту ветку. Ты же знаешь наверняка, где мы ошиблись, Буре-бек, твои янычары уже доложили. И про то, что взять у нас нечего, тоже знаешь. Ты ничего не сможешь взять, Буре-бек. Ты можешь только дать. Дай же! Последние годы ты отнимал жизни, и много. А теперь можешь жизнь подарить. Спасти…». Проповедь оказывается ненужной, поскольку бандит и сам изначально не имеет ничего против доброго дела. Главным спикером выступает Деев, несколько менее активными – Белая и фельдшер Буг, которые ограничивают круг своей аудитории пассажирами эшелона. Герои взывают друг к другу на протяжении всего романа, что выглядит слегка однообразно.

Главный враг людей в романе – Смерть. Когда она материализуется в горячечном бреду одного из истощённых мальчиков, становится страшно. Но впоследствии автор прибегает к этому приёму ещё раз – Смерть начинает видеть уже сам Деев, а это размывает общее впечатление.

Гузель Яхина говорит о красоте благородного поступка, о том, что в душе все люди добрые, что в решительный момент энергия отчаяния преобразуется в энергию созидания, и благодаря этому люди способны вытащить себя за волосы из любого гибельного болота. Пятнадцати– и шестнадцатилетним это нужно услышать.