Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 148




Светлана НЕЧАЙ

Foto 1

 

(Псевдоним Светланы Марковской). Окончила филологический факультет Рязанского педагогического университета. Педагог, руководит детской творческой студией «Лепная сказка». Лауреат конкурсов по развитию творчества детей. Публиковалась в журналах «Кольцо А», «Воздух», «Гуманитарный архив», «Контрабанда», «День и ночь», альманахе «Нестоличная литература», в педагогическом журнале «Творчество в детском саду» и др. Автор книг прозы «Свет фейерверка», «Дети арабов», сборника стихов «Звездные кораблики». Член СРП. Живёт в Мытищах.

 

 

В ПОИСКАХ ВЕЛИКИХ МАТЕРЕЙ

 

Языки – осколки разбитого зеркала, в котором отражалось когда-то человечество. Лингвисты предполагают, что у народов Евразии был некогда единый язык. Но с тех пор прошли тысячелетия. Множество памятников древности исчезло без следа. Сгорела великая Александрийская библиотека, уничтожены языческие храмы с их старинными книгами. Но можно ли уничтожить сам язык? Даже если истребить весь народ, на нем говорящий, разбить все надгробья на всех курганах, древние корни нет-нет, да и вспыхнут, как искры, среди слов другого языка.

Я давно охочусь за именами. Именами, которые давали наши предки всему тому, что их окружало. В этом мне помогают дети, мои ученики. Потому что они задают вопросы, которые взрослому не приходят в голову. «А клубок и глобус – родственные слова? А палка и палец?»

Давайте пойдем и мы по следу древних слов. Наша цель – найти в языках Евразии следы поклонения древним Матерям. То, что богам предшествовали богини, очевидно: от наблюдения людей не могло ускользнуть, что детей рожают именно женщины. Так же, как земля порождает лес и зверей в нем, река порождает рыб… Земля – существительное женского рода во всех языках. В животном мире стая – в первую очередь самка и ее детеныши. Логично, что у людей было точно так же. «Мать» на всех языках означает «хозяйка». Феи, вилы, русалки, наяды – все эти волшебные существа – женщины.

О тех временах, когда племенами правили Великие матери, сохранилось удивительно мало сведений. Такое впечатление, что память о них вымарывали из всех летописей всех народов. Остались лишь образы сказок да былин, вроде прекрасной Марьи Моревны, с легкостью побивающей любого храбреца, или богатырш, правящих в своих Девичьих царствах. Заметьте, в сказках девушки сами решают, за кого им выйти замуж, и назначают женихам испытания. Значит, именно так и было когда-то? Косвенно это подтверждают яркие характеры княгини Ольги и правительницы скифов Томирис, одержавшей победу над персидским царем Киром. Интересно, что героини наших сказок часто бывают грамотны, у них есть волшебные книги. Если это правда, то на каком языке те книги могли быть написаны?

Но сначала вооружимся инструментами: поймем, по каким законам менялись звуки речи, переходя от народа к народу. Рассмотрим цепочку однокоренных слов cantus («воспевать» на латинском), гита («песнопение» на санскрите), song (песня на английском). Видно, как согласная [к] переходит в [г] и [с], а носовая гласная (в древнерусском для них были специальные буквы – юсы) либо передана через согласную [н], либо опущена. Иногда процесс на [с] не останавливался, согласная переходила в [ч] или [ш], как в паре кепка – шапка. Если пойти по этой цепочке назад, можно восстановить облик слова. Так в химии по конечному продукту реакции узнают ее начальные компоненты.

Этимологически слова «палка – палец» действительно родственны. Собственно, палец и есть маленькая палка, тогда как палица – целая дубина, но не обязательно из дуба. Судя по валлийскому языку, наследнику кельтского, чередование парных согласных служило для образования родственных слов. Так возникали пары вроде «сад» – «зад». В серии б/п есть и третье звено, [м]. Не знаю, замечали ли вы, но звук [м] отличается от [б] только возможностью его пропеть. А в древности речь была напевной. Поэтому в схожих по смыслу и звучанию словах, которые отличаются только этими звуками, форма с звуком [м] – исходная.

Самые популярные женские имена наших сказок – Марья и Елена. Начнем расследование именно с них. Имя «Марья», похоже, образовано с помощью притяжательного суффикса, так же, как «лисья», от корня «мара». Морена, Майя (здесь мена р/й) – имена славянских богинь. «Ма» – земля на языке марийцев, финнов, эвенков и других финно-угорских народов. Слово Мара составлено из двух корней – «ма» и «аре» и означает хозяйку земли, великую мать. Глагол «are» (быть) известен уже у шумеров и кельтов. Понятия «быть» и «иметь» издавна тесно сплетались, поэтому «are» – форма английского глагола «быть», с одной стороны, и молдавского «иметь» – с другой. Кельтский глагол bod (быть) имеет супплетивные формы, восходящие к разным основам. Одна из них – maer, откуда современное мэр (глава) и имя Мара. Некая бессознательная историческая память заставляет нас традиционно путать глаголы «быть» и «иметь»: мы говорим «у меня есть» вместо «я имею», как сделал бы англичанин или украинец: «маю что сказать».

Меру или Сумеру – мировая гора в индуизме. Когда-то это слово значило берег реки, а «мура» – воду в ней. Поэтому большой водоем мы называем морем. Чередование р/л превратило «меру» в «мал» (берег на молдавском), а мена м/б – в русское «берег» и немецкое berg (гора). На молдавском «маре» означает также «великая». Гора, река – это были первые божества людей. Древние мыслили образно и воспринимали реку, свою кормилицу, как синтез всего – воды, берегов, рыб, зверей. Корень «ма» с разной огласовкой обозначает воду во множестве языков, в том числе египетском, финикийском, якутском. Из русского приведем в пример слова «макать», «моросить», «мокнуть».

Западные славяне богиню Мару называют Майя, а мать – «майка». На Руси не сохранилась память о Маре, но была известна богиня Макошь, Мак-ошь. У кельтов она звалась Маха, что значит «воинственная». К слову, русский князь Владимир Мономах получил такое прозвище, потому что одержал победу в поединке перед боем (от «моно», один, и «махо», биться, махаться). Македония считалась владением богини матери Мак. От корня «мак» происходит слово «макушка», то есть верхушка чего-либо, а также тюркские «бек» (начальник), «баш» (голова, откуда русское «башка»). Слово Макошь означает «сущая, истинная мать», поскольку в корне присутствует форма глагола «есть» (в упрощенной форме –ошь).

Другое славянское божество – Морена, уже связывается со стужей и смертью и является матерью таких слов, как мороз, мор, смерть. Так всегда бывает: низложенное божество приобретает демонические черты. Но до того, как Мара-Мак стала Мореной, она дала имя народам меря, мари, мокша. От Мары также английское morning (утро), marridge, merry и такие слова, как марево, мерцать, молиться. Маре посвящена яблоня («mer» на французском, «марь» на марийском, «алма» на тюркских языках), отсюда же слово «мир», «место», «мерить», «марш», «миля» и великое множество других слов.

А в булгарской мифологии, с падением матриархата, богиня Мара превратилась в бога солнца Мара. Его называют также Нар (чередование м/н). Поэтому дерево гранат называется нар. В честь Мара у тюркских народов празднуется нардуган, или Рождество Мардукана. В традициях празднования славянской Масленицы сохранились осколки этого древнего праздника. Обряд включал и взятие снежного городка, которым владеет злой див Тама-Тархан, и спортивные состязания, и сбор дани для владыки зимы Кыш-тархана, и общий пир, включающий яйца, мед, масло и пиво. Я думаю, популярная игра в нарды тоже основана на сюжете нардугана, как и шахматы представляли изначально игру в войну. Интересно, что при взятии снежного городка в него вносили чучело коня, что отсылает нас к мотивам поэмы «Илиада» Гомера. Нетрудно также увидеть параллель с славянским зимним праздником Рождество Коляды.

Самый древний образ вселенной – река. Образ и сейчас в нас живет, ведь мы говорим: река времени, река жизни… Но также мы говорим: ось времени, древо жизни. Почему так? Думаю, образ великого столба, на котором держится мир, связан с устройством юрты или шатра, обычного жилища кочевников. В ней есть центральный столб, к которому крепится полотнище юрты – свод неба. Столб назывался «багана», что в переводе с тюркского значит бах ана, «великая мать». В родстве с прилагательным «бах» и английское «big», и «маха» на санскрите, следовательно, и имя богини Мак. Шатер был микрокосмом, а столб в нем – мировой горой, забравшись на которую, можно было достичь неба.

Хочу уточнить, что Мар или Мара – вовсе не славянское и даже не индоевропейское божество. Оно гораздо древнее. От того же корня получили имена государства Шумер (Сумер) и Моравия, библейская Самария и русский город Самара, вавилонский бог Мардук и индийская богиня Майя, духи ветра Маруты и планеты Марс, Меркурий. Как я уже говорила, «ма» – название земли на языке большинства финно-угорских народов. Местоимение «я» на этих языках, а также на тюрских – «мен» или «монь», что значило, вероятно, «здешний, с этой земли», либо «один из племени», от значения mono (один). В русском и других индоевропейских языках этот корень тоже есть, но лишь в косвенных падежах: меня, мне, мной. «Мan» на английском – «человек», «мужчина». Manus на латинском – рука, manas на санскрите – разум. То есть этот корень очень древний и общий для всех народов Евразии, а не только для индоевропейцев.

Как люди вообще пришли к идее бога, невидимого, но могучего существа? Я думаю, одна из причин – тоска по родным людям, которые умерли, особенно, если речь идет о матери. В булгарской летописи рассказывается, что когда-то наши предки не хоронили мертвых, а вешали на деревьях, или устраивали на ветвях дуба помост («дум»), на который клали тело. Помост и ствол дерева вместе образовывали египетский крест или букву тау, которая позже стала религиозным символом. А наше название, «дуб», является фонетическим вариантом слова «дум» или «тум». Отсюда и глагол «думать». От «тум» происходит имя Тамья или Тама, древнейшей богини матери. Наш язык сохранил с тех времен слова «тьма», «туман», «томить». К думам, в рощу предков, приходили, чтобы собраться с мыслями, принять важное решение. О том, что летопись правдива и дуб действительно назывался «дум», свидетельствует молдавский язык, который сохранил слово «думбрава», дум-бор-ава. Священная роща богини-матери, место, где живут души предков… На языке марийцев священная роща называется керемет, или кара-мать, великая мать. А на языке булгар – карабаг, от кара-баг, великий бог. Паг и паз на языке финно-угорских народов – искаженное «бог». Мы говорим «погост», «поганый», и даже «пакость». Потому что у нас тоже были священные рощи, погосты, и мы поступали с мертвыми так же, как предки. А с принятием христианства это стало считаться грехом, «пакостью». Погост – это трансформация имени Макошь, следовательно, слово «бог» происходит от «Мак». Отсюда же и «бхага» (счастье, богатство) на санскрите. Как я уже говорила, чередование м/б/п встречается очень часто. Священная роща богини-матери звалась по ее имени – Мак-ость, Макошь, и, наконец, пагост/богост.

Но давайте поищем следы других Великих матерей. Один из древних славянских богов – Род. Не было ли у него женской ипостаси, по аналогии с парой Мар – Мара? В слове «радуга» исследователи видят два корня: «рада» и «ук». «Ук» – единица на языке кельтов, а также гора, и племенной союз. От этого же корня слова «узел», «узы», «вязать» (мена к/с/з). То есть радуга – символ союза богини Рады и людей. В Библии Бог говорит о радуге то же самое: что она – знак союза между ним и людьми. Так что символ этот очень древний и универсальный.

Если провести аналогию дальше, следует сделать вывод, что какой-то народ свою землю и воду называл словом «ра», как финно-угорские народы – словом «ма». Русские воины и сейчас кричат «ура», идя в атаку. В Молдавии слово «урат» означает «здравица, доброе пожелание». Осетины кричат не «ура», а «асса», но это одно и то же слово (ротацизм р/с). Корень «ра» в таких словах, как река, роса, английском rein (дождь), river (река), молдавском «роуэ» (роса)… В древности Волга носила имя Ура. Имя Рада и сейчас популярно в Молдавии. От него происходит слово «радость». После мены р/л слово Рада превратилось в Ладу, а после оглушения – в Лето и Латону, имена античных богинь.

Второе по популярности имя сказочное имя – Елена. Ел-ана, святая мать, или мать племени. Форма «ана» древнее, чем «ама». Мена н/м замечена уже в финикийских текстах, где египетский знак для буквы «н» передан как «м» (значение – вода). От корня ана – вавилонские боги анунаки, буквально «ану наги». Наги – мудрые змеи в индийской мифологии. От этого корня, кстати, английское snake (змея). Корень «ану» сохранился в таких словах, как онтология, онтогенез. «Оn» – форма глагола «быть», поэтому Ана значит живая, истинная. Позже ан/ин превратилось в приставку с значением «святая, божественная». Например, в имени вавилонской богини Инанны. В Индии поклонялись богу Нараяне. Его имя можно понять как нара ана, мать земли-нары. «Нэ» – земля на языке айнов и нивхов. Есть также много гидронимов с этим корнем: реки Нерль, Нева, озеро Неро. В «Илиаде» говорится о старце Нерее, хозяине вод. Так что, вероятно, у бога Нара тоже была женская ипостась.

Помимо уже перечисленных чередований, в кельтских и древнетюркском языках наблюдалась мена с/р, так называемый ротацизм. То есть корню «ра» предшествовал «са», а ему, в свою очередь – «ка». Действительно, от кельтских корней kwa (холм) и swa происходит множество слов. Боги Сварог, Сурья, название Швеции. «Су» означает «вода» во всех тюркских языках, «сары» – светлый, «соаре» на молдавском – солнце. Валлийцы (ирландцы) называют себя Cymru (кимры) и являются, по-видимому, прямыми наследниками киммерийцев. Суоми – самоназвание финнов. Возможно, Сур и Сурья составляли пару, как Мар и Марья. Звонкая форма слова Сурья – Заря, почитаемая нашими предками богиня.

Непосредственно от корня kwa происходит имя греческой богини плодородия Коры. Изначально она была богиней земли, то есть Великой матерью. Сюда же отнесем Геру, Кроноса и Харона. Собственно, Гера и Кора – фонетические варианты, то есть одно и то же слово в разном произношении, как и Кронос (Карон-ос) и Харон. Но Харон – это кара-ана, Великая мать. У славян божество с этим корнем тоже имелось. Это Чур, как считается, божество границ. Во времена язычества на опушках, на высотах воздвигались чурбаны, идолы, позже слово стало ругательным. Слово «чурбан» происходит от «Чулман». По имени этого божества назван булгарский сборник песен «Чулман толган», или «Толкование о Чулмане». Вариант этого же слова – Курбан, праздник у тюркских народов, который отмечался задолго до принятия ислама. От того же корня «хора» или хоровод – ритуальный круговой танец, известный у всех народов Евразии.

Обожествляя свою землю с ее реками, рощами и холмами, люди создали образ богини матери, которая обо всем этом богатстве заботится. У нее были разные лица, она могла предстать оленем с золотыми рогами (как в сказах Бажова), рыбой (золотая рыбка и есть один из ликов богини), волчицей (это она выкормила близнецов Ромула и Рема, которые основали Рим). У нее были разные имена, но всегда связанные с корнем «земля» или «вода». Эта та самая Золотая баба, изваяния которой находят на Урале и Алтае. Поэтому выражения «мать-земля», «земля сырая» понятны сердцу любого человека.

В Краснодарском крае есть село Урмия (от слова Урумия – владение Великой матери, так назывались в древности территории Малой Азии). Там живут потомки ассирийцев. До сих пор они празднуют хуббу – день Великой матери, или хумбабу. Правда, уже ничего не помнят о его первоначальном смысле. В Молдавии каждое селение празднует день своего святого хранителя, или храм. Думаю, это слово происходит от хура-ама, или «прославление матери». Потому что «ур» значит «великий».

Эвенки медведя, свой тотем, называют эбэй, а оленя – абэла. И то, и другое, от древнего корня «аба», мать. Олень и медведь – тотемы не только у эвенков. Вспомните, сколько русских сказок связано с медведем. Само наше слово «олень» происходит от ал-ана, Великая мать. Но вот «аба» у эвенков – нечистая сила. У тюрков черт – албасты, от того же ал-апа, Великая мать. Слово «керемет», священная роща, у удмуртов теперь означает «дьявол». Это, безусловно, результат влияния христианства, которое в своей борьбе против язычества записало в дьявольское и греховное все, что с ним связано. Но даже в шумерском сказании о Гильгамеше, где герой сражается с чудовищем Хумбабой, можно уловить отблеск той же борьбы. Ведь в имени Хумбабы тот же корень – аба, мать. Значит, уже в те древние времена шла борьба против остатков матриархата, против Матерей.

Вот еще один пример переворачивания смыслов. На Кавказе среди осетин и абхазов популярны сказания о нартах, очень древние, судя по архаичности сюжетов. Слово «нарты» не имеет общепризнанной этимологии. Полагаю, оно происходит от имени богини Нары. Как мы помним, это вариант имени Мара. Один из главных персонажей сказаний – Шатана, женщина, или, скорее, богиня, от мудрых решений которой зависит судьба всего племени. Шат-ана легко восстанавливается до Сат-ана. Сат – форма глагола быть (суть), и означает «сущая». То есть Шатана – богиня мать или, вернее, жрица, выполнявшая на земле ее функции. О том, кто такой Сатана в рамках религиозной мифологемы, не стоит и говорить.

Имя одного из ангелов Апокалипсиса в Библии – «Аваддон, по-гречески – Аполлион». Но это слово означает всего лишь «владение матери»: ава (мать) и дон от кельтского dawn (земля). Отсюда же происходят слова «донна», дама», «дом» (изначально – хозяйство). Из библейского текста следует, что сам бог Аполлон был когда-то Великой матерью. В кельтской мифологии Авалон – блаженная страна фей. Заметим, что Аполлон и Авалон – варианты одного и того же слова с корнем «мать».

«Аба», «ана», «ама», «апа», «ака» – так называлась мать у большинства народов Евразии. Слова эти были связаны с названиями земли. «Уна», «ума», «ура» – означает «великая земля». От каждого корня отпочковывались названия реки, горы, огня, леса, камня, оружия и много других слов. И, конечно же, имена богинь матерей: Умана или Умай, откуда происходит слово «гуманный», Унана или Инанна, откуда название народа – нанайцы, Урана, откуда название планеты Уран, реки Уры, ныне Волги. Если вы заметили, слова эти образованы как бы по одному лекалу. Значит, какие-то структурные паттерны языка были общими. Народы воевали, вступали в военные союзы и браки с соседями. Языки смешивались, образовывались кальки и слова-билингвы. Религия победителей вытесняла богов проигравшей стороны. Перемены не были быстрыми, религии тысячелетиями наслаивались друг на друга, как культурные слои в почве. Пример такого процесса показывает православие, в котором постепенно сплавились христианские и языческие элементы.

Когда боги поменяли пол и стали мужчинами? Окончательно – с принятием христианства, правила которого запрещают женщине иметь сан священника. Во времена античности, наоборот, во многих храмах служить могли только жрицы. Жречество представляет собой власть. Неудивительно, что за нее велась борьба. Мы уже никогда не узнаем, каким был мир при матриархате. История Орфея, растерзанного вакханками, прекрасно иллюстрирует формы этой борьбы за власть. Судя по всему, то был, как бы мы сказали сейчас, вброс. Потому что в сборнике болгарских песен «Веда словена», посвященных Орфею, такого сюжета нет, а сам он изображен культурным героем, прогрессором. Его имя передается по-разному, в том числе как Орпю. Изначальная форма, возможно, Урмен, «человек земли Ура».

На гербе Москвы изображен всадник, пронзающий копьем змея. Это очень древний символ. Змей – тотем многих древних народов. Ему поклонялись и даже, судя по мифам, приносили в жертву людей. Коня люди приручили много позже. Именно с приручением коня и быка человек получил мобильность, смог оторваться от хижины, «эб», куда приносил добычу. Кочевниками стали скотоводы, и воинами тоже они. Победа всадника над змеем символизировала победу воинственного, нового общества над традиционным, матриархальным. Вот когда потерпела поражение религия Великих матерей.

Историю пишут победители. Сведения об именах, датах правления, деяниях великих жриц прошлого были уничтожены. Современному человеку трудно и даже, может, неприятно осознавать, что предки эвенков и итальянцев, шведов и марийцев молились когда-то одним и тем же Великим матерям, говорили на одном языке. И что нет никакого избранного народа. Самые страшные в истории войны – братоубийственные. Такой была война Пандавов и Кауравов, описанная в «Махабхарате», вражда между Русью и Литовским княжеством, многие современные конфликты. Как нам не хватает матери, которая бы строго отчитала, – а затем помирила братьев!