Журнал «Кольцо А» № 148
Наталья АРИШИНА
Родилась в Баку (Азербайджан), выпускница Литинститута. Автор 10 книг стихов. Публиковалась в журналах «Арион», «Дружба народов», «Дальний Восток», «Зарубежные записки» (ФРГ), «Мы», «Новый мир», альманахах «Предлог», «Рубеж» (Владивосток) и т.д. Лауреат Международной литературной премии им. Михалкова, участница антологий современной поэзии. Живет в Москве.
Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ УЛЬЕМ
ТРОФЕИ
В сухарнице, как мышь, копается анапест… Б.П.
Первые школьные тетради. Шалости
не знакомых с грамотой переростков.
Они гоняют тряпичный мяч,
а я читаю «Трех мушкетеров».
И в прописях мы вместе выводим
лиловые прописные и строчные.
Корабельные сосны стоят, как в строю.
Разминированная водонапорная башня
возвышается над рукотворными озерцами,
в забитых обломками гротах
я утешаюсь пустяками,
преумножая свои трофеи.
Есть у меня безрукие пастушки,
пастушок с обломком свирели,
лесенка без трубочиста,
фарфоровая туфелька без пары,
хвостатый остаток свиньи-копилки.
Отец стреляет уток на рукотворных озерах.
Нет у него охотничьей собаки.
За утками плавает мама, а ей бы плавать
у нагретых солнцем настилов
довоенных бакинских купален.
Я не помню вкуса отцовской добычи.
Помню громкие тосты мужских застолий.
Со стуком сходились солдатские кружки
и пустели бутыли с трофейным рейнвейном.
Был, конечно, свой трофей
и у часто грустившей мамы:
позолоченная сухарница
из заросшего травою грота,
забрызганная кровью подбитой утки.
И однажды стало ее трофеем настенное блюдо,
изображавшее античный сюжет,
известный как «похищение сабинянок».
Отец вбил крюк в стенку столовой,
но мама раздумала вешать на него блюдо.
Ей, спортсменке и комсомолке,
сабинянки напоминали довоенных немок.
У нашей соседки были другие вкусы –
в ее руки и попали толстозадые пленницы.
ЯЛТА
I. 1837
Над небом голубым есть город золотой… А.В.
Погиб поэт, а Ялта родилась
в тот самый год. И помнит Воронцова.
Полумилорд или светлейший князь? –
Не надоест об этом спорить снова?
Лев золотой на ялтинском гербе.
А у меня простуда на губе,
ни солнца не хватает, ни покоя,
и мало что меняется в судьбе.
И гибнет воронцовская секвойя.
II. ИГНАТЕНКО
Спросил у меня хлопец имя улицы,
по которой мы шли навстречу друг другу.
«Игнатэнко», – ответила я на украинский лад,
с «е» оборотным.
Есть у меня в родне Дудченко, Скороходы,
но никогда я не знала украинской мовы.
Почему я подумала «хлопец»?
Не сгодилось ни «юноша», ни «парень».
Была эта улица первой, получившей имя.
И это не было имя Игнатенко.
Ехал император в приход Иоанна Златоуста.
Спросил имя улицы, по которой ехал.
«Елисаветинская» – раздался услужливый голос.
«Кто таков?» – Из людей графа Воронцова.
Имя этого подхалима история не сохранила.
И за улицей не сохранила имя супруги графа.
В бессмертных стихах влюбленного поэта
Имя героини спрятано ненадежно.
Что же с хлопчиком, что с Игнатенко?
Все как в песне: «Вы жертвою пали…»
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Маяк глаза прикрыл виновато
на ржавый хлам на летнем причале,
на небо, обложенное серой ватой,
не подцвеченной утренними лучами.
Бесследно исчезли пассажиры с вещами.
Никто не крикнет: – Отдать швартовы!
В зале ожидания торгуют овощами.
Бродят неприкаянно шлюхи портовые.
Склянки не бьют. Часы не пикнут
над входом в здание морвокзала.
– Дети совсем от него отвыкнут, –
брошенка вслед кому-то сказала.
Время вылечило едва ли
это полусиротство злое.
И на пахнущем краской причале
тихо всхлипнет время былое.
До прибытия – считанные минуты.
Здравствуй берег, обиженный и пригретый.
Мало здесь стоят победные салюты.
Вернуться к тебе – не давала обета.
Среди пришлого люда – неразличима.
Рядом, особняком, – молодые вдовы.
И над горьким облаком их кручины
Раздается командно: – Отдать швартовы.
ВЕЛИКИЙ КЕДР
Axios, кедр семиствольный, старинный знакомец
резвых Цветаевых юных, румяной девицы Пиленко.
Знал ли девичий гимнасий под сенью твоею,
что им готовит судьба и ближайшие годы?
Глядя на свежую поросль твоих гимназисток,
Чехов пенсне поправлял и покашливал грустно.
Грезилась Бунину дочь или темные снились аллеи –
ласточки и гимназистки давно улетели.
Что, недоучки и чьи-то с пеленок фанатки,
Горе-призерки, родительских жертвы амбиций?!
Тихо сегодня под сенью Великого кедра.
Не разглядеть горизонта замыленным глазом.
МАССАНДРОВСКИЙ ПАРК
Белка не пугана. Малая птаха гнездится.
Много примет, что никем этот рай не лелеем –
новое время успело иным отличиться.
Что как сегодня пройдется катком по аллеям?
Долго взбираюсь по временем стертым ступеням.
(Все позади, все давно у меня за плечами).
Скорость моя не уступит ползучим растеньям.
Вот отдышусь я – и лавры меня увенчают.
С давних времен, а точнее не помню (каких-то),
знаю я этот невиданной флоры избыток.
В Нижней Массандре растет нумибийская пихта.
Заросли мирта шуршат, как папирусный свиток.
КАЛЕНДАРЬ
Ни с чем останусь. Мохом наизнанку
живет моя строптивая душа,
готовая на зимнюю стоянку,
живую боль снежком припороша.
Умышленно у нас часы стояли.
Лениво щелкнул календарь зимы.
Ушла весна. Еще июнь – в начале,
еще теплом не надышались мы.
Молчу о том, как выгорает дружба,
заносится, мельчает, устает.
Ответ один. Но отвечать не нужно.
Смягчаю тон. И жду, когда уйдет.
СПАСАТЕЛЬ
Уплывает на запад туман.
Тихо на берегу.
То ли утица, то ли баклан –
разобрать не могу:
машет крыльями, тонет в волне,
появляется вдруг.
Там спасатель не нужен, как мне,
и спасательный круг.
Объявился крылатый рыбак,
чуя легкий прокорм.
Подарил ему целый косяк
прокатившийся шторм.
Или это приблазнилось лишь,
будто бьется в волнах,
не взрывая рассветную тишь,
неопознанный птах?
Не спеша подгребает прилив
валунам под бока.
Птичий сход непременно криклив,
но не созван пока.
Нет мгновенней такой тишины.
А покоя не жди,
даже если тебя валуны
прижимают к груди.
Тем не менее, вечный покой –
это вечный покой.
И лекарство почти под рукой.
Да. Почти под рукой.
ОНИ УСТАЛИ
Присыпан пеплом ближний склон горы
с отчетливой отметиною пала.
А странник, разомлевший от жары,
застигнут сном у первого причала.
Заснул, почти не пряча наготу.
На бедрах – полускрытое «…устали».
Ему не рады были ни в порту,
ни парочки, целуясь на причале.
Над пляжем не смолкает променад.
Нося на теле разные татушки,
и днем и ночью бодрствуют, не спят
ни умницы, ни дуры, ни дурнушки.
Пора домой. Веселье позади.
Вот-вот собьются стайками, как птицы.
Они драконов греют на груди,
им бабочки целуют ягодицы.
СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
Хочу домой, скучаю по Москве.
В былые дни взяла бы ноги в руки.
Кляну стишок, застрявший в голове,
прочитанный случайно на фейсбуке.
Передо мной тетради чистый лист.
Прекрасно обхожусь без интернета.
И без меня фейсбучный полемист
не чахнет без ответа и привета.
Он для себя наметил старика,
ушедшего давно, до юбилея.
Ползет стиха запальная строка,
лишенная участья и елея.
Сижу у моря. Думаю, остыв,
что пошлость не нуждается в ответе –
за тем ли я тревожила архив,
печалилась о проклятом поэте?
АНГЛИЧАНЕ
Она встречает их в московском сквере
весной среди луж и капели,
летом (они не щадят газонов),
в листопаде, во вчерашней метели.
Пес метит английский клен,
выстреливая в полушария рыхлого нароста,
обметая хвостом снег, застрявший в морщинах.
Клен напоминает ей Одена –
она зовет его сэр Уистен.
Хозяин английского сеттера
не снимает наушников,
плавает в каких-то звуках.
Он не зовет пса по имени,
нетерпеливо подзывает свистом.
Пес дисциплинированно встает к ноге,
каждый раз нервно вздрагивая,
когда на ошейнике щелкает замок.
Она смотрит, как на коротком поводке
хозяин его уводит.
«Англичане, – шепчет она, – англичане…».
Вспоминает, что подобным свистом
подзывают ядовитого гада
или науськивают пса на жертву
отрицательные герои Конан-Дойла.
НОТРДАМСКИЕ ПЧЕЛКИ
Нотрдамские пчелки, бедные погорелки!
Да и себя я вижу: все не в своей тарелке.
Растревоженным роем вы надо мной кружите,
понабились в подушку, целую ночь жужжите.
В старом застряли пухе, в левом скребетесь ухе.
Я не хочу быть ульем, я обойдусь без меда,
мне не по нраву ваша сладкая несвобода,
соты, царица, трутни, зимние посиделки,
но не могу покуда я разлепить гляделки.
Сон меня держит цепко, чую, что влипла крепко.
Вот уже завозились возле правого уха.
Есть, – мне жужжат, – старуха, и на тебя проруха,
милости не дождешься, прошлого не воротишь.
Если уста отверзнешь – худшего напророчишь.
СЛАВА
А я веселая иду
В своей сиреневой сарпинке
И, щурясь, яблоки кладу
На дно соломенной корзинки.
Лариса Васильева
Испытала на мгновенье жгучей зависти укол.
Замела свое томленье флорентийским платьем в пол.
И поверх голов смотрела, щурясь, с красного крыльца,
угадав, что песня спета, вся допета до конца.
А судьба неотвратима, а до сути не дошло.
По ступеням Таормина одиночество сошло.
И на щиколотке тонкой, претерпевшей тяжесть лет,
утешая, как ребенка, драгоценный пел браслет.
Но в сиреневой сарпинке при своей льняной луне,
хороша, как на картинке, ты еще приснишься мне.