Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 147




 

10 июля 2021 г. известный политик, публицист, Председатель Союза писателей Москвы Сергей Александрович Филатов отмечает своё 85-летие.

Редакция журнала «Кольцо «А» поздравляет нашего большого друга и желает ему крепкого здоровья и реализации всех творческих планов.

Сергей ФИЛАТОВ

Foto 1

 

«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ ЛЮБИТЬ НЕВОЗМОЖНО, ЕЁ НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ»

Интервью директору Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова Владимиру Семёнову

 

 

Владимир Семёнов: Сергей Александрович, большое спасибо, что нашли время прийти к нам. Несмотря на то, что говорить с Вами о политике лично для меня очень соблазнительно, сегодня мы постараемся уделить больше внимания культуре и литературе.

Мой первый вопрос будет такой. В определённый период жизни Вы возглавляли администрацию Президента Бориса Николаевича Ельцина и располагали огромными возможностями. Вы могли выбрать для себя любое направление деятельности, но выбрали литературу и основали Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, больше известный как Фонд Филатова, который за много лет зарекомендовал себя оказанием существенной поддержки писателям. Расскажите, почему Вы решили заняться литературными проблемами, точнее – проблемами литераторов?

Сергей Филатов: Задуматься о себе и своём будущем меня заставили слова Бориса Николаевича. Однажды он вызвал меня и предложил взять на себя работу с интеллигенцией в его штабе. «У вас очень хорошие отношения с писателями и артистами», – заметил он. Раньше я никогда не задумывался об этом.

Возможно, тяга к людям искусства возникла у меня, потому что мой отец был поэтом. В детстве меня окружали творческие люди. Я слушал их разговоры, понимал их проблемы и потребности. Недавно я прочитал слова Фадеева, которые сильно удивили меня. Он сказал, что в советское время они были не писателями, а ремесленниками. Ремесленник от писателя отличается тем, что выполняет чужую волю и пишет по заказу.

Не мудрено, что Фадеев, говоря о ремесленниках, умолчал о писателях репрессированных, расстрелянных, покончивших жизнь самоубийством, к гибели которых он был причастен как Председатель правления СП СССР. Недаром накануне самоубийства признался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».

Совесть мучает живущих двойной жизнью.

Неслучайно, как только развалился Советский Союз, произошел и распад Союза писателей СССР на несколько организаций, у каждой из которых было собственное видение будущего нашей литературы. В формировании Союза писателей Москвы огромное значение приобретали вопросы нравственности творчества, возможности говорить правду без цензуры.

Как-то раз у Михаила Швыдкого зашёл разговор о нашей молодежи и молодых писателях, в котором принял участие Владимир Викторович Григорьев, бывший тогда заместителем министра по печати. Очень скоро мы поняли: никто не знал, что происходит сегодня с молодёжью, что она пишет, где печатается и чем дышит. Тогда я решил взяться за эту тему, но при одном условии. Условие с одной стороны было очень простое, а с другой – связанное с определенным риском.

В журналах к тому времени произошли разделения на «патриотическое» и «либеральное» направления. Отношения между ними были холодные, а иногда доходили даже до конфликта. Тем не менее, мне казалось, что молодёжь должна пройти через этот коридор. Немного подумав, Швыдкой и Григорьев согласились на моё предложение. Я мог использовать все журналы и вести работу с молодёжью. Центральных «толстых» литературных журналов было двенадцать, потом появился «Пролог» и стал тринадцатым. Вместе мы взялись за работу с молодёжью.

Интернет в начале 2000-ых был ещё очень слабым и малодоступным, поэтому мы столкнулись с проблемой: как достучаться до молодых писателей? Первые два года мы отправляли в командировки главных редакторов журналов по регионам, чтобы они встречались с молодыми авторами, знакомили их с проектом. Как только мы начали работать, буквально в первый же год – 2001­й – нам удалось собрать Форум молодых писателей. Участников было немного, всего 120 человек из 21 региона. Остальные форумы проходили уже в нормальном количестве – 150–160 человек. Мы собирали произведения через интернет и по почте, рецензировали их, проводили мастер­классы. В наших пленарных заседаниях участвовали ведущие писатели, критики, литературоведы, экономисты и политики. Мы приглашали тех, кто мог дать молодёжи точную информацию о происходящем в стране и вокруг неё. Чтобы разобраться в этом, необходимо быть не только грамотным, но и образованным человеком. Я считаю, что литература наиболее честное явление в нашей жизни. Мы всегда можем отличить литературу правдивую, искреннюю, талантливую от заказной, в которой навязывается политическая пропаганда.

Выступая перед молодыми писателями, я всегда говорю: «Вы можете всё. Единственное, что вы не можете, – лгать. Соврав единожды, завтра вы кончитесь как писатели. Ваши книги никто читать не будет, а молва, которая пойдёт о вас, не даст вам подняться в глазах читателей».

Я посмотрел записи семнадцати форумов, которые мы провели. В общей сложности у нас побывало около трёхсот молодых авторов. В первые годы на форумах выступали известные писатели, выдворенные из СССР в брежневские времена за инакомыслие (к счастью, тогда уже не расстреливали, зато губили в психушках) и потянувшиеся в Россию, как только началась перестройка. Среди них были Василий Аксенов, Владимир Войнович, Юрий Кублановский. Для форумцев было очень важно проследить их судьбы, посмотреть, как строилась их жизнь за рубежом и осознать, что мы потеряли.

Постепенно на форумах начали появляться крупные современные писатели. Беседы с ними всегда вызывали живой интерес – это взаимополезное общение. Молодые литераторы, которые ещё вчера выступали на форумах, сегодня завоевали позиции в большой литературе. Они сами ведут мастер­классы, выступают на творческих встречах и с удовольствием используют командировки для того, чтобы проводить встречи с читателями.

Юрию Олеше приписывают фразу «Писатели – инженеры человеческих душ», которая стала крылатой после того, как её озвучил в 1932 году Сталин. Отец говорил, что писатель всегда по внешнему виду человека определяет, что тот собой представляет. В этом плане писатель тоже инженер собственной души: то, что он создаст, зависит только от него.

В 1939 году отец написал поэму «Застава Ильича». В 1951 году он издавал свою первую книгу и включил в неё поэму. Но в издательстве сказали, что не могут её взять, потому что поэма посвящена Ленину. Тогда отцу пришлось добавить восьмистишие о Сталине, чтобы угодить цензуре. Сегодня писателю такого никто не скажет…

Я считаю, что литература находится в развитии. Литература – единственный источник, благодаря которому можно понять, что происходило и происходит в стране и мире.

Я всегда говорю ребятам: вы хорошо знаете свою жизнь, но не знаете жизнь своих родителей и друзей. Они видны вам внешне, а их внутренний мир вы можете отразить только в книге.

Владимир Семёнов: Сегодняшняя интеллигенция и интеллигенция 90-х претерпели качественные изменения? Я помню, с каким энтузиазмом мы восприняли Вашу идею создания Конгресса интеллигенции. Это стало долгожданным знаком, и все сразу приободрились...

 

Сергей Филатов: С идеей создания Конгресса интеллигенции России ко мне на дачу в 1997 году нагрянули Валентин Оскоцкий, Анатолий Приставкин, Владимир Савельев и Татьяна Кузовлева. В том же 1997 году мы провели три Конгресса интеллигенции – в Москве, Санкт­Петербурге и в Уфе. В 2001 году состоялась наша последняя встреча. Конгресс интеллигенции был создан для диалога между властью и обществом. Общество представляла интеллигенция, потому что только она могла разговаривать с властью на равных, правдиво и смело. Этот Конгресс мне часто напоминал президентский совет у Бориса Николаевича Ельцина. На подобных заседаниях всегда очень остро ставились вопросы. Я видел, как переживал Борис Николаевич и как болезненно он воспринимал каждое выступление. Но в то же время он понимал, что острота дискуссий даёт пищу для раздумий над ошибками, победами и неудачами.

Владимир Семёнов: Какое, на Ваш взгляд, у Ельцина было отношение к интеллигенции и людям культуры? С его стороны это являлось искренним порывом? Ельцин считал людей культуры своими союзниками, или чувствовал, что интеллигенция – чуждая субкультура, с которой необходимо дружить?

Сергей Филатов: Скорее всего, он понимал, что с интеллигенцией необходимо дружить и прислушиваться к ней, несмотря на то, что с эмоциональной точки зрения это бывает неприятно. Сердце болит от того, какую горькую правду приходится иногда выслушивать. Поэтому интеллигенцию любить – в обычном понимании этого слова – невозможно. Её необходимо понимать, думая о будущем, об обществе и нормальной жизненной атмосфере.

Владимир Семёнов: Вы упомянули форму госзаказа по отношению к писателям. Вы считаете, что это глубоко порочная вещь, и это не нужно?

Сергей Филатов: Фадеев написал «Молодую гвардию». В романе Сталину не понравилось, что недостаточно отражена роль коммунистов, и он заставил Фадеева переписать его. Я люблю эту книгу и уважаю подвиг молодогвардейцев. Мальчиком я плакал, когда смотрел кино. Писатель вправе развернуть сюжет так, как ему видится.

Владимир Семёнов: Занимаясь молодыми писателями, Вы наверняка вкладываете в это какую-то идеологическую основу. У этих писателей существуют разные взгляды, и не только либеральные…

Сергей Филатов: Мы никогда не касаемся взглядов. Нас интересует только содержание и язык. В последние годы качество русского языка сильно упало во многом из-за того, что молодёжь мало читает, а школы часто выпускают в жизнь безграмотных учеников. К тому же появилось много иностранных слов, которые коверкают язык, засоряют русскоязычную атмосферу. К тому же многие молодые авторы неправильно поняли отсутствие цензуры. В конце 90-ых – начале двухтысячных произведения молодых авторов были насыщены сексом, матом и описанием кровавых разборок. Авторам казалось, что именно этим они привлекут читателей, а когда увидели, что интереса нет, убавили количество пошлятины. А мы, в свою очередь, начали читать им лекции о русском языке. Некоторые прозаики грешили канцеляризмами, а поэты – графоманией. Поэзия, на мой взгляд, – ведущий жанр литературы. Именно она формирует кругозор и оттачивает философские мысли. В одном стихотворении можно запечатлеть целую эпоху.

Мне кажется, постепенно свобода самовыражения приобретает ценность для каждого писателя. Наши крупные мастера для себя уже эти темы выделили. В дискуссиях, на пленарных заседаниях, на выступлениях мы всегда ведём подобные разговоры. Это помогает творческой молодёжи обрести смелость в выборе тем. В национальных регионах в этом отношении положение сложное. Там власти пытаются заставить авторов писать только на родном языке. Это неплохая идея, но для писателя важно расширять круг своих читателей, а это возможно только благодаря переводам на русский, открывающий дорогу к переводам на другие языки, к международной читательской аудитории. Сегодня мы начали больше времени уделять внутреннему переводу с национальных языков на русский. Мы провели уже пять таких семинаров, и это не предел. Нам очень помогает Александр Ливергант, который прекрасно владеет основами перевода литературы. Литературный язык – особый язык. Важно, чтобы наши читатели понимали разницу между ним и бытовой речью. В литературном языке могут быть бытовые вкрапления, но если всю книгу написать бытовым языком, – станет скучно читать.

Владимир Семёнов: «Толстые» литературные журналы переживают сегодня кризис. Тиражи по сравнению с советским временем сильно упали. На Ваш взгляд, у литературных журналов есть будущее?

Сергей Филатов: В любом случае их тиражи больше, чем тиражи книг. Мы выпускаем книгу тиражом 1000 экземпляров, а некоторые издательства выпускают поэзию не более 100 экземпляров. У известных писателей, которые лидируют на этом поле, очень высокие тиражи: до 50 и даже до 100 тысяч экземпляров. Например, у Димы Быкова и Михаила Веллера. Но у большинства писателей тиражи меньше, чем тиражи литературных журналов. Меня беспокоит, что литературных журналов становится меньше в библиотеках. Фонд в своё время очень помог в книгоиздании, преобразовании наших издательств в частные предприятия и поддержке литературных журналов. Он оплачивал тиражи журналов, которые шли по библиотекам (около 10 тысяч экземпляров каждого журнала). Правда, это касалось только «либеральных» журналов. После ухода Сороса это продолжил делать министр культуры Михаил Швыдкой. Он значительно сократил количество журналов, которые закупались для библиотек (до 3 тысяч экземпляров). Сегодня мы ищем субсидии, с их помощью поддерживая коллективы, которые там работают, и тиражи, которые ещё остались. Очень сильно наши журналы подкосила аренда, а Правительство Москвы не хочет помогать журналам избавиться от арендных плат, на которые уходит значительная часть денег.

Некоторые журналы сегодня полностью находятся в интернете и больше не издаются в бумажном виде. Я считаю, что в сети у них нет будущего. Когда читаешь бумажный вариант, по-другому работают мозг и память. В бумажном журнале можно делать пометки, читать его в любом положении. Я искренне надеюсь, что найдётся способ поддержать наши журналы, если к тому времени они не исчезнут совсем…

Владимир Семёнов: Ваш фонд издал многие десятки книг. Наверняка уже появились новые молодые писатели, которые прошли через Ваши семинары и зарекомендовали себя в «большой» литературе. Расскажите о них.

Сергей Филатов: Захар Прилепин, Рома Сенчин, самый первый лауреат «Русского Букера» Денис Гуцко из Ростова­на­Дону, крупный литературный критик Серёжа Беляков, заместитель главного редактора журнала «Урал». Назову ещё лауреата премии «Русский Букер» Диму Новикова из Карелии, Алексея Иванова – блестящего писателя, лауреата премии «Большая книга».

Из детских писателей – Станислав Востоков, Настя Орлова, лауреат Президентской премии. Она пишет блестящие вещи для самых маленьких. Аня Матасова из Карелии. Лена Усачёва вместе с ребятами осваивает анимационные фильмы. Несколько лет они участвуют в фестивалях, которые проходят в Суздале. Ребята привозят туда не только сценарии, но и готовые фильмы. С этим материалом мы выступали на Московской книжной ярмарке.

Наши драматурги сегодня значительно «выросли». Их произведения становятся востребованными на театральных сценах. Огромную роль в этом сыграл Михаил Михайлович Рощин, который вместе со своей супругой вёл семинар драматургов на форуме. Сегодня этим занимается Александр Анатольевич Коровкин. Он ведёт мастер­классы, рецензирует присылаемые работы, выбирает из них наиболее яркие и рекомендует для печати в журнале «Современная драматургия».

Хуже дела обстоят с критикой. Думаю, что подобным образом обстоят дела не только у нас, но и по всей России. Мы всё время говорим ребятам, что без критики не будет яркой, востребованной, нужной и популярной литературы. Критик соединяет и углубляет понятие книги с социальной проблематикой страны. Помню год, когда у нас был большой наплыв критиков. В последние годы их количество стало постепенно уменьшаться. К сожалению, сейчас молодые критики перестают смотреть на вещи широко. Самым большим пропагандистом молодой литературы остаётся Рома Сенчин. Он читает всех наиболее ярких авторов, пытается обобщать их мысли и показать дорогу, по которой идут наша критика и литература. В этом плане он очень талантливый и работящий писатель. Серёжа Шаргунов становится сегодня одним из руководителей Союза писателей России.

Наметилась тенденция, направленная на сближение Союза писателей Москвы, Союза писателей России и Союза писателей Санкт­Петербурга. В своё время они неуважительно относились к писателям из других Союзов. Необходимо перейти на иной тон общения и создать площадку, на которой мы могли бы говорить не друг о друге, а обсуждать литературу и её развитие.

Владимир Семёнов: Имена Прилепина и Шаргунова в Вашем списке говорят об отсутствии идеологических принципов при подборе писателей. Приятно наблюдать писателей с разным мировоззрением… Какая сегодня миссия у Союза писателей Москвы? В советское время Союз писателей СССР был кастой, которая получала блага, а сегодня…

Сергей Филатов: У них были деньги и возможность решать: печатать писателя или нет. Иногда рукописи будущих книг сначала печатались в литературных журналах. Но решающее слово было за Правлением СП СССР, на котором решалось, какие книги и какими тиражами печатать. Многих писателей отправляли в творческие командировки, за которые платили неплохие деньги. Это тоже было своеобразной пропагандой литературы. Сегодня денег нет, поэтому, например, Союз писателей Москвы старается морально поддерживать своих коллег – устраивать встречи с читателями, проводить юбилейные вечера. Союз писателей Москвы проводит работу и с молодыми писателями. Мы участвуем во всех мероприятиях, на которых должно звучать писательское слово.

Союз писателей России, например, договаривается с губернаторами и отмечает юбилеи писателей, живущих в разных регионах. Мы этого не делаем, хотя не мешало бы начать…

Владимир Семёнов: Можете назвать писателей последних двух десятилетий, имена которых в будущем мы поставим в один ряд с Пушкиным, Толстым и Достоевским?

Сергей Филатов: Думаю, искусственно делать этого не следует. «Пушкин – наше всё», и я не представляю, что кто­нибудь захочет поставить другого писателя выше него.

Что касается писательских имён – все они очень разные. Не думаю, что писателей сегодня объединяет общая идея. Каждый видит своё и пишет о своём.

У классической литературы сегодня появился мощный конкурент – детективы. Они читаемы и имеют колоссальные тиражи. Подобный успех, на мой взгляд, обусловлен политикой государства. Если посмотреть на средства массовой информации, то на первом месте борьба с коррупцией, бандитизмом, терроризмом и экстремизмом. Экстремизм не литературное, не государственное, а скорее математическое и физическое понятие. Введя этот термин, мы сильно расширили понятия терроризма и всего преступного мира. Малейший «бугорок» на жизненной прямой мы сегодня называем экстремизмом. Как только страна начнёт уходить от этих явлений, то книг о жизни, о работе, о проблемах, которые нас ожидают, станет больше.

Владимир Семёнов: Сергей Александрович, расскажите о Ваших книгах.

Сергей Филатов: На самом деле писать книги я не планировал. В 1995 году ко мне в кабинет пришли мои друзья­писатели и принесли первую книгу – «На пути к демократии». Это был сборник моих выступлений в должности первого заместителя председателя Верховного совета и руководителя Администрации Президента.

Вторую книгу я написал уже под давлением друзей. С помощью Володи Савельева и Тани Кузовлевой я написал книгу «Совершенно несекретно», в которой рассказал о жизни в Верховном совете и Администрации Президента. В книге я также осветил несколько существенных проблем. Например, борьбу Верховного совета с Борисом Николаевичем по поводу реформ. Сначала целенаправленно хотели избавиться от Гайдара, а потом и от Ельцина.

Третью книгу я писал на основе своих статей. Я много писал о Конституции, о своих друзьях­писателях и жизни. Книга называлась «По обе стороны». Сначала я хотел её назвать «По обе стороны Кремля», а потом понял, что «По обе стороны Кремля» может означать не снаружи и внутри Кремля, а от Боровицких ворот до Спасской башни.

В промежутке между написанием книг я начал преподавать политологию. Прочитав и просмотрев полсотни книг, которые, в основном, были написаны казённым языком, я решил написать курс политологии для себя. К моему 80­летию мы издали книгу «Жизнь продолжается». Книга повествует о наших делах и нашей жизни. В ней я немного расширил темы, представленные в предыдущих книгах. Половину книги писал я, а другую писали мои друзья обо мне. Вот пока все книги, которые я написал… Правда, на компьютере я вёл дневник «Мгновение». В нём были мои воспоминания о прожитых днях. Большую часть материала для книг я брал оттуда.

Владимир Семёнов: Вы не только политик, государственный деятель, но и творческий человек. Вы сами составляете планы и ставите перед собой задачи… Каждый человек всю жизнь находится в поиске. Вы не могли бы сформулировать, в чём заключался Ваш поиск? Что Вы искали в жизни и книгах?

Сергей Филатов: Я ничего целенаправленно не ищу. Я всегда стараюсь быть честным, правдивым и чистым.