Журнал «Кольцо А» № 147
ЗВЕЗДА НАД ОЛЬХОНОМ
Поэзия на Байкале для меня – как для многих – началась с Анатолия Кобенкова. Вскоре Толя переселился в Москву, потом его не стало. Казалось, с уходом Кобенкова фест неминуемо загнётся: в Иркутске многое впрямь держалось на его непререкаемом авторитете и обаянии. Поэтому когда меня во второй раз пригласили приехать в Иркутск, первым чувством стало искреннее изумление: неужели кто-то ещё решился взвалить на плечи непосильный груз фестиваля?
Жутко хотел вытащить на Байкал Генку Жукова – но в последний момент у него что-то не срослось. Полетели с Виталиком Калашниковым, Максом Амелиным и Виталием Науменко. И Генки, и обоих Виталиков, увы, больше уже нет.
То, что число гостей VII Фестиваля вышло сравнительно невелико, объяснялось просто: деньги местным начальством впрямь выделялись «под Кобенкова». Люди, на свой страх и риск решившиеся на продолжение феста, окружающими воспринимались как безответственные авантюристы, кем-то – как камикадзе.
Во время первого посещения Иркутска Игоря, если честно, я особо не запомнил: слишком плотным косяком шли события, выступления и люди. Так что Дронов для меня начался именно с VII Фестиваля. Начался как такой вполне себе самодостаточный смерч. Энергия его поражала. Особенно по контрасту с покойным Кобенковым – всегда старавшимся держаться подчёркнуто незаметно, деликатно. Дронов – наоборот – самим фактом появления в общем пространстве недвусмысленно заявлял: «Я здесь для того, чтобы устроить вам всем праздник! И я его устрою, чего бы это ни стоило!»
Все жестикулярные и имиджевые примочки уже были при нём: фирменное потирание рук, фирменная улыбка, фирменный, выверено-карнавальный стиль одежды. Но прежде всего – повторюсь – это был смерч, энергетический поток, противиться которому казалось попросту невозможно. Да и к чему? Фестиваль был устроен на диво уютно, грамотно, с любовью. Уже потом я узнал, что Игорь докладывал в его проведение собственные деньги. Что, уже после феста, его начали методично изводить интригами в Союзе писателей, навешали нелепых обвинений. Даже попытались отстранить от проведения фестиваля, приватизировать (из каких-то шкурных соображений) раскрученный бренд.
В общении с Дроновым (для меня лично) существовало два, сильно различавшихся, режима: публичный и tête à tête. Публичному Дронову прям-таки вусмерть важно было выглядеть безукоризненно-победительным. Он зорко следил, чтобы гостям было комфортно. Подобно снисходительному отцу-командиру, отслеживал подвыпивших стихотворцев. Стремился, чтобы инициированное его энергией и волей праздничное действо развёртывалось – даже в мелочах – по первому разряду. То же касалось публичных дискуссий. В них Игорь непременно должен был одержать победу – даже отстаивая идеи, на вкус собеседников, весьма сомнительные, а то и вовсе завиральные. При этом на себя одеяло тянуть Дронов не стремился. Ему важнее было спровоцировать дискуссию – «замутить движуху» – вовлечь в неё как можно больше участников, а потом наблюдать со стороны за её непредсказуемым развитием. Улыбаясь и довольно потирая руки.
Всё-таки Игорь был чистейшим, беспримесным персонажем карнавальной культуры. Атмосфера «движухи», казалось, была ему необходима, как воздух. Потому и обречён был сам генерировать её беспрерывно, что без движухи жизнь моментально становилась скушной, пресной, неправильной. Лишённой смысла. Со стороны он долгое время воспринимался эдаким понтярщиком. Да: обаятельным, праздничным, доброжелательным, неимоверно симпатичным – но всё ж таки понтярщиком. Человеком неглубоким и легковесным.
Сейчас уже не упомню, когда и при каких обстоятельствах нам толком впервые довелось пообщаться с глазу на глаз. Так я узрел совсем иного Дронова: глубокого, серьёзного, искреннего. Отсутствие необходимости работать на публику освобождало его от карнавальной маски – и стиль дискуссии менялся разительно. На смену привычному пиписькомеру, нацеленному на выяснение степени крутизны спорящего, приходил спокойный, вменяемый, заинтересованный диалог. В отличие от Дронова-публичного, стремившегося настоять на своём любой ценой, Дронов-непубличный мог позволить себе признать собственную неправоту, в чём-то согласиться с оппонентом. Хотя личные strong opinions защищал с никак не меньшим темпераментом.
Именно из приватных разговоров, открывающих Дронова-непубличного, я понял, что встретился с редкостным случаем истинного подвижника поэзии. Вот уж кто – бесспорно – «любил поэзию в себе, а не себя в поэзии»! Любил до демонстративного, горделивого самоумаления: в отличие от практически всех ведомых мне организаторов аналогичной поэтической движухи, Дронов – в рамках фестиваля – ни разу (!!!) не позволил себе собственное чтение за компанию с приехавшими в Иркутск живыми классиками (тем же Рейном или Кенжеевым). Для человека, привыкшего к лукавству нынешнего литературного этикета, подобное внутреннее целомудрие воспринималось чем-то практически невероятным, драгоценным. При этом позиция Дронова явно была лишена кокетства или самоумаления: выступать он умел и любил (свидетельством – активное участие в слэмах) и цену себе знал прекрасно. Просто – в рамках проходящего фестиваля – ему казалось принципиально важным познакомить земляков именно с гостями. А затесаться самому в их компанию – представлялось знаком какой-то внутренней небескорыстности что ли.
Люди, любящие поэзию столь целомудренно и бескорыстно, как любил её Игорь – величайшая редкость. Всё-таки внутрицеховую ревность никто ещё не отменял, и восприятие коллеги-современника как потенциального конкурента – чувство вродь как и «низкое», но вполне обыденное, самому себе вполне извинительное. Дронов в этом смысле оставался верен неким суверенным, некогда ранее взятым на себя обетам. Если чьи-то тексты ему не нравились – переубедить его было невозможно. Зато уж если в чьи-то стихи влюблялся – любовью своей буквально фонтанировал, стремился заразить ею всех и каждого.
Жуткая несправедливость видится в том, что как поэт – не как культуртрегер, организатор и участник слэмов, один из по пальцам считанных людей, на которых держалась литературная жизни Иркутска – а именно как поэт он известен до обидного мало. Строго говоря, сам виноват. От предложений помочь ему с публикациями Игорь отмахивался с досадой. Гадать о причинах глупо. Так уж сложилось, что человек, исхитрявшийся на протяжении многих лет тащить на плечах практически непосильный груз организации Фестивалей поэзии, пиаром собственной стихотворной продукции был озабочен мало. В самом начала нашей дружбы Дронов признался, что меня некогда выделил из обильной толпы столичных стихотворцев по тому же признаку: «Ты больше другими, чем собой, все эти годы занимался…»
Что ж, значит, предстоит прочитать и осмыслить написанное им заново. При всём скептическом отношении к слэмам – пересмотреть сохранившиеся ролики. Из сохранившихся разнородных фрагментов мозаики – заново скрупулёзно припомнить его, такого (на мой вкус) противоречивого и, одновременно, такого цельного. В этом сочетании противоречивости и цельности – лично для меня – содержится некий саднящий, незаживающий вызов. Непременное желание понять – пусть даже для этого придётся кардинально сменить оптику.
Незадолго до ухода мы чудом сумели повидаться в Питере, всего на несколько часов. У Дронова была командировка в Выборг – а я из последних сил пытался спасти уходящую маму. К тому времени в соцсетях мы с удручающей регулярностью ссорились по поводу политики. Я недоумевал и обижался, когда Игорь – ни в чём не ведавший удержу – пытался меня троллить. Но вот встретились, поговорили с глазу на глаз, и всё встало на свои места: политика – политикой, а дружество – дружеством. Проводил его до метро. Обнялись – уверенные, что точно так же обняться доведётся ещё не раз.
Когда человек умирает, как известно, изменяются его портреты. Я не видел Дронова в гробу – и слава Богу. Для меня Игорь остаётся по-прежнему живым – более живым, чем многие из соседей по планете. Просто переехавшим в некую точку, связь с которой всё же возможна – хотя и затруднительна. Как покойный отец, убывший в стихах Бродского в Австралию. Вот и Дронов переселился на какой-то небесный Ольхон. Недаром строки: «Я видел звёзды над Ольхоном. Теперь не страшно умереть» – я написал во время незабываемой поездки, которую они с Асеевой мне подарили. И они же, разумеется, стали их первыми слушателями.
Ушедший Игорь стал для меня точно такой звездой над Ольхоном. Увидеть их на небе – подвешенными неимоверно близко, как яблоки в саду, рукой коснуться можно – случается неимоверно редко. Мне довелось. Благодаря Игорю и Ане. Ане – сил. А Игорь остаётся для меня важнейшим внутренним оппонентом. Одним из редкостных – драгоценных – читателей-собеседников, чьё понимание делает занятия стихотворчеством небессмысленными. Даже в наши, не самые благоприятные к поэзии времена.
Мазохистически предвкушаю, как непременно увидимся и обнимемся, брат. И ты, довольно потирая ладони, неистовство примешься доказывать мне, что вот здесь, здесь и здесь я написал откровенную фигню. На радостях готов даже согласиться. Во всём.
Виктор Куллэ
Игорь ДРОНОВ
(1961–2018)
Игорь Дронов – иркутский поэт, культуртрегер, организатор Международного фестиваля поэзии на Байкале имени Анатолия Кобенкова. Автор поэтических книг «Билет до вечности», «Свидетель», «Из-Бранное».
«…ПРО ПОЕЗДА И ГОРОДА…»
* * *
Ну кто я и зачем? Какой нелепый лес.
Что вынудило нас сойти на этой станции,
Где яркие цветы и в комариных танцах
Знакомая тоска с мелодией и без?
Как просто не желать и, голову задрав,
Лежать в поляне тех – несорванных – ромашек,
Поскольку нет любви, воспоминаний даже,
Поскольку скоро дождь пойдёт как из ведра.
Ударом по лицу. Пусть он напомнит мне
Движение твоих всегда холодных пальцев.
Вот так – лежать в траве и смерти не бояться
Я, кажется, готов, и, кажется, вполне.
* * *
Доченьке
Достаточно капли. А если тебя – с головой?..
И ты – чуть иначе прекрасно, следящее небо.
И следом за первым подходит к финалу второй
Безбашенный месяц, дороже которого не было.
И я – чуть иначе… Я вижу, как соки текут
Сквозь липкое тело огромного старого клёна…
Сегодня Тимченов незримо присутствует тут,
В листве затерявшись в своём камуфляже зелёном.
А ты – это он, ещё полон магических сил
И явственно помнишь: Вампилов – ещё на разбеге –
К тебе, молодому, частенько сюда приходил,
Чтоб вместе задумывать первые к свету побеги.
Когда в этой кроне сплетались событья и миф,
Средь штиля, смотри, ветерок неожиданно дунул –
И, кажется, Бродский, пивка на вокзале попив,
Крылатку сорвал и о родине-суке подумал.
Теперь-то я знаю, что лет восемнадцать пройдёт,
Когда-нибудь вечером двадцать четвертого мая
Другая девчонка тихонько листочек сорвёт…
Она всех спасёт. И она нас с тобой оправдает.
* * *
Жизнь разлетелась, словно зеркало,
Сверкнувши формою овала…
Тобой меня перековеркало,
А мной тебя не удержало –
По правилам термодинамики,
В стремленье к хаосу и пыли…
Но эти маленькие камешки,
Похоже, небеса хранили…
Подобострастные и синие,
Где в каждом закоулке – тайна…
Две расходящиеся линии,
Пересечённые случайно…
* * *
Вчера. Понедельник. Народ без числа.
Так город вгрызается в будни.
В кургузом пальтишке ты мимо прошла
Транзитом, как Gloria mundi.
Некстати случилось, что выпавший снег
Изрядно замедлил движенье,
И не было сил обозначить разбег
Вослед исчезающей тени.
И наша невстреча, и легкий мороз,
И всё в устоявшемся быте
В пространстве отсю до невидимых звезд
Рождали цепочки событий,
А вместе они, помещённые в ряд,
Меняли течение века…
…В Багдаде больницу разрушил снаряд,
Убив двадцать три человека.
* * *
Сейчас произнеси: не все листы опали…
Изысканный трюизм, спасавший всякий раз
В мгновения, когда какие-то детали
Формировали фон, не умещаясь в глаз.
Представилось окно, очерченное алым,
Случайный горизонт, доставшийся взаймы…
Я разделю её по бесконечно малым –
Родившуюся здесь мелодию зимы.
Среди крупинок льда и звуков невесомых
Куда-нибудь туда, где нас никто не ждёт,
Отчаянный полёт бескрылых насекомых…
Но, кажется, таким и должен быть полёт.
* * *
Я не верил, что бывают смешные призраки,
Пока воочию не увидел их…
Постепенно утрачиваю индивидуальные признаки,
Приобретая изобилие видовых.
И где прежде тишина прожигала уши,
С периодичностью примерно в полтора часа
Я с изумлением отчетливо прослушиваю
Разные перестуки и голоса.
Это мои неуёмные братья…
Надо падать, чтоб общаться с ними…
Но иначе не суметь вычертить в закате
Кровью вечера последнюю букву имени.
Он во всю ширь развернул мизансцену –
Не было края даже на небесах…
И только вопрос: готов ли дать настоящую цену
За билет, что когда-то нашёл в кустах?
* * *
Когда деревья и кусты
Небесным заливало светом,
Я собирал в полях цветы,
Объединяя их в букеты.
Не в благородном хрустале –
На срезах, неостывших ранах
Цветы стояли на столе
В гранёных водочных стаканах.
РОМАНС
Дрожание ресниц. Явление второе.
Классический романс. Прощальная слеза.
Затасканный сюжет, как расставались двое
И прямо на ветру друг друга жгли глаза.
Кто нас приговорил без встречи на разлуку,
Мой ласковый мираж, мой невозможный май?
Позвольте задержать в ладонях Вашу руку,
И пусть уйдёт без Вас ещё один трамвай.
Взамен ненужных встреч мы выбрали прощанье,
Несорванный букет завянет в хрустале…
О, почему не смог остановить дыханья
Наш первый поцелуй – последний на Земле.
Доигрываем фарс. Какая мизансцена!
Последние слова, сейчас погаснет свет.
Я предлагаю Вам уйти одновременно,
Чтоб не хранить в душе теряющийся след.
Я заклинаю Вас, придумайте начало
Под этот впопыхах придуманный конец,
Чтоб ветром и дождём страницы разметало,
Наполнив вкусом слёз и трепетом сердец.
* * *
Я ненавижу всяческих пророков –
За ними всюду следуют стада.
Здесь было предостаточно уроков,
Где словом разрушали города.
Скажи как есть. Скажи витиевато.
Скажи, как можешь. Лучше промолчи.
Из самых оголтелых демократов
Обычно вырастают палачи.
ДОЧЕРИ
В дома одетый снег, опоры, как стаканы,
И страшно пригубить холодного вина…
Ворвётся в ночь зима, а в души – ураганы.
Не может быть, что ты не будешь спасена.
Куплю себе халат и сяду у камина,
И розы уберу подальше от окна.
Пусть навевает сон звучание Расина.
Не может быть, что ты не будешь спасена.
Пусть вздрагивает тень от красоты и боли,
Когда-нибудь придут иные времена.
А собственно, о чём? Вам всё расскажут в школе.
Не может быть, что ты не будешь спасена.
* * *
Памяти Андрея Тимченова
В мире, Словом рождённом, люди – как части речи,
И хаос обусловлен их неправильным соединением…
Господи, сделай меня наречьем,
Я очень устал быть местоимением!
И тогда как, почему и сколько
Неизбежно получат свои ответы…
Я всё сделаю, если только
Хватит оставшихся сил на это.
Буквы снова входили в тело,
Как обычного дня течение,
И луной на меня смотрело
Лицо поэта Андрея Тимченова.
Из удушья соснового ящика,
Кем-то в мерзлую землю заброшенного,
Жизнь не видится состоявшейся,
Представляется тоской по прошлому.
Всё пропето и изувечено…
Красота – зеркала и свечи.
Было только одно наречие –
Вечно.
* * *
Памяти Сергея Гандкина
Опять мирволит время. Возле пуповины
Не различить ни зги…
Ты список кораблей дочёл до середины?
Теперь его сожги!
И будет небосвод ворочаться над бездной,
Без устали следя
За тем, как всякий раз выходишь из подъезда
На линию дождя.
И этот мир – греха, автобусных билетов,
Асфальта, где стоишь –
Тебя опять за всё потребует к ответу –
Без зонтиков и крыш.
Неясно, почему прощаешься со всеми,
Произнося «пока»…
А кто-то в темноте выцеливает в темя
Ударом кулака…
* * *
Где море делает дугу,
На Юкатане или в Дании,
Я долго ждал на берегу,
Когда проявится сознание.
Легко освоил устный счёт,
Раскрасил шкуру крокодила,
Надеялся – вот-вот придёт –
Не приходило.
Я силился вглядеться в гладь,
Надеялся себя увидеть,
Но только представал опять
В привычном обезьяньем виде…
Рефрен – остаться и уйти –
Пока внезапно не прорвалось,
Что все нелепости пути
Осмысленней, чем мне казалось.
* * *
И будет день, и будет, как всегда,
Рука искать счастливые билеты,
Но эта сказка даже не об этом,
Она про поезда и города.
Мои следы на сахарном песке
С упорством психа заметает ветер…
Уйти из тьмы и воплотиться в свете,
Доверив тело гробовой доске.
Трепещет солнце в полусфере рук,
Железный обруч сдавливает груди,
И если дальше ничего не будет,
То, слава Богу, сохранится звук.
Безмолвие – последняя печать –
Снимаются тугие оболочки,
На саван в тишине ложатся строчки
И невозможно ничего понять.
Чужое тело, сказка не о том,
Текущая вода, глоток свободы –
Такое семя не давало всходы,
Такое семя согревалось ртом.
И снова: мене, текел, упарсин…
Обрывки слов и странные созвучья,
Горящие, как будто эти сучья
В костер отца подбрасывает сын.
И чем острее ощущаешь связь
Давно знакомых и различных истин,
Тем ближе и родней засохший листик,
Готовый тихо с дерева упасть.
Так в чём же дело? Талифа куми!
У старой сказки не было названья…
Да будет Свет! И Божии создания
Себя впервые чувствуют людьми.